25 августа 1959 г.
Энди Бабюк: «В августе 1959 г. Леннон и Харрисон приобрели себе по новой электрогитаре «Хофнер Клаб 40» (Hofner Club 40). Это были электрогитары немецкого производства, изготовленные и ввезенные в Великобританию по заказу фирмы «Селмер». Леннон приобретет свой «Клаб 40» всего за день до первого выступления в «Касба» [28 августа]».
Джон: «После нескольких месяцев изучения аккордов я решил купить модель [гитары], которая, по-моему, называлась «Мартин Колетти» (Martin Coletti). Но, немного позднее, когда мы с Джорджем увидели «Хофнер Клаб 40», то решили, что она непревзойденное совершенство».
Джордж: «Моей первой электрогитарой была большая «Хофнер-Президент» [приобретенная в феврале 1958 г.]. Но вскоре она мне надоела, и я поменял ее у одного из группы «Свингинг Блу Джинс» (The Swinging Blue Jeans) на «Клаб 40». Небольшой «Хофнер» похож на цельнокорпусную гитару, но фактически пустотелый, без резонаторных отверстий».
Рэй Эннис (музыкант группы «Свингинг Блу Джинс»): «[Гитара] Джорджа «Клаб 40» первоначально была моей. По вторникам мы выступали в «Пещере», и я помню, что что наш обмен состоялся там. Я поменял ее на его акустический «Хофнер», золотисто-коричневый с «f»-образными отверстиями. Сейчас у меня его нет, потому что в то время разве кто думал, что «Битлз» станут настолько знаменитыми? В те дни гитары приедались нам очень быстро, поэтому мы часто ими менялись».
(условная дата)
Кен Браун: «В тот вечер я пошел к Лесу Стюарту. У него был Джордж, как всегда что-то наигрывающий на своей неразлучной гитаре. Атмосфера казалась немного напряженной. «Что случилось?», – спросил я. Джордж смотрел на свою гитару, и ничего не говорил. Тогда я повернулся к Лесу. Его взгляд был злобен. «Ты пропустил занятие», – сказал он. «Знаю», – ответил я, – «но только так мы сможем где-то играть. Я трачу часы, чтобы подготовить этот клуб». «Тебе за это платят», – бросил Лес. «Нет, не платят». «Ну, я не собираюсь там играть», – произнес Лес».
Пит Бест: «Первоначальный состав квартета Леса Стюарта, который должен был играть на открытии клуба, распался недели за две до этого (прим. – скорее всего, что дня за два). Моя мама Мо уже пообещала Кену Брауну выступление «Квартета». Но сам Лес Стюарт отказался».
Кен Браун: «Я повернулся к Джорджу. «Слушай», – сказал я, – «клуб открывается сегодня вечером. Мы не один месяц ждали этого. Ты тоже отказываешься?». Джордж на мгновение задумался. Потом сказал, что пойдет со мной, поэтому мы оставили Леса в его доме».
прим. – Кен Браун сказал, что «клуб открывается СЕГОДНЯ вечером». Но Джон с Полом еще до открытия помогали с ремонтом клуба. Также, Мо спросила их: «В субботу вечером вы будете готовы к открытию клуба?», то есть, не в этот же день, когда она с ними познакомилась. Поэтому, скорее всего, Кен Браун познакомил Пола и Джона с Мо не в день открытия клуба, а раньше.
Пит Бест: «Поспорив с Лесом Стюартом, Кен ушел из «Квартета», так что он и Джордж были свободными».
Кен Браун: «Когда мы вышли на улицу, я повернулся в Джорджу, и сказал: «Мы не можем подвести миссис Бест. Давай попробуем сами собрать группу. Ты знаешь кого-нибудь?». «Есть два товарища, с которыми я иногда играю в Спике», – решился сказать Джордж. «Хорошо, спроси их», – сказал я, и Джордж сел в автобус, присоединившись ко мне через два часа в «Касбе», вместе со своими двумя товарищами – Джоном Ленноном и Полом Маккартни».
Синтия: «Джон, Пол и Джордж отправились знакомиться с Моной Бест».
Пит Бест: «Предложение постоянной работы их обрадовало, и они (Кен Браун и Джордж Харрисон) сказали, что хотят создать квартет с еще двумя приятелями. Эти два приятеля были не кто иные, как Джон Леннон и Пол Маккартни».
Мона Бест: «Когда Джордж появился снова, он привел с собой еще двух музыкантов для постоянной группы клуба «Касба».
Кен Браун: «Полу тогда было 15 лет, он еще учился в школе и был весь такой аккуратный, со школьной прической. А вот Джон был с длинными волосами и в жутко старых джинсах, настоящий битник».
