20 июня 1952 г.
(условная дата)
Альберт Голдмен: «Джон формировался как личность в среде молодежных группировок, которые в некотором роде можно считать прототипом «Битлз». Этот феномен относится к целому культурному слою – молодежной среде Ливерпуля, где в конце пятидесятых противоборствующие уличные банды постепенно превратились в агрессивные музыкальные ансамбли. Важнейшей чертой ленноновских банд было то, что они являлись как бы продолжением его собственной личности. Леннон уделял большое внимание идеологической обработке единомышленников. Подобно ему, они должны были отрицать любые традиционные формы власти. «Родители – это не Господь Бог, – объяснял он им. – Посмотрите на меня: я вообще не живу со своими родителями».
Хантер Дэвис: «Смиты поддерживали отношения лишь с сестрами Мими и их детьми. Старина Поп Стенли большую часть жизни провел в море, переложив ответственность за содержание большого семейства на плечи своей супруги Полли, красивой и уравновешенной женщины, которая с радостью позволила собственной матери узурпировать переданные ей бразды правления. Бабушка Мэри Элизабет, очень сильная женщина, говорила только по-валлийски и держала весь дом в ежовых рукавицах. Мэри Элизабет заключала в себе невидимые зачатки будущего характера Джона Леннона (несмотря на то, что умерла за восемь лет до его рождения), поскольку оказала сильнейшее влияние на пятерых внучек, причем больше всего именно на ту из них, которая и воспитывала Джона».
Майк Кэдуолдер (двоюродный брат Джона): «Я один из семи кузенов, один из детей тех, кого даже Джон называл не иначе как «пять знаменитых сестричек», — это его мать, Джулия; Гарриет; моя мать, Энн; Элизабет и Мэри, более известная как Мими. Вся семья и все мы, дети, держалась возле этих пяти сестер, властных, но добрых, которые определяли, как мы все должны себя вести».
Пит Шоттон: «Мими поддерживала тесный контакт со своими четырьмя сестрами: Энн, Элизабет, Хэриет и Джулией, (каждая из которых, между прочим, приняла участие в воспитании Джона в детские годы). Хотя Энн и Элизабет вскоре уехали из Ливерпуля, «тетушка Хэриет» жила на Менлав-Авеню неподалеку от Смитов и продолжала принимать активное участие в каждодневной жизни Джона.
Все пять сестер Стенли были исключительно независимыми женщинами с сильным характером и многие выдающиеся качества Джона были заложены именно ими, и в первую очередь – его необыкновенно развитое чувство юмора. Даже Мими в компании любой из своих сестер давала волю своему смеху, хотя и утверждала, что и в этом должен быть «смысл».
Хантер Дэвис: «Власть бабушки Мэри Элизабет была прежде всего связана с ее глубокой набожностью. Вера дала ей ясное понимание того, что есть добро, а что – зло. Будучи прихожанкой валлийской методической церкви, она установила в доме дочери необычайно строгие правила. Чтобы не нарушать воскресный покой, дети, например, не имели права даже раскрыть газету, не говоря уж о том, чтобы просто поиграть. «Священный ужас!» — вспоминала много позже Анна, рассказывая о бабушке».
Джон: «Моя семья? Пять женщин… пять сильных, умных и красивых женщин, одна из которых была моей матерью. Маме жилось нелегко. Она была младшей, не могла воспитать меня одна, и потому я поселился у ее старшей сестры. Это были удивительные женщины. Пожалуй, когда-нибудь я напишу о них что-нибудь вроде «Саги о Форсайтах», потому что именно они властвовали в семье. Мужчины оставались невидимыми. Меня всегда окружали женщины. Я часто слушал их разговоры о мужчинах и жизни, они всегда были в курсе всех дел. А мужчины никогда ничего не знали. Так я получил свое первое, феминистское образование».
Лейла Харви (двоюродная сестра Джона): «Жили-были пять сестер, которые составляли одну семью».
Хантер Дэвис: «Все они по очереди брали на себя роль матери. Летом вторая по старшинству сестра, Элизабет, принимала всех племянников дома в Эдинбурге или на ферме в Хайлендзе. На Рождество и Пасху все собирались у Мими в Аллертоне или у Хэрриет, недалеко от Вултона».
Лейла Харви: «Значение имели только женщины и дети. Мужчины считались частью обстановки».
Джон: «Мужчины просто не существовали. Я постоянно находился среди женщин и постоянно слышал, как женщины рассуждают о мужчинах и о жизни. Они всегда были в курсе того, что происходит. Мужчины ничего и никогда не знали!»
Лейла Харви: «Никто из них [мужчин] не мог и слова сказать. Им приходилось мириться с теми решениями, которые принимали женщины».
Джулия (сводная сестра Джона): «Я бы сказала, что все они были настоящими амазонками! Каждая из них пожертвовала своей левой грудью!»
Хантер Дэвис: «Мими заодно с тремя другими тетушками – Энн, Элизабет и Харриет впоследствии утверждали, что, на их взгляд, Джон был, что называется, душа нараспашку, солнечная натура. «С утра и до позднего вечера Джон был счастлив», – утверждали они».
