Запись песни Strawberry Fields Forever

28 ноября 1966 г.

 

 

 

В Великобритании поступил в продажу альбом Джорджа Мартина и его Оркестра «Битловские девушки».

 

Роберт Родригес (автор книги «Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл»): «Мартин записал инструментальные версии песен «Битлз» после сессий записи альбома «Револьвер». В целом пластинка Джорджа Мартина посвящена песням «Битлз», которые названы в честь девушек или имеют к ним отношение, хотя некоторые композиции отходят от этого принципа. Включение в альбом «Жёлтой подводной лодки» остается необъяснимым».

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день группа записала ещё три дубля песни «Земляничные поляны навсегда» (Strawberry Fields Forever)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-01:30. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В этот день было записано три дубля ритм-трека, которые были пронумерованы со второго по четвёртый».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «С моей точки зрения сессии звукозаписи были скучными для всех, кто не был прямо вовлечён в процесс записи или технического обслуживания».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Они начали с нуля, полностью игнорировав запись от 24 ноября».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Аранжировка песни была немного изменена: если первый дубль начинался с первого куплета, то на этот раз она начиналась с меллотронного вступления, за которым следовал припев. Тональность также была изменена с “до” на “ля мажор”».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В этот день в студии также было сделано много изменений в аранжировке, в том числе в последовательности куплетов и припевов. После вступления меллотрона, которое теперь было со звуком флейты, мелодия сразу переходит к припеву, а затем к первым двум куплетам подряд. После повторения припева звучит третий куплет, прежде чем припев повторяется ещё раз. Затем мелодия переходит к инструментальной версии следующего куплета, который должен был закончиться плавным затуханием».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Пол Маккартни играл на меллотроне и бас-гитаре, Джон Леннон и Джордж Харрисон на электрогитарах и Ринго Старр на барабанах – на этот раз с добавлением маракасов».

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Инструментальное звучание, которое вы слышите в самом начале песни «Земляничные поляны навсегда», сыграно на «Мелотроне» (в исполнении Пола) – инструменте, который может имитировать множество других инструментов. В данном случае остановились на флейте».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В тот вечер большим прорывом стало то, что Пол придумал потрясающую мелодическую линию на меллотроне, открывающую песню. Вдохновляющая идея Пола заложила фундамент».

 

Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «Если внимательно посмотреть на одну сцену в фильме «Битлз – первый визит в США», повествующем о приезде группы в феврале 1964 года, то можно услышать, как Джон играет мелодию, удивительным образом напоминающее то вступление, которое сыграл Пол на меллотроне. Было ли это вступление в течение нескольких лет в голове Джона, или это было просто сверхъестественное совпадение?».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Второй дубль был в основном завершён, несмотря на некоторые гитарные ошибки во втором припеве. Он закончился после финального припева и поэтому не включал расширенную концовку более поздних версий».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Дубль 2 был почти закончен, но его сочли неудачным, так как Джон несколько раз опаздывал со своими гитарными партиями. Также в этом дубле были ляпы Маккартни на меллотроне».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Третий дубль был прерван во время вступления после того, как Леннон пожаловался, что меллотрон звучит слишком громко».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Дубль 3 не продвинулся дальше вступления на меллотроне, после того как Джон пожаловался на то, что оно слишком громкое».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Четвёртый дубль был завершён. На первую дорожку были записаны Меллотрон, барабаны и маракасы; на вторую дорожку электрогитара Леннона; на третью дорожку бас-гитара Маккартни, аккорды Харрисона в стиле азбуки Морзе, исполняемые на Меллотроне со звуком гитары; на четвёртую дорожку ведущий вокал Леннона. Вокал был записан с более быстрой скоростью, поэтому при воспроизведении он звучал медленнее».

 

Гэри Паттерсон (автор книги «Пол Маккартни: история жертвоприношения»): «В песне «Земляничные поляны» Джон Леннон умудрил­ся даже передать своё имя азбукой Морзе. Это можно услышать после того, как Леннон поет: «Позволь мне сопроводить тебя, потому что я собираюсь в…» (Let me take you down, ’cause I’m going to…). В этот момент чередующиеся «точки» и тире образуют имя J-O-H-N».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На этом этапе четвёртый дубль был отмечен как лучший».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Дубль 4 был завершён и несмотря на заметные ошибки Джона и Пола, оказался достаточно подходящим для добавления наложений. Джон записал ведущий вокал с немного ускоренной скоростью, который при воспроизведении на обычной скорости звучал несколько растянуто, Пол добавил партию бас-гитары, а Джордж добавил свои гитарные проигрыши, на этот раз в менее резкой манере.

