3 июня 1964 г.
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «В июне 1964 года отец Брайена Харри Эпстайн решил продать большую часть своих магазинов, оставив младшего сына Клайва на посту управляющего».
В этот день в студии «Проспект» (Prospect Studios, Barnes) состоялась фотосессия с американским фотожурналистом Джоном Лонуа (John Launois). Американские фотографы очень хотели снять группу во время парадного выезда, поэтому такой выезд был сымитирован в лондонской студии. Небесно-голубой фон, по задумке фотографа Джона Лонуа, намекал на «бесконечные перспективы музыкантов».
Джордж: «Нам постоянно навязывали эти, как их… парадные выезды. Я отказывался наотрез».
Ян Веннер (издатель журнала «Роллинг Стоун»): «Подобные процессии на дорогих автомобилях перед ликующей толпой — типично американский способ создания живых легенд. Неважно, кто это — рок-музыкант, президент или космонавт. Весь мир оказывается у ног этого человека».
Крис Пэн (сын фотографа Джона Лонуа). «Отцу дали заказ именно на концептуальный портрет группы. Обычной фотографией «Битлз» в окружении безумствующих фанаток никого уже было не удивить. С десяток ассистентов сыпали на «Битлз» разноцветное конфетти из ведер».
Крис Пэн (сын фотографа Джона Лонуа). «Когда съемка была завершена, парни с трудом выбрались из-под кучи цветной бумаги. Каждый счел своим долгом набрать пригоршню ярких кружочков и с хохотом высыпать на голову моего отца».
Затем съемки продолжили на маленькой улочке Лиолл Мьюс.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Визуальное послание, которое мы успешно донесли с помощью снимка, заключалось в том, что «Битлз» были чистой и опрятной группой элегантных юношей, хотя они и в самом деле скрывали под этими котелками свои косматые прически».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Утром во время фотосессии для «Сатудей Ивнинг Пост» Ринго потерял сознание, и был доставлен в больницу университетского колледжа с диагнозом острый тонзиллит и фарингит (прим. – тонзиллит – заболевание верхних дыхательных путей, характеризующееся длительным воспалительным процессом миндалин; фарингит – воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки)».
прим. – так как фотосессия оказалась прервана, её провели повторно 3 июля 1964 года. Эти две фото сессии можно различать по дверям. 3 июня – дверь белая, 3 июля – дверь коричневая с полукруглым окном сверху.
Черная шляпа-котелок Джорджа Харрисона с его автографом была выставлена на аукционе «Бонхамс». Предположительно в ней Джордж участвовал в фотосессии 3 июня 1964 года.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Так как на следующий день «Битлз» должны были отправиться в мировое турне, им срочно понадобился на замену другой ударник. Джордж Мартин предложил Джимми Никола, который внезапно на время оказался участником самой популярной группы на земле».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Они чуть было не отказались от турне по Австралии. Джон с Полом легко согласились с тем, что было разумнее всего – заменить Ринго во время этих гастролей, но с Джорджем оказалось немного сложнее. Он заявил: «Если с нами нет Ринго, мы уже не «Битлз». Не понимаю, почему мы должны выступать, лично я не собираюсь». Нам с Брайеном понадобилось долго убеждать Джорджа, что это в интересах группы в целом, чтобы он отправился на гастроли с Джимми Николом».
Джордж: «Я был категорически против того, чтобы ехать без Ринго. Представьте, «Битлз» без Ринго! При всем уважении к Джимми [Николу] должен сказать, что мы поступили тогда неправильно. Нас называли «потрясающей четверкой». А вы можете представить себе в такой ситуации «Роллинг Стоунз»? «Простите, Мик не может поехать». «Ладно, заменим его кем-нибудь на две недели…». Это выглядело глупо, я ничего не мог понять. Мне было неприятно думать, что мы не в состоянии принимать решения сами. Все происходило так. «Вы уезжаете». «Но как мы поедем без Ринго?». «Извините, но у вас будет на этот тур новый ударник». Будь мы постарше, думаю, мы отказались бы от подобного турне, но в те дни мы напоминали слепого, которого ведет другой слепец. Но, как бы там ни было, я уступил давлению, и мы поехали без него, но я был не слишком этим доволен, хотя Джимми был на самом деле прекрасным парнем».
Брайен: «Трудность состояла в том, что надо найти такого барабанщика, который бы выглядел как «Битлз», а не смотрелся чужаком».
