1 ноября 1964 г.
Роджер Мэнсер (электрик, работавший в доме Джона): «Мы отремонтировали дом по самым высоким стандартам тех дней.
«Кенвуд» был отремонтирован и оснащен новой кухней, которую переустроили таким образом, чтобы сделать её двухуровневой. Помню, как однажды Пол Маккартни, который остался переночевать в доме, пожаловался мне: «Был выпивши, зашел сюда вчера вечером и упал в эту грёбаную дыру». На кухне Пол общался с нами по-приятельски, лучше, чем Джон.
Ковер был уложен по всему дому и вызывал столько статического электричества, что сначала мы подумали, что с электрикой что-то не так, пока я не коснулся отверткой с неоновым индикатором к дверному молотку. Когда загорелся неоновый свет, мы поняли, что это из-за ковра. Когда вы по нему ходили, то заряжались статическим электричеством. В то время мы об этом не знали. Помню, как до того, как ковер покрыли антистатическим веществом, я вытаскивал предохранители, пытаясь понять, где что-то не так. Отвертки с неоновым индикатором были тогда относительно новыми.
Однажды, когда я был в доме, я слышал, как Джон и Пол играют музыку. Они сочиняли песни – какие, я не знаю! Похоже, они не возражали, чтобы я там находился».
Синтия: «Когда мы наконец закончили ремонт и окончательно разместились в новом доме, к нам приехали погостить Джулия и Джекки. Они были умненькие и симпатичные девочки, в восторге от возможности навестить своего знаменитого старшего брата. Джулия закончила среднюю школу, и собиралась поступать на французское отделение Честерского колледжа, а Джекки хотела стать парикмахером – я и сама когда-то мечтала об этой профессии. Мы не виделись с девочками с тех пор, как полтора года назад уехали из Ливерпуля, поэтому собирались устроить им праздник по полной программе.
Мы купили им билеты на самолет, зная, что это будет их первый полет в жизни, и отправили встречать в аэропорт Энтони на нашем «Роллс-Ройсе». Когда сестры приехали, мы первым делом показали им дом. Джон с гордостью водил их по комнатам, а девчонки только охали и ахали, оглядывая огромную гостиную, диваны, отделанную дубом столовую с роскошной люстрой, и наши шесть спален. Больше всего их поразила наша спальня с её белыми коврами, и ванная комната с утопленной в пол ванной джакузи и двумя отдельными раковинами.
Джон проводил с сестрами столько времени, сколько мог, однако несколько раз ему нужно было уезжать на студию. Тогда я поехала с ними в Лондон – посмотреть город и пройтись по магазинам. Однажды мы с Энтони устроили им «волшебное, таинственное путешествие» по местам, сыгравшим роль в становлении «Битлз», завершив маршрут посещением торгового центра «Хэрви Николз», где я разрешила девочкам выбрать всё, что они пожелают. Они были так поражены, что сначала мне не поверили. Но, в конце концов, расплывшись в улыбке Чеширского кота, бросились во все тяжкие, примеряя одно, отбрасывая в сторону другое и, облизываясь в нерешительности, глядя на третье.
«Син, ну вот это ведь ты не купишь, слишком дорого!» – «Джулия, перестань, пожалуйста. Я же сказала: все, что захочешь».
Исполняя их желания и выбирая обновки, я получала не меньшее удовольствие, чем они. Джон, конечно же, хотел побаловать девочек, и было так здорово воспользоваться этой возможностью: они были такие невинные, такие добрые, неиспорченные и так искренне радовались всему, к чему мы уже успели привыкнуть.
Довольно скоро, однако, их покупательские фантазии иссякли. Да и Джулиан устал и начал капризничать, так что мы отвели его в детский отдел, где, не без помощи верных друзей, то есть нас троих, примерил джинсы и водолазку – и то и другое черного цвета. Продавщица, девочки, я, и даже другие покупатели в отделе покатывались со смеху, глядя, как он позирует и пританцовывает: перед нами стоял маленький битл, точь-в-точь его отец. Не хватало только миниатюрной гитары.
