22 июня 1964 г.
beatlesbible.com: «Студии 1 и 2 (контрольная комната) «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит.
Пока «Битлз» выступали в Новой Зеландии, Джордж Мартин и его команда начали моно и стереосведение песен для альбома «Вечер трудного дня», и стереосведение песен, уже вышедших на миньоне «Долговязая Салли» (Long Tall Sally).
В этот день было проведено четыре отдельных сессии. Первая состоялась с 10.00 до 11.30 в контрольной комнате студии 1, во время которой были сведены следующие песни: «Когда угодно» (Any Time At All) – моносведение – ремикс 2 из дубля 11 для Великобритании и ремикс 3 из дубля 11 для США, «Когда я приду домой» (When I Get Home) – моносведение – ремикс 2 из дубля 11 – для Великобритании и ремикс 3 из дубля 11 – для США, «Я вернусь» (I’ll Be Back) – моносведение – ремикс 2 из дубля 16 – для Великобритании и ремикс 3 из дубля 16 – для США, «И я люблю её» (And I Love Her) – моносведение – ремикс 2 из дубля 21;
Вторая сессия состоялась с 11.30 до 13.00, во время которой были сведены следующие песни: «И я люблю её» (And I Love Her) – стереосведение из дубля 21, «Когда я приду домой» (When I Get Home) – стереосведение из дубля 11, «Когда угодно» (Any Time At All) – стереосведение из дубля 11, «Я вернусь» (I’ll Be Back) – стереосведение из дубля 16, «Если я влюблюсь» (If I Fell) – стереосведение из дубля 15, «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night) – стереосведение из дубля 9, «Мне следовало бы узнать лучше» (I Should Have Known Better) – стереосведение из дубля 22, «Я счастлив просто танцевать с тобой» (I’m Happy Just To Dance With You) – стереосведение из дубля 4, «Я зову тебя» (I Call Your Name) – два стереосведения и «Я зову тебя» (I Call Your Name) – редактирование двух стереосведений в одно;
После перерыва на обед, следующая сессия состоялась с 14.30 до 17.30, во время которой были сведены следующие песни: «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love) – стереосведение из дубля 4, «Тебе не надо так делать» (You Can’t Do That) – стереосведение из дубля 9, «Скажи мне, почему» (Tell Me Why) – стереосведение из дубля 8, «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today) – стереосведение из дубля 3, «Спичечный коробок» (Matchbox) – стереосведение, «Сбавь темп» (Slow Down) – стереосведение, «Долговязая Салли» (Long Tall Sally) – стереосведение, «Мне остаётся только заплакать» (I’ll Cry Instead) – стереосведение части «А» из дубля 6, «Мне остаётся только заплакать» (I’ll Cry Instead) – стереосведение части «Б» из дубля 8, «Мне остаётся только заплакать» (I’ll Cry Instead) – редактирование двух стереосведений «А» и «Б» в одно;
Последняя четвертая сессия состоялась в контрольной комнате студии 2 с 17.45 до 21.00, во время которой было сделано копирование на пленку следующих сведенных песен: «Сбавь темп» (Slow Down) – моно, «Спичечный коробок» (Matchbox) – моно, «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today) – стерео».
Стив Тротмен: «Запись из дневника Джима Мэттьюза: «22 июня, понедельник. Освежевал двух зайцев и одного кролика. Послал их Джорджу (прим. – брату)». Мими понравилось в Новой Зеландии».
Мими: «Я считаю, что Экетахун прекрасен. Похож немного на Шотландию».
Крис Брук: «Когда «Битлз» находились в отеле, Айлин – жена управляющего отелем Френка Дрювитта, выступала в роли матроны группы, прислушиваясь к их пожеланиям. Каждое утро примерно в 10.30 она стучалась к ним условленным знаком, и спрашивала, что они хотят на завтрак».
Айлин Дрювитт: «Они всегда были в пижамах и халатах. Им было холодно. Они включали центральное отопление до такой температуры, которую едва можно было выдержать. Им это нравилось. Все, что было нужно Ринго на завтрак – это яйца, сваренные в течение двух минут. «Я хочу, чтобы они были всмятку», – подчеркивал он. Остальные заказывали хороший приготовленный завтрак. Остальную часть дня, как мне показалось, они тратили на звонки в Англию своим подругам. Раньше я работала парикмахером, и Джон Леннон попросил меня подровнять ему волосы. Еще я гладила их костюмы и заботилась о еде перед концертом (яблочный пирог, мясной фарш, стейк) и ужине (курица, салат с ветчиной). У них всегда была возможность заказать выпивку, но пили они очень мало. В те дни они не выпивали».
