24 июня 1967 г.
24 июня журнал «Радио Таймс» вышел с цветной обложкой и статьей генерального директора «Би-Би-Си» Хью Гранта.
Хью Грин (генеральный директор «Би-Би-Си»): «”Наш мир” – это смелый эксперимент в области международных коммуникаций. Это не что иное, как попытка охватить земной шар с помощью телевидения. Несмотря на множество спутниковых трансляций в последние годы, «Наш мир» уникален и важен, потому что это первое глобальное сотрудничество в создании программы, а не в ретрансляции происходящего».
Из графика, подготовленного режиссёром программы «Наш мир», Дереком Баррелл-Дэвисом: «24 июня, суббота:
10:00-13:00. Настройка оборудования, установка света, выбор объективов, коммутация оборудования, технические тесты с контрольным оборудованием “Би-Би-Си”.
14:00-18:00. Предварительная локальная репетиция с “Битлз”.
Пол подписывает альбом «Сержант Пеппер» поклоннице Морин возле дома на Кавендиш-Авеню.
Возле студии «И-Эм-Ай».
С продюсером программы «Наш Мир», фото Лесли Брайса.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Джордж немного опоздал, поэтому его нет на этом снимке». Фото Лесли Брайса.
Дэвид Тейлор (автор статьи «Телепрограмма “Наш мир” – создание и реализация»): «На снимке Битлы на небольшой автопарковке перед студией. На заднем плане – передвижная телевизионная станция «Би-Би-Си» Эм-Си-Эр 28.
Во время трансляции там должны были находиться следующие специалисты: руководитель технической группы Джек Баласко; звукорежиссёр Алан Хичкок, который получал звук из нескольких микрофонов студии «И-Эм-Ай», один из которых находился в аппаратной перед Джорджем Мартином (перед Джеффом Эмериком был штатный микрофон студии для «обратной связи); режиссёр Дерек Баррелл-Дэвис, который либо сам управлял панелью микширования видео, либо у него мог быть помощник в студии; помощник режиссёра Кен Гриффин, выбирающий видеоряд с камер и следящий за хронометражем всей программы; за режиссёрским пультом сидели видеоинженеры, контролировавшие изображения с четырёх камер».
Фото Айвена Кимена.
Фото Дэвида Редферна.
Фото Алека Бёрни.
Фото Айвена Кимена.
Фото Айвена Кимена.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Днём с 14:00 до 16:00 более ста журналистов и фотографов были допущены в студию для фотосессии».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «За день до Большого события, «И-Эм-Ай» решила отказаться от своей обычной политики закрытых дверей и в первой половине дня допустила внутрь более ста журналистов и фотографов».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «В субботу утром множество фотокорреспондентов и репортёров получили доступ в студию 1 для короткой фотосессии».
Энди Грэй (журналист «Нью Мюзикл Экспресс»): «За день до трансляции нас пригласили на пресс-конференцию на Эбби-Роуд. Там было, наверное, больше сотни представителей прессы, потому что всё, что касалось «Битлз», заслуживало внимания. Мне кажется, мы немного послонялись снаружи, потому что Джордж немного опоздал – он задержался в пробке. После того, как он приехал, они выстроились с рекламными щитами с надписью «Всё, что тебе нужно – это любовь» на разных языках».
Фото Айвена Кимена.
Фото Дэвида Магнуса.
Фото Дуга Макензи.
Фото Дэвида Редферна.
Фото Джеффа Хочберга.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Джон с Полом уже сбрили свои усы, но Ринго ещё нет». Фото Лесли Брайса.
Фото Дэвида Магнуса.
Фото Джона Уильямса.
Фото Айвена Кимена.
Фото Джона Уильямса.
Фото Дэвида Редферна.
Фото Дуга Макензи.
Фото Джеффа Хочберга.
Фото Дэвида Магнуса.
Фото Дэвида Редферна.
Фото Криса Уолтера.
Фото Алека Бёрни.
Фото Айвена Кимена.
Фото Айвена Кимена.
