В Гамбург прибывают Джордж Харрисон и Брайен Эпстайн

12 апреля 1962 г.

 

Бруно Цериотти (историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в составе: Рори Сторм, Джонни «Гитара», Ти Брайен, Ринго Старр, Бобби Томпсон (бас), Вики Вудс (Vicki Woods) на военно-воздушной базе «Фонтенет», расположенной во Франции (U.S. Air Force Base, Fontenet, French). Выступления с Бобби Томпсоном и Вики Вудс».

 

Милли Сатклифф: «Милли Сатклифф: «Первым Битлом, услышавшим новость о смерти Стю был Джордж, который был еще в Ливерпуле, тогда как остальные уехали раньше. На пороге моего дома Джордж расплакался. Он плакал, как ребенок. Брайен сказал, что он позвонит мне, чтобы я поехала в аэропорт Манчестера с ним в его машине».

 

Полина Сатклифф: «Алан и Берл Уильямсы были очень добры и помогли матери добраться до аэропорта. Так получилось, что этим же рейсом в Гамбург летели Брайен и Джордж. Я думаю, что они были удивлены тем, что мать Стюарта летит в Гамбург и наверняка поинтересовались у нее целью поездки. В это время была Пасха, и все рейсы были переполнены. Мы с Джойс должны были организовать похороны (прим. – Полина тут не точна, так как ее мать Милли говорит о том, что в аэропорт она уехала на машине Брайена)».

 

beatlesbible.com: «В Гамбург прибыли Джордж Харрисон и Брайен Эпстайн».

 

Из письма Брайена Эпстайна Берту Кемпферту от 27 марта 1962 г.: «Что касается участия в записи во время их пребывания в Германии, то я был бы очень рад обсудить это с вами после того, как сам приеду в Гамбурге 9 апреля – за несколько дней до приезда группы. Таким образом, я планирую встретиться с Вами и, возможно, обсудить детали их участия в сессии записи» (прим. – следует ли полагать, что Брайен вылетел в Гамбург 9 апреля и в этот день был уже в Германии?).

 

Джордж: «Я подхватил немецкую корь, поэтому выехал на день позже, чем остальные, вместе с Брайеном Эпстайном. В тот раз я впервые летел самолетом».

 

Филипп Норман: «Брайен Эпстайн должен был остаться в Гамбурге до конца апреля, а потом вернуться в Англию с намерением продолжить атаки на фирмы грамзаписи».

 

Марк Льюиссон: «В аэропорту Гамбурга их встречали Джон, Пол и Пит. Манфред Вейсследер одолжил им водителя и большой американский автомобиль – «Шевроле Импала» с проигрывателем и коктейль-баром».

 

Милли Сатклифф: «Видимо, Брайен отправил «Битлз» телеграмму с подтверждением своего прибытия с просьбой встретить рейс. Он сказал, что я с ними, но не сказал почему. Предположительно потому, что он подумал, что они уже слышали эту новость».

 

Марк Льюиссон: «В терминале, ожидая Джорджа и Брайена, они увидели Астрид и Клауса, которые приехали, чтобы встретить Милли. «А где Стю?», – спросили они, и в этот момент Астрид сказала им, что он умер».


62-04-12-BC21

Кадры художественного фильма.

 

Манфред Вайсследер (владелец клуба «Звезда»): «Леннон вставал на цыпочки и все оглядивался вокруг: «А где же Стю?» – наконец спросил он. «Стю умер». Мгновенно наступила мертвая тишина. Вдруг Джон застонал и упал с закрытыми глазами».


62-04-12-BC31

Кадры художественного фильма.

 

Астрид: «Пол постарался утешить, он обнял меня и сказал, как он сожалеет. Пит заплакал – он просто сидел и слезы текли из его глаз. Джон впал в истерику. Мы не могли понять, в том состоянии, в каком мы [с Клаусом] были, смеялся он или плакал, потому что это было все сразу. Помню, как он сидел на скамейке, сжавшись, дрожа, и раскачиваясь взад-вперед».

 

Пит Бест: «Джон рыдал, как ребенок».

 

Пол: «Неправда, что Джон, как говорят, засмеялся, узнав о смерти Стюарта».

 

Манфред Вайсследер (владелец клуба «Звезда»): «У Пола и Пита выступили слезы».

 

Пол: «Известие о смерти было подобно удару. Но я думаю, что после смерти моей матери я был защищен от эмоциональных потрясений неким подобием раковины. Из наших сверстников мало кто умирал, мы все были слишком молоды. Умирать полагалось пожилым людям, поэтому смерть Стюарта потрясла нас. У меня она вызвала угрызения совести, потому что мы нередко ссорились».

 

Джон: «Порой мы обращались с ним ужасно. Особенно Пол, который всегда придирался к нему. Но потом я понял, что было бы неправильным говорить, что все мы недолюбливали его. Я преклонялся перед Стю, он все предвидел, даже наш с Полом сегодняшний день. Он говорил мне, что все будет хорошо, и я верил ему».

