5 июня 1964 г.
Магазин грампластинок «НЕМС» Брайена Эпстайна в Ливерпуле на Уайтчепл, фото 5 июня 1964.
Пол: «Брайену Эпстайну принадлежал магазин под названием «НЕМС». Он был сыном владельца магазина Гарри Эпстайна, а название означало «Музыкальные магазины Северного края» (North End Music Stores), и [раньше] мы покупали там пластинки. Там вечно толпился народ, это был один из магазинов, где всегда можно было найти нужные записи».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день в Великобритании поступил в продажу сингл группы «Эпплджекс» с песней Леннона-Маккартни «Как поступают мечтатели» (Like Dreamers Do), Decca F 11916».
Джордж в гостиничном номере в Копенгагене с журналом музыкальной газеты, которую принес с собой датский фотограф Кнуд Орстед. Фото Кнуда Орстеда (Knud Orsted).
Отбытие из отеля Копенгаген, фото Кнуда Орстеда (Knud Orsted).
Кнуд Орстед (фотограф): «Перед выходом из отеля Пол Маккартни спросил у меня, куда они направляются, и я ответил, что их следующей остановкой будет Голландия».
Фото Тейга Нильсона (Tage Nielsen).
Фото Джона Стэйера (John Staehr).
Аэропорт Каструп в 1960-х.
Фото Джона Стэйера (John Staehr).
Фото Джона Стэйера (John Staehr).
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 13.00 «Битлз» прибыли в Амстердам в аэропорт «Схипхол», где были встречены букетами цветов и традиционными голландскими головными уборами».
Репортаж с аэропорта по прибытию Битлз в Данию:
Репортер: Битломания перестала быть феноменом. Она стала образом жизни. Когда музыканты с прическами, похожими на неубранные постели, прибыли в Нидерланды, все было как в Штатах и Англии. Не хотите, чтобы съехала крыша? Держитесь подальше! Подросткам зеленая улица.
Фото Инесс Вант Хофф (Inez van’t Hoff).
Фото Гарри Пота (Harry Pot).
В аэропорту состоялась пресс-конференция.
Пресс-конференция в аэропорту с Берендом Будевейном (прим. – Berend Boudewijn – голландский актер, писатель и телеведущий) и Германом Стоком (прим. – Herman Stok – голландский радио и телеведущий).
Пол: (указывая на каждого из «Битлз») Джимми, Пол, Джордж и Джон.
Джон: (показывая в никуда) …Ринго.
Вопрос: (вопрос касался использованию фонограммы во время записи на телевидении)
Джон: У нас гораздо больше выступлений, записанных «живьем», а не с помощью фонограммы. Но технически это хуже, чем…
Джордж: В Лондонском «Палладиуме» и Шоу Эдда Салливана.
Джон: …и они все паршивого качества, потому что техники бестолковы.
Корреспондент: Все?
Пол: Ну, конечно же, не все, но часто…
Джон: У них получается только с большими оркестрами.
Пол: Дело в том, что они учатся. Они последние 12 лет практиковались на больших оркестрах. И они могут делать звук отличным. Но когда появляемся мы, со своими усилителями и прочими своими примочками, им очень трудно добиться хорошего звучания. Я так думаю.
Вопрос: Есть какие-нибудь новости о Ринго Старре? Что с ним…
Пол: Ну, у него не все так плохо. Но мы не знаем подробностей.
Джордж: Мы рассчитываем, что он присоединится к нам в воскресенье.
Джон: Вроде мы слышали, что в среду.
Джордж: В воскресенье… по прибытию в Гонконг.
Вопрос: Врачи не разрешили ему поехать с вами?
Джон: Так когда? Я слышал, что в следующую среду.
Джордж: Ну, хорошо, это предположительно будет в воскресенье.
Джон: Мы впервые поедем в Гонконг…
Вопрос: Вы надеетесь успешно выступить в Копенгагене?
Джон: Да, хотелось бы…
Вопрос: Как вам Джимми Никол?
Джон: Он очень хорош.
Вопрос: Такой же хороший, как Ринго?
Джон: Конечно же нет… потому что Ринго играет с нами уже три года.