К вечеру мы вернулись домой с полным багажником одежды, которую девочки себе выбрали. На следующий день им предстояло самое главное – впервые увидеть своего брата на сцене. У «Битлз» было намечено выступление в лондонском концертном зале «Астория», рядом с Финсбери-парком, и Джон распорядился, чтобы с ними обращались как с особо важными персонами».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в театре «Астория», Финсбери-Парк, Лондон».
beatlesbible.com: «Ранее они выступали в этом зале в декабре 1963 года и январе 1964 года во время рождественских концертов. В этот вечер у группы было два выступления, в 18:00 и 20:30. Ведущий концерта Боб Бейн».
Синтия: «Вместе с Джоном мы [Джулия и Джекки] приехали на нашем «Роллс-Ройсе». Первое, что их поразило до глубины души, была огромная толпа орущих, падающих в обморок девиц и плотные ряды мокрых от пота полицейских, которые пытались сдержать их натиск. Мы-то привыкли и считали всё это почти нормой, но Джулия и Джекки, ничего подобного в жизни не видевшие, были страшно напуганы, особенно когда надо было выбраться из машины и бежать к входной двери. В гримерке девочки встретили других битлов и Мика Джаггера, который заехал посмотреть концерт. Через некоторое время все уже мирно пили кока-колу, не обращая никакого внимания на беснующиеся толпы за пределами комнаты».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В 1964 году в рамках рекламного тура для компании, Англию посетил представитель «Гретч» Джимми Вебстер, который надеялся встретиться с Харрисоном. Кажется, эта встреча так не состоялась, но, возможно, были разговоры о том, что «Гретч» выпускает именную гитару «Джордж Харрисон». В сентябре в одном из журналов сообщалось: «Наконец-то одна из фирм планирует выпустить специальную гитару, которая будет названа в честь [Джорджа Харрисона]».
Через некоторое время в другом журнале в ответ на письмо читателей появилась дополнительная подсказка: «У «Гретч» в ассортименте товаров нет электрической 12-струнной гитары, хотя они сделали одну экспериментальную модель, которая сейчас у Джорджа Харрисона».
Колин Мэнли также упомянул двенадцатиструнную гитару, изготовленную на заказ для «Битлз». Это была фирма «Гретч», которая изготовила гитару для Харрисона и подарила ему во время британского турне группы».
Колин Мэнли (гитарист группы «Ремо Фоур»): «В школе мы с Харрисоном обсуждали разные гитары. Когда мы были на концерте Дуэйна Эдди, он сыграл «Трэмбон» (Trambone), которую объявил, как песню Чета Аткинса. Стремясь узнать больше об этом новом имени, мы заполучили альбом Аткинса с этой песней и наслаждались его игрой. «Ну, вот оно!» – удивлялись мы. – «Как он это делает?» Так мы узнали о Чете. Нам нравились несколько разных гитаристов, но мы оба полюбили Чета. Джордж приходил ко мне домой пару раз, мы слушали Чета и пытались понять, как он это делает».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «И Аткинс, и Эдди играли на гитарах «Гретч», и это тоже произвело впечатление на молодых ливерпульцев. Как мы знаем, с первых дней существования «Битлз» Харрисон проявлял свой интерес к гитарам этой марки».
Колин Мэнли (гитарист группы «Ремо Фоур»): «У него был прекрасный «Кантри Джент». А потом «Гретч» сделала для него двенадцатиструнник, но он ему не понравился. Это было во время одного из концертов британского турне, возможно, в Лондоне. Харрисон взял 12-струнный «Гретч», но не был впечатлен этой гитарой и быстро от неё отказался. Гитара была неудобной. Гриф был слишком широким, и играть на ней было плохо. Она не была похожа на его гитару «Рикенбэкер», играть на которой было почти так же легко, как на шестиструнной. Насколько я знаю, Джордж отдал [в 1965 году] двенадцатиструнную гитару «Гретч» Джону Сент Джону, ведущему гитаристу в группе «Саундз Инкорпорейтед», которая тоже выступала в этом туре, играя с Мэри Уэллс».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Нет никаких свидетельств того, что Джордж Харрисон когда-либо использовал её в составе «Битлз». Что точно, так это то, что Джон Сент Джон из «Саундз Инкорпорейтед» остался с этой гитарой».
