26 октября 1964 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Журнал «Рейв» впервые опубликовал на своих страницах фотографии, сделанные Ринго Старром».
прим. – В конце 50-х слово «rave» обозначало вечеринки, которые устраивали битники. Затем термин перешел в лексикон модов, у которых рейвом стала называться тусовка, а участников таких тусовок стали называть рейверами. В 1964-м году появился журнал «Рейв». В октябрском выпуске журнала девять страниц были отведены фотографиям Ринго Старра: «Мой фотоальбом».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студия Эбби-Роуд. Утром были прослушаны предыдущие записи».
Из дневника Альфа Бикнела: «Понедельник. Наконец то можно отдохнуть от визга поклонников. Большую часть дня мы провели в студии, где Джон и Пол прослушивали сделанные ранее записи, чтобы решить, что из этого материала войдет в следующий долгоиграющий альбом. Всё это время я, в основном, что-то переносил или играл в карты или шахматы. Риччи оказался очень хорошим игроком в карты, и мне пришлось расстаться с некоторой суммой денег».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «26 октября 1964 года с 10:00 до 12:45 в диспетчерской комнате студии 2 «И-Эм-Ай» Джордж Мартин, Норман Смит и Тони Кларк сделали моносведение следующих песен: «Не хочу портить эту вечеринку» (I Don’t Want To Spoil The Party) – из дубля 19, «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music) – из дубля 1, «Слова любви» (Words Of Love) – из дубля 3, «Крошка в черном» (Baby’s In Black) – ремикс 2 из дубля 14, «Я – неудачник» (I’m A Loser) – ремикс 2 из дубля 8, и «Канзас-Сити / Эй-Эй-Эй-Эй!» (Kansas City / Hey, Hey, Hey, Hey!) из дубля 8.
После моносведения песни «Слова любви» (Words Of Love), ведущая гитара Джорджа звучала довольно громко во время инструментальных проигрышей и слегка стихала во время вокала.
С 12:45 до 13:05 состоялась вторая сессия, во время которой «Битлз» присутствуют во время стереосведения песни «Канзас-Сити / Эй-Эй-Эй!» (Kansas City / Hey, Hey, Hey, Hey!) – из дубля 1. На этом этапе было принято решение закончить песню затуханием звука. Моносведение затухает немного раньше, чем стерео».
Из дневника Альфа Бикнела: «Потом наступило время обеда, который я принес в студию, и мы все сели за трапезу. Всё это напоминало какой-то банкет или пиршество. Затем настал черед Риччи спеть песню для новой пластинки. Он исполнил «Нет, дорогая», довольно старую вещь, из тех, что мне нравятся».
Дейв Рубачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «С 16:30 до 18:30 они записали песню Ринго «Нет, дорогая» (Honey Don’t)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Так как в альбоме «Вечер трудного дня» не оказалось ни одной песни с вокалом Ринго, в этот раз они уже не могли пренебречь им и растущим числом его поклонников. Поэтому им нужно было найти песню для вокального вклада Ринго. Недавно получив право записывать любые песни из каталога Карла Перкинса (приобретенный у самого Карла), у них появилась идея предложить Ринго выбрать одну из его песен. С 1962 года «Битлз» исполняли песню «Нет, дорогая» (Honey Don’t) с «Б»-стороны сингла со знаменитым хитом Карла Перкинса «Синие замшевые туфли» (Blue Suede Shoes). На сцене эту песню исполнял Джон Леннон. Тем не менее, к маю 1964 года Леннон великодушно отказался от своей роли вокалиста этой песни, отдав её Ринго. Так что было вполне естественно использовать «Нет, дорогая» (Honey Don’t) для вокала Ринго».
Ринго: «Все мы знали песню «Нет, дорогая» (Honey Don’t) – её играли все ливерпульские группы. Мне нравилась музыка в стиле кантри и кантри-рок, у Рори Сторма я сам исполнял её среди других пяти или шести номеров. Поэтому пение было мне не в новинку, оставалось только проявить свои способности в «Битлз». Вот почему мы сделали это при работе над альбомом «Битлз на продажу». Она очень подходила для этой пластинки. Поэтому наконец-то в альбом вошла одна моя песня – моя маленькая роль».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Что касается этой песни, то ранее для «Битлз» в ней было одно обстоятельство, которое им было нужно выяснить. 31 мая 1964 года Карл Перкинс был приглашен на вечеринку «Битлз» в Лондоне. Во время вечеринки к нему подошел Джордж и спросил, в каком ключе написана его песня «Нет, дорогая» (Honey Don’t). Когда Перкинс сказал, что написал её в ключе «E», Джордж тут же повернулся к Леннону и воскликнул: «Я же говорил, что мы не всё делали правильно!»