Фото Брайана Даффи.
Фото Айвена Кимена.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Ведущий Стив Рэйс получил возможность взять эксклюзивное интервью». Фото Лесли Брайса.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В рамках подготовки к программе «Наш Мир», «Битлз» в сопровождении оркестра из тринадцати музыкантов провели репетиции».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Двум фотографам разрешили фотографировать репетицию. Это были Дэвид Магнус из фотоагентства «Рекс Фичез», хорошо известного «Битлз» и агентству «НЕМЗ», и штатный фотограф журнала для поклонников Лесли Брайс».
Фото Лесли Брайса.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Джордж занял место Ринго. Все Битлы очень хорошие барабанщики». Фото Лесли Брайса.
Дэвид Тейлор (автор статьи «Телепрограмма “Наш мир” – создание и реализация»): «После завершения настроек камер и звука, в 15:00 началась телевизионная репетиция с оркестром».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «С 14:00 до 16:00 в студии 1 «И-Эм-Ай» состоялась репетиция с участием команды телевидения «Би-Би-Си», в которой участвовали «Битлз», тринадцать музыкантов оркестра и Майк Викерс, бывший участник группы Манфреда Манна, которого пригласили дирижировать оркестром, поскольку Джордж Мартин был занят в аппаратной».
Ведущий Брайан Раст обменивается мнением с Полом. Фото Дэвида Магнуса.
На переднем плане телекамера Дейва Готье на операторском кране. Фото Лесли Брайса.
Майк Викерс (аранжировщик и дирижёр): «Второй день включал в себя несколько репетиций под телекамеру. Что мне нравилось в работе с «Битлз», так это то, что они были очень динамичными. Ничего не оставалось незыблемым. У них была основная идея, и они работали над ней, по ходу дела внося изменения. Идея включить в оркестровку фрагменты композиций «Зеленые рукава» и «В настроении» возникла по ходу работы».
прим. – «Зеленые рукава» (Greensleeves) – английская народная песня); «В настроении» (In The Mood) – композиция Глена Миллера и его оркестра.
Джон: «В конце звучит коллаж из отрывков известных произведений: “В настроении” Гленна Миллера, Бранденбургских концертов Баха, песни “Зеленые рукава”, наших “Вчера” и “Она любит тебя”».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «В этот день Джон добавил нам сумятицы, настояв на том, чтобы в последний момент в аранжировку были внесены изменения. Это привело Джорджа Мартина с состояние нервного переживания, поскольку он подготовил для оркестра партитуру и теперь должен был быстро придумать новые ноты для музыкантов, которые с раздражением слонялись по студии, ожидая, когда он закончит. К его чести, Джордж придумал захватывающую аранжировку, особенно учитывая очень сжатое время, в течение которого он должен был это сделать, и тактовую необычность этой песни».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Когда песня подходила к концу, звук стихал, и я спросил их: «Как вы хотите её закончить?».
– Делай абсолютно всё, что хочешь, Джордж, – ответили они. – Добавь любые мелодии, которые тебе нравятся, и просто обыграй их».
Пол: «Джордж Мартин написал окончание композиции “Всё, что тебе нужно – это любовь”. Сессия была поспешной, и мы сказали: “Окончание. Мы хотим, чтобы оно продолжалось и продолжалось”. На самом деле то, что он написал, было гораздо более бессвязным, поэтому, когда мы собрали всё воедино, то спросили: «Можем ли мы поставить “Зеленые рукава” прямо поверх небольшого фрагмента Баха?» И вдобавок ко всему у нас был фрагмент “В настроении”».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Мелодии, которые я выбрал, включали фрагменты из «Марсельезы», двухголосной инвенции Баха, «Зеленых рукавов» и небольшого отрывка из композиции «В настроении». Я соединил их вместе в немного разных темпах, чтобы они оставались отдельными произведениями».
