11 мая 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «21:00-3:00. Студия 1 «Олимпик Саунд». Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кит Грант.
Это была вторая сессия «Битлз» в Великобритании, которая проходила за пределами студии «И-Эм-Ай» после их визита 9 февраля 1967 года в студию “Риджент Саунд”».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Пару дней Битлы не могли попасть в студию “И-Эм-Ай”, поэтому были вынуждены записать песню «Малыш, ты богач» в студии “Олимпик”. Это было время, когда они всё больше стали проводить время вне стен нашей студии. Возможно, что им просто надоело находиться в одних и тех же стенах. На Эбби-Роуд не было никаких особых удобств: в наших тесных аппаратных не было ни кушеток, ни кресел, только пара неудобных, жёстких стульев. Когда же они вошли в «Олимпик», то увидели там просторную аппаратную комнату с кожаными диванами и удобными креслами, комфортное рассеянное освещение и современный декор. Кроме того, к середине 1967, когда года все ведущие студии в Лондоне уже использовали восьмидорожечные магнитофоны, у нас по-прежнему был только четырёхдорожечный, что создавало впечатление, что мы безнадёжно устарели.
В других студиях также гораздо более спокойно относились к наркотикам, и я бы не удивился, если персонал этих студий принимал бы их вместе с музыкантами, так что, возможно, у Битлов с другими звукоинженерами были более хорошие отношения. Полагаю, что они так и думали, что было здорово разделить косяк с персоналом аппаратной. Мы же, наверное, выглядели скучными и старомодными».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия «Олимпик» была одной из ведущих независимых студий в Британии, на которой было записано множество успешных пластинок. «Роллинг Стоунз» тоже записывались в этой студии и в этот день среди присутствующих гостей был Мик Джаггер».
Эдди Крамер (звукоинженер студии «Олимпик»): «Для такой молодой студии, как наша, запись самой известной группы в мире была мечтой. Когда мы с Китом Грантом узнали, что «Битлз» заказали нашу студию на 11 мая, то поняли, что это прекрасная возможность. Кит сказал мне: «Слушай, мы должны показать этим парням, что не только так же хороши, как студия «И-Эм-Ай» на Эбби-роуд, но, возможно, даже лучше». И это было нашей мантрой того дня.
В аппаратной находились музыкальный продюсер «Битлз» Джордж Мартин, Грант в качестве звукоинженера и я в качестве помощника звукоинженера. Для меня было честью присутствовать на сессии записи «Битлз» и делать больше, чем просто управлять магнитофоном, перемещать и расставлять микрофоны. Сделать так, чтобы все остались довольны – вот в чем была цель».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Композиция «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man) предназначалась для саундтрека к мультфильму «Жёлтая подводная лодка», но в итоге стала стороной «Б» сингла «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love)».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Первоначально песню предполагалось использовать в звуковой дорожке к мультфильму, однако она опередила мультфильм почти на год и была выпущена на обратной стороне сингла «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love)».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Хотя у них не было планов снимать полнометражный художественный фильм, как в предыдущие годы, им нужно было выполнить контракт с «Юнайтед Эртистс». Поэтому было принято решение создать от имени «Битлз» анимационный фильм, получивший название «Жёлтая подводная лодка». Сюжетная линия фильма должна была быть основана на популярных песнях «Битлз», почти без участия группы. Это их вполне устраивало, поскольку не было необходимости учить реплики или находиться на съемочной площадке. Над фильмом работали профессиональные аниматоры и сценаристы.
Для мультфильма они планировали записать нескольких новых песен. Если не считать короткого эпизода в конце фильма и, возможно, идеи сюжетной линии, это было всё, что им нужно было сделать. Песня «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man) была одной из композиций, предназначенных для мультфильма».
Джон: «Это комбинация двух отдельных произведений, Пола и моего, соединённых вместе и объединенных в одну песню. Тот же принцип, что и в «День из жизни» (A Day In The Life). Одна половина была полностью моей: «Каково это, быть одним из прекрасных людей, теперь, когда ты знаешь, кто ты есть, да-да-да…» И тут вступает Пол: «Малыш, ты богач», потому что у него кроме «Малыш, ты богач» ничего не было».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Существует предположение, хотя никем не подтверждённое, что «богач» относится к Брайену Эпстайну».
