14 января 1964 г.
Из дневника девушки Лайзы: «14 января 1964 г. Позвонила Биллу, но он сказал, что альбом от «Кэпитол» у них еще не появлялся. Услышала по «Даблви-Ай-Эн-Си» обе песни – «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) и «Она любит тебя» (She Loves You). Дебби тоже слышала по «Даблви-Ай-Эн-Си» песню «Она любит тебя». Поспорила с ней, что «Она любит тебя» тоже возглавит хит-парад».
Перед вылетом в Париж.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 17.15 «Битлз» на борту авиалайнера «Комета 4-Би» вылетели в Париж».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Сейчас в это трудно даже поверить, но в те дни выезд за границу был великим событием».
Фото Криса Смита (Chris Smith).
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Ко времени их приезда [в Париж] Битломания захватила Англию и Швецию. В принципе, можно было бы отменить их гастроли в Париже, выплатив Брюно Кокатриксу (прим. – организатору гастролей) неустойку (прим. – контракт на выступление «Битлз» в парижском театре «Олимпия» был подписан 17 июля 1963, когда «Битлз» еще не имели такого «звездного» статуса, поэтому их гонорар был существенно ниже того, что они получали в последнее время). Но Брайен придерживался правила неукоснительно выполнять все свои обязательства. Поэтому группа в течение трех недель будет выступать в одном театре. Такого не было со времен Гамбурга, когда каждую ночь они выступали в одном и том же месте. И это больше нигде не повторится».
Хэр Ван Фульпен (журналист): «Вечером, во вторник, 14 января 1964 года Лондон был покрыт туманом. Джон, Пол, Джордж, Брайен, Мэл Эванс, рекламный продюсер Брайен Соммервил и несколько журналистов, нервничая, ожидали в Лондонском Аэропорту».
Тиренс Спенсер (фотограф): «В аэропорту «Хитроу» собралась толпа, чтобы воочию лицезреть своих героев».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «С ними вылетел Брайен Эпстайн, Мэл Эванс, представители прессы, за исключением Ринго, который не смог встретиться с остальными участниками группы, так как вылет его самолета в Ливерпуле был задержан из-за тумана».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Ринго остался в туманном Ливерпуле, так как погода была нелетная».
Филипп Норманн (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Ринго Старр, как писали газеты, «потерялся в ливерпульском тумане».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Бедный Ринго опоздал на самолет. В Ливерпуле его задержал туман».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Ринго Старр не смог встретиться с остальными в Лондоне из-за тумана в Ливерпуле. «Я доберусь самостоятельно … и увижу всех вас в Париже», – сказал он».
Брайен: «На Ливерпуль опустился туман и Ринго Старр не смог вылететь в Лондон, чтобы пересесть на самолет в Париж. Другие «Битлз», я, и куча журналистов были Лондоне, когда мы узнали эту новость. Естественно я был очень разочарован, что три битла вместо четырех спустятся по ступенькам аэропорта «Ле Бурже» Париже. Я позвонил в Ливерпуль и попросил Ринго сесть на поезд, чтобы он смог присоединиться к нам в Париже как можно скорее.
Он отказался, возможно, потому, что считал, что битлу не следует путешествовать поездом, и сказал, что сядет на первый доступный самолет. Я не хотел этого, так как не доверял погоде, и сказал ему об этом. Я сказал: «Ринго, я никогда прежде не просил тебя сделать что-нибудь специально для меня». Но он возразил: «Нет, просил. Ты чертовски хорошо знаешь, что все время просишь меня что-нибудь сделать – встретиться с прессой или поехать туда или сюда. Я не собираюсь делать этого, и если тебе это не нравится, можешь сделать что-нибудь другое».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «В лондонском аэропорту толстый слой тумана обволакивал здания и самолеты. «И у нас тоже», – произнес Пол, с тревогой поглядывая на небо».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «И я тоже [как и Ринго] чуть не опоздал на самолет. Менее чем за час до взлета я еще спал у себя дома, спал мёртвым сном, потому что не ложился до восьми утра».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Брайен Соммервил заключил рекламную сделку с авиокомпанией «Британско-Европейские Авиалинии» (ВЕА). «Битлз» были снабжены специальными чемоданами с надписями «ВЕА-TLES». За их ношение и соответствующее демонстрирование, битлам, их опекунам и стражам были разрешены бесплатные перелеты между Лондоном и Парижем в течение трех недель».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Лондоне тоже был туман, но к концу дня погодные условия стали достаточно благоприятными для того, чтобы можно было вылететь во Францию».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Слой тумана потихоньку поднимался все выше и выше и самолеты, наконец-то, смогли летать. Самолет «Комета 4-Би» (спецрейс) был готов к взлету. Джон, Пол, Джордж, плюс Брайен Эпстайн и Мэл Эванс, представитель прессы Брайен Соммервил, еще несколько человек, включая меня … и несколько фотографов и репортеров».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Ребят сопровождал фотограф Дезо Хоффман».