В конце сессии на основе четвёртого дубля было сделано три черновых моносведения для записи на ацетатный диск.

В 1:30 ночи сессия была завершена».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Впервые на группу не оказывалось давления, чтобы выпустить запись к заранее установленному сроку, поэтому у них появилась возможность работать над песней до тех пор, пока они не будут ею удовлетворены».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «На некоторое время я отложил запросы со стороны прессы, чтобы рассмотреть их позже. Но неизбежно наступил момент, когда представилась прекрасная возможность поместить «Битлз» на передовицу одного из престижных воскресных газетных цветных приложений – то, над чем я работал какое-то время, включая фото на обложку и подробную статью.

В то время Брайена Эпстайна было чрезвычайно сложно включить в разговор, но мне удалось застать его с ясной головой, что бывало всё реже и реже. Я спросил: «Что делать? Отступить от их правила и предложить им статью, или отложить на потом и, возможно, упустить эту возможность?» Он ответил, чтобы я оставил это ему, и что он найдёт подходящее время обсудить с ними это предложение.

Я напоминал об этом Эпстайну раза три или четыре, но он всякий раз отмахивался: «Не торопись, я тебе позвоню». В конце концов редактор журнала поставил ультиматум: «Мы хотим поработать с тобой, но до конца недели дай чёткий ответ – да или нет, или нам придётся забыть об этом».

Даже когда «Битлз» были на вершине популярности, я всегда считал, что им необходимо регулярное позитивное освещение в прессе в нужных изданиях. Я ещё раз высказал Брайену свою позицию. Его ответ меня удивил: «Да пойми же, Тони, ради Бога, я сделал всё, что мог. Есть много вопросов, которые Битлы больше не обсуждают со мной, и это далеко самый важный. Я дал им понять, что хочу, чтобы был улажен вопрос с передовицей, но они отказались. Я не могу бесконечно унижаться и умолять». Когда он говорил, на его глаза навернулись слёзы. Было очевидно, что ему мучительно больно признать свою неспособность решить с ними этот вопрос.

В двух словах Эпстайн искренне признался о серьёзном ухудшении своих отношений с ними. Внезапно я понял его истинное положение и осознал степень потери его власти. Теперь он больше не контролировал ребят, – ситуация, от которой, должно быть, Эпстайну было не по себе».

 

Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «В 1960-х годах Кеннет Тайнан был крупной фигурой в британском театральном мире. В 1962 году по приглашению Лоуренса Оливье он стал художественным руководителем Национального театра.

Тайнан обратился к Полу Маккартни, предложив сочинить музыку для театральной постановки «Как вам это понравится», но Пол отказался. 28 декабря 1966 года Тайнан написал ему письмо: «Уважаемый мистер Маккартни. Вчера вечером прослушав в пятисотый раз песню «Элеонор Ригби», я решил написать вам и сказать, как мне было ужасно грустно узнать, что вы решили не писать музыку для постановки «Как вам это понравится». На альбоме «Револьвер» четыре или пять композиций запомнятся так же, как и любые английские песни этого века, и сводит с ума то, что все они идеально подходят по настроению для постановки «Как вам это понравится». Кроме «Э. Ригби» я особенно бы выделил «Ни для кого» (For No One) и «Здесь, там и повсюду» (Here, There And Everywhere) (кстати, «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows) – лучшее музыкальное воплощение ЛСД, которое я когда-либо слышал). Переходя к делу: вы не передумаете?

Вы не нужны нам в качестве рекламного трюка, потому что нам не нужна реклама. Вы нужны нам просто потому, что вы лучший композитор таких песен в Англии. Если бы Пёрселл (прим. – Генри Пёрселл – английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко) был жив, мы, наверное, попросили бы его, но это нереально. В любом случае, простите меня за назойливость, но, пожалуйста, подумайте над этим».

Пол ответил, что он не может написать музыку потому, что: «мне не нравятся слова Шекспира». Он закончил своё письмо словами: «Может быть, я смогу когда-нибудь написать стомп (прим. – род джаза) для Национального театра или балладу о Ларри О.».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)