8 ноября 1965 г.
Из дневника Альфа Бикнела: «Сегодня должен забрать ребят поздно. Забрал Джейн от Риччи, где она помогала Морин по хозяйству».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни «Подумай» (Think For Yourself) и подготовка материала для выпуска рождественской пластинки клуба поклонников группы».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После выхода в декабре 1965 года альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul), стал более очевидным рост Джорджа Харрисона как автора песен. Хотя его первая композиция «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me) была успешно представлена на британском альбоме «Вместе с Битлз» (With The Beatles) чуть более двух лет назад, ему потребовался ещё 21 месяц, чтобы представить свой новый материал на альбоме «На помощь!» (Help!). На этом британском альбоме состоялась премьера двух его песен, а именно «Ты нужна мне» (I Need You) и «Ты любишь меня слишком сильно» (You Like Me Too Much).
Тем не менее, идеи, которые вышли из-под его стихотворного пера в песне «Подумай» (Think For Yourself), в отличие от всего, чем он или его более плодовитые товарищи по группе занимались раньше, приобрели налёт критически-колкого дерзновения. В то время как к концу 1965 года работа творческого дуэта Леннона-Маккартни развивалась семимильными шагами, Джордж Харрисон направил свои усилия на то, чтобы не уступать им в остроумии. Учитывая, что это была только его пятая опубликованная песня, лирическая глубина и структурная сложность песни «Подумай» (Think For Yourself) доказали, что Джорджу Харрисону, несомненно, есть что сказать как автору песен».
Джордж: «Во время работы над альбомом «Резиновая душа» (Rubber Soul) я ещё побаивался писать песни, поскольку Джон с Полом писали их с самого детства. Было нелегко вдруг взять и начать писать. Они уже успели этому времени набить руку. Большую часть своих неудачных песен они создали ещё до того, как мы впервые попали в студию звукозаписи. А я должен был вдруг взять и начать писать, да ещё и создавать произведения, которые было бы не стыдно включить в альбом вместе с их замечательными хитами. Это очень трудно».
Пол: «До этого у нас был период миловидных песен, и теперь пришло время расправить плечи… такими были ощущения, связанные с альбомом «Резиновая душа» (Rubber Soul)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Эта цитата Пола Маккартни как нельзя лучше относится к песне Джорджа «Подумай» (Think For Yourself), которая была чем угодно, но только не миловидной битловской «Она любит тебя» (She Loves You) – песне из тех, к каким привык мир до этого времени. Вместо этого текст был колко-язвительным, а мелодия – жёсткой.
Из текста очевидно, что Джордж имел в виду кого-то определенного, к кому он обращается. Удивительно, но при жизни он так и не раскрыл истинного адресата этого острого текста. В своей книге «Я, мне, моё», впервые опубликованной в 1980 году, он написал об этой песне так: «Судя по тому, как это звучит, она, должно быть, о ком-то конкретно. Но спустя всё это время я не помню точно, кто вдохновил меня на эту песню. Наверное, это было правительство!»
Джордж: «Я не помню, что именно подтолкнуло меня к написанию этой песни, но в ней есть что-то общее с композициями «Сборщик налогов» (Taxman) и «Свинки» (Piggies). Должно быть «Подумай» (Think For Yourself) написана о ком-то из этих песен, но не могу точно припомнить, кто вдохновил меня на этот мотив».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя основная часть текста могла быть адресована «сильным мира сего», Джордж, несомненно, добавил в текст определенное содержание, из-за которого складывается впечатление, что он обращается к женщине, тем самым продолжая установившуюся и укоренившуюся тенденцию «Битлз» писать песни об отношениях. Творчество Леннона и Маккартни всё ещё протекало в этом русле, благодаря чему автобиографическая «В своей жизни» (In My Life) из путешествия по волнам памяти превратилась в оду любви Джона, что нашло выражение в словах: «в своей жизни я люблю тебя больше».
В этом случае, используя ключевую фразу «думай, потому что меня не будет с тобой», Джордж хотел заставить нас поверить, что песня адресована женщине, которую он оставляет из-за создаваемых ею «страданий». Благодаря этому, из-за принципиальной позиции Брайена Эпстайна избегать какой-либо политики в их музыке или интервью, Джордж мог выразить свои взгляды скрытно. Это, конечно, если следовать предположению Джорджа, что песня была о правительстве. Но поскольку он говорит о том, что, честно говоря, не может вспомнить точно, то стоит вернуться к его высказыванию относительно ранних композиций: «Первые песни были просто набором каких-то слов, которые я смог придумать».