Джон Сент Джон (группа «Саундз Инкорпорейтед»): «Впервые мы встретились с «Битлз», когда вместе выступали с ними в Гамбурге. У нас были саксофонисты, поэтому мы аккомпанировали Джину Винсенту и Литтл Ричарду. Это было с шестнадцатилетним Билли Престоном на органе. Брайен Эпстайн всегда хотел нами управлять. Ему нравилась наша группа, и он предложил нам выступать на гастролях вместе с «Битлз» в Австралии и Штатах. Мы должны были выступать перед их выходом на сцену, и это были одни из самых трудных концертов для группы».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время турне «Саундз Инкорпорейтед» вместе с группой «Ярбёрдз», гитарист Джимми Пейдж случайно повредил 12-струнную гитару «Гильд» Джона Сент Джона. Когда «Саундз Инкорпорейтед» записывалась на Эбби-Роуд вместе с «Битлз», во время перерыва на чай он рассказал им об этом случае».
Джон Сент Джон (группа «Саундз Инкорпорейтед»): «Джордж спросил: «Хочешь попробовать «Рикенбэкер»?» И я ответил: «Нет». Мой «Гильд» – гитара другого типа, поэтому Джордж сказал, что у него есть ещё одна двенадцатиструнная гитара «Гретч». Мал Эванс пошел и достал её из большой кучи гитар. Джордж сказал, что она слишком большая для него – у него был очень широкий гриф – и он сказал: «Ну, почему бы тебе его не взять? Знаешь, она мне не нужна, я не могу на ней играть, она мне не подходит». Вот так я и получил эту гитару».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В начале 1967 года один из читателей журнала «Бит Инструментал» написал письмо: «Я как-то читал, что у Джорджа была электрическая 12-струнная гитара «Гретч». Потом я увидел, что Джон Сент Джон из группы «Саундз Инкорпорейтед» играет на такой гитаре, и я подумал, что, возможно, такую гитару можно купить, но с тех пор я их больше не видел. Эти гитары являются серийной моделью «Гретч», и продаются ли они здесь [в Англии] или в Штатах?» Журнал ответил, что эта гитара недоступна: «У Джорджа была гитара, изготовленная специально для него, и её же вы видели, когда на ней играл Джон Сент Джон, который иногда брал её у Джорджа».
У этой весьма необычной модели двенадцатиструнной гитары «Гретч Джордж Харрисон» корпус выполнен в стиле старого образца модели 6120 с f-образными вырезами с белой окантовкой. На этикетке внутри написано «Специальная». Серийный номер 45708. Гравированная хромированная пластина на грифе гласит «Модель Джорджа Харрисона».
12-струнная гитара «Гретч Джордж Харрисон».
Фрэнк Макграт (журналист, Бостон, 1964): «Случилось так, что артист по имени Бертон, тот, что Эрик из Эдинбурга, Шотландия, разбил сердце нашей девушки. Это 13-летняя Элизабет Энн Фридмен из Ньютона, очень решительная девушка в столь юные годы.
Две недели назад Элизабет Энн, которая в восторге от музыки «Битлз» и им подобных, посетила в Бостоне концерт группы «Энималз», еще одной английской косматоголовой группы. После окончания концерта Элизабет удалось встретиться с двумя участниками группы, одним из которых был Бертон. С её стороны это было безумным увлечением, и она решила про себя, что куда бы ни отправилась группа «Энималз», она последует за ними. После окончания своего американского турне, «Энималз» вернулись в Лондон, оставив несчастную Элизабет Энн – но ненадолго.
Она тайно сняла 405 долларов с банка Ньютона, получила паспорт и в это воскресенье вылетела в Лондон. Её мать, миссис Барбара Фридмен, обратилась в полицию, но дочь пока так и не нашлась. Миссис Фридмен сразу же проверила авиакомпании и выяснила, куда направилась её дочь. Она связалась с британскими иммиграционными властями, которые предложили ей обратиться в Скотланд-Ярд, чтобы те немедленно начали поиск. Ей посоветовали как можно скорее отправить фотографию Элизабет Энн за границу.