Дэвид Мейсон (трубач): «Во время затухания звука мы играли отрывки из Бранденбургского концерта Баха».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Дэвид Мейсон играет «Бранденбургский концерт» Баха в тактах с пятого по восьмой, тенор-саксофонисты играют вступление к композиции «В настроении» в тактах девятом и десятом, а затем снова в тактах двенадцатом и тринадцатом. Струнные исполняют «Зеленые рукава» в тактах с 15 по 20, за которым быстро следует повтор Дэвида Мейсона из «Бранденбургского концерта» в тактах с 20 по 24. Затем следует ещё два раза «В настроении» в тактах 24 и 25, а затем 27 и 28. Затем, как слышно в моно миксе, «Зеленые рукава» повторяются с 29 по 34 такт, пока запись окончательно затихает».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «К сожалению впоследствии меня ждал неожиданный финал. Мне платили кругленькую сумму в пятнадцать фунтов за аранжировку музыки и написание фрагментов для концовки, и я выбрал мелодии, полагая, что все они не защищены авторскими правами. Большое моё заблуждение. Выяснилось, что, хотя авторское право на саму мелодию «В настроении» (In The Mood) не распространяется, её аранжировка Гленном Миллером – нет.
Я взял аранжировку, а не саму мелодию, и в результате руководство «И-Эм-Ай» потребовало отчислений. Битлы, я полагаю, совершенно справедливо сказали: «Мы не собираемся отказываться от своих авторских отчислений». Поэтому, Кен Ист, который к этому времени стал управляющим директором «И-Эм-Ай Рекордз», подошёл ко мне и сказал: «Послушайте, Джордж, вы сделали эту аранжировку. Они ждут за это денег».
– Вы, должно быть, сошли с ума, возразил я. – За эту аранжировку я получил пятнадцать фунтов. Вы хотите сказать, что я должен выплатить эти чёртовы авторские права из своих пятнадцати фунтов?
Его ответ был коротким и однозначным. «Да». В конце концов, конечно, «И-Эм-Ай» пришлось заплатить издателям».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Эти наложения были записаны в студии 1 «И-Эм-Ай» между 17:00 и 20:00».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00 до 20:00. Студия 1 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.
Также в студии присутствовала съемочная группа «Би-Би-Си» под руководством Дерека Баррелл-Дэвиса. Были определены ракурсы камеры, а также расположение «Битлз» и оркестра во время трансляции».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Во время этой репетиции в студию пришёл Брайен Эпстайн. С Джорджем Мартином и группой они обсудили целесообразность записи предстоящего выступления для выпуска её в качестве следующего сингла. Джон, конечно, выразил своё полное одобрение. В конце концов, это была его песня. Пола тоже не составило большого труда уговорить на это. Но Джордж Харрисон был против. По-видимому, он беспокоился, что может напортачить со своим соло, хотя оно длилось всего четыре такта. В конце концов его уговорили. После того как Джордж Мартин заверил его, что мы можем остаться допоздна и всё исправить, он согласился».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Во время репетиции я заметил, что Джордж Харрисон довольно долго беседовал с режиссёром. Понятия не имею, о чём они говорили, но заметил, что во время трансляции камера не была направлена на Джорджа во время его гитарного соло. Возможно, он попросил именно об этом, либо потому, что не был уверен в своей игре, либо потому, что чувствовал вероятность того, что позже заменит эту партию».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «После того, как репетиция с телекамерами была завершена, было записано ещё четыре дубля (44–47) в рамках принятого решения как можно скорее после трансляции выпустить запись в качестве следующего сингла».
Брайан Раст (ведущий телепрограммы «Наш мир»): «Моё “помещение для голоса за кадром” было чем-то вроде садового сарая с окнами, которое обычно используется для того, чтобы изолировать вокалиста от звука аккомпанирующего оркестра. В моём помещении был экран монитора, микрофон на столе и система световых сигналов. Также я использовал так называемые “раздельные консервные банки” – наушники, один из которых предназначен для инструкций продюсера, а другой для общего студийного звука.
Пока тянулась неизбежная скука технических телевизионных подготовок, я работал над своими комментариями. Время от времени я выходил в главную студию, чтобы перекинуться парой слов с Полом или Джоном, реже с Джорджем, который казалось был погружён в свой собственный мирок.