I’ve got a word or two, У меня есть пара слов,
To say about the things that you do, Сказать о том, что ты делаешь,
You’re telling all those lies, Ты говоришь всю эту ложь,
About the good things that we can have, О том хорошем, что у нас есть,
If we close our eyes. Если закрыть глаза.
Do what you want to do, Делай, что хочешь,
And go where you are going to, Иди туда, куда собираешься,
Think for yourself, Подумай,
Cos I won’t be there with you. Потому что меня не будет с тобой.
I left your far behind, Я оставил тебя далеко позади,
The ruins of the life that you had in mind, Руин той жизни, что у тебя на уме,
And though you still can’t see, И хотя ты всё ещё не видишь,
I know your mind’s made up, Я знаю, что тобою решение принято,
You’re gonna ’cause more misery. Ты причинишь ещё больше страданий.
Do what you want to do, Делай то, что хочешь,
And go where you are going to, Иди туда, куда собираешься,
Think for yourself, Подумай,
Cos I won’t be there with you. Потому что меня не будет с тобой.
Although your mind’s opaque, Хотя твой разум затуманен,
Try thinking more if just for your own sake, Попробуй больше думать, пусть даже просто ради собственного блага,
The future still looks good, Будущее по-прежнему выглядит притягательно,
And you’ve got time to rectify, И у тебя есть время исправить,
All the things that you should. Всё, что следовало бы.
Do what you want to do, Делай то, что хочешь,
And go where you are going to, Иди туда, куда собираешься,
Think for yourself, Подумай,
Cos I won’t be there with you. Потому что меня не будет с тобой.
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Духовные блуждания Джорджа Харрисона впоследствии выльются в отдельный жанр песенного творчества, и песня «Подумай» (Think For Yourself) стала первым признаком того, что у него появилась своя, не менее циничная, чем у Леннона, манера, изобличающая ловушки повседневной жизни и предлагающая в качестве панацеи от всех бед изучение сознания и Вселенной. «Попробуй больше думать, пусть даже просто ради собственного блага» – выразил Харрисон свою философию на следующие несколько лет».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Исходя из предположения, что Джордж на самом деле написал песню о правительстве, то можно зрительно представить, как он с трибуны обращается к Конгрессу после того, как ему дали слово. «У меня есть пара слов сказать о том, что вы делаете» (I’ve got a word or two to say about the things that you do», – начинает он. Он говорит об обещаниях политической кампании как о лжи «о том хорошем, что у нас есть, если закрыть глаза» (about the good things that we can have, if we close our eyes). Несмотря на то, что у него есть возможность изложить свои доводы, он понимает, что его аргументы бесполезны, потому что они просто «принесут ещё больше страданий».
Возможно, что эта песня является единственной композицией в популярной музыке, содержащей слово «затуманен» (opaque) – (поправьте меня, если я ошибаюсь). Используя это слово Джордж, по-видимому, даёт понять, что разум правительства «бессодержательный, невразумительный и недалёкий». Поэтому ему следует «пытаться больше думать». Тем не менее у него есть надежда, что всё может измениться к лучшему. «Будущее по-прежнему выглядит притягательно», – продолжает он, если они «исправят всё, что следовало бы».
Если же на самом деле песня была вдохновлена женщиной, что следует из текста по предположению некоторых критиков, то это не та женщина, с которой я хотел бы встречаться.
Хотя к концу 1965 года Джордж Харрисон всё ещё был в некоторой степени новичком в написании песен, композиция «Подумай» (Think For Yourself) продемонстрировала, что у него есть собственный голос. Атмосфера «Битлз» в период записи альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul) подразумевала расширение границ как в мелодическом, так и в лирическом плане. Продуцирование на этом этапе какой-нибудь банальной поп-песни, как «Ты нужна мне» (I Need You), не вписалось бы в новый тренд, хотя на предыдущем альбоме она отлично пришлась ко двору. С этого момента Джордж стал восприниматься как композитор с определенным взглядом и постепенно он стал приобретать известность как уважаемый автор песен.
Заявление Джорджа 1965 года о том, что ему обычно требуется «около трех месяцев, чтобы закончить одну песню», дает нам период создания песни с августа по ноябрь 1965 года.
