19 марта 1964 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Утром съемки фильма «Вечер трудного дня» в киностудии «Твикенхэм». Сцена встречи в коридоре Джона с женщиной, которая «узнала» его».
Сцена 48A.
(Парни вернулись в театр. В коридоре им навстречу идет Милли)
Милли: Привет.
Джон: (останавливаясь) Привет.
Милли: Одну минуту, о, только не говорите мне, что вы…
Джон: Это не я.
Милли: О, это вы. Я узнала вас.
Джон: Нет, не узнали.
Милли: Это вы.
Джон: Нет, это не я.
Милли: Вы на него похожи.
Джон: Правда? Впервые об этом слышу.
Милли: Да, взгляните.
(Джон смотрится в зеркало)
Джон: У меня глаза светлее.
Милли: Ну, да…
Джон: И мой нос…
Милли: Да, ваш нос, очень…
Джон: Правда?
Милли: Наверное, так.
Джон: Вы его знаете лучше, чем я.
Милли: Нет, просто это моё мнение.
Джон: (на ухо) Все нас ищут.
Милли: Правда? Серъезно?
Джон: Но мне плевать, я останусь с вами.
Милли: Я знала, что могу положиться на вас.
Джон: Спасибо.
Милли: Вы совсем на него не похожи.
Джон: Она на него похожа больше, чем я.
C продюсером Уолтером Шенсоном и режиссером-постановщиком Ричардом Лестером.
Сцена 47.
(Норм и Шейк входят в костюмерную)
Норм: Их здесь нет.
Шейк: Наверное, они вышли выпить чашечку кофе.
Норм: Это слишком просто для Леннона. Он где-то там, устраивает беспорядки, чтобы доконать меня.
Сцена 49 (костюмерная).
(Норм и Шейк стоят, спрятавшись за дверью. В комнату входят битлы).
Джон: Что вы здесь делаете?
Шейк: Прячемся.
Джон: Вы, наверное, выпили.
Норм: Мы не прятались.
Тейлор: Нет?
Норм: Нет. Мы отдыхали. Я же вам сказал быть здесь…
Ринго: И?
Норм: Когда я говорю здесь, значит здесь.
Джон: (встает на колени, умоляюще сложив руки) Пощадите меня, сир.
Норм: Заткнись, Джон. Тебя ждут на студии.
Ринго: Дорогуша, я готов поработать.
Норм: Хороший мальчик, Ринго.
Пол: Слушайся учителя.
Джордж: Шестерка.
Джон: Он предал наш класс.
Ринго: Отвалите!!!
Джон: Давай, давай!
Норм: Идемте, вас ждут!
(В это время Тейлор пытается снять мерку у Джона).
Джон: Объявляю этот мост открытым.
(режет ножницами портняцкий метр)
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день с 10.30 до 11.00 «Битлз» пристутствуют на званом обеде в отеле «Дорчестер», организованном Клубом эстрадного искусства Великобритании, на вручении 12-й ежегодной премии за достижения в шоу-бизнесе».
Отель «Дорчестер», 19 марта 1964, кадр кинохроники.
Поклонники в ожидании «Битлз», кадр кинохроники.
Долгожданный лимузин «Битлз», кадры кинохроники.
Среди приглашенных на мероприятие был и Уилфрид Брамбелл.
В руках Джона книга «Джон Леннон – написано собственноручно», кадр кинохроники.
Лидер оппозиции Гарольд Вильсон.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Лидер оппозиции Гарольд Вильсон вручил группе «Битлз» премию в номинации «Выдающиеся личности в шоу-бизнесе 1963 года».
Джон Харрис (автор книги «Рок-н-ролл. Грязь и величие»): «Гарольд Вильсон был не первым из политиков, пытающимся запрыгнуть в Битловский вагон. В начале 1964-го, член кабинета министров от консерваторов Билл Диидз в своем выступлении перед молодыми консерваторами отметил, что «Битлз» достигли успеха в США. В общем-то, это не удивляло, что в своей речи он воздал им должное. Удивительным было то, что Диидз увидел в группе, в каком-то смысле, лидера национального возрождения».
