16 апреля 1966 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Завершение записи песни «Дождь» (Rain)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик. Работа началась в 14:30».
Джордж: «Обычно, если мы работали над песней, то брали её домой. Она всегда записывалась с катушки на катушку. [14 апреля] Мы записали половину материала песни «Дождь» (Rain) и когда уже заполночь покидали студию, Джон сказал: «Можно мне черновой микс?» В те дни использовались трёх- или четырёхдюймовые бобины, магнитофонные плёнки для копирования. То есть, записывался черновой микс на маленькую катушку, а когда процесс заканчивался, то плёнку отрезали и отдавали в коробке так, чтобы хвост торчал наружу – это называлось «хвост наружу». Джон этого не знал в то время (я тоже не думаю, что знал об этом), поэтому, когда он вернулся домой, то заправил её в свой магнитофон, как будто это было «начало», и включил. Он услышал песню задом наперёд и этого было достаточно для идеи: «Вот это да, потрясающе!» Это определенно ему понравилось, потому что на следующее утро (прим. – 16 апреля) он пришёл в восторге от неё, и мы начали экспериментировать».
Джон: «Меня спрашивают, какую музыку я слушаю. Я слушаю шум машин, пение птиц, дыхание людей. И звуки пожарных машин. Я всегда слушал шум воды в трубах по ночам, когда свет гаснет, а они начинают играть свои мелодии. Половина музыкальных идей родилась у меня случайно. Идея использовать записи, пущенные в обратную сторону, я открыл для себя, когда мы записывали песню «Дождь» (Rain). Я взял плёнки домой, чтобы подумать, что ещё можно было бы сделать с ними, поскольку песня звучала не так, как мне хотелось.
Из студии я пришёл домой, слегка не в себе от марихуаны, и, как обычно, прослушал то, что записал в тот день. Каким-то образом я вставил её задом наперёд и сидел как зачарованный грандиозным сплетением хаотичного шума в наушниках. На следующий день я ворвался в студию и сказал: «Я знаю, что с этим делать, я знаю… Послушайте это!» Так что я заставил их всех прослушать её задом наперёд».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джон вошёл в аппаратную с катушкой в руке и настоял, чтобы мы все выслушали его «невероятное» открытие. Джордж Мартин попытался объяснить, что произошло, но нетерпеливому Леннону было всё равно. Всё, что он знал, это то, что это было то звучание, которое он хотел в затухании песни, и что он собирался выпить чашку чая, а добиться результата было нашей работой. Таким образом Джордж попросил меня скопировать трек, в котором Джон поёт последний куплет, на наш двухдорожечный магнитофон. Затем я проинструктировал Фила (Макдональда) перевернуть плёнку, чтобы она воспроизводилась задом наперёд, и мы добавили её в нужном месте в многодорожечную запись. Леннон был в восторге от результата. С этого момента у «Битлз» началась лихорадка обратной записи: почти каждое наложение, которое мы делали на альбоме «Револьвер», приходилось запускать как вперёд, так и назад».
Джон: «На следующий день я вошёл в студию и сказал: «Почему бы нам снова не записать всю песню задом наперёд?» Но это сделано не было, а просто наложили мой голосовой и гитарный трек задом наперёд поверх последних полминуты. Это можно услышать в конце песни. Звучит так, как будто я пою по-индийски».
Джордж: «Мы перевернули плёнку и включили её задом наперёд, а затем сыграли несколько гитарных нот. Думаю, мы с ним подключили гитары, просто наигрывая короткие фрагменты, подгадывая, надеясь, что это подойдёт. Джордж Мартин перевернул мастер-плёнку вверх ногами и включил воспроизведение. Мы были взволнованы, услышав, как это звучит, и это было волшебно – гитарист задом наперёд! Звучание нот из-за удара по струне и затухания было великолепным. Это нас очень обрадовало, и мы начали делать это с наложением. А потом было немного вокала задом наперёд, которое звучало как индийское пение».
Джордж Мартин (продюсер записи): «Я всегда экспериментировал с плёнками, и подумал, что было бы забавно сделать что-нибудь ещё с голосом Джона. Поэтому я списал часть его основного вокала с четырёхдорожечной плёнки на другую катушку, повернул и затем подвигал вперёд-назад, пока он не стал к месту. Джона в то время не было, но когда он вернулся, то был поражён. Они все решили, что получилось замечательно».
Из дневника Альфа Бикнела: «Джон предложил оставить так на записи».
Джордж Мартин (продюсер записи): «Своим непривычным звучанием мелодия всем очень понравилась. Так и оставили».
Джон: «Это был первый раз, когда мы использовали голос, записанный в обратную сторону. Вообще первая в мире запись в обратную сторону на пластинке. До Хендрикса, да «Ху», до какого-либо другого мудака. Может быть, это было на записи «Они идут, чтобы забрать меня, Ха-ха-ха!» (They’re Coming To Take Me Away, Ha Haaa!). Возможно, это было до песни «Дождь» (Rain), но это не то же самое».
прим. – написана и исполнена Джерри Сэмюэлсом, вышла в июле 1966 года.