Френк Дрювитт (управляющий отелем): «Когда «Битлз» находились в отеле, какие-то школьницы после окончания уроков пытались пробраться в отель по пожарной лестнице. Они добрались до входа в апартаменты, но были перепровождены в лифт и отправлены на первый этаж».
Дайана Кэдвалэдер (репортер журнала «Каунт Даун»): «В этот понедельник я была очень довольна тем, что я была молодой, и тем, что я была женщиной. Два этих обстоятельства позволили мне взять эксклюзивное интервью у «Битлз».
Все это началось в понедельник в 11 утра, когда в Веллингтоне я вошла в фойе отеля «Сент-Джордж». Я знала, что мои шансы взять у «Битлз» интервью были весьма призрачными. Но я была полна решимости предпринять попытку.
Я еще не знала, да и не могла знать, что к концу этого дня я пообедаю с сопровождающими группу лицами, возьму эксклюзивное интервью у «Битлз», увижу их первое из двух выступлений в Новой Зеландии, и поздно вечером услышу новую песню Пола Маккартни.
На стойке регистрации я представилась, и мои надежды быстро угасли. «Не думаю, что вы возьмете у них интервью. Пресс-конференция была вчера», – безучастным голосом сказала мне администраторша. Но для меня она попыталась связаться с мистером Дереком Тейлором – менеджером «Битлз» в Новой Зеландии и помощником менеджера в Англии. Мистер Тейлор отсутствовал, или не отвечал на звонок, но я оптимистично осталась ждать в холле. Потом я задалась вопросом, насколько безнадежна была моя затея.
Примерно через час моего ожидания, я встретилась с мистером Тейлором. «Нет, я не думаю, что вы возьмете интервью», – произнес он извиняющимся тоном. – «Но, пойдемте, присядем, и я расскажу вам все, что вы хотите знать о Битлах». На самом деле было мало того, что уже не было бы опубликовано об этой ливерпульской четверке, завладевшей вниманием всего мира своими густыми, шелковистыми прическами и жестким мерсибитом. Но в тот день удача мне улыбнулась. «Вот что я вам скажу», – сказал мистер Тейлор минут через десять. – «Я организую для вас интервью». Я с трудом могла в это поверить.
«Но запомните вот что», – добавил он. – «Если бы вы были мужчиной, у вас вообще не было бы ни единого шанса. Но так как вы молодая, привлекательная женщина, ваши шансы возрастают, по крайней мере, 50 на 50.
Мистер Тейлор познакомил меня с ведущим Аланом Филдом, с австралийским диск-жокеем Мэлкольмом Сирли, с дорожным и гастрольным менеджерами «Битлз», и оставил меня, чтобы я с ними пообедала. Он ушел на шестой этаж, и, пройдя кордоны охранников, прошел в закрытый номер «Битлз». Но четверка идолов всего мира все ещё беспробудно спала.
Тем временем дорожный менеджер мистер Мэлкольм Эванс и Алан Филд попросили меня показать им что-нибудь в Веллингтоне. Поездка на такси к горе Виктория заняла все время, что у нас было, после чего мы вернулись в отель, миновав орды поклонников, собравшихся увидеть «мальчиков», как их все называли.
Пройдя мимо охранников (и еще каких!) на шестой этаж, я вошла в номер, и менее чем через две минуты меня ввели в спальню Джона Леннона и Ринго Старра. «Привет, голубушка, как дела? Рады тебя видеть, заходи, садись», – сказал Джон, когда я закрыла за собой дверь.
«Привет», – чуть улыбнувшись произнес Ринго, когда я поздоровалась за руку с самыми популярными сейчас в мире людьми. Два Битла были в кроватях полностью одетые! Они проснулись, но посчитав, что в Новой Зеландии холодно, вернулись в тепло своих постелей. За чтением научно-фантастических романов они были далеко от гостиничной комнаты и кричащих поклонников на Боулеотт-Стрит шестью этажами ниже. Джон был в солнцезащитных очках: «Тебе не удастся меня рассмотреть».
