31 июля 1966 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Телеканал «Би-Би-Си» показал в новостях, как в Бирмингеме, штат Алабама, фанатики сжигают пластинки «Битлз», сравнив их с нацистами, сжигающими книги».
Ди-джеи радиостанции «Даблви-Эй-Кью-Уай» Томми Чарльз и Доуг Лейтон разбивают пластинки «Битлз» в прямом эфире, Бирмингем, штат Алабама, июль 1966 г.
Джордж Тремлетт (автор книги «История Джона Леннона»): «Кампания против «Битлз» началась в Алабаме, где управляющий местной радиостанции заявил, что отныне ни одна пластинка с песнями «Битлз» не будет звучать в эфире, и что все пластинки этой группы будут преданы очищающему огню. Эстафету подхватил управляющий и радиостанций всего штата Нью-Йорк, мистер Дональд Баллоу, запретивший транслировать песни «Битлз».
Дональд Баллоу: «Я прочёл эту статью, и не желаю, чтобы мой ребёнок и аудитория наших радиостанций слушали группу, лидер которой позволяет себе нападки на Христианство».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Радиостанция «У-Эй-Кью-Уай» из Бирмингема в штате Алабама заявила, что Битлы были запрещены, потому что они считают их неприемлемыми для большинства любителей хорошей музыки».
Из дневника Альфа Бикнела: «Ну и ну, я только что об этом узнал. Только что прошли телевизионные новости, большой репортаж новостей о Джоне и его комментариях об Исусе и «Битлз», который он сделал в марте. Они показали кадры того, как в Алабаме на кострах сжигали фотографии и пластинки «Битлз». Только этого нам не хватало перед предстоящими гастролями! Я рассказал Джин, что было несколько угроз смерти, когда мы были в Японии, только из-за того, что выступление было в Будокане. Что же будет теперь?».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Из Америки долетел слух, что «Битлз» попали в эпицентр страшного скандала. Все началось довольно невинно несколько месяцев назад, когда журналистка Морин Клив в «Ивнинг Стандард» поместила очерк о Джоне Ленноне».
Джон: «Услышав плохое пророчество, люди обычно кидают камни в пророка, не желая внимать дурным предзнаменованиям. Так обстоит дело в христианстве, магометанстве, буддизме, конфуцианстве, марксизме, маоизме – везде и всегда. Внимание обращают на самого человека, а не на его слова».
Под предводительством Ку-Клус-Клана в США начались антибитловские выступления. Костры из альбомов и портретов Битлов горели в Алабаме, Джорджии и Техасе, а в других штатах организовывались многочисленные мероприятия по борьбе с влиянием ливерпульцев на американскую молодёжь.
Какая-то религиозная община расставила по городу ведра, на которых написала: «Кладите сюда пепел Битлов». Парикмахеры развернули по всей стране движение под лозунгом: «Пусть Америка будет красивой — подстригите своего сына». Куклуксклановцы сделали чучела музыкантов и торжественно предали их огню.
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Религиозная американская общественность вооружилась. Общество евангелистов, взбешённое замечаниями Джона, буквально и фигурально начало охоту на «Битлз». Пластинки сжигались, мусорные урны расставлялись вдоль домов сплошным ковром, магазины грампластинок перестали принимать пластинки «Битлз». В течение первых пяти дней бойкота более тридцати пяти радиостанций под давлением религиозных групп наложили запрет на музыку «Битлз». Пастор новой баптистской церкви в Кливленде Баббс пригрозил, что проклянёт любого своего прихожанина, если тот посетит концерт «Битлз». В Южной Каролине Великий Дракон Ку-Клукс-Клана прибил альбомы «Битлз» к пылающему кресту и поклялся, что они не будут в безопасности, если приедут в Америку».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Великий дракон Ку-Клукс-Клана Северной Каролины, с энтузиазмом присоединившийся к этой священной войне, привязал пачку альбомов «Битлз» к кресту, который затем поджёг перед ликующей толпой».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Даже газета Ватикана сочла необходимым прокомментировать замечания Джона и предостерегла, что “к некоторым предметам нельзя относиться непочтительно, даже в мире битников”».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «Первые антиленноновские демонстрации состоялись в Бирмингеме, городе, который в 1966 году стал символом грубейшего нарушения гражданских прав черных. Тремя годами ранее бирмингемская полиция напала на участников марша в защиту гражданских прав и в течение последующей недели арестовала более двух с половиной тысяч его участников. Тогда же, в 1963 году, в негритянской церкви города взорвалась бомба, и в результате взрыва погибли четыре девочки. И вот теперь, в конце июля 1966 года, за две недели до начала четвертых гастролей «Битлз» в США, пресса опять вспомнила о Бирмингеме: здесь местный диск-жокей Томми Чарльз собрал митинг, участники которого бросали пластинки «Битлз» в пасть огромного лесопильного агрегата, где они превращались в пластмассовую труху».