После продолжительной репетиции песни «Не буду там с тобой» (Won’t Be There With You), как она называлась в начале сессии, потребовался всего один дубль для записи ритм-трека, который включал в себя электрическую ритм-гитару Джорджа, бас Пола и барабаны Ринго. Вокал в это время не записывался.
После этого группа приступила к записи наложений, причем в первую очередь записывались ведущий вокал и вокалы второго плана. Во время записи этих наложений имела место необычная практика: Джордж Мартин выделил для этого отдельную пленку.
Почему это было записано таким образом, неизвестно, хотя, поскольку в тот вечер они должны были подготовить свою третью рождественскую пластинку, Джордж Мартин, возможно, решил, что они могут сказать что-то достаточно смешное, что можно было бы включить в этот релиз для клуба поклонников».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Джордж Мартин решил оставить включенными на запись магнитофоны во время репетиции, чтобы, возможно, записать что-нибудь, что могло бы быть достойно для включения в готовящийся рождественский диск, так как к этому времени они ещё ничего не записали».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Но из этой затеи ничего не вышло. Тем не менее, на коробке с магнитной лентой было написано: «Со временем это будет выпущено». Надо сказать, что одна вещь действительно будет выпущена, – шестисекундный отрывок, во время которого Джордж с Полом практикуют вокал на строчке «и у тебя есть время исправить», что появится в фильме «Желтая подводная лодка».
Поскольку для получения удовлетворительного результата им потребовалась продолжительная репетиция, было решено записывать каждую часть вокала второго плана отдельно, причем у Джона с этим были самые большие проблемы. «Увы, но иногда на этих сессиях я чувствую себя достаточно бесполезным, правда», – признался Джон в одном из интервью. – «Конечно, Синтия понимает. Дома я часто разговариваю с ней об этом: «Иногда, знаешь, Синтия, я просто не могу разобрать почерк».
Сразу после того, как запись этих наложений была завершена, было принято решение повторить процесс, записав с двойным наложением как ведущий вокал, так вокалы второго плана. Затем были добавлены другие наложения, в том числе игра Ринго на бубне и маракасах, Джона на органе «Хэммонд», а также в песню был привнесен ещё один ингредиент, который придал композиции необычный и узнаваемый элемент».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Битлы всегда искали новое звучание, всегда стремились к новому горизонту, и приходилось постоянно, и не без удовольствия, пытаться найти им что-то новое. Они всегда стремились попробовать новые инструменты, даже когда мало что о них знали».
Джордж: «Во время записи песни «Подумай» (Think For Yourself) Пол использовал гитарную фузз-педаль (прим. – педаль гитарного эффекта, придающего басу характерный жужжащий звук, основан на нелинейном искажении звука электрогитары, придаёт синтетическое звучание). Когда [в 1962 году] Фил Спектор записывал «Зип-эй-Ди Ду Да» (Zip-A-Dee Doo-Dah) в исполнении Боба Би Сокса и группы «Блу Джинз», звукоинженер, который настраивал трек, перегрузил микрофон гитариста, и звук стал очень искаженным. Фил Спектор сказал: «Оставьте как получилось, звучит здорово». Несколько лет спустя все начали пытаться воспроизводить этот звук, и поэтому была изобретена педаль фузза. У нас была такая, и мы попробовали через него бас, и он звучал очень хорошо».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя Битлы ещё в 1963 году экспериментировали с ранней версией этого устройства «Гибсон Маэстро Фуззтон», (эта модель использовалась группой «Роллинг Стоунз» во время записи песни «(Я не могу получить) Удовлетворение» ((I Can’t Get No) Satisfaction)), во время записи песни «Подумай» (Think For Yourself) у них была модель Тони Бендер»
Кен Таунсенд (звукоинженер «И-Эм-Ай»): «Мы в студии иногда использовали гитарную фузз-педаль, изготовленную инженерами «И-Эм-Ай», но Битлы ею до некоторого времени не пользовались».
В октябре 1965 года в журнале «Бит Инструментал» появилась реклама гитарной фузз-педали «Эм-Кей-Ай Тони Бендер», а в разделе «экспертный совет» октябрьского номера «Мелоди Мейкер» за 1965 год упоминается «Тони Бендер» Гэри Херста (прим. – инженер «Эм-Кей-Ай Тони Бендер») как устройство для достижения эффекта, аналогичного звуку гитары в песне «Роллинг Стоунз» – «(Я не могу получить) Удовлетворение» ((I Can’t Get No) Satisfaction)).