Билл Диидз: «Они возглавляют культурное движение среди молодежи, которое со временем может стать частью истории. Важно суметь разглядеть самое важное и поддержать это».
Джон Харрис (автор книги «Рок-н-ролл. Грязь и величие»): «[Гарольд] Вильсон, известный своей политической хитростью, решил использовать еще один шанс: он позвонил главе «И-Эм-Ай» сэру Джозефу Локвуду и убедил его».
Каждый из «Битлз» произнес короткую речь.
Джордж: «Как хорошо, что каждый из нас получил по штуке, потому что, нам все время приходится все делить на четыре части, а это проблематично».
Род Дэвис (участник группы «Кворримен»): «Джорджу был присущ, так называемый, ливерпульский юмор. Его у Джорджа было хоть отбавляй. Но его так и не признали за это. Но все, начиная с того, как он называл свою прическу (прим. – «Артур»). Он был таким смешным. Иногда у него было сюрреалистическое чувство юмора. Я думаю, что Джордж любил жизнь, а это главное».
Пол: «… но еще я считаю, что вы должны были бы вручить один старине мистеру Вильсону».
Ринго: «Любому, кто знает нас, известно, что я единственный, кто никогда не говорит [пространственные речи], поэтому я хочу только сказать: «Большое спасибо».
Джон: «…благодарю за пурпурные сердца».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон назвал награду, выполненную в форме сердца, своим «пурпурным сердцем» (прим. – Пурпурное сердце – военная медаль США, вручаемая всем американским военнослужащим, погибшим или получившим ранения в результате действий противника)».
Джон Харрис (автор книги «Рок-н-ролл. Грязь и величие»): «Есть две версии тот, что ответил Джон в своей благодарственной речи. По одной версии, будучи слегка не в себе после бурно проведенного вечера в клубе «Эд-Либ», перепутал лидера оппозиции Добсона с организатором клуба «Варьете» Беркером и пробормотал: «Благодарю вас, мистер Добсон». В другой версии, более распространенной, Джон, глядя на награду, произнес: «Спасибо за Пурпурные сердца, Гарольд».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Каламбур Джона о «пурпурных сердцах» был не только о награде с одноименным названием в армии Соединенных Штатов, но и, вероятно, о прозвище амфетаминов (прим. – таблетки, которые они принимали в Гамбурге). После того, как Ринго внес поправку, что награда серебряная, Джон произнес: «Извини на счет этого, Гарольд!» – что-то неслыханное в те дни, чтобы лидера политической партии можно было просто назвать по имени, как это сделал Джон Леннон».
Джон: «Мой разум получил свою долю судорог. Я читал о политиках, но я не думаю, что я бы проголосовал за кого-нибудь».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После участия в торжественном мероприятии «Битлз» вернулись на съемочную площадку в киностудию».
Сцена 59.
(Ринго проходит по узкому коридору за кулисами. Навстречу идет Джордж)
Джордж: Эй, Ринго, знаешь, что сейчас со мной случилось?
Ринго: (игнорируя его) Нет, не знаю.
(Ринго поворачивается, и уходит, потом оборачивается к Джорджу)
Ринго: И прекрати строить из себя идиота. Тебе это не идет.
(Джордж озадаченно недоумевает)
Сцена 60.
(Джон и Пол с актрисами в костюмах для варьете. Входит Ринго и слышит, как Джон говорит Полу)
Джон: Расскажи ему о…
(увидел входящего Ринго)
Джон: Привет. Вот и наш парнишка.
Пол: Ты должен присматривать за дедулей.
(Ринго с достоинством делает фотоснимок и уходит)
Пол: У нас всего полчаса до концерта. Как он может уйти?
Джон: Может? Он уже это сделал, сынок.
(вбегает Джордж)
Джордж: Знаете, что случилось?
