31 декабря 1952 г.
(условная дата)
Джим Доусон (журналист): «18 декабря 1947 года Билл Мур записал песню «Мы будем качаться, мы будем вертеться» (We’re Gonna Rock, We’re Gonna Roll). В июле 1948 года эта пластинка провела одну неделю на 14-м месте в чартах «ритм-энд-блюза». Подобно другим черным хитам, умер он довольно быстро. Возможно, произошло это из-за того, что записан он был довольно примитивно, и звучал как старая трактирная пластинка.
В 1949 году Пол Уильямс, игравший ранее с Муром, записал обновленную версию песни «Мы будем качаться, мы будем вертеться», и назвал ее просто «Качаться и вертеться» (Rock and Roll)».
Фред Бронсон: «Термин «рок-н-ролл» изобрёл диск-жокей Алан Фрид, который родил это словечко, прослушав песню «Мы будем качаться, мы будем вертеться» в исполнении «Дикого» Билла Монро».
Джереми Паскаль (автор книги «История рок-музыки»): «Нет возможности установить точную дату рождения рок-н-ролла. Но можно назвать год — 1952, и человека, который популяризовал название новой музыки: это был 30-летний диск-жокей Алан Фрид, который, после неудачной попытки устроиться радиокомментатором на Нью-Йоркской станции, удовольствовался ролью диск-жокея на радиостанции «Даблви-Джей-Даблви» в Кливленде».
Марк Льюисон (автор книги «Настройся»): «Алан Фрид Настоящее имя – Альберт Джеймс «Алан» Фрид.
Алан Фрид родился в еврейской семье выходца из России Карла Фрида. Мать – Мод Палмер, валлийскоамериканского происхождения. В 1933 году семья переехала в городок Салем, штат Огайо.
В старших классах школы Алан Фрид организовал оркестр под названием «Султаны Свинга», в котором играл на тромбоне. Мечтал стать руководителем серьёзного оркестра, однако заболевание связок положило конец его мечтам. Поступив в университет Огайо в 1940 году, Алан вскоре увлёкся работой на местном радио. В послевоенные сороковые работал ведущим музыкальных передач на местных радиостанциях. Стал очень популярен на радиостанции городка Акрон, передавая в эфир новинки грамзаписи. Ему нравились красивые и ритмичные мелодии.
11 июля 1951 года Фрид переехал в Кливленд и начал работать ведущим музыкальной радиопередачи под псевдонимом «Лунный Пёс», украшая речь молодёжным жаргоном и активно предлагая аудитории слушать записи «ритм-энд-блюзового» направления».
Джереми Паскаль (автор книги «История рок-музыки»): «Он взял себе псевдоним «Лунный Пес» – отчасти потому, что это прозвище, как ему казалось, подходило для новой музыки, а отчасти с целью обезопасить своё имя на случай провала. Так или иначе, псевдоним был выбран удачно.
Ирония этой истории в том, что Фрид был туговат на ухо. Зато он обладал чутьем, которое безошибочно подсказало ему, какое звучание в данный момент наиболее подходящее. Однажды в 1952 году Фрид заглянул в магазин грампластинок Лео Минца и был поражен тем, что белые подростки покупают «расовые» пластинки».
Марк Льюисон (автор книги «Настройся»): «Минц рассказал Фриду о том, как белые подростки бурно реагируют на недавно появившиеся на прилавках пластинки с записями чёрного «ритм-энд-блюза».
Джереми Паскаль (автор книги «История рок-музыки»): «Отметив это, он предпринял шаг, который в ретроспекции кажется таким простым и очевидным, однако по тем временам был из ряда вон выходящим: ему удалось уговорить директора радиостанции «Даблви-Джей-Даблви» открыть новую еженедельную программу для передачи этой «запрещенной» музыки. Свое еженедельное радение он окрестил «Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса».
Рок-н-ролл? Почему именно «рок-н-ролл»? Вероятно, это одно из тех бессмысленных словечек, случайно попадающих в язык? Не совсем так. Оба слова, составивших термин, были заимствованы из негритянского слэнга, и уже несколько лет мелькали на пластинках. Вряд ли именно Фрид слил их воедино, но бесспорно другое: он ввел это выражение в обиходную разговорную речь».
Марк Льюисон (автор книги «Настройся»): «Он начал постоянно использовать жаргонное выражение «рок-н-ролл», которое, на его взгляд наилучшим образом характеризовало музыку, которую он усиленно пропагандировал. Параллельно Фрид стал организатором танцевальных вечеров и «живых» концертов исполнителей, чьи записи он с такой энергией продвигал в эфире. Один из таких концертов под названием «Коронационный Бал Лунного Пса», состоявшийся 21 марта 1952 года в кливлендском зале «Арена», считается первым в истории рок-н-рольным шоу».
Джереми Паскаль (автор книги «История рок-музыки»): «С самого начала родители встретили этот термин в штыки, утверждая, что «рок-н-ролл» имеет значение грязное и похабное. Отчасти они были правы: «рок-н-ролл» — это эвфемизм. Изначально «делать рок-н-ролл» означало танцевать, а поскольку танец — это просто вертикальное выражение горизонтальной страсти, то не требовалось обладать особым воображением, чтобы угадать, что именно стоит за данным эвфемизмом».
Чарли Джиллетт: «В ритм-энд-блюзе слова «rocking» (трясти, качаться) и «rolling» (вертеться, кататься) издавна имели сексуальный смысл. Поэтому, когда эта музыка вcплыла на поверхность и белые артисты начали делать «расовые» песни, представители фирм записи схватились за синие карандаши и принялись подчищать тексты. И вот такие выражения, как «поваляйся со мной, Генри» (roll with me Henry), стали превращаться в невинные фразы типа «потанцуй со мной, Генри» (dance with me Henry)».
Джереми Паскаль (автор книги «История рок-музыки»): «В общем, даже если Фрид и не ведал об истинном смысле термина «рок-н-ролл», все же выбрал его он, и с его легкой руки новая музыка так и стала называться. Она действительно была похабной, провоцировала на секс, и, безусловно, не одна девочка распрощалась со своей невинностью под ритмы рок-н-ролла на заднем сиденье папашиного авто. Шоу Алана Фрида приобрело широчайшую популярность среди тинейджеров Кливленда, как белых, так и черных».