Джимми Никол: «Я чувствовал себя самозванцем. Они приняли меня, но вы не можете вот так просто стать членом подобной группы. Это был их мир, со своим чувством юмора. Маленькое сообщество, в которое посторонним вход воспрещен».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Во время пресс-конференции началась сумятица, так как несколько человек начали одновременно задавать свои вопросы. Джордж ответил на вопрос, почему он отмалчивается».
Джордж: Потому что никто не задал мне вопрос.
Вопрос: Какие песни вы намерены исполнить?
Джордж: Мы еще не решили. Побудем здесь и тогда уже решим, какие песни включить в репертуар.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «На следующих кадрах кинохроники «Битлз» едут в Амстердам. Автомобиль снимали с левой стороны, и мы можем увидеть Пола, Джорджа и Джона, сидящих на заднем сидении, и Джимми Никола на переднем».
beatlesbible.com: «Из аэропорта они направились в амстердамский отель «Доелин» (Amsterdam Doelen Hotel, Nieuwe Doelenstraat 24)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «В отеле состоялось короткая пресс-конференция».
На снимке «Битлз» с Труди Бенник (Trudy Bennick), девушкой, прилетевшей из Бангкока, чтобы увидеть группу. «Я все также с нетерпением жду возможности отправиться в Блоккер, но сильного волнения у меня больше нет. Мне так жаль, что Ринго лежит в больнице», – сказала Труди. Ей разрешили задать «Битлз» несколько вопросов во время интервью.
Вопрос: Можно у вас попросить автограф?
Джон: Да, конечно. У вас есть ручка?
Вопрос: Джон Леннон, это вы?
Джон: Да, это я. Джон Леннон.
Вопрос: Как вам прием, оказанный вам здесь, в Голландии?
Джон: Все было здорово. Да, очень хорошо.
Вопрос: Можно сравнить с Копенгагеном?
Джон: Да, вполне.
Вопрос: Как вам Копенгаген?
Джон: Красивый.
Вопрос: Вам нравится город? Прекрасный Копенгаген.
Джон: (поет) Чудесный, чудесный Копенгаген…
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Джон начал петь «чудесный Копенгаген…», но корреспондент уже обращается к Полу, который в это время расписывается на бумаге».
Вопрос: (обращаясь к Полу) А это Джордж…
Пол: Да, Пол Маккартни.
Корреспондент: Пол Маккартни.
Пол: Снова ошиблись?
Корреспондент: (шутливо) О, нет, я никогда не ошибаюсь.
Пол: (смеется)
Корреспондент: (видя, что Пол подписывает автограф левой рукой) Вы и на гитаре играете левой рукой?
Пол: Да… как в зеркале.
Корреспондент: Зеркально?
Пол: Если посмотреть в это зеркало, то я праворукий.
Корреспондент: Вы правша…
Пол: Поразительно.
Вопрос: (обращаясь к Джимми Николу) Что вы ощущаете, путешествуя с его величествами?
Джимми: (посмеиваясь) Изумительно. Да, очень здорово.
Вопрос: Рассчитывали вы на такой прием?
Джимми: До этого не сталкивался ни с чем подобным.
Вопрос: Вы отправитесь с «Битлз» на Восток?
Джимми: Это пока не ясно.
Вопрос: Это зависит от самочувствия Ринго?
Джимми: Да, это зависит от того, как скоро он поправится.
Вопрос: (обращаясь к Джорджу) Как ты считаешь, вы можете удержаться на том уровне небывалого успеха, который вы достигли?
Джордж: Я не знаю.
Корреспондент: Представляю, как вам тяжело.
Джордж: Да.
(все в комнате начинаются смеяться)
Джордж: О Кей!
Корреспондент: Благодарю вас, и всем желаю удачи.
Джордж: Спасибо.
Пол: (пытаясь говорить по голландски) Данк-оо!
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «На следующих кадрах кинохроники мы видим «Битлз» на балконе отеля, приветственно машущих поклонникам».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После пресс-конференции они сразу же направились в Хиллегам, расположенный в 26 милях от Амстердама».
beatlesbible.com: «Около 16.00 они прибыли в кафе-ресторан «Треслонг» (Cafe-Restaurant Treslong)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Это была не телестудия, а ресторанный комплекс, зрительный зал которого периодически арендовался телекомпаниями».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В кафе-ресторане «Треслонг» перед выступлением на телеканале «ВАРА» они провели репетицию».
beatlesbible.com: «С 17.30 они начали репетицию».
Фото Эрика Коча (Eric Koch).