Пол: В курсе.
Джордж: Это твой дедуля подействовал на него.
Пол: Не может быть.
Джордж: Да. И он забил ему голову всякой ерундой.
Пол: Старый идиот. Пойдем, надо вернуть его на путь праведный.
(все трое вышли на улицу)
Фото Ринго Старра.
Фото Роберта Фримена.
Фото Роберта Фримена.
С Розмари Франкленд – победительницей конкурсов красоты «Мисс Великобритания» и «Мисс Мира 1961».
Сцена 77.
Директор: Отлично, осталось две минуты. Эти часы опаздывают.
Норм: Я убью этого Леннона.
Шейк: Если они вернутся к концу шоу… Вы не хотите, чтобы они опоздали на шоу, правда?
Норм: Заткнись!
Директор: Вы хотите сказать, что… Нет. Они этого не сделают.
(поворачиваясь к Норму)
Директор: Это ваша вина. Да, если они не придут, то не хотел бы я оказаться на вашем месте.
Шейк: Вы правы, я тоже.
Норм: Предатель!
Шейк: Конечно.
Из интервью Виктора Спинетти с Гэри Джеймсом:
Гэри Джеймс: У британских телережиссеров был такой типаж, как ты изобразил в фильме «Вечер трудного дня»?
Виктор Спинетти: Ну да.
Гэри Джеймс: Беспокойный и напряженный?
Виктор Спинетти: Да. Помешанные на таблетках, нервные. Большинство из тех, кто занимается телевидением, и ставят телешоу, именно такие. Это жуткая среда для работы.
Гэри Джеймс: Сколько времени заняли съемки твоей роли в «Вечере трудного дня»?
Виктор Спинетти: Около десяти дней.
Из интервью Дебби Ли с актером Виктором Спинетти, 2016:
Дебби Ли: Это ваша жена связала тебе свитер?
Виктор Спинетти: Это был мой свитер! Это была импровизация! Алан Оуэн не знал, что я его одену. Я был на съемочной площадке и говорю Дику: «Что ты об этом думаешь?». «Отлично», – сказал он. Этот свитер мне подарил очень известный драматург по имени Питер Шафер, написавший «Королевскую охоту за солнцем» и «Амадеус». В то время он написал «Частное ухо / Общественное око», одну из своих ранних пьес. Он сказал: «Ты должен быть в этой постановке», и прислал его мне, как побуждающий стимул, этот маленький подарок.
Дебби Ли: Когда ты впервые начал работать с «Битлз», ты был уже опытным актером. Честно говоря, трудно было решить проблему их неопытности?
Виктор Спинетти: Нет, они были очень профессиональны. Они знали свои роли. Они были очень… это непостижимо, но они не были напряженными. Они были самими собой, что очень непросто.
Дебби Ли: Они были такими естественными.
Виктор Спинетти: Именно.
(в этот момент в дверь входят Джон, Джордж и Пол).
Джон: Привет, Норм!
Норм: Привет!
Джордж: Что-то хотел?
Норм: Я так вас ждал.
Джон: Прекрасно выглядишь.
Директор: Вы могли опоздать на шоу.
Джордж: Очень жаль.
Шейк: Их только трое.
Пол: Мы искали Ринго, но подумали, что он вернулся сам.
Директор: Вы понимаете, что у вас выступление в прямом эфире перед публикой? И у вас не хватает одного?
Джон: Не волнуйтесь. Он, наверное, неподалеку.
Норм: Поищем его в гримерке.
Виктор Спинетти (актер): «В роли невменяемого режиссера, я подхожу к ним и говорю: «Вы опоздали. Вы давным-давно должны были уже быть на репетиции». А Джон говорит: «Ты не телережиссер. Ты Виктор Спинетти, играющий роль телережиссера». Они постоянно разыгрывали людей, и поэтому кинокамеры крутились все время, суть «Битлз» была схвачена, и в этом магия этого фильма».
(Пол и Норм поднимаются по винтовой лестнице).