После марафонcкой по продолжительности сессии 18 октября 1964 года «Битлз» почти закончили запись необходимых для альбома четырнадцати треков, а также двух песен их следующего сингла. Всё, что им, казалось, было нужно, это ещё одна сессия для перезаписи композиции Леннона-Маккартни «Что ты делаешь?» (What You’re Doing). Единственная проблема состояла в том, что у Ринго в альбоме всё ещё не было вокальной партии. Джон и Пол написали для Ринго песню «Не хочу портить эту вечеринку» (I Don’t Want To Spoil The Party), но в какой-то момент было принято решение, что они споют её сами, что в итоге оказалось разумным решением. Так что после возвращения из своего короткого турне по Шотландии 26 октября они решили перезаписать песню «Не хочу портить эту вечеринку» (I Don’t Want To Spoil The Party) и записать специально для Ринго вторую песню Карла Перкинса «Нет, дорогая» (Honey Don’t). Поэтому песня «Оставь в покое моего котенка» (Leave My Kitten Alone), записанная во время этих сессий, была оставлена для лучших времен.
Запись песни «Нет, дорогая» (Honey Don’t) началась в 16:30. Было записано пять дублей, во время которых каждый играл на своих инструментах, а Ринго исполнял вокальную партию. Пятый дубль был признан лучшим. На первых дублях Джон сначала играл на электрогитаре, но к пятому дублю переключился на акустику. После этого в пятый дубль на протяжении всей песни было сделано наложение бубна Ринго. К 18:30 песня была завершена».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «[Во время записи песни] Ринго воспользовался случаем, чтобы войти в историю поп-музыки с сакраментальной репликой – призывом к Джорджу Харрисону сыграть соло на гитаре (прим. – во время исполнения песни Ринго добавил от себя пару реплик: «О, выдай, Джордж, разок для меня» и «О, выдай, Джордж, для Ринго разок»)».
Дейв Рубачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Затем, после часового перерыва, начали с нуля запись песни «Что ты делаешь?» (What You’re Doing)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После этого «Битлз» приступили к перезаписи песни «Что ты делаешь?» (What You’re Doing) и записи рождественской пластинки».
beatlesbible.com: «С 19:30 до 22:00 состоялась четвертая сессия. «Битлз» перезаписали песню «Что ты делаешь?» (What You’re Doing). Было сделано семь дублей под номерами 13–19. Ранее они записывали эту песню 29 и 30 сентября, но ни одна из попыток не была удовлетворительной».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Битлам нравились «женские группы» начала шестидесятых. Начиная со своего первого альбома, они включали кавер-версии песен, ставших популярными в женском исполнении. Их первый британский альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) содержал три такие песни («Цепи» (Chains), «Мальчики» (Boys) и «Крошка, это ты» (Baby It’s You)), а второй британский альбом «Вместе с Битлз» (With The Beatles) содержал две («Пожалуйста, господин почтальон» (Please Mister Postman) и «Дьявол в его сердце» (Devil In His Heart)). Для альбома «Битлз на продажу» (Beatles For Sale) они также записали несколько кавер-версий, но это были их кумиры мужского рок-н-ролла Чак Берри, Бадди Холли, Литтл Ричард и Карл Перкинс. Тем не менее их любовь к «женским группам» все же просочилась, по крайней мере, на один трек.
Если внимательно послушать аранжировку композиции Леннона-Маккартни «Что ты делаешь?» (What You’re Doing), то характерное вступление ударных, которое, как говорят, было включено по настоянию Пола Маккартни, является прямой ссылкой на дебютный хит женской группы «Ронеттс», песне «Будь моим малышом» (Be My Baby). «Что ты делаешь?» (What You’re Doing) даже повторяет ритмику ударных ещё раз к концу песни, как это сделано у «Ронеттс».
Песня оказалась проблемным ребенком, и им потребовалось три сеанса, чтобы все остались довольны результатом.
Первая запись состоялась 29 сентября. Последний из семи дублей в тот день определили как «лучший», и они планировали завершить запись на следующий день. 30 сентября они записали ещё пять дублей (с 8 по 12), при этом лучшим стал дубль 11. Считали ли они его завершенным на тот момент, неизвестно, но в конце концов они решили, что песню нужно полностью переписать ещё раз в другое время.