Увидев Ринго с его знаменитой копной волос, разбросанных по подушке, я была поражена длиной его светло-коричневой взъерошенной прически. Я знала, что волосы длинные, но чтобы такой длины…
«Простите нас, что мы в постели, но для нас это еще утро, понимаете. Мы живем задом наперёд», – сказал Ринго. Я бросила взгляд на часы Джона. Они показывали 16.25! Джон сказал мне, что вечером Ринго пел, впервые с того времени, как заболел тонзиллитом. «Да?», – спросил Ринго, как будто впервые услышав от него эту новость. «Но если это слишком мучительно, ты можешь этого не делать». «О, спасибо».
Мне пришлось сосредоточиться, чтобы «перевести» этот хриплый сильный акцент мальчиков. Я спросила у Джона, что, по его мнению, случится с «Битлз», и к какому ответу его побуждает эта научная книжка. «Если как в этой книге. Мы – ракеты. Сейчас мы на третьей стадии, но либо мы попадем на луну, либо скользнем бессмысленно дальше. Когда-нибудь она должна взорваться». Ринго пробурчал, соглашаясь: «Я не думаю об этом. Ждать взрыва, это не по мне!».
Принесли чайный поднос. «Второй завтрак припозднился в это утро, Ринго», – улыбнулся Джон. Он объяснил мне, что «утренний» чай обычно начинается в три часа дня, а не поздним утром в пять дня!
«Ты – мама», – сказал мне Ринго, поэтому я разлила чай по чашкам Битлов. «Достаточно», – произнес Ринго. «Мне больше молока. Эта хрень мне по-настоящему нравится», – сказал Джон, указывая на один из двух диванов в номере. Для них это был стимул, чтобы соскочить с постели. «Не обращай на нас внимания», – сказал мне Джон. Он прошел в ванную комнату, а Ринго встал перед зеркалом. Теперь я была свидетелем расчесывания (или отсутствия расчесывания) настоящей битловской стрижки. Подняв расческу, Ринго внимательно на неё посмотрел, и, заметив мой интерес, сказал: «Смотри». Я «засмотрелась», потому что Битл буквально просто встряхнул свои волосы. После встряхивания волосы, напоминающие спагетти, разметались в разные стороны секунд на шесть-семь, и Ринго легко расчесал их сверху. Я не могла сдержать смех, наблюдая это действие, и когда он его закончил, я осторожно погладила своей рукой знаменитый «пушок» битла-барабанщика.
Мы с Ринго сели во второй гостиной комнате. Через несколько минут мимо прошел Джон с полотенцем, намотанным на голову. «Так ты помыл свои волосы?» – спросил Ринго. «Глупости, только намочил».
Услышав раздающиеся с улицы крики «Мы любим Битлз», я сдвинула занавеску, чтобы выглянуть в окно. Подошел Ринго и быстро задернул её обратно. «Не делай этого», – сказал он. – «Они подумают, что у нас тут пташки, и тоже захотят подняться». Он засмеялся каким-то неровным сдавленным смехом.
В комнату вошел третий Битл – Джордж Харрисон, в яркой черно-красной пижамной паре в китайском стиле. Не сказав ни слова, он прошел в еще одну ванную комнату. «Это был Джордж», – произнес Ринго доверительным тоном, как если я не должна была этого знать. Когда этот пижамный Битл прошел мимо меня обратно, он подмигнул. «Это снова был Джордж», – засмеялся Ринго. «Подождите, пока я оденусь. Я приду и поговорю с вами», – бросил Джордж через плечо.
И он сдержал свое слово. Иногда называемый выразителем взглядов группы, Джордж сначала кажется более серьезным, чем остальные «Битлз». Но в благоприятной обстановке его речь наполняется саркастичным юмором.
Ожидая Джорджа, Ринго рассказал мне о том приеме, который был им оказан в аэропорту «Ронготал». «Это было здорово. Это было по-настоящему здорово. Мы такого не ожидали». Я спросила у него, что он думает о традиционном приветствии носами у Маори. «Это было необычно, но довольно забавно. Большого удовольствия от этого я не получил».
Трое Битлов, с которыми я познакомилась в тот день, казались такими отрешёнными, что не слышали шум их почти истеричных поклонников, ожидающих в надежде хотя бы мельком увидеть их. Возможно, все это они уже слышали и раньше.
