24 декабря 1964 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в «Ещё одном рождественском шоу Битлз», «Хаммерсмит Одеон», Лондон».
beatlesbible.com: «Каждый вечер, кроме 24 и 29 декабря, было по два концерта. Не было выступлений 25, 27 декабря, 3 и 10 января 1965 года. Последнее шоу состоится 16 января 1965 года».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Рисунки на передней и задней обложках программы принадлежали Джону».
Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Это было невероятно. По-моему, там участвовал Джимми Сэвилл. Каждый вечер был сумасшедшим».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Сильный разогревающий состав возглавляли «Ярдбёрдз», Элки Брукс, «Саундз Инкорпорэйтед» и «Фредди энд Дримерс», а конферансье был эксцентричный ведущий программы «Ведущие поп-музыканты» Джимми Сэвил».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Ведущим шоу был Джимми Сэвил. Первыми на сцену выходила группа «Майк Коттон Саунд», исполнявшая песню Джорджи Фейма «Йе Йе» (Yeh Yeh). Затем на сцену выходил Майкл Хаслем, ещё один протеже Брайена Эпстайна, с песней «Алые ленты» (Scarlet Ribbons)».
Майкл Джеймс Хаслам: «В 1964 году Эпстайн пригласил меня в британское турне «Битлз» в октябре-ноябре 1964 года, и на три недели на Рождественские шоу «Битлз» в «Хаммерсмит Одеон». Для меня это было невероятно, потому что это было в разгар Битломании. Мы все хорошо ладили, хотя однажды вечером Джон Леннон толкнул меня слишком сильно, и я упал в оркестровую яму».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Потом выступала группа «Ярдбёрдз».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Во время серии выступлений «Битлз» в «Хаммерсмит Одеон» у них на разогреве играли «Ярдбёрдз». В отведенные им десять минут они исполняли сокращенные инструментальные «запилы», которыми славились в клубе «Кроудэдди», где в своё время играли «Роллинг Стоунз». Увлечение виртуозными пассажами несколько обезличивало стиль их 19-летнего соло-гитариста Эрика Клэптона. Разделяя склонность к самопожертвованию некоторых своих черных кумиров, Эрик был страстным апологетом блюза, отличающегося определенным диссонансом звучания. Эту страсть не разделял Джордж Харрисон, который проводил немало времени за кулисами в компании Клэптона, хотя, по его словам, «толком не был знаком с ним».
Из интервью с Джорджем Харрисоном:
Вопрос: Когда вы с ним [Клэптоном] познакомились?
Джордж: По-моему, в 1964-м или в 1965-м, не помню. Кажется, это случилось во время одного из рождественских концертов в Лондоне, мы две или три недели выступали в «Одеоне», там же играла тогда группа Эрика «Ярдбёрдз».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После выступления группы «Ярдбёрдз» начиналась шуточная сценка с участием «Битлз». Группа изображала исследователей Антарктики, которая занималась поисками снежного человека, которого играл ливерпулец Рэй Фелл».
Ринго: «Мы надели эскимосские наряды, потому что эскимосская земля, наверное, единственное место, которое мы не посетили в этом году».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Эта часть шоу стала настолько вымученной как для группы, так и для её поклонников, что Битлы решили никогда больше не участвовать в подобных мероприятиях.
Первая половина шоу заканчивалась выступлением группы «Фредди энд Дримерс».
