Выступление в зале кинотеатра «Гомон», Брэдфорд

9 октября 1964 г.

 

Вивьен Стивенетт: «В то время мне было десять лет. Я хорошо помню тот октябрьский день 1964 года, когда я встретилась с «Битлз». По пути из Лондона в Брэдфорд они остановились в Саттон-он-Тренте и зашли в отель «Олд Инглэнд», чтобы пообедать. В то время я посещала монастырскую школу в Ньюарке. Моя мать, миссис Джанет Стивенетт, которая работала старшей официанткой в отеле, позвонила в школу, чтобы забрать меня. Она сказала монахиням, что мне нужно посетить стоматолога, но, когда мы вышли, она сказала, что в отель приехали «Битлз» и у меня есть возможность с ними встретиться».

 

 

 

 

Отель «Олд Инглэнд» в 1954 году.

 

 

 

Отель в настоящее время.

 

Вивьен Стивенетт: «В отеле я постеснялась подойти к ним, поэтому только заглянула через дверь кухни. Пол Маккартни увидел меня и пригласил подойти и поговорить с ним. Он спросил, как меня зовут и расспросил о школе.

«Битлз» заказали ветчину и яйца, и, хотя им предложили бутылку [французского вина] «Маркиз де ла Роз Сотерн», они взяли по стакану молока».

 

 

 

 

Вивьен Стивенетт: «Один из репортеров газеты «Эдвертайзер» сфотографировал их, когда они собирались уезжать. Пол Маккартни согласился сделать последний снимок со мной. Это было удивительно. Они были очень дружелюбны. Никогда этого не забуду».

 

 

 

На снимке девочка рядом с Полом – Вивьен Стивенетт.

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день с выступления в зале кинотеатра «Гомон», Брэдфорд, началось четырехнедельное турне по Британии».

 

 

 

Газета «Нью Мюзикл Экспресс» от 9 октября 1964 года с опубликованным графиком турне «Битлз».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Прибытие в Брэдфорд было задержано из-за интенсивного движения на дороге и в связи с тем, что полиция города Эл остановила их, чтобы получить автографы. В итоге они прибыли в Брэдфорд с двухчасовым опозданием».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Парни начали свой британский тур с Брэдфорда. Добираться из Лондона было просто ужасно. Пробки на всем пути. На трассе А1 нас остановила полиция, но увидев, кто находится в машине, попросили автографы. Конечно, им не отказали. В итоге мы прибыли в Брэдфорд с опозданием в два часа».

 

 

 

Брэдфорд, 1964 год.

 

 

 

 

beatlesbible.com: «Их опоздание не привело к задержке концерта, который начался в 18:15».

 

 

 

Кинотеатр «Гомон», Брэдфорд.

 

 

 

 

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Когда мы прибыли, вокруг театра было столпотворение из вопящих девиц».

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Также в концерте выступали исполнители: группа «Растикс», группа «Саундз Инкорпорейтед», Майкл Хэслэм, группа «Ремо Фо», Томми Куикли и Мэри Уэллс. Ведущим концерта был Боб Бэйн».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Битлы были главными звездами этих гастролей».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Теперь их называли на афишах «Лучшими звёздами мира». С ними в концерте выступала «специально приглашённая звезда прямо из Америки» Мэри Уэллс, и целых пять новых подопечных Эпстайна: Томми Куикли, Майкл Хэслэм, «Ремо Фо», «Растикс» и «Саундз Инкорпорейтед». Им приходилось невесело с шумными и нетерпеливыми битловскими поклонниками. Лишь Мэри Уэллс и «Саундз Инкорпорейтед» смогли заставить публику перестать думать о Джоне, Поле, Джордже и Ринго».

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Когда в 1964 году Брайен Эпстайн увидел в телешоу «Конкурс талантов» группу «Растикс» и решил подписать с ними контракт, включив их в свою империю «НЕМС», они приняли это как подарок сюдьбы. В сентябре 1964 года они выпустили свой дебютный сингл «Что может сделать память» (What A Memory Can Do), а уже в октябре Эпстайн включил их в осеннее турне с «Битлз». Тем не менее, их путь не был таким уж простым».

 

Билл Ковингтон (ударник группы «Растикс»): «Это был какой-то маразм. Я приехал из Плимута, остальные участники группы из Пейнтона (прим. — города, расположенные на южном побережье Англии), и мы отправились к ярким огням Лондона, чтобы быть там со звездами. Это было невероятно. Но многие люди из команды «НЕМС» придерживались мнения, что мы были просто деревенщиной. Все они были северянами, и к нам относились враждебно. Это был какой-то настоящий региональный расизм. Группа «Растикс» была не особенно желанной частью империи Брайена Эпстайна.