По словам миссис Фридмен, она с трудом поняла, что её желание начать поиски «как можно скорее», и работа паспортного стола в Бостоне, не совпадают.
Поскольку фото её дочери в паспорте является единственной недавно сделанной ею фотографией, миссис Фридмен позвонила в бостонский офис с просьбой предоставить копию.
Ей сказали, что она должна будет сделать запрос в письменном виде, прежде чем он может быть принят к исполнению.
Миссис Фридмен покорно написала запрос, но фото так и не получила. Затем она пошла к сотруднику паспортного управления, но ей сообщили, что копия была отправлена в Вашингтон и, вероятно, прибудет в Великобританию «через четыре дня или около того».
Миссис Фридмен прокомментировала: «Видимо, моей дочери легче получить паспорт и попасть в Британию, чем мне получить копию её фотографии».
У Элизабет Энн в Англии живет бабушка, но девушка с ней не связывалась».
Барбара Фридмен (1964): «Я уверена, что она поехала к поп-группам «Битлз» или «Энималз». Дома все стены её спальни увешены их фотографиями, и за день до того, как она исчезла, она сказала школьной подруге, что собирается в захватывающее путешествие.
Элизабет была одета в кожаное пальто, платок, туфли и с сумкой на плече. У неё светлые длинные волосы, но я думаю, что она могла перекраситься перед тем, как уехать. Она могла легко покрасить волосы в каштановый цвет.
Её сестра Патти, которая только что начала учиться в университете, очень недовольна ею, но я больше волнуюсь, чем злюсь. Сейчас она, должно быть, очень одинокая маленькая девочка, и у неё заканчиваются деньги.
Я попытаюсь увидеть те две группы, которыми она интересуется, и увидеть толпу на их выступлениях. Возможно, что я смогу встретить её у двери гримерной или в аудитории».
Офицер Скотланд-Ярда (1964): «Мы всё ещё её ищем, но новостей пока нет».
Барбара Фридмен.
Джон Голд (журналист, 1964): «29 октября 1964 года американская мать вылетела сегодня из Нью-Йорка в Лондон, чтобы найти свою 13-летнюю дочь.
Перед тем как сегодня покинуть бостонский аэропорт, миссис Барбара Фридмен сказала, что Элизабет Энн ушла из дома 17 октября после того, как рассказала друзьям, что хочет встретиться с вокальной группой «Энималз». Эта британская бит-группа недавно была в США. Миссис Фридмен также сказала, что Элизабет не оставила никакого намёка на то, куда она отправилась. Перед тем, как покинуть дом, она написала записку, что собирается сходить в кино.
Позже миссис Фридмен сказала, что обнаружила, что Элизабет сняла со своего счета 400 долларов (142 фунта-стерлинга), после чего отправилась в Лондон. Она сказала, что общалась с Государственным департаментом, но все попытки британских и американских властей найти Элизабет потерпели неудачу. «Я остановлюсь в отеле около американского посольства в Лондоне и не вернусь домой, пока не найдут Элизабет», – сказала миссис Фридмен».
Кит Грейвс (журналист, 1964): «Вчера вечером безутешная мать гуляла среди ярких огней лондонского Вест-Энда в поисках девушки в черном (прим. – обыгрывается название песни «Битлз») – своей 13-летней сбежавшей дочери Элизабет. «Я буду её искать, пока не потрачу последний доллар», – сказала Барбара Фридмен, которая вчера прилетела в Лондон из Бостона. Она уже обошла кофейни, популярные клубы и была в толпах людей, выходящих из концертных залов.
«Я знаю, что сотрудники полиции и посольства безуспешно пытались найти Элизабет, но я не могла больше сидеть дома и ничего не делать. Если она узнает, что её мама находится здесь, она свяжется со мной», – сказала миссис Фридмен, чей муж Арнольд умер два года назад.