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Это высказывание Джона Леннона во многих отношениях типично для его личности. Как правило он очень гордился тем, когда был «первым» в чем-то, и это было понятно: в поп-музыке «Битлз» во многом были первыми. Кроме того, его вышеупомянутое заявление свидетельствует о том, что он пристально наблюдал за тем, что происходило в музыкальном бизнесе в то время.
Интересно, что хит 1966 года «Они идут, чтобы забрать меня, Ха-ха-ха!» в исполнении «Наполеон XIV» (он же Джерри Сэмюэлс) действительно имел в качестве стороны «Б» композицию «aaaH-aH, yawA eM ekaT oT gnimoC er’yehT», что было буквальной записью в обратную сторону песни на стороне «А». Хотя этот хитрый трюк вызвал энтузиазм у многих покупателей пластинок (если не принимать во внимание раздражённых посетителей заведений с музыкальными автоматами), то это вряд ли было тем новшеством, которое «Битлз» придумали для своей стороны «Б» к хиту 1966 года «Автор бестселлеров» (Paperback Writer). Как сказал Джон, это было «не одно и то же».
И, чтобы поставить точку в этом вопросе, сингл «Наполеон XIV» был выпущен в июле 1966 года, а сингл «Дождь» (Rain) вышел в США в мае того же года. Итак, «Битлз» снова были первыми!»
Джон: «В аранжировке песни «Дождь» (Rain) мы использовали все наши возможности обработки вокала. Первый и второй голос в припеве я пою в дуэте с самим собой. Первый голос звучит выше потому, что его звучание было сильно ускорено. Потом наложили замедленный вокал второго плана Пола и Джорджа («когда светит солнце»). В конце песни сделали наложение моего голоса в обратном направлении («когда начинается дождь, они прячут головы»). Раньше мы и не предполагали, что можно вытворять такие штуки. Авангардисты показали нам новое направление студийной работы. Ещё на альбоме «Резиновая душа» (Rubber Soul) нас заинтересовал синтез звука. Теперь же в студии мы только этим и занимались. На обычном четырёхканальном магнитофоне можно полностью преобразить любую аранжировку, сделать её куда разнообразней. Когда экспериментируешь с плёнками, то сам не знаешь, что из этого получится, как инструмент или какой-нибудь звук будут звучать в обратном направлении, на другой скорости. Приходилось прослушивать огромное количество материала, чтобы найти какой-нибудь необычный эффект для следующей песни».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Пол Маккартни добавил партию бас-гитары к основному треку, который был записан двумя днями ранее».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Оригинальная бас-гитара, записанная во время ритм-трека, была стёрта и заменена новой басовой линией Пола с использованием той же техники записи, которую они применили для песни «Автор бестселлеров» (Paperback Writer) двумя днями ранее, когда в качестве микрофона использовался акустический динамик».
Из интервью Пола в 1990 году:
Вопрос: Ты когда-нибудь сомневался в своей игре?
Пол: Конечно. Часто. Возможно, каждый раз, когда играл басовую партию. Постоянно сомневаюсь: «О, боже, я записал столько пластинок, как мне сделать звучание свежим?» Но, если повезёт, то ты находишь какую-нибудь мелочь, как например, в песне «Дождь» (Rain) – эти верхние ноты. И ты говоришь: «О, нашёл!» И остальная часть партии идёт плавно, потому что у тебя уже есть что-то особенное.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано промежуточное сведение, чтобы освободить место на четырёхдорожечной ленте».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Потом было сделано копирование записи с ленты на ленту, чтобы освободить дорожки для наложений, в результате чего дубль 5 стал дублем 6».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем Ринго Старр добавил партию бубна, а Маккартни, Джон Леннон и Джордж Харрисон записали дополнительный вокал второго плана».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Последним наложениям были даны дополнительные обозначения «дубль 7» и «дубль 8». Это ознаменовало конец процесса записи, и затем внимание было уделено созданию моно микса, потому что они были очень довольны достигнутым результатом. Моносведение было сделано с использованием «дубля 7», что означает, что все наложения для «дубля 8» были сочтены недостаточно подходящими для данной композиции. Можно предположить, что, поскольку вышеупомянутые наложения гитары, записанный задом наперёд, не выявлены на выпущенной записи, они, возможно, были на «дубле 8» и не были использованы.
В конце сессии Джордж Мартин, Джефф Эмерик и Фил Макдональд попробовали сделать четыре моносведения, все с разной степенью Искусственного двойного наложения, добавленного в ходе экспериментов. Третий мономикс был выбран в качестве рабочего. Поскольку в итоге он не был включён в альбом «Револьвер», то стереосведение не делалось, поскольку на тот момент все синглы были в режиме моно».
Из дневника Альфа Бикнела: «Думал, что сегодняшний [рабочий] день будет не долгим. Но получилось всё иначе. Парни провели в студии двенадцать часов, работая над песней Джона «Дождь». Ничем особым в студии не занимался, кроме как сидел без дела и, как обычно, играл с Нилом в шахматы. Хотя, на этих сессиях очень интересно, но расстраивает то, что ничем не можешь заняться или оказать помощь».