Нас поселили в отель «Мэдисон» рядом с Прад-Стрит, где мы прожили около года. В соседней от меня комнате жил Денни Лэйн из группы «Муди Блюз». К нам заходил Мэл Эванс, и Альф Бикнелл тоже был прекрасным парнем, а Питер Браун был просто джентльменом поп-музыки. Однажды на одной вечеринке «Битлз» я нажрался, а он буквально спас меня, доставив в «Мэдисон». Я извинился, когда увидел его пару дней спустя, но его это не беспокоило. «Это просто рок-н-ролл, не так ли», – был его ответ».

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Участники группы «Растикс» получали тогда около 30 фунтов-стерлингов в неделю – приличные деньги в 1964 году, но их расходы – проживание в отеле и всё прочее съедали большую часть их заработка. Оставалось немного, но, по крайней мере, у них был фургон, оборудование и концертные костюмы, купленные и оплаченные Брайеном Эпстайном».

 

Билл Ковингтон (ударник группы «Растикс»): «В гастрольном автобусе у нас была дружеская атмосфера, но «Битлз» мы видели редко. Они не ездили в автобусе. Это было для них нецелесообразно. Каждый раз им приходилось тайком пробираться в концертные залы, и каждый вечер им приходилось выбегать через служебный выход, чтобы скрыться прежде, чем поклонники что-нибудь поймут. Но они были достаточно дружелюбны. Ринго был просто потрясающим, а Джордж фантастическим парнем. Помню, что он пару раз обменивался гитарами с Робом из нашей группы. Томми Куикли был диким, грохнутым на всю глову ливерпульцем, но вполне милым в общении.

Мэри Уэллс тоже ездила в автобусе, но я не помню, чтобы мы с ней общались. Мешала наша разница в возрасте. Мне было тогда всего 18 лет, и я был, по сути, ребенком. А Мэри в 21 год была уже в возрасте.

В этом турне было мало романтики. Всё упиралось в бюджет. Мы останавливались в самых дешевых отелях, которые могли найти. Они всегда обращали внимание на стоимость. Брайен был как мелкий лавочник, и он считал деньги. Не было никакой романтики. Автобус, следующее выступление, дешёвая гостиница, и так снова и снова изо дня в день. Вот и всё. Рутина каждый день».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Я должен не забыть взять экземпляр местной газеты «Телеграф» для Джейн: специальный выпуск, посвященный «Битлз».

 

 

 

Концертная программка турне.

 

 

 

Концертная программка с автографами всех «Битлз», подписанная для Дона Эндрю (группа «Ремо Фо»): Дону от Джона Леннона; Дону с любовью от Джорджа Харрисона; Дону от ещё одного жирного школьника Пола Маккартни; Дону с наилучшими пожеланиями от Ринго Старра.

 

 

 

 

Карен Спенс, которой тогда было пять лет, пришла на пресс-конференцию со своим отцом, который был журналистом. Ей было дано поручение спеть Джону Леннону поздравление с днем рождения.

 

Том Спенс (отец Карен Спенс): «Карен специально разучила песню-поздравление с днем рождения».

 

 

 

 

 

Карен Спенс: «Я помню, что он на мгновение замолчал, а затем засверкали фотовспышки, и я оказалась на коленях у Джона».

 

 

 

 

Карен Спенс: «В тот вечер я не была на их концерте и больше никогда не встречалась с Джоном».

 

 

 

Певица Мэри Уэллс и «Битлз» позируют для прессы.

 

 

 

 

 

Этот портрет был прислан ему из Америки.

 

beatlesbible.com: «Во время этого турне группа каждый день выступала в двух концертах, за что получала 850 фунтов-стерлингов».

 

Джордж: «В октябре 1964 года началось наше очередное турне по Великобритании. Многие наши концерты были оговорены заранее, и теперь, после выступлений на огромных стадионах в Америке, нам приходилось в Великобритании играть в клубах для рабочих за два пенса в месяц. Даже после такого успеха мы продолжали выполнять обязательства, которые взяли на себя ещё до того, как стали знаменитыми. Это поступок, которым может гордиться каждый».

 

Ринго: «Так было и в 1963 году. В этом заключалось преимущество работы с Брайеном. Если нам предстояло играть в каком-нибудь маленьком клубе, мы отправлялись туда и выступали за заранее оговоренную плату. Мы были честными людьми, как и Брайен. Возможно, это выглядело странно, потому что нам приходилось играть неизвестно где, в каком-нибудь захудалом танцевальном зале, который к тому же был переполнен. Но мы отрабатывали и эти концерты».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «К тому времени Брайен Эпстайн знал точно, сколько из кассового сбора от концертов можно отдать организаторам выступлений «Битлз», и он закрыл эту нишу, представляя новое турне совместно с нашим обычным организатором Артуром Хаузом».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Брайен был недоволен из-за того, что на первом концерте некоторые зрительные места были пустыми. Он обвинил администрацию зала в плохой рекламе и недостатке усердия. Некоторые места стоили более двенадцати шиллингов и шести пенсов, не всем такое было по карману, особенно подросткам».