Когда я заговорила об этом, Джордж сказал: «О, там люди, а я ничего не слышал». Они не покидают гостиницу, и даже мыслей таких у них нет. «Это слишком опасно, и вызовет проблемы». Как самый серьезный, Джордж сказал, что он «не думает, что все это будет вечно, но никого из них это не беспокоит».
«Мы не беспокоились, когда у нас не было ни одной пластинки, поэтому мы не будем беспокоиться, когда их снова не будет. У нас не будет этого постоянно. Есть одна вещь, которую вы можете для нас исправить. В некоторых газетах написали, что мы все миллионеры. Это не так. Каждый из нас мог бы заработать миллионы, но учтите, что из этих миллионов сперва Королева заберет свои 99 процентов».
Когда я почти закончила эту встречу-интервью, вернулся мистер Тейлор. Я ждала встречи с Полом Маккартни, который из «Битлз» спал дольше всех, но мистер Тейлор сказал, чтобы я не волновалась по этому поводу. Я увижусь с ними снова после концерта. Я не могла поверить в то, что я снова их увижу. Я поняла, насколько мне повезло. В то время, как сотни их поклонников кричали и вопили только ради того, чтобы увидеть их хотя бы на мгновение, я сидела в комфорте в их номере, как будто я была их старым другом».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в концертном зале муниципалитета Веллингтон, Новая Зеландия».
Грэми Коллинз с первым проданным в Новой Зеландии билетом на концерт «Битлз» в Веллингтоне.
Реклама концертов «Битлз» 22 и 23 июня в газете «Ивнинг Пост».
beatlesbible.com: «Начиная с этого дня, «Битлз» выступят на четырех концертах в Новой Зеландии. На каждом из концертов присутствовало по 2500 поклонников».
Тревор Кинг (гастрольный менеджер «Битлз» в Новой Зеландии): «Однажды я получил неожиданный телефонный звонок от Роберта Керриджа из корпорации «Керридж Одеон», с вопросом, готов ли я стать менеджером «Битлз» во время их гастролей в Новой Зеландии. Еще три менеджера из Великобритании и Австралии уже были вовлечены в работу. Это был неожиданный звонок, но это была приятная неожиданность».
С ди-джеем Бобом Роджерсом, предположительно 22 июня 1964.
Джонни Девлин с «Битлз» во время гастролей в Новой Зеландии. Джонни Девлин был первым из исполнителей Новой Зеландии, записавшим рок-н-ролльную пластинку, заслужив тем самым в конце 50-х прозвище «Король Рок-н-Ролла».
Стив Тротмен: «Линда Мэттьюз побывала на двух концертах, на первый, вечерний, она купила билеты сама, на второй, дневной, билеты даст Джон [Леннон]. Компанию ей составили Норм и женщина-репортер из «Таймс Эджи» по имени Мэри или Мария. Все, что они смогли расслышать, это только визг девушек в зале. Она помнит, что разогревающая группа «Корпорация звука» (Sounds Incorporated) ей понравилась».
Барни Ричардс: «Как только они вышли на сцену, в зале начался один непрерывный крик. Я сидел довольно близко к сцене, и на фоне этого постоянного крика мог уловить случайные обрывки песен. Я услышал несколько нот песни «Я хочу держать тебя за руку», а затем ничего больше, только этот крик. Музыку нельзя было расслышать. Можно было только видеть, что они что-то поют».
Дамьен О’Шонесси: «Я был на первом концерте в понедельник. У меня были билеты в первых рядах, и перед мной сидел ряд полицейских со шлемами под сиденьями. Находясь в первых рядах, все можно было расслышать, и звук был такой же, как на пластинках. Помню, как Джон Леннон говорил: «Заткнитесь», и толпа постепенно стихала».
Грег Кобб: «Мне было тогда 14 лет. Это была истерия. Можно было расслышать только начало каждой песни».
Джоанна Лейтон Джонс: «В то время я была школьницей, и хотя мои родители разрешили мне пойти на концерт «Битлз», наши школьные правила подразумевали, что 14-летние подростки должны были получить одобрение директрисы. Все потому, что это была школа со строгими правилами, и днем девочки должны были спрашивать разрешение выйти погулять вечером. Поэтому получив билеты на концерт «Битлз», я и мои подруги Линди Робинсон, Кристин Барлоу и Аннетт Лукас озадачились тем, что нам делать: спросить и рискнуть, что нам не разрешат пойти, или пойти на концерт без спроса. Мы, конечно же, были уверены, что нам не разрешат пойти. Нам всем нравились разные Битлы. Сама я решила, что выйду замуж за Пола Маккартни.