Бобби Грэйем (ударник): «Мне поступило предложение от Джорджа Мартина заменить Ринго Старра во время мирового турне «Битлз» 1964 года, когда Ринго так некстати приболел тонзиллитом и фарингитом. Я отказался поехать на гастроли из-за своих жестких сессионных контрактов, но взамен порекомендовал Джимми Никола».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Мартин предложил кандидатуру Джимми Никола, который, уволившись из оркестра Сирила Стэплтона, считался одним из самых сильных барабанщиков. Терри Хинберри, продюсер обеих радиопередач 1963 года с участием группы «Битлз» ценил Никола как хорошего барабанщика. Из ближайшего ливерпульского окружения битлов о нем так же хорошо отзывался и вокалист Томми Куикли — Джимми Никол играл на записи одного из его синглов, и Джорджи Фэйм, в чьей группе Никол работал в последнее время. Кроме того, Джимми записал пару синглов со своей собственной командой, в которой все музыканты носили битловские прически».
Тони Брэмуэлл (гастрольный администратор группы): «Мы видели Джимми в составе группы «Джорджи Фэйм», видели его игру. Он был наиболее лучшим выбором».
Пол: «Отменить концерты мы не могли, поэтому пришлось подыскивать Ринго замену. Мы нашли Джимми Никола, студийного барабанщика из Лондона».
Джимми Никол: «После обеда я прилег отдохнуть, и в это время зазвонил телефон. Кто-то из «И-Эм-Ай», по-моему Джордж Мартин, он сказал, что Ринго приболел, и спросил, могу ли я прийти в студию, чтобы провести с «Битлз» репетицию?».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Они отменили сеанс записи и вместо этого провели время в студии на Эбби Роуд, репетируя с Джимми Николом».
Джимми Никол: «Брайен был со всеми «Битлз», за исключением Ринго, который был в больнице с опухшим горлом из-за воспаленных миндалин. Он уговорил остальных встретиться со мной. Я был ошарашен. «Битлз» на самом деле встретятся со мной! Я был в шоке. Я был готов играть бесплатно столько времени, сколько им потребуется. Я пожимал им всем руки и всячески выражал свое восхищение, тем самым, думаю, вызвав у них чувство смущения. Они были очень приветливы».
Кадры кинохроники.
beatlesbible.com: «С 15.00 до 16.00 Джимми Никол и три участника «Битлз» пробежались по шести песням их концертного репертуара: «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand), «Она любит тебя» (She Loves You), «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There), «Этот парень» (This Boy), «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love) и «Долговязая Салли» (Long Tall Sally). Репетиция записана не была».
С репортером газеты «Миррор» Доном Шортом.
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Джимми Никол, отличный барабанщик, поехал с ними и выучил все партии Ринго. Само собой, ему пришлось репетировать с ребятами. Он приехал на «Эбби-Роуд», и они прогнали все свои песни, чтобы он разучил их».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Для них это было довольно-таки необычным занятием, так как обычно «Битлз» не репетировали. Исключением были только те случаи, когда они разучивали какую-нибудь новую песню».
Джимми Никол: «Я в глаза не видел никаких нот. Но это не имело значения, ведь я уже знал все эти вещи с тех пор, как мы записывали альбом «Битломания». Через два часа мне сказали, чтобы я паковал чемоданы для поездки в Данию».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Решение было принято в самую последнюю минуту. Откровенно говоря, я не был уверен, что турне состоится. Вопрос стоял не о многомиллионных убытках, а о том, что выбрать из двух зол: либо отменить турне и бросить тысячи поклонников, либо отправиться в турне измененным составом».
Ринго: «Было очень досадно расставаться с тремя остальными».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Он [Ринго] был очень расстроен и чувствовал за собой вину. Понимаете, Ринго был не просто барабанщиком «Битлз». Я помню, что когда он вошел в состав группы, я спросил Джона, чем он отличается от Пита Беста? И Джон мне ответил: «Да, Пит Бест настоящий ударник, но Ринго – настоящий Битл». Они все осознавали, насколько Ринго был важен. Он задавал им ритм во время концертов. Он хотел быть их ударником, и они тоже хотели его».
beatlesbible.com: «17.30-19.00. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит. После того, как Никол покинул студию, Джон, Пол и Джордж остались, чтобы записать демонстрационные версии своих песен и сделать наложения на несколько ранее записанных песен».