Ринго сидел один сзади, одинокий, но счастливый. «Скучно, не так ли?» – сказал я Джорджу. Он улыбнулся и кивнул в знак согласия – жизнь Битлов не всегда была захватывающей. Тем временем под опытным руководством Джорджа Мартина постепенно выстраивались записанные треки.
В это время на автостоянке, в автофургоне управления внешним вещанием, томились Дерек Баррелл-Дэвис и его технический персонал. Летний день был в самом разгаре, и творить историю бывает весьма утомительным занятием».
Брайан Раст (ведущий телепрограммы «Наш мир»): «В 20:45, как раз перед началом вечернего “Шоу черно-белых менестрелей” (прим. – британское развлекательное шоу, которое в течение двадцати лет транслировалось по телевидению “Би-Би-Си”; в нём были представлены традиционные американские песни менестрелей и кантри, а также мелодии и номера мюзик-холла), “Би-Би-Си” решила заполнить пробел в анонсе телепрограмм.
“Би-Би-Си хочет анонс в прямом эфире”, – внезапно сказал мне Дерек (прим. – режиссёр Дерек Баррелл-Дэвис) по внутренней связи. Никто не знал, что на самом деле это было запланировано. В это время телеведущий сказал зрителям: “Прежде чем мы присоединимся к Черно-белому шоу менестрелей, в эфире Стив Рэйс (прим. – телеведущий Стивен Рассел)», и по условному сигналу я начал излагать последовательность событий в “Нашем мире”. Четверо “Битлз” находились у фонтана посреди студии, и, когда я подошёл к ним, приветствовали меня радостными возгласами. Их приветствие было довольно ироничным, хотя, я думаю, вполне дружеским. Я перекинулся парой слов с каждым из них по очереди.
– Как называется песня? Чья идея?
– Его, – сказали они, указывая друг на друга.
И тогда я задал Джону вопрос, который меня интересовал. Девяносто пять процентов всей популярной музыки написано в четырёхтактном размере, но в композиции «Всё, что тебе нужно – это любовь» было больше, чем намёк на необычный семитактный размер (прим. – тактовый размер песни варьируется от 7/4 до 3/4 и 4/4).
– Вы знаете, что ваша песня в семитактном размере? – спросил я. До сих пор помню холодный, серьёзный взгляд, который Джон бросил на меня, когда ответил: “Да, знаю”. Затем он указал на Пола, добавив: “Это из-за него”».
Тони Брэмуэлл (до 1966 года гастрольный администратор группы): «Идея вечеринки [как при записи песни «День в жизни»] была воплощена снова во время трансляции «Всё, что тебе нужно – это любовь». Вечером мы все пошли в «Спикизи» и начали собирать народ. «Вот ты, приходи завтра в студию!». С некоторыми людьми мы договорились таким образом, но с большинством из них просто встретились где-то в городе. Достаточно было обойти клубы «Спикизи», «Кромвельян», «Бэнг Оф Нэйлз» и «Скотч Сент-Джеймс», и вы бы встретили почти всех из этой компании. «Завтра в два часа, И-Эм-Ай, будь там». Так оно и было».
Джордж: «Мы решили пригласить тех, кто олицетворял поколение любви».
Пол: «Нас попросили пригласить в студию своих знакомых, и мы позвали Мика, Эрика, всех наших друзей и их жен».
Тони Брэмуэлл: «Большинство приглашенных мы встретили в клубах. Среди них Эрик Клэптон, Мик Джаггер с Марианной Фейтфулл и многие другие. В «Спикизи» я увидел Кита Муна, который был наверху блаженства, постреливая в окружающих арахисом.
– Слушай внимательно, – сказал я. – Завтра в 14:00 в “И-Эм-Ай” будет вечеринка.
– Отлично, – ответил Кит. – Тогда мне, пожалуй, пора».
Ринго: «Это я пригласил Кита Муна».