Второе отделение концерта начинала Элки Брукс, за которым следовала «Саундз Инкорпорэйтед», а затем, наконец, Джимми Сэвилл представлял «Битлз».
beatlesbible.com: «Группа исполняла 11 песен: «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), «Я – неудачник» (I’m A Loser), «Крошка в черном» (Baby’s In Black), «Каждая хочет быть моей крошкой» (Everybody’s Trying To Be My Baby), «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love), «Нет, дорогая» (Honey Don’t), «Мне хорошо» (I Feel Fine), «Она женщина» (She’s A Woman), «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night), «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music) и «Долговязая Салли» (Long Tall Sally)».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Битлз» закончили 1964 год рождественскими выступлениями. Их сценическое оборудование осталось почти неизменным. Старр играл на своей ударной установкой «Людвиг» с 22-дюймовым большим барабаном. Усилители остались прежними: два гитарных усилителя «Вокс Эй-Си-100» и басовый усилитель «Эй-Си-100». Маккартни играл на бас-гитаре «Хофнер» 1963 года, используя его в качестве основного инструмента, а восстановленный «Хофнер» 1961 года выступал в качестве запасного. Харрисон использовал 12-струнную гитару «Рикенбэкер», а также гитары «Гретч Теннессин» и «Гретч Сантри Джент». Леннон играл на своей новой гитаре «Рикенбэкер 1996» и на электроакустической «Гибсон Джей-160И», которую использовал по мере необходимости. Во время исполнения песни «Я – неудачник» (I’m A Loser) он также играл на гармонике».
Джон Бичем (музыкант группы «Майк Коттон Саунд»): «Концерты открывались в канун Рождества и длились до 16 января. Каждое шоу состояло из разнообразных представлений со скетчами и комедийными сценками, которые уже тогда казались анахронизмом. Продюсером шоу был друг Брайена Эпстайна. Представление было роскошным, с каскадными водопадами, заливающими сцену.
Мы начали своё выступление, находясь на вращающемся подиуме, и парни запутались в проводах. Джимми Сэвилл был настоящим мастером, хотя никому из нас не нравился. Он был ужасным хвастуном».
Крис Дрейя (ритм-гитарист группы «Ярдбёрдз»): «Больше всего на свете мне запомнился тот невообразимый шум, который создавала кричащая толпа, и то количество предметов, которые они бросали на сцену. По обе стороны сцены стояли два парня, которые после каждого выступления её подметали. Помню, как Леннон вышел на сцену и поднял брошенную на сцену коробку в подарочной упаковке. Внутри был тяжелый кусок руды. Так что это было довольно опасно».
Боб Уитакер (фотограф): «Исключение из правил. Обычно я не пользуюсь фотовспышкой, потому что она создает эффект некоторой неестественности происходящего. Но здесь не было другого выхода – было слишком темно. Но я решил, что в данном случае вспышка поможет подчеркнуть, с каким неистовством фанатичные поклонницы бесчинствуют, чтобы увидеть своих кумиров».
Джон Бичем (музыкант группы «Майк Коттон Саунд»): «Из-за криков в зале не было слышно, что играли «Битлз». Я думаю, что в то время я был одним из тех немногих, кому довелось услышать их живые выступления, потому что я наблюдал за их дневными репетициями в «Хаммерсмит Одеон», как его тогда называли.
Рождественские выступления «Битлз» были очень популярны. Никто, кроме них, не смог бы заполнить «Хаммерсмит Одеон» дважды в сутки в течение более двух недель».
Фото Боба Уитакера.
Патти Бойд: «Визжащие фанатки были везде – наводняли сцены, наводняли их отели, наводняли их жизнь, и никому не была слышна музыка, ни на сцене, ни вне её. Джордж ненавидел всё это. Я думаю, Битлы побаивались своих фанатов, которые всегда хотели к ним прикоснуться. Они запросто могли оказаться раздавленными под такой массой человеколюбия.