Бэрри Майлз: «Вечером, уже без Ринго, остальные «Битлз» записали демонстрационные версии песен собственного сочинения. Джордж записал песню «Ты знаешь, что делать» (You’ll Know What To Do), Пол «Это для тебя» (It’s For You), чтобы отдать её Силле Блэк, Джон записал песню (No Reply), которую он отдаст Томми Куикли до того, как «Битлз» сами её запишут».
beatlesbible.com: «Запись начали с песни Харрисона «Ты знаешь, что делать» (You’ll Know What To Do), которая оставалась невыпущенной до выхода «Анталогии 1» в 1995 году. Тестовая версия песни была продолжительностью всего 30 секунд. После этого был записан всего один дубль продолжительностью 1 минута 56 секунд.
Второй была версия песни «Ты мой мир» (You’re My World) – хит Силлы Блэк 1964 года (прим. – с 28 мая 1964 года песня возглавляла британский хит-парад в течение 4 недель. Песня «Мой мир» (Il Mio Mondo) итальянского певца Умберто Бинди не имела успеха на родине, но с английским текстом стала очень популярна. Она попала в поле зрения битловского продюсера Джорджа Мартина и он предложил её Силле Блэк. Впервые Силла исполнила песню на телепередаче «Вокруг Битлз» 27 апреля 1964 года).
Была сделана короткая 30-секундная запись этой песни. Существует мнение, что в этот день они также записали демо-версию песни «Это для тебя» (It’s For You) для Силлы Блэк, но этого не было.
Третьей песней была «Нет ответа» (No Reply) Джона Леннона, которая появится на альбоме «Битлз на продажу» (Beatles For Sale).
Любопытно, что на записях присутствует игра на ударных, хотя в это время Никол отсутствовал в студии. Вполне вероятно, что на барабанах сидел Пол Маккартни, а на бас-гитаре играл Харрисон.
Также существует предположение, что если бы Ринго Старр не заболел, то одна из этих песен была бы включена в альбом «Вечер трудного дня», который, что было нехарактерно, включал в себя 13 треков».
Дейв Рубачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Песня «Нет ответа» (No Reply) была написана Джоном, скорее всего, во время его отдыха на Таити. По-видимому, Джон не был уверен в этой песне, поэтому она была предложена одному из артистов Брайена Эпстайна – Томми Куикли. Для Леннона было довольно типично недооценивать качество своих песен, в результате чего он предлагал их другим исполнителям. Как бы то ни было, Джон записал демонстрационную версию этой песни в гостиничном номере во время отдыха на Таити».
Колин Мэнли (музыкант группы Томми Куикли): «В этой демоверсии не было бриджа, а в конце песни слышен звук сливного бачка в туалете».
Пол: «Мы писали песню «Нет ответа» (No Reply) совместно [с Джоном], но основная оригинальная идея его. Она была, в целом, написана, но когда он сыграл её мне, в ней не было третьего куплета и бриджа».
Джон: «Это моя песня. Это была моя версия группы «Силуэты» (Silhouettes). У меня был образ прогулки по улице и её силуэт в окне, и как она не отвечает на телефон, хотя я никогда в жизни не звонил девушкам по телефону! Телефона тогда еще не было в жизни у английского ребенка».
Дейв Рубачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Поскольку работа ударных была довольно поверхностной, было очевидно, что без Ринго они не смогут записать эту песню для коммерческого выпуска, поэтому она была отложена почти на четыре месяца. Можно предположить, что если бы Ринго был в студии, то песня «Нет ответа» (No Reply) могла бы стать четырнадцатым треком на британском альбоме «Вечер трудного дня». Конечно, это только домысел.
Следует также отметить, что недостающий бридж присутствует на этом первом дубле, поэтому Маккартни, по-видимому, встречался с Джоном, чтобы закончить её к этому времени».
beatlesbible.com: «В конце этой сессии «Битлз» сделали наложения в песнях «Когда угодно» (Any Time At All) и «То, о чем мы говорили сегодня» (Things We Said Today)».
Синтия: «Когда Ринго слег с острым тонзиллитом, Морин тут же ринулась к нему из Ливерпуля».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Песня «Это для тебя» (It’s For You) была написана Джоном Ленноном и Полом Маккартни для Силлы Блэк. В основном, автором песни был Пол, который записал демонстрационную версию «Это для тебя» 3 июня 1964 года в студии на Эбби-Роуд. Силла Блэк запишет песню 2 июля».
Силла Блэк: «Джон с Полом написали песню «Это для тебя» (It’s For You), и Пол познакомил меня с ней, послав демонстрационный диск, который он записал, в «Палладиум» (прим. – Силла Блэк выступала в «Палладиуме» с 13 мая 1964 вместе с группой «Фоурмост», Фрэнки Воганом и Томми Купером)».