23 июня 1967 г.
Из графика, подготовленного режиссёром программы «Наш мир», Дереком Баррелл-Дэвисом: «23 июня, пятница – установка оборудования в студии».
Дэвид Тейлор (автор статьи «Телепрограмма “Наш мир” – создание и реализация»): «Установкой освещения занимался технический руководитель «Би-Би-Си» Хью Картрайт. Хотя «Битлз» должны были использовать только около четверти большой студии 1, нужно было установить леса с освещением для группы, оркестра и публики, а также освещение в аппаратной комнате.
Установка большого операторского крана также потребовала дополнительных усилий. Для работы с ним «Би-Би-Си» отрядила оператора Дэйва Готье, который обладал соответствующим опытом.
Была организована связь с аппаратной комнатой студии и оборудована временная комментаторская будка для ведущего Брайана Раста.
Помощники режиссёра Питер Марч и Майк Хаффлман должны были следить за выполнением требований режиссёра во время репетиций и трансляции.
Камера в аппаратной была оснащена «турельными линзами», в том числе 35-миллиметровым, обычным широкоугольным объективом, а все остальные камеры были оснащены зум-объективами.
Дерек Баррелл-Дэвис проинструктировал съёмочную группу и вручил им листок с текстом песни «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love) с примечаниями относительно инструментов и временных рамок, что не особо впечатлило операторов».
Сэнди Тристам (телеоператор): «Дерек Баррелл-Дэвис пришёл со сценарием, но всё, что в нём было – это повторяющиеся слова «Всё, что тебе нужно – это любовь» с несколькими отсылками к оркестровой музыке. Он был очень воодушевлён и сказал: «Битлы для этого написали музыку», после чего один из видеоинженеров, Алекс Кокрейн, поинтересовался: «А слова они написали?» Это замечание не очень понравилось режиссёру».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись оркестрового сопровождения композиции «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love)».
Джон: «А потом мы подумали: “Ну что ж, надо будет добавить больше оркестра вокруг этого маленького трио с барабаном”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Планировалось, что оркестр будет играть в прямом эфире, но большая часть их выступления была записана заранее в студии».
Фото Лесли Ли.
Кэрол Уилсон (поклонница): «Я была поклонницей «Битлз» с 1963 года. 23 июня 1967 года Пол, Джон и Ринго подписали мне альбом «Сержант Пеппер». К сожалению, мне не удалось получить автограф Джорджа. На этом фотоснимке я держу альбом «Сержант Пеппер» чтобы подписать его у Пола».
Кэрол Уилсон (поклонница): «На снимке Ринго подписывает для меня альбом».
Фото поклонницы Лиззи Браво.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «20:00-23:00. Студия 1 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик.
В записи участвовал оркестр в следующем составе: четыре скрипки (Сидни Сакс, Патрик Холлинг, Эрик Боуи и Джек Холмс), две виолончели, два саксофона (Рекс Моррис и Дон Ханивилл), два тромбона (Эван Уоткинс и Гарри Спейн), две трубы (Стэнли Вудс и Дэвид Мейсон) и аккордеон (Джек Эмблоу). Стэнли Вудс также играл на флюгельгорне на записи. Партитура была подготовлена Джорджем Мартином».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Я подготовил партитуру для песни. Это была довольно произвольная аранжировка, поскольку она была сделана в такой короткий срок».
Дэвид Тейлор (автор статьи «Телепрограмма “Наш мир” – создание и реализация»): «Поскольку Джордж Мартин хотел быть в аппаратной, дирижировать музыкантами поручили Майку Викерсу».
Майк Викерс (аранжировщик и дирижёр): «Мне прислали ацетатную пластинку, на которой был записан ритм-трек песни, сыгранный «Битлз», на которой Джордж Харрисон по какой-то причине играл на скрипке. Начало «Марсельезы» уже было, но больше ничего остального. Моя задача заключалась в том, чтобы подготовить для этого оркестровку».
Джон: «Идею аранжировки снова подсказал Штокхаузен и его симфония “Гимны”, где цитировались гимны всех стран мира. Он в то время экспериментировал с техникой коллажа и осуществлял идею “мировой музыки”, смешивал всё подряд. Идея такой пестрой мешанины была идеальной для аранжировки «послания миру». Вот почему мы начинали её с “Марсельезы”».
Пол: «Мы любили снимать домашнее кино, и, поскольку я недолюбливал камеры, записывающие звук (в то время их было не так уж много), снимал немые ленты, а потом в порядке эксперимента накладывал на изображение музыку. Помню фильм об уличном регулировщике. Я снял его, затем снова зарядил в камеру пленку и снял поток транспорта, поэтому, когда регулировщик пытался остановить машины, они продолжали мчаться сквозь него. Эту пленку я совместил с записью потрясающего джазового саксофониста, который явно фальшивил, играя «Марсельезу», – вероятно, так и родилась идея вступления к песне «Всё, что тебе нужно – это любовь». Это выглядело довольно забавно».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Поскольку к этому моменту все четыре дорожки четырёхдорожечной ленты были заполнены, в этот день сначала нужно было сделать промежуточное сведение, чтобы освободить дорожки для наложений. Этот мономикс всё ещё был обозначен как «дубль 10».
Майк Викерс (аранжировщик и дирижёр): «У нас было три дня на Эбби-Роуд. Первый день был просто днём репетиций, чтобы дать возможность оркестру познакомиться с тем, что я сделал».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано десять дублей, которые были обозначены как 34-43 (учитывая 33 дубля, записанные в студии «Олимпик» 14 июня). В основном они предназначались для проверки того, что запись будет работать в день трансляции. Аналогичные репетиции пройдут 24 июня».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Примерно в это же время было принято несколько очень смелых решений относительно прямой трансляции».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «В порыве удальства Леннон заявил, что во время трансляции собирается спеть живьём в прямом эфире. Это побудило всегда склонного к соперничеству Пола ответить, что если Джон так сделает, то он тоже живьём сыграет на басу. Мне это показалось безрассудным, хотя и смелым решением. Что, если кто-то из них сфальшивит на глазах миллионов зрителей? Но они были в высшей степени уверены в себе, и Джордж Мартин не смог их переубедить, хотя был категорически против, но, как обычно, к тому времени не имел над ними реальной власти.
В дополнение к своему вызову Джон с Полом к тому же уговорили Джорджа Харрисона исполнить вживую своё гитарное соло, что, как мы все знали, было делом непростым. К моему удивлению, Харрисон согласился без особых возражений. Полагаю, что он не хотел оконфузиться перед своими товарищами по группе. Только Ринго по техническим причинам это никак не коснулось: если бы барабаны играли вживую, слишком много звука попало бы на микрофоны, которые должны улавливать звук оркестра. Когда я объяснил это Ринго, он со всей серьёзностью утвердительно кивнул головой. Не знаю, испытал ли он облегчение от того, что его освободили от обязанности играть вживую, или же чувствовал себя обделенным».