Фото Эрика Коча (Eric Koch).
beatlesbible.com: «Запись началась с 20.00. В первой части программы они отвечали на вопросы аудитории. В зале присутствовало 150 поклонников. «Битлз» сидели в баре с Берендом Будевейном, который переводил их ответы и передавал Герману Стоку, сидящему в аудитории».
Беренд Будевейн: Рядом со мной, в баре, сидят они, «Битлз»!
Джон: Дааа…
Беренд Будевейн: Преставьтесь.
Джон: Джордж Харрисон, Пол Маккартни, Джон Леннон, Джимми Никол.
Беренд Будевейн: Вы хотите жениться?
Пол: Не очень… не очень, свадьба.
Джон: Хорошо!
Пол: Я пока не знаю, может, когда я заработаю немного денег.
Беренд Будевейн: Сколько вы зарабатываете?
Джон: Ты зарабатываешь больше нас!
Беренд Будевейн: Что вы можете сказать о девушках в Дании?
Пол: Да, замечательные.
Беренд Будевейн: Они хороши? Чем?
Пол: Все девушки хороши.
Беренд Будевейн: Что делает девушку привлекательной?
Пол: Я не знаю, а вы?
Джон: Я знаю, и помогаю ему в этом.
Беренд Будевейн: Джимми. Трудно ли тебе быть в роли Ринго?
Джимми Никол: Нет, на самом деле, нет. Потому что я никогда не могу занять его место. Я никогда не смогу делать то, что делает Ринго.
Беренд Будевейн: Как долго ты будешь его заменять?
Джимми: Примерно до следующего четверга.
Беренд Будевейн: Как там Ринго, он уже в пути?
Джордж: Он болен!
Беренд Будевейн: Считаете ли вы пластинку, записанную с Тони Шериданом в гамбургском клубе «Звезда», записью «Битлз»?
Джордж: Нет, потому что на ней в основном песни Тони Шеридана, да и было это два года назад. Во всяком случае, это не очень удачная запись.
Беренд Будевейн: Вы играете еще на каких-нибудь инструментах, кроме гитар и ударных?
Джон: Я играю на духовом органе и на малом пианино.
Пол: Я играю на малом пианино, немного на большом, и на очень маленьком пианино. Вообще мы все играем понемногу на разных инструментах.
Беренд Будевейн: Кто штопает вам чулки, когда вы гастролируете?
Джордж: Чулки? Носки! Никто. Только стирка.
Беренд Будевейн: Что вы думаете о всей это истерии вокруг вас?
Пол: Это неизбежность. Но это создает хорошую атмосферу. Это здорово, когда много шума. Это напоминает футбольный матч. Это результат положительных эмоций.
Джон: Гол! Гол!
Беренд Будевейн: Но это, в основном, девушки?
Джон: Если бы это были только мальчики, это было бы забавно, не так ли?
Беренд Будевейн: Я хотел бы спросить вас, будете ли вы следовать изменениям в музыкальных течениях?
Пол: Никогда не знаешь наперед. Окружающие постоянно говорят нам, что мы изменились, но мы сами этого не замечаем. Скорее всего будут перемены в наших записях. Вряд ли это будет что-то радикальное, скажем, петь в сопровождении большого оркестра или что-нибудь подобное, потому что нам не нравится подобного рода музыка.
Беренд Будевейн: Вы сочиняете такую музыку, потому что она вам нравится?
Пол: Да, и это основная причина. Если бы мы этим не занимались, то завтра бы уже все бросили.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Под фонограмму они исполнили песни «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), «Всю мою любовь» (All My Loving), «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), «Долговязая Салли» (Long Tall Sally), «Она любит тебя» (She Loves You) и «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «На сцене «Битлз» представили несколько своих номеров, исполняя их под фонограмму, подготовленную в студии «И-Эм-Ай». Однако несмотря на то, что их инструменты не были подключены, а Джимми Никол имитировал игру на ударных, микрофоны все же были включены. «Битлз» на самом деле пели вживую под фонограмму инструментов».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Она любит тебя» (She Loves You) – «Битлз» покидают бар и выходят на сцену. Пол смотрит на Джимми Никола и спрашивает его, можно ли начинать? Джимми утвердительно кивает. Свет в студии меркнет, а сцена высвечивается. Джимми Никол пропускает момент фонограммы, когда он должен сыграть вступление на ударных».