Во время концерта толпа была совершенно без ума от того, что находилась в одном зале с этими музыкантами. Это было из ряда вон выходящее событие. Крики, они на самом деле заглушали все, что они играли. Но на следующий день газета «Ивнинг Пост» вышла с нашими фотографиями на последней странице, что было равнозначно первой. Персонал школы также заметил эти фотографии, и всех нас вызвали в кабинет директора. Нам пришлось отвечать за нарушение правил, но нам было все равно. Важнее было увидеть их вживую».
Газета «Ивнинг Пост».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «К этому времени Ринго восстановился достаточно, чтобы его номер «Мальчики» (Boys) вернулся в концертную программу».
Джимми: «Я был поклонником «Битлз» и был на концерте в Веллингтоне. Помню, что подумал тогда, что мы ничего не увидим, если останемся на своих местах. Когда наконец появились «Битлз», шум был оглушительным. Это было первое выступление Ринго после перенесенного тонзиллита, когда он исполнил песню «Мальчики» (Boys). На самом деле я слышал только первые две строчки песен, остальные же полностью тонули в криках. Хорошо, я тоже буду кричать. Помню, как довольно взрослая девушка, ей было лет 18 или 19, пронзила меня взглядом. Она сказала, чтобы я прекратил кричать, чтобы она могла слушать концерт, но я ответил: «Если вы не можете их победить, присоединяйтесь к ним». Наверное, крики были определенным способом выражения той радости, что вы были там. Это был не концерт, а скорее, выражение подросткового бунтарства. «Битлз» нельзя было расслышать, но разглядеть их можно было хорошо. Все они выглядели довольными, кроме Джона, который все более раздражался в течение концерта».
Тони Тейлор (профессор): «Перед тем, как записать второе интервью с Джоном Ленноном, я отправился на концерт «Битлз» в городской ратуше в гущу кричащих, безумных и страстных поклонников «Битлз». В этот момент я сам стал лабораторной морской свинкой, почувствовав, как участился мой пульс. Я толкнул в бок парня, находящегося рядом, и попросил его засечь минуту на своих часах, пытаясь посчитать свой пульс. На следующий день мне позвонил профессор социологии и сказал: «Слушай, только что к Маргарет (это его жена) во время утреннего чая зашла одна из учительниц и сказала, что её сын был вчера вечером на концерте «Битлз» и сидел рядом с одним чудаком, который попросил замерить ему пульс. Ты не знаешь, кто мог заниматься такими исследованиями?», и я ответил: «Не знаю, Джим».
Перед тем, как пойти на концерт, я зашел в университетскую бухгалтерию, чтобы покрыть свои расходы на его посещение. Профессор математики отнесся к этому вполне спокойно, профессор философии обронил пару замечаний на этот счет, но у профессора геологии просто снесло крышу. Он ворвался в мой кабинет и произнес: «Вы ничего не получите, затратив десять фунтов на то, чтобы увидеть этих чертовых Битлов», на что я ответил: «Да, Боб, я это сделал». «Это не исследование. Это не научное исследование», – продолжил он. «Боб», – сказал я. – «Ты либо заплатишь сейчас, либо в следующий раз». «Какой следующий раз?», – спросил он. И я ответил: «Ну, я собираюсь сделать исследование по содержанию борделей, и мне, черт возьми, потребуется больше, чем десять фунтов».
Что касается исследования, то результаты опроса более 350 человек показали, что нет четкой психопатологии ни в группе самых ярых поклонников «Битлз», ни в какой-либо другой группе. Я хотел выяснить, в какой степени в этом явлении содержится хоть какая-нибудь клиническая составляющая, но её не было. Это был один из возрастных компонентов, и я был удовлетворен тем, что многие из опасений людей старшего поколения были безосновательны».