Пол: А где мой дед?
Норм: Не волнуйся, он уже взрослый.
Пол: Я надеюсь.
Сцена 68.
(Директор, Дедушка, Шейк и Норм).
Дедушка: Мне очень жаль. Я не хотел.
Директор: Если он повторит это еще раз, получит по башке.
Шейк: Они хорошие ребята. Скоро вернутся.
Директор: Да? У нас осталось 20 минут до выступления.
Дедушка: Я этого не хотел. Я просто хотел подбодрить Ринго, чтобы он наслаждался жизнью.
Норм: Только господь знает, что ты ему наговорил. Если он войдет во вкус, то на пути Ринго окажутся вино, женщины…
beatlesbible.com: «В этот день в студии «Твикенхэм» группа также дала интервью Питеру Нобли (Peter Noble) для радиостанции «Би-Би-Си» в программе «Movie-Go-Round». Трансляция состоится 12 апреля с 15.00 до 16.00».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вечером «Битлз» впервые приняли участие в записи программы «Би-Би-Си» – «Вершина популярности» (Top Of The Pops)».
прим. – «Вершина популярности» – музыкальная программа британского телевидения, выходившая на «Би-Би-Си» и транслировавшаяся во многих странах мира. Программа выходила еженедельно с 1 января 1964 года по 30 июля 2006 года. Транслировалась из студии «А» на Дикенсон-Роуд в Лонгсайте, Манчестер. В течение трёх первых лет существования программы её основным ведущим оставался Джимми Сэвилл. Поочередно его сменяли Алан Фримен, Пит Мюррей и Дэвид Джейкобс.
Дэн Дэвис (журналист): «Летом 1963-го телеканал «Ай-Ти-Ви» запустил новую еженедельную программу, посвященную поп-музыке, и ориентированную на подростков. Съемки проходили в Лондоне. Ведущие программы «На старт, внимание, марш!» Дасти Спрингфилд, Кит Фордайс и тинейджер Кэти Макговен совмещали выступление артистов под фонограмму с интервью в пристутствии в аудитории зрителей, представляющих молодёжную субкультуру».
Билл Коттон (помощник главы «Би-Би-Си»): «Творились удивительные дела. Многие люди были в это вовлечены».
Дэн Дэвис (журналист): «Среди этих вовлеченных людей была не вписывающая в этот процесс фигура Тома Слоана, главы развлекательного отдела «Би-Би-Си». Слоан был учеником сэра Джона Рейта, первого генерального директора «Би-Би-Си», властного лидера, считавшего, что цель корпорации – это обучение, информация и развлечение. И хотя мир поп-музыки был для Слоана анафемой, он не мог оставаться в стороне, чтобы позволить «Ай-Ти-Ви» доминировать. В качестве ответной меры он поручил Биллу Коттону создать в противовес свое шоу. Коттон сразу же решил, что это шоу должно отличаться от своего конкурента, и оно будет базироваться на парадах популярности. Это был простой, но умный ход, так как в парадах популярности стали доминировать британские артисты.
В поисках продюсера программы Коттон остановился на Джонни Стюарте, который выпускал «Жюри музыкального автомата» и широкий спектр других музыкальных программ, относящихся к «Би-Би-Си». За этим последовала длинная череда совещаний по подготовке программы. На одной из этих встреч, продюсер по имени Лесли Т. Джексон предложил в качестве возможного ведущего шоу Джимми Сэвила. Поговаривали, что из-за своего сына-подростка. Эта идея была сразу же отвергнута, и в тот вечер Джексон сообщил своему сыну Полу, что Сэвил «никогда не будет работать на Би-Би-Си».
Но у Стюарта были другие планы. Однако сначала ему было нужно преодолеть сопротивление Тома Слоана. Когда Стюарт заявил, что он хочет использовать Сэвила в программе «Жюри музыкального автомата», Слоан сказал ему: «Я не хочу видеть этого человека на телевидении».