19 октября 1965 года патент на Маэстро Фуззтон был выдан компании «Гибсон» (разработчики Гленн Снодди и Ревис Хоббс). Патент распространялся только на США.
Гэри Херст (инженер «Эм-Кей-Ай Тони Бендер»): «В 1965 году по просьбе их дорожного менеджера я принес «Битлз» пару устройств, и провел с ними несколько часов в театре недалеко от Кембридж-Сиркус (пересечение Шафтсбери-авеню и Чаринг-Кросс-роуд в центре Лондона), где они репетировали. Одно из устройств было двухтранзисторным Тони Бендером, которое мы теперь называем Эм-Кей 1.5 (прим. – место репетиции «Битлз» не подтверждается)».
Дик Денни (главный инженер-конструктор фирмы «Вокс»): «В начале 1965 года я лично подарил «Битлз» прототип Тонибендера от компании Вокс».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя звучание с использованием гитарной фузз-педали напоминало партию соло-гитары, сыгранную на нижних струнах, на самом деле на ритм-треке Пол сыграл второй раз партию баса, используя недавно приобретенный бас «Рикенбэкер».
В рамках этой песни мы видим резкий отход от существующей структуры, а не просто её модификацию. Да, есть куплеты и припевы, но рисунок аккордов и мелодические линии, которые ведёт Джордж, трудно предсказать. Ни при первом прослушивании, ни в последующем, сложно определить основную тональность. Оказывается, вступительный аккорд, это соль мажор, который является основной тональностью, но взлёты и падения куплетов, комбинация мелодической линии, вокальных линий второго плана и басовой партии, всё это заставляет задуматься о том, является ли песня соль мажор или соль минор. Джон Леннон, по-видимому, тоже не мог определить это, поскольку, когда он играл на акустической гитаре во время репетиции, то Джорджу пришлось поправить его, потому что он играл соль минор вместо соль мажор.
В любом случае, структура песни следующая: «куплет / припев / куплет / припев / куплет / припев / припев» с кратким введением и заключением. Несмотря на то, что это детище ведущего гитариста группы, сам он решил не использовать какое-либо соло.
Простое вступление из двух тактов приводит в движение песню, которую предваряет зловещий звук «фуззового баса», задавая тон последующему порицающему тексту. Акценты ритм-гитары и ударных также начинаются с сильной доли, но во второй половине второго такта впервые появляется отличительная особенность песни – медленная триоль (прим. – группа из трёх нот одинаковой длительности), который будет повторяться в течение следующих двух минут и шестнадцати секунд, подчеркиваемая ударами тарелок, бубна и восходящей басовой партией, после чего сразу же начинается первый куплет, который, как и все последующие, имеет длину в двенадцать тактов и содержит некоторые нехарактерные аккорды (по крайней мере, для «Битлз» того времени). Мелодическая линия состоит из двух фраз, в каждой первой половине которых Джордж поет соло, а в каждой второй половине вокальная дополнительная линия на три голоса, которая в основном поется во время смещения акцента с сильной доли такта на слабую.
Басовая партия Пола трижды повторяет медленную триоль, которая звучит во вступлении, в то время как бубен и маракасы сохраняют равномерный бит 4/4 в качестве интересного контраста. Бубен сохраняет четкую структуру из трех ударов восьмой ноты в третьей доле каждого такта на протяжении всего куплета. Также присутствует электроорган Джона, записанный наложением, который отсекается на протяжении всей песни.
Еще одна интересная особенность куплетов – расширенная вторая фраза, переходящая в припев. Конец первой фразы, на словах «О том хорошем» (About the good things), возвращает песню к основной тональности соль мажор, после чего ожидаемо повторяется снова в конце второй фразы, и это предсказуемо происходит со словами «что у нас есть» (that we can have), но выходит за рамки со словами «Если мы закроем глаза» (If we close our eyes), и дальнейшей смене аккорда непосредственно перед началом припева. Довольно интересно и необычно.
После простой барабанной сбивки Ринго в полную силу вступает восьмитактовый припев со сдвоенными ударами маракаса и агрессивным рок-битом 4/4 на барабанах. Джордж поет первую строчку сам, в то время как Пол поддерживает более высокую гармонию для остальной части раздела. Мелодическая линия, которую Джордж поет в этом припеве, превращает основной аккорд соль мажор в соль минор, что напоминает предыдущие треки Леннона-Маккартни, когда они также балансируют между мажором и минором, например, песни «Я вернусь» (I’ll Be Back) и «И я люблю её» (And I Love Her).