Джон: «В «Малыш, ты богач» мы хотели сказать, что нужно перестать стонать. Ты богач, и мы богачи, эй-эй, малыш!»
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Одним из примеров, что называется, «сочного» битловского юмора является предполагаемый намёк на сексуальную ориентацию Брайена Эпстайна. Музыкантов подозревали в том, что иногда они пели эту песню, незаметно подменяя строчку «Малыш, ты тоже богач» (Baby, you’re a rich man too) фразой «Малыш, ты богатый педик-еврей» (Baby you’re a rich fag Jew)».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В тексте песни снова применён метод сочетания вопросов и ответов, который только что был успешно использован в композиции «С небольшой помощью моих друзей» (With A Little Help From My Friends)».
How does it feel to be, Что ощущают, став,
One of the beautiful people? Одним из прекрасных людей?
Now that you know who you are, Теперь, когда ты знаешь, кто ты,
What do you want to be? Каким ты хочешь быть?
And have you traveled very far? Ты путешествуешь очень далеко?
Far as the eye can see. Насколько глаз может видеть.
How does it feel to be, Что ощущают, став,
One of the beautiful people? Одним из прекрасных людей?
How often have you been there? Как часто ты был там?
Often enough to know. Достаточно часто, чтоб знать.
What did you see when you were there? Что ты видишь, когда ты там?
Nothing that doesn’t show. Ничего, что не показывают.
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man too. Малыш, ты тоже богач,
You keep all your money in a big, Ты хранишь все свои деньги в большом,
Brown bag inside a zoo, Коринчневом мешке в зоопарке,
What a thing to do, То, что нужно делать,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re rich man too. Малыш, ты тоже богач,
How does it feel to be, Что ощущают, став,
One of the beautiful people? Одним из прекрасных людей?
Turned to a natural E, Обратившись к естественной «Ми»,
Happy to be that way, Счастлив быть на этом пути,
Now that you’ve found another key. Теперь, когда ты нашел другой ключ.
What are you going to play? Что ты собираешься играть?
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man too. Малыш, ты тоже богач,
You keep all your money in a big, Ты хранишь все свои деньги в большом,
Brown bag inside a zoo, Коринчневом мешке в зоопарке,
What I thing to do, То, что нужно делать,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man too. Малыш, ты тоже богач.
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man too. Малыш, ты тоже богач.
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man, Малыш, ты богач,
Baby you’re a rich man too. Малыш, ты тоже богач.
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Текст песни, скорее всего, был написан Джоном, а припев – Полом, но во время работы над текстом у них произошёл некоторый обмен идеями».
Пол: «Песня «Малыш, ты богач» была написана в соавторстве с Джоном на Кавендиш-авеню. Помню, как мы написали строчку «Обратившись к естественной Ми», легкая игра слов со словом «естественно» – «естественной Ми» (naturally – natural E)».
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Прекрасными людьми себя называли хиппи Западного побережья. Первым сборищем британских “прекрасных людей” стало мероприятие под названием “14-часовой разноцветный сон”, состоявшееся 29 апреля 1967 года в “Александра-Пэлэс”. На этом мероприятии присутствовал Джон Леннон. Это, а также тот факт, что сессия записи песни «Малыш, ты богач» была организована в столь короткие сроки, позволяют предположить, что это событие стало вдохновением для композиции».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Возможно, что это побудило Джона начать писать песню под названием «Один из прекрасных людей» (One Of The Beautiful People)».
Пол: «Тогда в газетах много писали о прекрасных людях. Так их называли. Вопрос тогда ставили так: “Каково это – быть одним из прекрасных людей?”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На самом деле в то время слово «прекрасный» было привычным в лексиконе «Битлз». Так в интервью газете “Интернейшнел Таймз” в январе 1967 года Пол Маккартни говорил: «Где-то в глубине моего сознания есть что-то, что говорит мне, что всё прекрасно и нет ничего плохого, если я буду думать обо всём этом как о прекрасном».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Инженером по балансировке был менеджер «Олимпик» Кит Грант».