Марк Вейнгартен (журналист): «В поездке с ними был фотограф Гарри Бенсон. До этого он фотографировал политические события, стихийные бедствия и политические компании. В январе 1964 он только что вернулся из Африки, где запечатлел глубокие социальные изменения, сопровождавшие конец колониализма».
Гарри Бенсон (фотограф): «Я считал себя видным журналистом».
Марк Вейнгартен (журналист): «Но тогда, в начале 60-х, Бенсон был внештатным фотографом, и как все внештатники нуждался в деньгах. Поэтому, когда в 1964-м, поздно вечером, редактор британской газеты «Дейли Экспресс» попросил его поснимать поп-группу, находящуюся в центре внимания, он снизил свои стандарты».
Гарри Бенсон (фотограф): «Я уже собирался уехать на командировку в Кению на празднование первой годовщины независимости, однако поздно вечером мне позвонили из офиса и сказали, что хотят, чтобы я поехал в Париж с группой «Битлз». Я попытался отказаться: «Кому, черт возьми, нужны фотографии какой-то рок-группы? Я серьезный журналист!» Я был потрясен тем, что не поеду в Африку для освещения значимого для журналиста события, но редактор сказал: «Ты едешь в Париж», и я поехал в Париж. Я не хотел снимать какие-то рок-группы, но это было лучшее из предложенных заданий, которые у меня когда-либо были».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Битлз» попозировали для фотоснимков, помахали поклонникам, вопящим «Удачи!» и направились к трапу. Саустя несколько минут капитан А.Дж.Холдернесс вывел тяжелый аэроплан на взлетную полосу».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Это был отличный полёт. Первым классом. Не потому, что мы хотели обособиться. Мы не придаем значения тому, как мы путешествуем, но собственники театра «Олимпия» оплатили эту поездку и снабдили нас икрой, копченым лососем и молоком. Думаю, что я бы предпочел этому бутерброд с яйцом. Чувстовал себя немного квёло. Взволнованность по-настоящему охватила нас».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Время: 5.15 пополудни. Через тридцать пять минут мы прибыли в аэропорт «Ле Бурже», что в нескольких милях от Парижа».
Фото Спартако Бодини (Spartaco Bodini).
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Их встречало около шестидесяти поклонников и более ста журналистов и фоторепортеров».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Ребята прошли таможню. У них только проверили паспорта».
Фото Криса Смита (Chris Smith).
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «После этого «Битлз» и меня накрыла масса журналистов. Плотная толпа шумела. В толпе восьмилетняя Энни Мэскилл из Тутинга (Южный Лондон), она направляется в Австрию со своими родителями. Она взволнованно вопила: «Это «Битлз», это они». Пол ей улыбнулся. Наше прибытие сопровождалось безумным натиском, который грозил захватить «Битлз». Крики фотографов, шквал вопросов журналистов, фотовспышки».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Париж, вторник. Какой фантастический прием! Жутко, но очень лестно. Более пятидесяти французких фотографов и двадцати английских, если судить по их одежде».
Роджер Каспарян (фотограф): «Когда в январе 1964 «Битлз» прибыли в Париж, они приземлились в аэропорту «Ле Бурже». Они прилетели из Англии, где уже началась битломания, но во Франции поклонники не имели к ним доступа, так как полиция образовала кордон, чтобы предотвратить к ним приближение. Поэтому они покинули самолет, прошли в вестибюль аэропорта и увидели, что к ним никто не бежит. Тогда Брайен Эпстайн подошел к полиции и сказал им, что все в порядке, «Битлз» вернулись на взлетную полосу, и еще раз направились в вестибюль, но уже убегая от поклонников, которым теперь разрешили бежать за ними. Я до сих пор смеюсь над этим».
Питер Джонс (журнал «Битловская книга»): «Выражение лица Джона явно говорит «нечего декларировать», когда он проходит перед Полом французскую таможню».
Фото Криса Смита (Chris Smith).
Фото Спартако Бодини (Spartaco Bodini).
В аэропорту Ле Бурже. Фотограф Андре Сас.