Я тоже боялась фанатов. Я часто получала полные ненависти письма, особенно от американских девушек. Каждая из них утверждала, что именно она является полноправной девушкой Джорджа, и если я не оставлю его в покое, то она наложит на меня проклятие или убьёт. Однажды вечером Белинда, Мэри Би, я – и, кажется, Синтия тоже – приехали в «Хаммерсмит», чтобы посмотреть, как битлы играют в «Одеоне». Терри Доран, который был старым ливерпульским другом Джона и работал в качестве его помощника, припарковал «Мини» Джона перед самым зданием. Мы ушли в начале последнего номера, чтобы не оказаться подхваченными толпой в конце. Как только мы вышли через один из боковых выходов, за нами последовало около пяти девушек. Я была замаскирована, но они, должно быть, знали, кто я такая, потому что как только мы оказались в переулке вдоль одной из сторон здания, они направились ко мне и стали пинаться. Я позвала Терри, который схватил одну из них и оттащил её от меня, но она дралась, как дикая кошка и вырвала у него немало волос».
Крис Дрейя (ритм-гитарист группы «Ярдбёрдз»): «Как-то раз во время рождественских концертов к нам в костюмерную зашел Маккартни, чтобы узнать наше мнение о новой песне, над которой он работал. Он сел с гитарой. В тот момент у него не было текста песни, только мелодия. Он сказал, что она называется «Яичница-болтунья». Конечно, это была песня «Вчера» (Yesterday). Так мы стали свидетелями создания одной из самых известных песен всех времен, а Пол просто играл для нас на акустике».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В условиях бурного развития музыкальной индустрии производители экспериментировали с новыми методами создания необычных звуков. В течение 1964 года «Вокс», «Уоткинс» и «Бернс Лондон» соревновались между собой, кто выпустит первый гибрид гитары и органа. Это был инструмент, который выглядел и использовался как электрогитара, но издавал звуки органного типа. Бернс первым завершил прототип этого инструмента, и Леннон одним из первых попробовал его. Однако по какой-то причине Бернс отложил свою идею.
Компания «Вокс» стала первой на рынке с гитарным органом. Сначала инструмент был разработан просто для привлечения людей на выставку компании, но когда на выставке стали поступать заказы, у «Вокс» не было иного выбора, кроме как на самом деле начать производить гитарные электроорганы. Новый инструмент «Вокс» был сделан в стандартном корпусе «Фантом» с пятисторонней формой, но с встроенным органом для создания звуков (прим. – «Вокс Фантом» – электрическая гитара, выпущенная в 1962 году компанией «Дженнингз», уникальна своей отличительной пятиугольной формой). К первым четырнадцати «секционным» ладам были подключены специальные контакты. Инструмент был спроектирован так, чтобы он мог воспроизводить звуки органа или гитары по отдельности или одновременно».
«Вокс Фантом».
«Вокс Фантом Орган».
Дик Денни (компания «Вокс»): «Мы подарили «Битлз» наш гитарный орган. Я отдал первый экземпляр Джону Леннону и Полу Маккартни в Лондоне во время их рождественского шоу в «Хаммерсмит Одеон». Когда они впервые увидели его, то пришли в восторг, но не смогли в нем разобраться. Было слишком сложно, чтобы начать на нем играть. Но я думаю, что инструмент им понравился, потому что Джон оставил его себе. Помню, как он подошел ко мне, потянул за бороду и сказал: «Дик, старый ты козёл, но мы всё равно любим тебя».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Свое отрицательное мнение о гитарном электрооргане высказало большинство других музыкантов, которые его попробовали, и ненадежный инструмент вскоре исчез с рынка.
В 1976 году после смерти Мэла Эванса его жена написала Харрисону письмо с вопросом, как поступить с несколькими оставшимися гитарами, в том числе о гитарном органе «Вокс». Харрисон ответил: «Белая гитара «Вокс» была подарена Джону в студии «Эбби-Роуд» в середине 1960-х, и я, кажется, помню, что это был прототип гитары с электроорганом, встроенным в гриф. Это было незадолго до появления синтезаторов, поэтому я не уверен, что эта модель была когда-либо запущена в производство. Сложно дать оценку стоимости этих гитар, потому что некоторые из них не слишком ценны по сегодняшним меркам. Однако, если вы решите их продать, я напомню вам, что, поскольку они когда-то принадлежали Джону, то будут иметь гораздо большую ценность, чем вы, возможно, подозреваете. Так в прошлом году я заплатил 1000 фунтов стерлингов на аукционе «Сотби» за то, чтобы получить одностраничное письмо, которое я сам написал в начале 1960-х годов. На этом же аукционе моя акустическая гитара была продана за 3000 фунтов стерлингов, и это была гитара, которую я держал в руках всего в течение десяти минут! Таким образом, вы, скорее всего, могли бы получить за них от 5 000 до 10 000 фунтов. Если вы решите не продавать их сейчас, они будут только расти в цене, как и все вещи, связанные с Битлз».