Джордж: «На Юге один диск-жокей совсем разбушевался и заявил: «Приходите, приносите всю эту дрянь, записи «Битлз», и бросайте их сюда! Мы соберём их по всей стране и сожжём». Даже Ку-клукс-клан выступил с заявлением: “Мы ими займёмся”».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В Миссисипи один верховный колдун из Ку-Клукс-Клана заявил, что он думает, что Битлам “промыли мозги коммунисты”».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Из всех штатов в адрес «Битлз» поступали смертельные угрозы, а в стране, где на душу населения приходится как минимум три ствола такие угрозы приходилось принимать всерьёз. Местные церкви и радиостанции проводили повсюду массовые церемониальные сожжения пластинок “Битлз”».
Джордж Тремлетт (автор книги «История Джона Леннона»): «Нашлись, правда, и более умные люди. Кардинал Кушинг, например, сказал, что в словах Леннона о их популярности есть доля правды, и значительная к тому же; такую же точку зрения высказал англиканский епископ Кеннет Мэгуайр. Ватиканский официальный орган, газета «Лоссерваторе Романе», опубликовал заметку, в которой говорилось, что знаменитый музыкант явно не имел никаких задних мыслей, говоря то, что он сказал, и что вряд ли это можно считать нападками на Христианство. Далее газета продолжала: “Однако столь широкий резонанс, вызванный высказыванием Леннона, показывает, что есть ещё в мире ценности, с которыми нельзя обращаться совсем уж вольно, даже в сфере рок-музыки”».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Хуже всего было то, что американские организаторы концертов, подписавшие с «Битлз» контракты на следующее лето, грозили их расторгнуть».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Битлы как раз собирались совершить своё четвёртое, и последнее, турне по Америке. Его помог организовать Нат Вейс, назначенный главой компании «Немперор Артистс» в Нью-Йорке. Он работал в Нью-Йорке адвокатом по бракоразводным делам уже добрых лет пятнадцать, когда на каком-то вечере встретился с Брайеном Эпстайном, пробудившим в нем интерес к поп-музыке. В июне 1966 года Брайен решил собрать под одной крышей все филиалы и отделения «НЕМС» в США. Название «Немперор» произошло от телеграфного адреса фирмы».
Дерек Тейлор (пресс-агент группы в 1964 году): «Статья Морин Клив была опубликована в марте в лондонской «Ивнинг Стандард», а в Америке она появилась незадолго до начала турне, в августе. Высказывание Джона о том, что «Битлз» популярнее Христа, превратилось в огромный заголовок в молодёжном журнале «Дейтбук». Брайен был в Северном Уэльсе, он уехал отдохнуть после поездки в Манилу – после неё он заболел, – и ему сообщили, что американцы буквально взбесились из-за слов Джона, которые были опубликованы крупным шрифтом и заняли целый разворот».
Нат Вейс (адвокат, близкий друг Брайена Эпстайна): «Мне позвонил друг и рассказал, что в Нэшвилле, штат Теннесси, сжигают пластинки «Битлз». Когда произошёл этот скандал по поводу Леннона и Христа, я сразу позвонил Брайену и сказал, что надо бы тебе приехать, поскольку дело принимает серьёзный оборот. Вот-вот должно было начаться американское турне «Битлз», и я решил, что Брайен должен знать о том, что их пластинки сжигают по всему Библейскому поясу (прим. – в южных штатах)».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Брайену удалось пробыть в Портмерионе всего четыре дня. Услышав тревожные новости, он не на шутку встревожился».