Прослушав дубль 11 можно понять, почему они пришли к выводу, что песня нуждается в дальнейшей доработке. Характерная игра ударных, а-ля «Ронеттс», ещё не существовала. Джон неуверенно ведет вокальную партию на протяжении почти всей песни, в то время как мелодическая вставка слышна только один раз, а не дважды, как мы привыкли слышать. Инструментальная часть находится в приподнятом ключе, и в нём Харрисон играет характерный гитарный рифф. Между вторым куплетом и окончанием песни присутствует двухсекундное «прерывание», которое они позже отбросили. Должно быть, они были уверены в этой записи, так как Пол сделал двойное наложение своего вокала во время мелодической вставки.
В течение следующих трех недель было сделано несколько моносведений законченных песен, но ни одного для «Что ты делаешь?» (What You’re Doing). По-видимому, они достаточно рано приняли решение о том, что песню нужно доработать. 26 октября 1964 года было последним сроком записи альбома.
С новыми идеями аранжировки они работали над песней с 19:30 до примерно 21:00, в результате чего были сделаны дубли 13–19. Только три из этих семи дублей были закончены. Дубль 19 стал основным. Все «Битлз» играют на своих обычных инструментах. Вокал Джона и Джорджа звучит только в первых словах первых двух строчек каждого куплета, а не повсюду, как это было в первой версии. Они также исполняют «ох» в третьей фразе, а затем последнее слово «я».
Для песни было исполнено как минимум две наложения, оба были связаны с Полом. Было сделано двойное наложение вокала на протяжении всей песни, и партии фортепиано в мелодической вставке. Многие источники утверждают, что партию фортепиано исполнил Джордж Мартин, но сам Пол проясняет это в интервью от 1964 года: «Ринго неплохо исполняет красивую партию ударных во время вступления, я делаю двойное наложение вокала, а также играю на фортепиано».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вечером группа записала материал для рождественской пластинки».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В 1964 году ребята сами подтолкнули меня к продолжению этой традиции. «Когда мы будем делать рождественскую пластинку этого года?» – спросили они меня. Также они хотели изменить сценарий пластинки. Я знал, что мой ответ был им нужен только как мера предосторожности на тот случай, если у них иссякнут свои идеи. В результате они выполнили всё, что я им посоветовал, но сделали это намного забавнее, в своём характерном шутовском изложении».
beatlesbible.com: «Всего было записано пять дублей. Запись была отредактирована и отправлена в «Линтон Рекордз», где изготавливались гибкие пластинки, которые в декабре 1964 года будут распространены среди членов британского клуба-поклонников группы».
Из дневника Альфа Бикнела: «По-моему они записали что-то ещё для рождественской пластинки, предназначенной клубу поклонников. Не знаю, как поклонники отнесутся к этому, так как запись очень отличается от того, что ребята обычно исполняют на сцене».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После окончания сессии записи Пол и Ринго в сопровождении Джейн и Морин пошли в клуб Эд-Либ».
Из дневника Альфа Бикнела: «Мы закончили очень поздно, хотя погода располагала к приятной прогулке. Я отвез Пола и Риччи в клуб «Эд-Либ», чтобы они могли немного расслабиться. Морин и Джейн тоже присоединились к ним».
Клуб «Эд-Либ» в 1964 году.
Силла Блэк: «То, что до этого я пропустила в Ливерпуле, это клубы. В Лондоне они были ориентированы на более старшее поколение, пока в одном из пентхаусов Сохо не открылся клуб «Эд Либ», с покрытыми мехом стенами и аквариумом, наполненным пираньями. «Стоунз», «Энималз» и «Холлиз» – все приходили туда. Ди-джей в клубе никогда не ставил нам нашу собственную музыку – там всегда звучал тяжелый американский рок. Нам нравилось сходить с ума от «Папы-бродяги» (Daddy Rollin ‘Stone) Дерека Мартина, танцевать со стилистом Видал Сассуном, знаменитыми фотографами Дэвидом Бэйли и Терри О’Нилом, актерами Теренсом Стэмпом и Майклом Кейном. Я помню, как однажды вечером там был знаменитый транссексуал Эприл Эшли в обалденном прозрачном черном шифоновом топе, который привлек много внимания. Все пили розовое вино «Матеуш», а когда «Битлз» вернулись из Штатов с новым культовым напитком – Бурбон с «Севен-Апом», то виски с колой».