Джон: «Пожалуй, у меня было счастливое детство. Я вырос агрессивным, но никогда не чувствовал себя несчастным. Я часто смеялся».
Майк Кэдуолдер: «Все мы в детстве придерживались этого распорядка и были, в общем-то, совершенно обычными детьми — все, за исключением Джона. Как-то всегда выходило, что он какой-нибудь черточкой да отличался от нас, и мы, младшие, — Джон по старшинству был третий из семи, — так вот, мы четверо всегда смотрели на него с благоговейным страхом. Уж не знаю почему, но это было так, и это что-нибудь да значит».
beatlesbible.com: «В детстве, в возрасте с 9 до 14 лет, Леннон приезжал на летние каникулы в небольшую деревню Дарнесс (Durness), Сазерленд, расположенную в холмистой местности, останавливаясь в отдаленной небольшой семейной ферме 56 Сэнгмор (56 Sangomore) в заливе Сэнго Бэй».
Стенли Паркс (двоюродный брат Джона): «Джон никогда не забывал те времена в Дарнессе. Они были в числе его счастливых воспоминаний. Он любил глушь. Джону было девять, когда он начал проводить время в нашей семье на ферме в Дарнессе. Эта ферма принадлежала моему отчиму, Роберту Сазерленду, и Джону очень нравилась эта глушь и открытость места. Мы ходили на рыбалку и охоту, и Джону нравилось подниматься на холмы, рисовать или писать стихи. Джон на самом деле любил прогуливаться по холмам, охотиться и рыбачить. Он ловил лосося. Он был совсем как землевладелец».
Хантер Дэвис: «В то время Джон не занимался музыкой, и у него не было никакого музыкального образования. Он сам выучился кое-как играть на губной гармошке. Дешевую губную гармошку подарил ему дядя Джордж».
Джон: «Я не помню, при каких обстоятельствах впервые поднес к губам гармонику. Кажется, это была какая-то дешевая железяка. Одну комнату мы обычно сдавали студентам, и у одного из них была гармоника. Как-то раз он пообещал купить такую и мне, если я к утру разучу хотя бы одну мелодию. Я разучил целых две. Мне тогда было лет восемь-двенадцать. Во всяком случае, я еще бегал в коротких штанишках».
Мими: «Единственным человеком, поддержавшим его музыкальные увлечения, оказался кондуктор автобуса, ходившего по маршруту Ливерпуль – Эдинбург. Мы каждый год отправляли Джона вместе с его кузинами к моей сестре».
Джон: «Как-то раз я один отправился на автобусе в Эдинбург навестить свою тетю и всю дорогу играл на гармонике. Эдинбург – моя заветная мечта. Эдинбургский фестиваль и парад в замке. Туда съезжаются оркестры всех армий мира, маршируют и играют. Всем нравились американцы, потому что они классно держали ритм, но еще лучше играли шотландцы. Я помню, какой восторг охватывал меня, особенно в самом конце, когда выключали свет и один парень играл на волынке, освещенный одним-единственным прожектором. Вот это было да! Я сам отправился в Эдинбург в гости к тете и всю дорогу играл в автобусе на губной гармошке. Водителю понравилось, и он пообещал завтра утром встретиться со мной в Эдинбурге и подарить мне новую, классную гармошку. Это ободрило меня».
Мими: «На старенькой, видавшей виды гармошке, полученной им от дяди Джорджа, Джон всю дорогу наяривал свои мотивчики, без сомнения выводившие из себя всех пассажиров. Но кондуктор пришел от него в восторг».
Майк Кэдуолдер (двоюродный брат Джона): «Я могу подтвердить широко растиражированную историю о том, как Джон в автобусе играл на губной гармонике, чтобы развлечь пассажиров. Я помню, как мы медленно тащились по дороге, мерно рокотал мотор, а Джон играл на гармонике «Я люблю бродить по свету» и другие такие песни, не попсовые, а какие обычно поются в дороге, чтобы всем было хорошо».
Джон: «Водителю я понравился, и он обещал подарить мне действительно хороший инструмент».
Мими: «И когда они добрались до Эдинбурга, он сказал: приходи завтра на автобусную станцию, и я подарю тебе настоящую, хорошую губную гармошку. Джон не спал всю ночь и явился на станцию ни свет ни заря».
Джон: «На следующее утро мы с ним встретились в условленном месте. Он купил мне просто фантастическую гармонику, с тех пор я не расставался с ней».
Мими: «И точно, гармошка была отличная. Джону было в то время, наверное, лет десять. Впервые в жизни он удостоился похвалы. Вряд ли кондуктор подозревал, к чему это приведет».
Джон: «Вскоре у меня появился и маленький аккордеон, на котором я быстро выучился играть, но только правой рукой. Я исполнял те же вещи, что и на губной гармонике: «Шведскую рапсодию», мелодию из «Мулин Руж».
Майк Кэдуолдер: «[В Эдинбурге] По вечерам мы часто поднимались на холм, где жили друзья дяди и тети, и у них был граммофон. Джон очень любил его слушать, хотя играл в основном ансамбль Джимми Шэнда — это такая шотландская группа — и играли они традиционные шотландские мелодии. И все же это была музыка».