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Забавно, но перед взлётом мы не чувствовали волнения, но сцена в парижском аэропорту всё изменила. Это было похоже на Англию до того, когда Битломания началась по-настоящему – энтузиазм, но еще недостаточный, чтобы сбивать нас с ног или срывать с нас галстуки. Последнее, чего мы ожидали, была группа охотников за автографами, но они тоже присутствовали в аэропорту. И не все они были подростками».
Фотограф Роджер Каспарян.
Фото Криса Смита (Chris Smith).
Фотограф Роджер Каспарян.
Фотограф Андре Сас.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В аэропорту «Ле Бурже» группу ждал их автомобиль «Остин Принцесс».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Автомобилем «Остин Принцесс» управлял шофер по имени Билл».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Из аэропорта мы примчались в Париж в «Бентли» с водителем. Его перегнал наш водитель, Билл».
Пол: «Билл Корбетт, наш водитель и одновременно хороший парень, захотел поехать с нами в Париж. Он сказал нам, что умеет говорить по французки: «О, да, я бегло говорю на нем, Пол». Мы отправили его на пароме вместе с автомобилем, а сами вылетели следом, а когда прилетели, он уже встречал нас там».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Далее в центр Парижа, в неправдоподобно шикарный отель «Георг V», что рядом с Елисейскими полями».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «В Париже мы остановились в отеле «Георг V». Нам сказали, что он лучший во Франции, и так он и выглядит. Совсем не похож на обтрёпанную квартиру в Гамбурге, где мы впервые вторглись в континентальный шоу-бизнес».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Брайен Эпстайн, всегда отличавшийся стремлением жить «на широкую ногу», зарезервировал себе и своим мальчикам один из самых шикарных отелей Парижа».
Брайен: «Был январь и «Битлз» должны были взяться за страну, в которой – по сравнению, скажем, со Скандинавией или Германией, они были неизвестны. Поэтому мне хотелось сделать хороший начальный задел».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В отеле «Георг V» их также ждали поклонники, заполнившие фойе отеля».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Внутри [отеля] было настоящее столпотворение. Всем хотелось взглянуть на ливерпульских парней. Голос английских поклонников перекрывает быструю французкую речь. Постоянные фотовспышки. Управление этим отелем высшего класса было нарушено».
В номере отеля, фото Андре Саса.
Джордж: «Номера в отеле были большими, с огромными ванными комнатами, облицованными мрамором. У нас было два совмещенных номера с бесконечной анфиладой комнат».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Джон, глядя на мебель эпохи Луи Четвертого, произнес: «Прямо как в музее».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот вечер в отель был приглашен Брюно Кокатрикс (Bruno Coquatrix), директор «Олимпии», а также представитель от французской звукозаписывающей компании «Одеон».
С Брюно Кокатриксом.
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Владелец «Олимпии» Бруно Кокватрикс впервые услышал о группе, когда получил из Англии один из их синглов. Они его заинтересовали.
Сначала они должны были приехать в Париж 26 сентября, чтобы выступить вместе с крупной французской звездой Жибер Беко, а затем отправиться в Израиль. Когда 17 июля 1963 года он договорился на их выступления, они ещё не были большими звездами, и Брайен Эпстайн получил очень небольшой гонорар в размере 3000 фунтов стерлингов (75 фунтов стерлингов за выступление), что, на самом деле, было весьма скромным вознаграждением.
К тому времени, когда они должны были приехать в Париж, битломания распространилась по всей Англии и Швеции. Можно было легко отменить их выступления в Париже, вернув Бруно Кокватриксу сумму контракта. Но Брайан очень щепетильно относился к выполнению всех своих обязательств, и группа приехала».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон с Полом поселились в один номер, так как приняли на себя обязательства написать шесть новых песен для предстоящего фильма, а также по одной песне для Билли Дж. Крэмера и Томми Куикли. Им доставили в номер фортепиано, и они приступили к работе, в то время как Джордж посетил вечером клуб «Ева» (Club Eve). Его сопровождал репортер «Дейли Экспресс» Дерек Тейлор, который должен был писать за Джорджа Харрисона в его регулярную колонку о гастролях в Париже».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «Дерек Тейлор помогал Джорджу вести колонку в «Дейли Экспресс».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Большой контингент британских журналистов прибыл в Париж для освещения этого события. В это время в зените была «Дейли Экспресс», заключившая соглашение с Джорджем Харрисоном о ведении им ежедневной рубрики. На самом деле этим занимался Дерек Тейлор, репортер «Экспресс», уроженец Хойлэйка, бывший до этого в газете «критиком драматургии Севера». Подобное культурное прошлое, равно как и красивая итальянская наружность рекомендовали Тейлора Брайену, который окончательно решил уделить Джорджу долю своего внимания. «Это будет чудесно для Джорджа», – сказал им Брайен. – «У Джона и Пола есть их сочинительство, ну а Ринго, ээ, слишком новый человек».