Гитарный орган «Вокс» был продан на аукционе за 10 000 фунтов стерлингов. Неизвестно, использовал ли Леннон когда-либо его на записях «Битлз», но нет и никаких доказательств обратного.
К осени 1964 года, в результате популяризации инструмента Джорджем Харрисоном, в Великобритании возник большой спрос на электрические 12-струнные гитары. Британский дистрибьютор «Роуз-Моррис» заказал компании «Рикенбэкер» шесть эксклюзивных моделей из существующей линии калифорнийского производителя, но с другими названиями и слегка модифицированными для британского рынка.
Некоторые модели из «британской» линии «Рикенбэкер» шли с традиционными f-образными отверстиями вместо более распространенных звуковых отверстий в форме «косы Рикенбэкер», и все они были доступны только с отделкой красно-солнечного цвета. «Наконец-то здесь», – восклицал пресс-релиз «Роуз-Моррис». – «Теперь любой может купить 12-струнный «Рикенбэкер», идентичный тому, который использует Джордж Харрисон. Можете быть уверены в том, что у вас будет точно такая же гитара, что и у Битлз».
На самом деле 12-струнная модель, предлагаемая британским дистрибьютором, была эквивалентом модели «Рикенбэкер 330-12», а не более роскошной модели «360-12», используемой Харрисоном. Для гитар «Роуз-Моррис» использовала свои собственные четырехзначные номера моделей, при этом «330-12» известна как модель 1993, а «325» как модель 1996. Эти номера использовались исключительно внутри компании «Роуз-Моррис» и не фигурировали на самих гитарах.
Чтобы запустить в продажу новую «британскую» линию «Рикенбэкер», компания «Роуз-Моррис» начала рекламную кампанию в изданиях, посвященных музыкальным инструментам, при этом сначала косвенно, а затем напрямую используя название «Битлз». Так одна из реклам от «Роуз-Моррис» начиналась таким слоганом, как «Йе! Йе! Йе! Это Рикенбэкер». Также был использован слоган: «Прислушайтесь к Битлам Джону и Джорджу… Это отличный звук Рикенбэкер».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время одного из рождественских выступлений Леннон повредил свой «Рикенбэкер 325» 1964 года. В одном из сообщений в прессе было сказано следующее: «Джон Леннон повредил гитару Рикенбэкер, которая была специально сделана для него, – гласила новость, – и компания Роуз-Моррис предоставила ему со склада серийную модель 1990, которая очень похожа на его оригинал, в то время как поврежденная гитара ремонтируется».
Он уронил её во время одного из выступлений в «Хаммерсмит Одеон», и не обратил на это внимания. Однако во время следующего выступления он заметил небольшую трещину на грифе чуть ниже головы с колками и обнаружил, что во время игры у неё изменилась тональность.
Проблема с гитарой Леннона стала великой удачей для «Роуз-Моррис». До сих пор «Битлз» имели дело с «Рикенбэкер» только в США, но теперь британский дистрибьютор мог действовать напрямую, и заработать на этом. Предоставив Леннону новую модель «1996» с чистовой отделкой – «британский» эквивалент модели «325» – в «Роуз-Моррис» решили, что теперь могут использовать название «Битлз» и имя Леннона в своей рекламной кампании. Появилась реклама с лозунгом: «Битл приверженец Рикенбэкер» (Rickenbacker the Beatle backer) с изображением Леннона и гитары «1996».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Текст рекламы гласил: «Это знаменитая гитара Рикенбэкер 1996, которую использует Битл Джон Леннон. Уже долгое время Джон и его Рикенбэкер неразлучны, так почему бы вам не попробовать гитару в нашем музыкальном магазине?»