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Даже такой талантливой артистке, как Мэри Уэллс, пришлось преодолевать сопротивление аудитории, которая пришла только для того, чтобы увидеть «Битлз». Она закрывала первую половину концерта, надев розовое платье для первого выступления и черное для второго, но аудитория принимала её довольно равнодушно».

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Концертная программа включала в себя следующие песни: «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), «Деньги (Это все, что мне нужно)» (Money (That’s What I Want)), «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love), «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today), «Я счастлив просто танцевать с тобой» (I’m Happy Just To Dance With You), «Мне следовало бы узнать лучше» (I Should Have Known Better), «Если я влюблюсь» (If I Fell), «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night) и «Долговязая Салли» (Long Tall Sally).

В Брэдфорде сцену охраняли шестьдесят полицейских. Также в зале присутствовали сорок пожарных и шестьдесят медицинских работников госпиталя Сент-Джонс.

Снаружи толпа контролировалась конной полицией из Уэйкфилда. Было произведено несколько арестов, кем-то из толпы была брошена хлопушка».

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время короткой проверки звука перед выступлением «Битлз» впервые пробежались по новой песне Джона «Мне хорошо» (I Feel Fine)».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Внутри все было забито поклонниками, которые постоянно швыряли на сцену разные предметы. Это были цветы, подарки и записки – маленькие письма для любимых битлов».

 

Гордон Сэмпсон (газета «Нью Мюзикл Экспресс», 1964): «Во время концерта поклонники размахивали плакатами, пытались прорваться сквозь полицейское оцепление и забрасывали сцену всевозможными предметами, включая гигантского медвежонка для Джона, у которого был двадцать четвертый день рождения».

 

 

 

Во время выступления поклонники бросили на сцену игрушечного медведя в натуральную величину: подарок для Джона, которому исполнилось 24.

 

Гордон Сэмпсон (газета «Нью Мюзикл Экспресс», 1964): «Битлы в элегантных черных костюмах начали своё выступление взрывной «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), а затем сразу же перешли к «Деньги (Это все, что мне нужно)» (Money (That’s What I Want)). Затем Полу каким-то образом удалось перекричать шум в зале, когда он поприветствовал аудиторию: «Большое спасибо и добрый вечер. Как дела, всё хорошо?», после чего они начали исполнять «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love). Потом они сбавили темп с песней «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today), после которой поклонники Джорджа получили удовольствие, когда он исполнил «Я счастлив просто танцевать с тобой» (I’m Happy Just To Dance With You). Затем Джон спел «Мне следовало бы узнать лучше» (I Should Have Known Better), сопровождая пение игрой на губной гармошке и гитаре. Джордж играл на своём 12-струнном «Рикенбэкере». Потом к Джону присоединился Пол, и они спели дуэтом «Если я влюблюсь» (If I Fell).

Ринго, как всегда, исполнил свой номер. У него не было песни в альбоме «Вечер трудного дня», поэтому он вернулся к 1963 году, с удовольствием спев «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man).

Когда Джон объявил песню «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night), крики в зале стали ещё более громкими. Заканчивая выступление, Пол исполнил песню «Долговязая Салли» (Long Tall Sally), после чего они поклонились, занавес опустился, а в зале зазвучала инструментальная версия «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout)».

 

Билл Ковингтон (ударник группы «Растикс»): «Как и большинство артистов, которые гастролировали с «Битлз», когда они были на сцене, мы стояли за кулисами, чтобы посмотреть их выступление. Нельзя было ничего услышать, потому что девушки просто сходили с ума. Стоя за кулисами, я едва мог что-то расслышать, разве что, местами, удары барабана. Это было просто сумасшествие».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «В перерыве между выступлениями парни много курили и поздравляли Джона с днем рождения. Некоторые из поклонниц проникли за кулисы и ждали следующего концерта. Кто-то из них попытался пробраться в костюмерную по стене здания! Я подошел к окну и снизу раздался дикий рев толпы. Они видимо подумали, что это был кто-то из Битлов».

 

Колин Саттон (Colin Sutton): «В 1964-м у «Битлз» в Великобритании состоялось только одно турне, которое, как и два предыдущих, началось в Брэдфорде. Это была пятница 9 октября, в день рождения Джона, который написал на стене раздевалки (на здании со стороны Торнтон-Роуд): «Джон Леннон был здесь 9 октября 1964».