Дерек Тейлор (пресс-агент группы): «Я приехал в Париж в 1964 году, чтобы написать статью для рубрики Джорджа. Он сказал: «Чтобы рубрика получилась интересной, пойдем, побродим. Сходим в ночной клуб, поднимемся на Эйфелеву башню. Сделаем все то, что полагается делать во Франции». Тогда путешествия для них еще были в новинку. Все было интересно».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Сегодня вечером я пошел в ночной клуб под названием «Ева», это в районе Пигаль. Это модный клуб, куда стоит пойти. Музыка в этом клубе – традиционный свинг. Хороша в качестве фона, но ничего интересного.
Если у вас никогда не было денег, то их внезапное изобилие – это здорово, потому что это означает, что вы можете сыпать ими вовсю. Как это было в ночном клубе в Пигаль, было здорово иметь возможность купить в баре выпивки, и не беспокоиться по поводу того, что четыре порции шотландского виски, две джина, кока-кола и кое-что из развлечений обошлись в 15 фунтов».
Питер Джонс (под псевдонимом Билли Шеферд, журнал «Битловская книга»): «Вечером должна была состояться репетиция. Но без Ринго это не имело смысла. Джордж сказал: «Такое ощущение, что мы потеряли одного из участников команды». А «участник» в это время был еще в Ливерпуле, делая последние приготовления, чтобы вылететь из Лондона на следующий день. Джон и Пол провели вечер легко. Джон расслаблялся, заказывая сигары и Коку».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Подарки прибывали вплоть до полуночи. Люди, с которыми мы никогда раньше не встречались, прислали нам самую большую во Франции корзину с фруктами. Она весит около 30 фунтов (прим. – один фунт весит 453 грамма). Букеты цветов по всему номеру, а в центре нашего обеденного стола из красного дерева ваза с алыми и белыми орхидеями.
Мы начинаем завтра в Версале. Это просто разминка. В четверг в «Олимпии», после открытой для публики генеральной репетиции, у нас будет торжественное открытие. Это все немного страшно, потому что «Олимпия» вмещает 2000 мест, и за три недели мы дадим 30 концертов, по 25 минут каждый.
Так как я проспал перед полетом, у меня не было возможности пробриться, помыться и собрать какие-либо вещи, не считая пары рубашек, пары обуви и костюма. Так что, в ближайшее время на выходные вернусь в Англию, чтобы забрать кое-что из вещей».
Ричард Лестер (режиссер): «
В феврале 1964-го Алан Оуэн, Уолтер Шенсон и я отправились в Париж, где «Битлз» выступали с Сильвией Вартан с концертами в «Олимпии».
Это было важно. По сути, в нашем сознании начал формироваться сценарий, потому что мы наблюдали за тем, как это происходило. А так как мы уже решили, что хотим сделать документальный фильм или фильм, который собирался быть беллетризованным документальным фильмом, все, что мы делали, это просто пытались держать глаза открытыми. У них были апартаменты в отеле «Георг пятый».
Мы с Аланом Оуэном жили в комнатах по-соседству с ними. Сценарий фильма писался по ходу дела. Мы наблюдали, как они следовали от автомобиля к отелю, от отеля к «Олимпии» и обратно, а потом в клуб. Мы писали сценарий, попросив их делать привычные им вещи. Мы наблюдали за ними в их гостиничном номере, и их поведение было довольно необычно. Другими словами, они были пленниками. Они прибыли в Париж, увидели автомобиль, который их забрал, увидели кулисы «Олимпии», отправились в свой гостиничный номер, и остались там, куда им принесли бутерброды».
Гарри Бенсон (фотограф): «Они [«Битлз»] были очень серьезными, умными, хорошо разбирались в политике. И они были очень тихими. Они разговаривали шепотом».
Гарри Бенсон (фотограф): «Они [«Битлз»] были очень серъезными, умными, хорошо разбирались в политике. И они были очень тихими. Они разговаривали шепотом».
Из колонки Джорджа Харрисона в «Дейли Эеспресс», автор Дерек Тейлор: «Несколько вечеров будем стараться пораньше добираться до кровати, чтобы можно было днем осмотреть Париж. Было бы глупо провести три недели и не посмотреть такой красивый город».