Пол: «Так как Ринго заболел, впервые мы играли с новым ударником. Он сидел на своем возвышении и стрелял глазами по всем девицам. Мы начали отсчет для песни «Она любит тебя» (She Loves You), четыре, два… и ничего. Раз, два… и опять ничего».
Джордж: «Играть без Ринго — это все равно, что вести машину с тремя колесами, но Джимми быстро поймал ритм».
Пол: «Джимми было нелегко заменять Ринго, на него вдруг обрушилась часть нашей славы. Он играл неплохо – конечно, не так, как Ринго, но все-таки заменить его он смог».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Всю мою любовь» (All My Loving) – игра на ударных Джимми Никола явно имитируется».
Исполнение песни «Всю мою любовь».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout) – Это была первая песня, после которой Пол поздоровался с поклонниками».
Исполнение песни «Танцуй твист и вопи».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven) – Джордж поблагодарил аудиторию и представляя номер произнес: «Следующая песня… я надеюсь, что она вам нравится и вы добавите к ней свои аплодисменты… песня называется «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven). Он начал играть первые аккорды, и часть аудитории начала пританцовывать вокруг сцены. Пол улыбается, а Джордж выглядит удивленным».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Долговязая Салли» (Long Tall Sally) – Пол: «Здесь много рук и танцев, очень хорошо… теперь песня, которую нам нравится исполнять…». Тут он прервал свое объявления и засмеялся, потому что Джордж водрузил ему на голову странноватую маленькую шапочку, которая была брошена ему из зала одним из поклонников. «Очень здорово, Джордж» – прокомментировал Пол».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Теперь песня, которую нам нравится исполнять, одна из тех, что мы недавно записали… вообще-то она старая, но для нас новая, ха-ха-ха…». Здесь он засмеялся, так как эта песня входит в репертуар «Битлз» уже несколько лет. «Запись Литтл Ричарда, которую он сделал давным-давно… песня называется «Долговязая Салли». Кто-то бросил на сцену газету, поклонники снова начали танцевать, а Джон засмеялся».
Исполнение песни «Долговязая Салли».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника «Битлз»): «Песня «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love) – Последнюю песню объявил Пол: «Спасибо всем… следующая песня у нас будет последней (посмотрев на свои часы), да, да…». Он начал обращаться к зрителям: «Да, нет, да! Определенно последняя песня». Джон подобрал с пола несколько леденцов и передал их Полу. «Спасибо, Джон». Благодаря голландских зрителей, Пол произнес: «Поддержите нас аплодисментами, топайте ногами… делайте то, что вам хочется». Зрители с энтузиазмом высыпали на сцену и плотной толпой обступили «Битлз».
Исполнение песни «Любовь не купишь».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «До того, как они успели закончить последнюю песню, их обступили поклонники, в основном, мальчики».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Мэл Эванс, Дерек Тейлор и Нил Аспинал сделали все возможное, чтобы очистить сцену от поклонников, но, в итоге, Нил подал сигнал, чтобы группа покинула это место. Джон, Пол и Джордж стремительно скрылись, оставив Джимми Никола продолжать играть».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После концерта они посетили квартал красных фонарей Де Вален».
На снимке Джон, Джимми Никол, Дерек Тейлор и Мэл Эванс направляются в ночной клуб «Фемина 44» (Femina 44, Rembrandt Square), расположенный в районе красных фонарей Амстердама.
Джон: «В пути случались забавные вещи. Где бы мы ни оказывались, вокруг сразу закручивался большой шухер. Мы должны были что-то делать. А как вообще что-то делать, если действие пилюль ослабевает? Я, в принципе, вообще не мог спать – а это уже было невыносимо. Сохранились фотографии, на которых я ползаю по Амстердаму на коленях, выхожу из публичных домов, а люди здороваются со мной: «Доброе утро, Джон». В такие места меня сопровождала полиция, потому что никому не нужен был крупный скандал. Уж если мы отрывались, то отрывались по полной – времени даром не теряли. У нас они были [женщины]. Они были классные. В то время их еще не называли «группи»; я забыл, как их называли мы, – по-моему, как-то вроде «подстилок». Когда у нас не было «группиз», мы доставали себе обычных шлюх».
Район «красных фонарей» в Амстердаме в 1960-х.