Но Стюарт не был единственной фигурой на «Би-Би-Си», кто верил в Джимми Сэвила. Союзник был найден в лице Берни Колхэна, продюсера, который работал с программой «Старые добрые времена». Колхэн считал, что новое шоу должно использовать успешный опыт радио «Люксембург» в рамках телевидения, и после некоторых дебатов Билл Коттон согласился, чтобы Джимми Сэвила привлекли на пилотный выпуск программы.
Стюарт придумал название для нового шоу: «Вершина популярности». В его представлении в программе должна была присутствовать сменяющая друг друга четверка ди-джеев с радио «Люксембург». Слоан и Коттон чувствовали себя комфортно с Аланом Фрименом, Питом Мюрреем и ведущим ди-джеем «Мелоди Мейкер» – Дэвидом Джейкобсом. Джимми Сэвил, тем не менее, оставался проблемой».
Билл Коттон (помощник главы «Би-Би-Си»): «В «Би-Би-Си» считали, что он [Джимми Сэвил] был немного странным. Там не знали точно, что из него можно сделать. Для меня он казался чем-то вроде клоуна 20 века».
Дэн Дэвис (журналист): «Но Джимми Сэвил был не единственным компонентом нового шоу, заставившим нервничать руководство «Би-Би-Си». Расширяющаяся нравственная паника по поводу оказываемого влияния поп-музыки, и тот эффект, который она оказывала на подростков страны, стали определяющим фактором в принятии решения транслировать новое шоу из северной студии «Би-Би-Си». Было решено, что перестроенное в Манчестере здание церкви на Дикенсон-Роуд было гораздо более безопасным местом для размещения этих юных «неугодных», нежели новый сверкающий телецентр корпорации на западе Лондона. Член парламента Эдвард Хит, кажется, высказался за все свое поколение, когда посетовал, что не в состоянии понять, о чем говорят Битлы».
Гэрри Гудвин (фотограф): «Я начинал как книготорговец. Это было у меня в крови, так как являлось фамильным занятием. Работал как часы. Чтобы работать фотографом, нужно обладать соответствующими реакциями. Я не читал учебников по фотографии и не посещал никаких учебных курсов. Все происходило естественным путем, сама работа была моей школой.
Однажды мне позвонил продюсер из Лондона Джонни Стюарт и сказал, что для их нового шоу им нужен фотограф, живущий на севере. Шоу называлось «Вершина популярности». Студия располагалась в старом церковном здании в Рашолме. Я согласился. Приходилось много работать, съемки шли постоянно».
Гэрри Гудвин (фотограф): «Они не выносили длительных фотосессий. Поэтому нужно было снимать как можно быстрее».
Г эрри Гудвин (фотограф): «Я всегда пытался сделать индивидуальные портреты, чтобы их можно было использовать в программе «Вершина популярности» как часть диаграммы в Первой тридцатке».
Гэрри Гудвин (фотограф): «Кажется, Пол был единственным, кто выглядел естественным. Джон был слегка сконфужен тем, что Полу пришлось ему объяснять, что да зачем».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день «Битлз» под фонограмму исполнили песни «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love) и «Тебе не надо так делать» (You Can’t Do That)».
Роджер Стормо (wogew.blogspot.ru): «С 19.00 до 20.30 «Битлз» впервые приняли участие в программе «Вершина популярности», запись которой состоялась в телевизионном театре «Би-Би-Си», расположенном в западном Лондоне».
Алек Брей (оператор киносъемочного крана): «В четверг 19 марта 1964 года мы должны были снять сюжет для программы «Вершина популярности». Мы приготовились. «Мол-кран» (прим. – киносъемочный кран впервые был изготовлен в США в 1949 году американской компанией «Хьюстон-Ферлесс». «Мол-Ричардсон» – другая американская компания, более известная своим осветительным оборудованием, получила лицензию на производство этого крана в Великобритании, где он и стал известен как «Мол-кран») был поднят на уровень рампы – это было узкое пространство на уровне сцены, где находился центральный проход между рядами. Это означало, что телекамера, размещенная на «Мол-кране», могла отъехать назад, чтобы получить хороший широкий кадр сцены. Я следил за работой «Мол-крана».