Кит Грант (менеджер студии «Олимпик»): «Мы приступили к работе около девяти часов вечера».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Запись репетиционных дублей заняла целую бобину, прежде чем было записано 12 рабочих дублей».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Было записано двенадцать дублей ритм-трека: Джон на фортепиано, Пол на басу, Джордж на электрогитаре и Ринго на барабанах».
Кит Грант (менеджер студии «Олимпик»): «Они продолжали играть дубль за дублем».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Последний дубль был признан лучшим».
Кит Грант (менеджер студии «Олимпик»): «Затем они вернулись к дублю, который им понравился больше всего, и записали вокал».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем Пол Маккартни наложил партию бас-гитары, а Джон Леннон спел ведущий вокал с вокалом второго плана Маккартни и других участников группы в припеве».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Дубль 12 был признан лучшим. На него Джон записал ведущий вокал, а Пол и Джордж вокал второго плана».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого чтобы освободить место на ленте было сделано два промежуточных сведения».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Затем были записаны наложения, включающие Пола на фортепиано, Ринго на бубне и маракасе, а также хлопки в ладоши Джорджа и Ринго, Джона, местами добавившего свой ведущий вокал, и вибрафон, на котором играл Эдди Крамер (будущий продюсер Джими Хендрикса и группы «Кисс», который в тот день был помощником звукоинженера). На записи также присутствует монотонный звук, напоминающий танпуру, несомненно, сыгранный Джорджем».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На второй мономикс (дубль два) были записаны на третью дорожку соло-гитара Джорджа Харрисона и вступление Леннона на клавиолине (прим. – электронный клавишный инструмент, предшественник аналогового синтезатора). Четвёртая дорожка содержала вокал, фортепиано в последнем куплете, записанное задом-наперёд, и единственная нота вибрафона, сыгранная магнитофонным оператором Эдди Крамером».
Клаус Вурман: «Джон забавляется новой игрушкой во время записи песни “Малыш, ты богач”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На этой сессии присутствовал их товарищ и коллега-музыкант Мик Джаггер, который, возможно, также внёс свой вклад в запись. Когда Марк Льюисон готовил материал для своей книги, то заметил на коробке с кассетой следующую запись: «Битлз + Мик Джаггер?». Было высказано предположение, что он мог присоединиться к пению во время припевов песни, хотя это не было подтверждено».
Эдди Крамер (помощник звукоинженера): «Мы хотели, чтобы после окончания записи они остались в полном восторге. Что и произошло. Наша студия была просто хранилищем различных музыкальных инструментов, которые обычно оставались с предыдущих сессий. Мы записывали много музыки к фильмам: различные джинглы, музыкальные заставки. Чаще всего инструменты после дневной работы оставались до следующего дня. В студии случайно оказался клавиолин – предшественник аналогового синтезатора. Клавиолин был одной из первых попыток получить звучание оркестровых инструментов в электронном виде. Это был французский электронный инструмент с маленькой клавиатурой. У него была небольшая полоска, на которую прижимается большой палец, и перемещая его во время игры вверх и вниз по клавиатуре появляется эффект вибрато. Увидев инструмент в студии, Джон спросил: «Ой, что это такое?». Мы его подключили, и он начал на нём играть. Потом он сказал: «Хорошо, он мне нравится». Поэтому мы подсоединили к усилителю микрофон, и он сыграл на нём в паре дублей».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Клавиолин – это монофонический клавишный инструмент, воспроизводящий только одну ноту. На нём нельзя брать аккорды. По сути, это был предшественник современных синтезаторов. Инструмент состоял из двух частей: клавиш со встроенным ламповым звуковым генератором и отдельным блоком усилителя и динамика. Встроенный переключатель октавного транспозера давал единственному генератору клавиатуры пятиоктавный диапазон. Общий уровень регулировался коленным рычагом».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Это такое хитрое устройство, капризное в работе, которое к тому больше одной ноты зараз издать не может. Джон Леннон его как-то укротил».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано моносведение. Потребовалась всего одна попытка, и этот дубль выйдет на сингле «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love)».