Пол: «Матери Пита Беста Моне, милой женщине англо-индийских кровей, принадлежал клуб «Касба» в Уэст-Дерби, одном из районов Ливерпуля».
Кен Браун: «Я сказал, что им каждому заплатят по 15 шиллингов за вечер (сейчас это 14 долларов)».
Мона Бест: «Пришли Джон Леннон с Полом Маккартни, и девушка Джона – Син».
Пит Бест: «С ними, держась как тень возле Джона, приходила светловолосая бледненькая девушка, они называли ее Син. Это была Синтия, будущая первая жена Джона, с которой он познакомился в ливерпульском художественном колледже».
Синтия: «Выбор пал на группу «Кворримен», поскольку одна знакомая Пита их очень хвалила».
Пит Бест: «Пол с Джоном познакомились с Мо и обсудили с ней идею, она сказала: «В субботу вечером вы будете готовы к открытию клуба?». Они сказали «Да». Так я впервые встретился с ними».
Синтия: «Мона Бест тепло встретила ребят, сказав, что будет рада, если они выступят в клубе».
Пит Бест: «Таким образом, Джордж присоединился к своим друзьям Джону и Полу Маккартни для того, чтобы [вновь] организовать «Кворримен». Это было, своего рода, реформирование более раннего коллектива с тем же именем. «Касба» стала местом рождения «Битлз». Я знаю, сейчас утверждается, что «Пещера» на Мэтью-Стрит является местом рождения «Битлз», но, тем не менее, я настаиваю, – это была «Касба». Если бы не было клуба, «Битлз» могли бы вообще не собраться вместе снова, и то, что произошло далее, – могло бы не случиться.
Меня сразу поразило, когда я увидел их вместе, до чего бросалось в глаза, что заводила у них Джон. Ему хотелось выглядеть богемой, настоящим артистом, он ходил в потертых, вылинявших до белизны брючках, черной рубашке, черной куртке и высоких черно-белых кроссовках. Все «Кворри» носили взбитый кок надо лбом и бачки под Элвиса. Но у Джона волосы были длиннее, чем у остальных. Маленькие глазки скрывались за стеклами очков в стандартной оправе, и вид он всегда имел спокойный. Если Пол Маккартни выглядел замкнутым и держался немного особняком, то в Джоне чувствовалась одержимость, в голове у него постоянно бродили идеи».
Кен Браун: «Мы немного порепетировали. Назваться мы решили названием старой школьной группой Джона «Кворримен».
Пит Бест: «Потом Мо спросила их, как они собираются себя назвать. И Джон ответил: «Ну, у меня была группа под названием «Кворримен». Как оно звучит?». Она сказала, что звучит великолепно».
Синтия: «Однако до открытия клуба на следующей неделе ей [Мо] еще нужно докрасить стены в подвале (прим. – то есть, речь идет о событиях ЗА неделю до открытия 29 августа, но Джордж с Полом в конце августа еще путешествовал автостопом)».
Мона Бест: «Мы все еще красили – старались успеть к вечеру открытия клуба».
Пит Бест: «Помню, как Джон вдруг ни с того ни с сего заявил, показывая на место прямо перед музыкальным автоматом: «Вот! Играть будем здесь!». Воспользовавшись случаем и его энтузиазмом, Мо, моя мать, тут же предложила ему взять кисть и начать – если он действительно хочет выступать здесь – с самого начала. Речь шла о потолке – мы решили покрасить его в черный цвет. Там надо было ещё разукрашивать стены и тому подобное, так что Мо сказала: «Не хотите ли закатать рукава?». И Джон, не возражая, сделал это. Помню еще, как он сначала намалевал кистью несколько смешных пузатых человечков – он любил рисовать таких – и только потом принялся аккуратно красить потолок, как его просили!».
Хантер Дэвис: «Джон позвал на подмогу и свою подружку, Синтию Пауэлл, которая разрисовала стены паутиной».
Пит Бест: «Их не надо было принуждать к этому. Это напоминало, по большому счету, добрую волю – «Мы протягиваем вам руку». Вот тогда-то и появились размашистые мазки Джона на потолке. Это была их помощь».
Синтия: «Все трое тут же схватили малярные кисти и помогли миссис Бест закончить ремонт. Джон из-за своей близорукости все перепутал и на слой свежей водоэмульсионной краски нанес глянцевую, так что в этом месте стена потом сохла несколько дней».
Мона Бест: «Помню, я попросила Джона загрунтовать стену. Когда я вернулась, он кончил красить, но вместо грунтовки покрыл все маслом. Джон был настолько близорук, что не отличал одно от другого. Я пришла в ужас от того, что краска не успеет высохнуть вовремя».