Британская модель «Рикенбэкер 1996» была идентична модели «Рик 325» 1964 года, на которой играл Леннона, за исключением двух отличий. Одно заключалось в f-образном отверстии в корпусе гитары, другое отличие – это красно-огненный цвет. Леннон использовал модель «1996» во время рождественских выступлений, после чего эта гитара стала одним из его домашних инструментов. В 1967 году гитара появилась на фотографиях, сделанных в доме Леннона в его музыкальной комнате. Впоследствии он отдал гитару Ринго Старру, который до сих пор владеет ею».
Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Обычно мы выходили через задний выход «Хаммерсмит» и полиция сопровождала нас до лимузина «Остин-принцесс». Чаще всего, мы проезжали пару миль до Найтсбриджа, где жил Риччи, и ставили машину в гараж. Как правило, нам хватало секнуд тридцать, чтоб выбраться наружу».
Синтия: «В канун Рождества к нам в Уейбридж приехали Джордж, Патти, Ринго и Морин, нагруженные свёртками в красивых упаковках».
Рождественская открытка с рисунком Джона Леннона.
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Брайен начинал строить далеко идущие планы. Под Рождество 1964 года он запланировал турне по США в 1965 году, пытался доработать сценарий для фильма «На помощь!» и организовывал ряд других турне. На их месте любой бы сказал: «Может, мы всё-таки отдохнем, Брайен?» Но всё это продолжалось».
Алистер Тейлор (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Иногда быть «мастером на все руки» в окружении «Битлз» не так уж здорово. Так было в 1964 году, когда Джордж прислал мне из Америки газетную вырезку. Было непонятно, из какой газеты она была. Была приписка: «Это где-то в Америке» и по поводу даты: «Вроде как в воскресенье». Джордж сказал мне, что увидел в одной американской газете себя на классном снимке, который был сделан в неожиданный момент, когда он с недовольным выражением лица показывает известный жест из двух пальцев. Джордж решил, что это была самая забавная его фотография из всех, что он когда-либо видел. Он дал мне клочок газеты с этим снимком, и моя задача заключалась в том, чтобы найти оригинал. Он хотел выкупить негатив, напечатать фото в полный рост, наклеить на картон и прикрепить снаружи своей входной двери».
Письмо Джорджа Алистеру Тейлора.
Алистер Тейлор (персональный помощник Брайена Эпстайна): «В Америке было много фотографов, которые их снимали, и найти того, кто сделал эту конкретную фотографию заняло много времени и усилий. Тем не менее, в конце концов один мой друг с Флит-Стрит дал мне жизненно важный для меня контакт и всё получилось. Джордж был в восторге, но фото в полный рост на входной двери получилось настолько пугающим, что он смилостивился и повесил его на своей двери ванной. А ещё он напечатал её на лицевой стороне Рождественской открытки с приветствием: «Почему бы вам не…?». У Джорджа всегда было довольно своеобразное чувство юмора».
Рождественская открытка, специально сделанная Джорджем Харрисоном в 1964 году. Харрисон напечатал эти открытки в небольшом количестве со своей фотографией на лицевой стороне. Они были отправлены членам семьи и близким друзьям.
На открытке написано: «Не обижайся, будь счастлив, ведь сейчас Рождество». Подпись рукой Джорджа Харрисона: «Дику и семье». Предположительно она была отправлена музыкальному издателю «Битлз» Дику Джеймсу.
Джордж Харрисон – Алистеру Тейлору.