Кит Грант (менеджер студии «Олимпик»): «Запись и сведение были закончены примерно к трём часам ночи. «Битлз» не привыкли работать в таком быстром темпе. Я ужасный торопыга, часто работаю с оркестрами и постоянно поторапливаю людей. Битлы признались, что это была самая быстрая запись, которую они когда-либо делали. Обычно они работали в гораздо более непринужденном темпе. Мы начали сессию где-то около девяти вечера, закончили в три ночи, и у нас была готовая сведенная песня, с вокалом и всем остальным».
Пол: «Это была довольно захватывающая сессия. Кит Грант занимался сведением, сразу же, прямо там. Мне всегда нравился этот трек».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Всякий раз, когда они записывались где-то на стороне, мне потом обычно приходилось довольно много работать с плёнкой, потому что они не могли где-либо ещё добиться того звучания, к которому привыкли. На этот раз, однако, они записали песню, включая сведение, за одну сессию. Прошло уже довольно много времени с тех пор, когда они были стол эффективны. Должен признать, что результат был вполне хорошим. Кит Грант сам участвовал в сессии и знал, что делал. Кроме того, микшерный пульт в «Олимпик» имел совершенно иную конструкцию, чем наш, и был способен пропускать более низкие частоты, поэтому на записи довольно ровный бас, что я считаю отлично звучит».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Битлы часто приносили мне записи музыкантов, которых я до этого не слышал. Чаще всего это был чёрный американский рок-н-ролл. Я слушал эти записи как продюсер, обращая внимание не только на музыку, но и на то, как записи были сделаны технически. Что меня поражало в пластинках лейбла «Кинг» и во многих американских записях, так это то, какое у них было дикое и необузданное звучание. Американские студии умудрялись записывать свои пластинки намного более громкими, чем это было у нас в Британии. Я буквально слышал разницу в громкости по сравнению с нашими. «Битлз» говорили, что эти пластинки звучат с грувом. «Боже! – говорил я – почему мы не можем так записывать свои пластинки? Если я попытаюсь установить такую же громкость, игла, а возможно и весь тонарм выскочит из канавки». Но на американских пластинках игла не выскакивала! Они в техническом плане здорово нас опережали. Их пластинки не просто кричали – они буйствовали. Я не знал, как они этого добивались, но очень хотел докопаться до сути.
Добиться максимального уровня записи стало моей идеей фикс. Бывало, я просыпался среди ночи с мыслями об этом. Уровень звука! Это потрясающее звучание! Мне удалось добавить немного громкости в ранние записи «Битлз», но хотелось большего, намного большего. Ребята также слышали разницу в звучании пластинок и говорили: «Мы хотим звучать так же, Джордж!»
Так из-за чего же я не мог добиться такого же звучания? Потому что нужна была коррекция баса при нарезке пластинки таким образом, чтобы игла оставалась в канавке, но оставляла изобилие ритма. Это означает правильный частотный баланс между гитарами, ударными и басом. Это означает также хорошую запись ударной установки: до «Битлз» группы обычно не размещали микрофон внутри большого барабана. Обычной практикой было располагать микрофон на расстоянии примерно в четыре фута от ударной установки, направлять прямо на неё и надеяться на лучшее. Таким же образом поступали и с бас-гитарой, – конечно, в то время никто не подключал её прямо к пульту. Пол требовал сделать так, чтобы у нас бас-гитара звучала лучше, и я добился этого, расположив микрофон намного ближе к басовому комбику, чем было тогда принято. Много позже пришло подтверждение правильности моих действий, когда многие известные артисты приходили ко мне и просили сделать им бас, как у «Битлз» в композиции «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Это была первая песня «Битлз», записанная и смикшированная полностью вне студди на Эбби-Роуд».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Этот трек, возможно, не был так мастерски написан или записан, но очевидно одно – это веселая атмосфера записи, которая легко доходит до слушателя. Все участники, несомненно, получили удовольствие от записи этой песни. И неоспоримая изюминка припева не может не заставить вас подпевать, даже если вы понятия не имеете, почему кто-то хранит все свои деньги «в большом коричневом мешке в зоопарке!»
Джордж Чкианц (звукоинженер студии «Олимпик»): «После сесси с «Битлз» Кит Грант и Эдди Крамер рассказали о своих впечатлениях. Они оба были поражены голосом Джона Леннона, говорили, как он хорош. Они не могли поверить, что кто-то может так хорошо петь».