Джордж Дж.: «Власти были обеспокоены тем, что если уровень звука на концертах «Битлз» будет слишком высоким, то это может нанести вред слуху молодежи. Поэтому государственный департамент научно-промышленных исследований отправил своего специалиста по акустике Рода Сатори на концерт в Веллингтоне, чтобы измерить уровень звука и получить отчет. Насколько я помню, уровень шума был что-то около 106 децибел, а порог боли составлял 110. Возможно, что крики зала значительно повлияли на этот уровень».
Газета «Пост», 23 июня 1964: «Как «Битлз» влияют на слух? Насколько громко, насколько оглушительно, насколько отупляюще для мозга были крики и визги сидящих рядом с вами девушек, перекрывших пение «Битлз» в городской ратуше прошлым вечером? «Пост» решила получить ответ на эти вопросы с помощью ученого, обладающего опытом в изучении звуков, шумов и ужасающего грохота. Это было сделано с помощью инструмента – децибельного рекордера. Уровень шума измерялся возле главного входа со стороны Куба-Стрит. Усилители концертного зала находились на расстоянии 10 метров, но расстояние от основных громкоговорителей, находящихся на сцене, было значительным.
В качестве уровня болевого порога уровня звука был взят уровень в 140 децибел, который производит струя пара геотермальной электростанции «Вайракей» (прим. – электростанция Wairakei в Новой Зеландии, вторая геотермальная электростанция в мире и первая, использующая испарительный пар из геотермальной воды в качестве источника энергии для выработки электроэнергии, была введена в эксплуатацию в 1958 году). Также воздействие уровня звука в 140 децибел испытывает техник королевских военно-воздушных сил Новой Зеландии, когда приседает под реактивной струей самолета «Вампир» во время наземных испытаний.
Здесь приведены уровни звука, зарегистрированные в децибелах:
– звук электрогитар – 94;
– аплодисменты Джонни Девлину – 108;
– музыка группы «Корпорация звука» – 96;
– многократные всплески криков и визгов аудитории – 105-106;
– знаменитости вечера, «Битлз» собственной персоной, уровень звука музыки и аудитории – 100-101;
– исполнение песни Полом при горячей поддержке зала, конечно же, между аплодисментами – 96;
– «Битлз» в полную мощь с неистовой поддержкой от всех без исключения – 109.
В Сиднее уровень звука был зарегистрирован на уровне 114 децибел, что равно шуму самолета «Боинг 707» на высоте 700 метров над землей. «Не могу сказать, что я насладился музыкой, потому что я не смог её услышать», – сказал ученый из Веллингтона. И никто в зале не мог её услышать».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Система воспроизведения звука в зале была настолько примитивной, что, когда они [после первого концерта] покинули сцену, Джон воскликнул: «Что, вашу мать, здесь происходит?» Выяснилось, что звукотехник никогда раньше не включал динамики на полную мощность, и он просто боялся это сделать».
Брюс Ренвик (автор книги «Битлз в Новой Зеландии»): «Первый концерт «Битлз» в Веллингтоне был катастрофой. Уровень звука был установлен очень низко, и в течение всего концерта он не менялся. Джон Леннон пригрозил отменить оставшуюся часть гастролей, если все не настроят должным образом. Дерек Тейлор не знал, что делать, а Брайен Эпстайн в это время был за пределами Новой Зеландии. Джонни Девлин, чье выступление открывало концерт, вызвался поговорить со звукотехником об этой проблеме».
Ди-Джей Невилл Чемберлен и одна из четырех победителей конкурса Салли Паленски в раздевалке «Битлз». Конкурсанты должны были составить как можно большее количество слов из букв, содержащихся в «The Beatles».
Крис Уотсон (слева) и Ди-Джей Невилл Чемберлен (в центре) беседуют с Полом Маккартни и Ринго Старром.
Крис Уотсон: «Я был одним из четырех победителей конкурса, организованного Невиллом Чемберленом. Он провел нас в их костюмерную. «Битлз» сидели в маленькой комнате за обеденным столом, в белых рубашках. Они обедали в перерыве между выступлениями. На столе были фрукты и кока-кола. В дверях стоял худой охранник, в то время как какая-то женщина внесла на подносе арбуз. Он был похож на какого-то жука. Мы пообщались с ними, и они подписали автографы. Я спросил у Джона [Леннона], что он будет делать после окончания музыкальной карьеры, и он ответил: «Сочинять стихи». У Ринго я спросил, сколько у него барабанных палочек. «Одна», – сказал он. Джон все время был в солнцезащитных очках. Они говорили с сильным акцентом».