В задней части сцены был установлен большой помост, на котором располагался полный комплект ударных инструментов. Перед помостом в нескольких футах от портальной арки были нанесены пометки для остальных трех участников группы, расположенных на сцене в линию.
Первым был кадр на первую камеру над головой ударника, затем быстрый откат назад к полномасштабному виду. Мы использовали «Мол» в непосредственной близости от помоста, а затем по сигналу быстро с подъемом вернулись назад к задней части театра. Затем директор спросил: «Вы не можете двигаться быстрее?». К нашему счастью, ему ответил по громкой связи старший оператор, сказав, что мы передвигаемся настолько быстро, насколько это можно. «Мол», движущийся на полной скорости по направляющим, было впечатляющим зрелищем.
Между тем, после репетиции с дублерами, пришли артисты – Джон, Пол, Джордж и Ринго. Впервые «Битлз» в программе «Вершина популярности» исполняли песню «Любовь не купишь». Рычаг управления полностью назад, включить тормоз: «Первая камера стоп», отпустить тормоз, быстрое возвращение назад. Так что, если вы когда-нибудь захотите увидеть, как летает «Мол», вспомните первый кадр в песне «Любовь не купишь». Он должен где-то сохраниться.
После записи песни «Любовь не купишь», мы вернулись к первоначальной позиции для репетиции и записи песни «Тебе не надо так делать». «Битлз» отправились в костюмерную, а мы приступили к первой репетиции с дублерами.
Когда «Битлз» вернулись к финальной репетиции, Джон, который стоял с левой стороны сцены, если смотреть с позиции камеры, посмотрел на пол и увидел на нем пометки. «Это где я должен стоять?» – спросил он. Помощник режиссера его не услышал, или не обратил на это внимание, поэтому я выкрикнул из-за «Мола»: «Да, выйди немного вперед от этих отметок, и мы тебя захватим в кадр!».
У нас получился хороший кадр. Мы начали с широкого охвата всех четырех «Битлз», затем направили «Мол» так, чтобы камера сделала оборот вокруг среднего крупного плана Джона, затем отъехала назад, чтобы показать на сцене три кадра с Джоном, Полом и Джорджем. Для этого «Молу» нужно было сделать движение по кривой. Во время записи координация между системой сопровождения поворотным механизмом прошла недостаточно хорошо, и поворот произошел слишком поздно. В результате чего передняя часть платформы «Мола» прошла всего в нескольких дюймах от лица Джона. Еще немного, и он был бы трупом. Хорошо, что мы чуть не зашибли Битла. Поэтому мы сделали еще один дубль».
Гэрри Гудвин (фотограф): «Обычно я фотографировал в течение репетиций или же за кулисами, но раз или два я запечатлел их во время записи».
Алек Брей (оператор киносъемочного крана): «Попутно замечу, что в тот вечер было довольно затруднительно покинуть театр, так как все вокруг заполонили визжащие девушки. Чтобы дойти до своей машины, мне нужно было пройти некоторое расстояние, и всю дорогу я слышал их крики».
Роджер Стормо (wogew.blogspot.ru): «В июне 2015 года эпизод с этой записью «Битлз» был выложен на Ю-Тюбе. Это любительская запись на 8-мм кинопленку, сделанная без звука в 1964 году с экрана телевизора».
Алек Брей (оператор киносъемочного крана): «В следующую среду, 25 марта, «Любовь не купишь» и второй дубль «Тебе не надо так делать» были показаны в программе «Вершина популярности». Потом в течение нескольких недель отснятый материал показывался повторно, но я убежден, что однажды в «Вершине популярности» был показан первый дубль песни «Тебе не надо так делать», когда в кадре Джон расплылся в ухмылке».