Ещё одна отличительная черта припева – это двойная медленная триоль, которую исполняют Пол и Ринго, в то время как маракас продолжает ударять в ритме четыре четверти. Хор заканчивается на основной тональности и, как и во вступлении, заканчивается восходящей грохочущей триолью, в то время как маракасы продолжают свой яростный ритм.
Затем начинается второй куплет, структурно идентичный первому, с басом Пола, который продолжает акцентироваться на медленных триолях.
Потом начинается ещё один припев, который выглядит так же по структуре, но есть некоторые тонкие различия. В конце второго такта Ринго по ошибке играет медленную триоль, но забывает (или предпочитает не играть) двойную триоль с басом Пола в четвертом такте. Вместо этого он добавляет в это место пару акцентов малого барабана.
Затем звучит третий куплет, в котором Пол немного меняет ситуацию, не играя триоль в шестом такте, заменив её похожей по звучанию восьмой нотой. Припев, который следует за этим, показывает, что Ринго не забыл сыграть двойной триоль с Полом ещё раз в шестом такте, даже добавив ещё одну ненужную тройку в последнем такте.
Хор повторяется в последний раз, что, очевидно, застало Пола врасплох, так как на басу в ритм-треке он начинает первый такт не в той тональности, но быстро поправляется, надеясь, что никто этого не заметит. Также на ритм-треке есть неожиданное изменение аккорда бас-гитары Пола в седьмом такте. Ринго снова пропускает двойную триоль в шестом такте, видимо из-за того, что аранжировка была для них новой и впервые была разучена только во время сессии.
Последний припев расширен до двенадцати тактов, чтобы закрепить название песни в сознании слушателя. Финальный такт с его яростным ритмом маракасов обрывается до синкопированного окончания из-за четырех акцентов восьмых нот в конце песни.
Вокал Джорджа звучит уверенно, что намного превосходит всё, что он делал до этого времени. Его вокал, записанный с двойным наложением, почти безупречен и хорошо передаёт саркастический текст. Его игра на ритм-гитаре в основном остается незамеченной из-за акцентированности на вокале и фузз-басе, но в ритм-треке она надлежащим образом играет ведущую роль (можно убедиться в этом, прослушав отдельно левый канал стереомикса).
Стоит упомянуть Пола с двумя полными басовыми партиями в одной песне, первая из которых приглушена в ритм-треке, а вторая ярко выделяется центральным элементом.
Хотя Джон, очевидно, не играл во время записи ритм-трека (его незнание аккордов во время репетиции может служить свидетельством того, что он не играл на гитаре в ритм-треке), он добавил характерный и заметный ингредиент в песню своей игрой на электрооргане «Хэммонд». И хотя у него были достаточно большие проблемы с правильным созвучием в куплетах, в конце концов ему удалось с этим справиться.
Во время этой сессии Ринго тоже пришлось приложить некоторые усилия, подбирая на барабанах несколько сложную аранжировку, а затем добавляя маракасы и бубен в качестве наложений».
Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «В песне «Подумай» (Think For Yourself) работа ударных достаточно затейлива: в куплетах Ринго играет на каждые четыре бита в ритме один бит ударными и отлично готовит переход к припеву».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Всего на запись песни было затрачено пять часов – с 21:00 до 2:00.
После завершения наложения название песни было изменено на «Подумай» (Think For Yourself), и они приступили к записи своей третьей рождественской пластинки, которую записывали до трех часов утра».
8 ноября вышел в свет альбом группы «Бич Бойз», в котором были три песни Леннона-Маккартни: «Мне следовало бы узнать лучше» (I Should Have Known Better), «Скажи мне, почему» (Tell Me Why) и «Ты должен скрыть свою любовь» (You’ve Got To Hide Your Love Away).
Фил Спектор (продюсер): «Несмотря на то, что альбом включал в себя три песни «Битлз», Брайана Уилсона интересовали не деньги, а как его песни будут выглядеть на фоне «Битлз».
Брайан Уилсон: «Лучше всего у меня получается тогда, когда я пытаюсь превзойти других поэтов-песенников и композиторов. Возможно, самой главной побудительной причиной сочинения новой песни является желание преодолеть чувство аутсайдера».