Крис К.: «Билеты на концерт «Битлз» были для нас слишком дорогими. В день концерта я со своим другом Йеном отправился в технический колледж, где мы обучались умению нарезки стальной проволоки на больших токарных станках. Мы переоделись в засаленные синие комбинезоны и пошли в механический цех. Вечером после окончания занятий мы сели на мотоциклы и вернулись на Таранаки-Стрит. Мы не стали переодеваться, так как на улице было прохладно. Глядя на всю эту суматоху, мы подумали, что неплохо было бы остановиться и посмотреть на то, что происходит в здании муниципалитета.
Там была огромная толпа слоняющихся людей, надеющихся купить билет или хотя бы мельком увидеть «Битлз» после окончания концерта. С невинным видом мы подошли к одной из дверей главного входа, ведущей в зрительный зал. Она была закрыта и находилась под усиленной охраной. Один из вахтеров посмотрел на нас и спросил, не техники ли мы. Ну, разумеется, какие сомнения, мы – техники. Он открыл дверь, и мы прошли, как до этого там «Битлз» проходили на сцену. Мы были самой странно одетой парой в зале, но нам понравилось!
Оглядываясь назад, зная, что во время первого концерта у «Битлз» были проблемы со звуком, вахтер, возможно, подумал, что мы техники, занимающиеся аварийной наладкой системы».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время второго выступления звук был значительно громче. Но его качество было по-прежнему плохим».
Пол: «Бывало, что мы пели через плохие микрофоны, но не очень часто. Обычно, это было в наши ранние дни. Здесь мы ожидали большего».
Брюс Ренвик (автор книги «Битлз в Новой Зеландии»): «Во время второго концерта звук был недостаточно громким, но все же лучше, чем во время первого. Дерек Тейлор был очень признателен Джонни Девлину за оказанную помощь, и спросил его, что он может сделать в знак благодарности. Все, что хотел Джонни, это получить фотографию «Битлз», подписанную всеми участниками группы. И он её получил».
Крис Брук: «Полиция была не готова к безумной реакции поклонников во время концертов. Сначала констебли сидели в первом ряду со снятыми защитными шлемами. Но они обнаружили, что совершенно не готовы к атакам сцены со стороны поклонников, которые то и дело происходили. Поэтому во время второго концерта они расположились перед сценой, обратясь лицом к аудитории».
Брюс Ренвик (автор книги «Битлз в Новой Зеландии»): «Полиции приходилось сдерживать натиск сотен визжащих подростков в ситуации, близкой к дебошу, заставляя девушек возвращаться на свои места. Семьдесят крепких полицейских были призваны встать на позицию перед сценой, чтобы усилить линию констеблей, проигрывающих сражение с толпой. Бушующие поклонники одних полицейских валили на землю, других теснили к сцене. Когда толпа стала выходить из-под контроля, тем, кто сидел в первом ряду, посоветовали уйти в сторону.
К тому времени, когда полиция сформировала клин, вся толпа встала на ноги и ринулась вперед. Визжащие девушки вставали на сиденья, чтобы приблизиться к своим кумирам. Толпа накатывала волнами, и у полиции времени было только на то, чтобы справиться с одной волной прежде, чем накатит следующая. Когда группа стала петь свою последнюю песню, полиция боролась уже со сплошной стеной поклонников.
Один из поклонников сумел прорваться на сцену, и чуть не сбил с места ошеломленного Ринго, пока четверо полицейских не поднялись на сцену, схватили его и отбросили назад».
Тревор Морли (полицейский, дежуривший на всех четырех концертах «Битлз» в Веллингтоне): «Тогда в зале было довольно напряженно, поэтому не было даже никаких мыслей, чтобы кого-то арестовать. Мы просто пытались стащить его со сцены».
Брюс Ренвик (автор книги «Битлз в Новой Зеландии»): «Ринго, совершенно обескураженный, продолжал еще улыбаться, Пола чуть было не захватила толпа, но все четверо все равно не переставали играть, несмотря на происходящее. Некоторых наиболее буйных девушек стражи порядка почти что катапультировали обратно на свои места».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После концерта Мэлу Эвансу пришлось выбраться из машины и использовать свои мускулы, чтобы пробиться к отелю, поскольку местная полиция решила, что двух человек будет достаточно, чтобы удержать толпу в пять тысяч поклонников.