 

beatlesbible.com: «В 20:40 начался второй концерт».

 

Гордон Сэмпсон (газета «Нью Мюзикл Экспресс», 1964): «В феврале 1963 года я был на их концерте, когда они выступали с Хелен Шапиро. Оглядываясь назад, я вижу разницу между этими концертами. Конечно, в зале стало больше криков, а также то, что в этот вечер я не смог получить место в зале. Я освещал концерт для «Нового музыкального экспресса», и лучшее, что мог сделать для меня менеджер – это найти мне место сбоку от сцены. Это было единственное место в переполненном зале. Это было одно из лучших мест в зале, чтобы их видеть, но всё равно было трудно разобрать многие слова песен. Этот концерт не был похож на их ранние рок-н-ролльные выступления, когда ломали сидения. Это было просто возбужденное состояние подростков. Атмосфера была электрической. Это было действительно беспрецедентно».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «После окончания второго шоу мы не смогли выйти из здания через парадный вход, пока полиции не удалось расчистить коридор. Я ждал в автомобиле в стороне».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Группа провела ночь в Квинсбери в отеле «Регглес», отпраздновав там 24-й день рождения Джона».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Было уже около одиннадцати, когда мы остановились в Квинсбери».

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Предполагалось, что на ночь «Битлз» остановились в Квинсбери в отеле «Регглес», но на самом деле это было не так.

Эта путаница могла возникнуть из-за того, что полиция установила блокпост прямо перед отелем «Регглес», но они проехали дальше по той же дороге, и остановились во внушительном якобинском особняке под названием «Кавальер Кантри Клаб», который на самом деле был частным обеденным клубом, а не отелем. Их приезд в клуб был настолько секретным, что владельцы клуба Фредди и Рита Пирсон даже не сказали об этом своим дочерям».

 

 

 

Это усадьба, построенная Авраамом Бриггом в 1633 году. В 1962 году местная семья, Рита и Фредди Пирсоны и их двое маленьких детей Гейл и Ким, купили дом Холдсворта. В апреле 1963 года Рита и Фредди открыли поместье как частный клуб «Кавальер Кантри Клаб». Количество членов клуба насчитывало более тысячи человек. В 1964 году в клубе появился отель. Одними из первых гостей, оставшихся на ночь, стали «Битлз», договоренность с которыми была достигнута с помощью лондонских связей Фредди.

Здание до сих пор принадлежит и управляется семьей Пирсонов. В настоящее время Холдсворт-Хаус – это роскошный отель в Галифаксе, окруженный потрясающим садом, сохранившим многие исторические черты: великолепные окна, дубовые панели, шкафы для париков и каменный мальтийский крест рыцарского ордена Святого Иоанна Иерусалимского над центральным фронтоном.

 

Гейл Пирсон: «Мне было тогда 14 лет, но я до сих пор не могу поверить, что родители решили скрыть от нас эту новость. В конце концов, мой отец смягчился и рассказал мне об этом за пару дней до их прибытия, но я поклялась держать это в тайне. Моя мама была в ужасе от мысли, что наш дом и сад будут растоптаны поклонниками, поэтому они не особенно этого ждали и, конечно же, не хотели, чтобы об этом кто-то узнал. Когда в тот поздний вечер «Битлз» прибыли к нам, я была уже в постели».

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Было около 11 часов вечера, когда четверо парней из Ливерпуля прибыли в сопровождении полицейского эскорта».

 

 

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Сохранившийся ресторанный счет показывает, что они заказали закуску из креветок, дыню, копченую форель и суп из черепахи, стейки и утку. С учетом шофера весь счет составил 17 фунтов-стерлингов, что было больше, чем обычная заработная плата за неделю. Счет за алкоголь включал виски, крепкий портер и кружку эля «Уайтбрид», и составил 2.75 фунта-стерлинга. Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр пробыли в баре до 1 часа ночи. У Джона Леннона заболел зуб, и он ушел спать раньше».

 

Мартин Кризи (автор книги «Битломания! Настоящая история гастролей Битлз в Великобритании 1963-1965»): «Так как клуб не был отелем, Фредди и Рите пришлось отказаться от своих удобных кроватей, чтобы Битлы Джордж и Пол смогли переночевать, а их дочери Гейл (14 лет) и Ким (8 лет) были вынуждены освободить свою общую спальню для Джона и Ринго. Брайен Эпстайн расположился в комнате, где они ужинали».

 

Гейл Пирсон: «В конечном итоге они легли спать в наших кроватях. Вы можете себе это представить? Джон с Ринго спали в комнате, которая была нашей с сестрой, а Пол и Джордж спали в спальне моих родителей. Брайен Эпстайн спал на раскладушке в соседней комнате».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)