Ее 13-летняя дочь Элизабет Энн 10 дней назад сняла со счета 400 долларов (140 фунтов-стерлингов) со своего сберегательного счета, покинула дом и исчезла. Американская полиция установила её след до аэропорта Бостона, где она села на самолет в Англию, затем она отправилась в Шотландию, где выступали «Битлз». Но там след закончился».
Газета «Дейли Экспресс»: «Джордж Мартин сделал публичное заявление в печати: «Когда девочку найдут, я обещаю ей, что прослежу, чтобы она встретилась с «Битлз» прежде, чем уедет домой». На следующий день (30 октября) в лондонских газетах было опубликовано описание пропавшей девушки, и в полицию кто-то сообщил, что её видели в клубе».
Элизабет Фридмен: «В октябре 1964 года, в возрасте 13 лет, я сбежала из дома, чтобы увидеть Лондон и погрузиться в мир музыки. Я думала, что после этого навещу свою бабушку, которая жила в маленьком городке к югу от Лондона. Я сняла со своего сберегательного счета 400 долларов, получила паспорт, поставила прививку от оспы, и купила билет в один конец в Лондон. Всё это время я ожидала, что кто-нибудь меня остановит из-за моего юного возраста, но никто не задавал мне никаких вопросов.
В Лондоне я ходила по театрам, посещала концерты и клубы. В «Палладиуме» я увидела Силлу Блэк, Клиффа Ричарда и Петула Кларка. Я видела Долговязого Джона Болдри в маленьком клубе в Сохо. Я также посмотрела все обычные туристические места. Ещё в Лондоне я хотела побывать на концерте «Битлз». Я не думала, что просто находясь в Лондоне, у меня будет какой-то шанс встретиться с ними.
Так или иначе, но газеты озаглавили мою историю как: «девушка, которая убежала, чтобы увидеть Битлов», что было не совсем так. Когда моя история попала в английские газеты, «Битлз» через Джорджа Мартина предложили встретиться со мной, если я выйду на контакт с ними или меня найдут. Меня нашли, и я встретилась с «Битлз» за кулисами во время их концерта в Лондоне 1 ноября 1964 года. Во время нашей встречи они поставили свои автографы на альбоме «Вечер трудного дня». Это было невероятно потрясающе. Я этого никак не ожидала. Это был, безусловно, один из самых ярких моментов моей молодости».
Газета «Дейли Экспресс», 2 ноября 1964: «1 ноября Элизабет сопроводили в гримерную «Битлз» в театре Астория в парке Финсбери. «Итак, это та маленькая девочка, о которой мы читали», – пошутил Ринго. «Мне кажется, что мы не были в Бостоне», – сказал Джордж. «Были. У нас там было чаепитие», – возразил Пол».
Элизабет Фридмен: «После окончания концерта мы с мамой ушли за кулисы примерно на 15 минут, и встретились там с «Битлз». Они были очаровательны. Помню, Джон взял ручку, которой он подписал для меня альбом, и сделав вид, что это пистолет, начал стрелять в фотографа: «Бах, бах, бах», что было довольно смешно. Ещё я помню, что в раздевалке стояла тарелка с виноградом, и Джордж сказал: «Вот, возьми всю гроздь». Мы ели хот-доги. Все они были очень милые, очень обаятельные и много шутили».
С Элизабет Фридмен.
Автографы группы, подписанные для Элизабет Фридмен.
Из дневника Альфа Бикнела: «Суббота. Сегодня получил большое удовольствие от концерта в «Астории». По-моему, меня пропустили как одного из гостей Джона».
Синтия: «Джон взял нам билеты в первом ряду. Несколько ближних к сцене рядов были оцеплены полицейским кордоном, чтобы толпа не могла ринуться к сцене. Во время концерта мы даже в первом ряду с трудом слышали музыку, такой крик стоял в зале. А когда фанаты начали напирать и пробираться к сцене, мы стали опасаться, что нас просто раздавят. Один из служащих поспешно выволок нас за сцену, поэтому оставшуюся часть концерта мы наблюдали из-за кулис».
Синтия: «После концерта мы поехали домой в Уэйбридж, а Джон остался на фуршет. Девочкам, как решил их строгий и заботливый старший брат, там делать было нечего».