Начальник полиции Окленда, инспектор Куинн отказался предоставить «Битлз» сопровождение между отелем и концертным залом муниципалитета, заявив: «Мы предоставляем такой эскорт только для королевских особ и других важных персон». Это самодовольное заявление повлекло за собой проблемы по всей Новой Зеландии».
Крис Брук: «В понедельник вечером после первых двух концертов, в отеле состоялось небольшое собрание. «Битлз» располагались в двухместных номерах, в которых также были гостиные комнаты. Айлин Дрювитт спросила у «Битлз», хотят ли они встретиться с какими-нибудь девушками устроив небольшую вечеринку?».
Айлин Дрювитт: «Встреча с девушками их мало интересовала. Но, подумав, они сказали: «Да, если вы попросите девушек, что никто из них не будет общаться с прессой. Не то, чтобы они делали что-то, о чем пресса не должна была узнать. В своем салоне красоты я очень тщательно отобрала несколько девушек. Я понимала, что мне нужно выбрать милых, хороших девушек. Красиво одетых, опрятных, привлекательных и интересных. Я пригласила девушек, и у нас получился прекрасный вечер. Они сидели на полу, играли на своих гитарах, кушали, и действительно расслабились. Они пили спиртное, но без излишеств».
Крис Брук: «И хотя нет никаких доказательств того, что во время пребывания «Битлз» в Новой Зеландии с ними происходило что-то их дискредитирующее, у меня сложилось впечатление, что Дрювитт и его жена заключили соглашение о неразглашении чего-либо скандального».
Аннабель Вигли: «Я была у них [«Битлз»] в гостях в их гостиничном номере в отеле «Сент Джордж». После вечернего концерта меня с родителями, и еще двух девушек из Левина и Веллингтона, пригласили к ним в гости. Когда мы приехали, ребята не обратили на наше появление никакого внимания, и продолжили смотреть телевизор. Думаю, все это не имело для них большого значения. Когда мы туда пришли, там было еще много других девушек. Нас попросили не разговаривать, потому что мальчики хотели смотреть телевизор.
Когда в номер вкатили сервировочный столик с ужином, на нем было только четыре порции, и «Битлз» приступили к еде. Девушки ели фрукты. Битлы ели сами по себе, а у их гостей был свой ужин.
Ребята ничего не знали о Новой Зеландии, и до прибытия в страну ничего о ней не читали. Не думаю, что они знали, находились ли они на севере страны, или на юге. Все время своего пребывания они все время находились в своем гостиничном номере. Наверное, для них это было очень тоскливо».
Френк Дрювитт (управляющий отелем): «Единственный неприятный инцидент состоялся, когда одна девушка, забронировавшая себе номер в гостинице, попыталась убедить охранника впустить её в номер «Битлз». Когда он сказал ей, что у нее нет никаких шансов, она пригрозила перерезать себе вены. Он решил, что она говорит не серьезно, и проигнорировал угрозу, но она достала бритву и резанула по вене, после чего бросилась к себе в номер и заперла дверь. Но я заметил, что окно в её комнату было немного приоткрытым, поэтому один полицейский через пожарный выход открыл окно и вошел внутрь. Она сидела в номере с полотенцем, обернутым вокруг запястья. Мы вызвали машину скорой помощи, и её отвезли в больницу».
Джордж: «Мы сидели в номере отеля, ели рыбу с чипсами и горошком и смотрели телевизор. И вдруг часов в девять вечера все каналы прекратили работу, после чего мы запустили своими тарелками в телевизор. Самым громким событием (правда, плачевным), которое произошло при нас в Новой Зеландии, было вот что: в номере барабанщика из группы «Саунд Инкорпорейтед» девушка попыталась перерезать себе вены, пока он был в пивной. Помню, как запаниковал Дерек, поскольку эта история мгновенно облетела весь мир: «Попытка самоубийства в отеле Битлз».
Дайан Кэдвалэдер (репортер журнала «Каунт Даун»): «С Дереком Тейлором я присутствовала на двух выступлениях «Битлз». Когда вечером все Битлы отправились спать (Ринго в своей розовой пижаме), Маккартни стал развлекать игрой на акустической гитаре тех, кто остался на этой маленькой вечеринке».