 

Пол: «В конце концов, мы [со Стюартом] стали друзьями, но иногда все-таки срывались – обычно это происходило из-за того, что я завидовал его дружбе с Джоном. Все мы соперничали за дружбу с ним, а Стюарт, с которым Джон учился в школе искусств, был во много ближе Джону, и мы завидовали ему. Кроме того, я считал, что мы должны стараться изо всех сил, чтобы стать хорошей группой, поэтому часто заявлял: «Ты сыграл это не так». Но смерть Стюарта была ужасна, потому что уж художником он должен был стать знаменитым – это сразу видно, стоит посмотреть его работы.

Мы, остальные, не были так близки со Стю, как Джон – они вместе учились в колледже, жили в одной квартире, – но все-таки дружили с ним. Все опечалились, но удар смягчило то, что в последнее время он жил в Гамбурге и мы немного отвыкли от него. Мы не теряли контакт с Стюартом и я помню, что его письма становились все более беспорядочными и понимал, что это следствие его белезни и меня это тревожило».

 

Манфред Вайсследер (владелец клуба «Звезда»): «Это 6ыла самая тяжелая сцена, которую я видел в жизни. Леннона мы с трудом привели в чувство. Он потом долго еще ходил и плакал, так велико было его горе. Позже он мне сказал, что Стю был его лучшим другом за всю его жизнь».

 

Пит Бест: «Я никогда раньше не видел, чтобы он [Джон] так рас­клеился на людях… Он был в жутком состоянии. Столкнув­шись с горем, этот парень, такой циничный, оказался совер­шенно безоружным».

 

Пол: «Сильнее всех переживал Джон, ведь он был лучшим другом Сатклиффа».

 

Джон: «Я очень уважал Стю. Только ему верил, знал, что только он скажет мне правду, как теперь я го­ворю Полу. Если Стю считал, что это хорошо, я верил ему».

 

Пол: «Для меня это было чем-то далеким. Я не помню, чтобы я думал или делал что-нибудь особенное — но самое главное, меня встревожило то, что он погиб из-за какой-то штуки в мозгу. Мне кажется, что к тому моменту я стал спо­койней относиться к смерти людей. Стю давно не было с нами, и мы к этому привыкли, но то, что случилось, повергло нас в состояние шока».

 

Клаус Вурман: «Стю прожил так много за такое короткое время. Каждую секунду своей жизни он наполнял делом. Он видел в десять раз больше, чем все остальные. Он обладал поразительным воображением. Смерть Стю – это настоящая траге­дия. Ему предстояли большие свершения».

 

Полина Сатклифф: «Мать вспоминала, что к этому времени [когда Джон, Пол и Пит встретились с Брайеном, Джорджем и Милли] Джон уже не проявлял никаких эмоций вообще. Не было ни объятий, ни соболезнований, ничего».

 

Джордж: «Поговаривали, что он [Стю] умер от кровоизлияния из-за того, что его когда-то ударили по голове. Помню, его избили после концерта в Ливерпуле (просто за то, что он играл в группе), но это случилось двумя годами раньше. Он умер от кровоизлияния в мозг – всего за день до того, как мы прилетели в Германию».


62-04-12-BD21
62-04-12-BD22

Рисунок Клауса Вурмана с письмом на обороте, адресованном Полине Сатклифф. Стюарт изображен с крыльями и нимбом, стоящим на облаке с гитарой в окружении ангелов. В своем письме Клаус Вурман пишет: «Дорогая Полин, всего лишь небольшой рисунок твоего прекрасного брата на небесах, надеюсь, сделает тебя счастливее. Я надеюсь! Все маленькие ангелы – это поклонники Стюарта. У него есть клуб поклонников Стюарта. Ангелы говорят, что Стюарт намного лучше Элвиса и выглядит гораздо красивее. Я тоже так считаю».


62-04-12-BE21

Рисунок Клауса Вурмана: «Последний закат Стюарта».

 

Клаус Вурман: «Он [Брайен Эпстайн] мне совершенно не по­нравился. Робкий, стеснительный. Какая там сильная личность! Я представлял его себе совершенно иначе и, увидев Брайена, просто пал духом. Он произвел на меня удручающее впечатле­ние. У меня сложилось свое представление о будущем менеджере «Битлз». Это должен был быть крупный босс, в высшей степени динамичный, а не какой-то неуверенный в себе новичок».


62-04-12-BE31

Кожаный бумажник Стю, подписанный изнутри «Стюарт ФВ Сатклифф» рукою Стюарта черными чернилами. Фотография Астрид с надписью на оборотной стороне рукою Астрид: «Я люблю тебя на веки вечные. Ты любовь моей жизни». Маленькая подрезанная фотография с портретом Стюарта, сделанная Астрид. Цветной диапозитив Астрид в черном купальнике. Рекламный листок бронирования Британских железных дорог Харвич-Хук голландской ночной службы с написанным рукою Стюарта именем его преподавателя Е. Паолоцци, адресом Южного Кенсингтона, с рисунком трех абстрактных закорючек. Газетная вырезка с «Последним синглом Элвиса», свидетельство почтовой квитанции, датированной 1962 годом, немецкий телефонный номер и немецкий штамп.    



Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)