24 декабря 1963 г.
Афиша Рождественских шоу «Битлз», проходивших в театре «Астория» с 24 декабря 1963 по 11 января 1964.
Тони Бэрроу: «Вся идея участия «Битлз» в рождественском шоу родилась внезапно. Брайен Эпстайн наблюдал за ростом битломании со смешанным чувством восторга и удивления. Даже Эппи не был готов к столь стремительному росту популярности группы, охватившему всю страну. Известный лондонский театральный агент Джозеф Коллинз (отец Джоан и Джеки Коллинз) дал ему совет: «Брайен, тебе нужно организовать для твоих «Битлз» несколько выступлений в Вест-Энде. Если нужна помощь с выбором театра, обращайся ко мне». Для Брайена, который сам мечтал стать актером, это было подобно воплощению мечты. Лондонскую театральную сцену он всегда считал самым важным аспектом британского шоу-бизнеса. Не раздумывая ни секунды, он ответил Джозефу Коллинзу: «Вы правы! Мы сделаем большое Рождественское шоу, да еще и задействуем в нем всех моих артистов». Коллинзу пришлось объяснять охваченному азартом Брайену, что театры в Вэст-Энде не освобождаются по желанию заказчика, если только не случается какого-нибудь неожиданного крупного провала, что в рождественский период случается очень и очень редко.
Благодаря тому, что у «НЕМС» были хорошие связи с сетью кинотеатров по всей стране (ведь «Битлз» к этому времени объездили с концертами почти всю Великобританию), решение вопроса о месте проведения шоу было очевидным: вместо театра нужно использовать какой-нибудь кинотеатр из сети «Рэнк» («Одеон» и «Гомон») или «Эй-Би-Си», расположенный как можно ближе к центру Лондона. Таким образом, «Астория» была назначена местом проведения шоу, после того, как боссы из «Рэнк» согласились на несколько недель отказаться от проката обычных рождественских фильмов и позволили Брайену устроить там свое представление».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «30 августа 1963 было объявлено, что группа «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers) будет играть главную роль в рождественской пантомиме «Малыши в лесной чаще» (прим. — Babes In The Wood — традиционная детская сказка, часто исполняемая в пантомиме)».
Эдди Дизен (журналист): «Традиционные рождественские шоу в Британии всегда включали в себя пантомиму».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «6 сентября 1963 было объявлено о Рождественских шоу «Битлз».
Алан Брэдли (журналист): «6 сентября 1963 Брайен Эпстайн анонсировал первое рождественское шоу «Битлз».
Тони Бэрроу: «Брайен не забыл, что идеей Рождественского шоу он обязан Джо Коллинзу. Джо был нанят в качестве советника для этого проекта (за свою долгую и успешную карьеру продюсера и промоутера он участвовал в постановке сотен театральных представлений). Несмотря на то, что [Питер] Йолланд официально назывался постановщиком и продюсером шоу, фактически он устраивал представление под руководством Брайена: Эппи хотел быть уверенным, что «Битлз» и остальные его исполнители (в первую очередь его любимая Силла [Блэк]) выступили наилучшим образом.
Как-то через неделю после начала осеннего британского турне «Битлз» Йолланд пришел к ребятам с набросками нескольких коротких номеров, которыми он хотел разбавить музыкальные выступления. Когда битлы прочитали, что им придется выходить на сцену на протяжении всего шоу, их реакция была разной. Джон думал, что им не нужно показываться перед зрителями до их собственного выступления в конце второго отделения. Он сказал: «Не уверен, что мы хотим изображать из себя клоунов перед 3000 зрителей. Одно дело шутить между песнями с гитарой в руках, и совсем другое – выходить в костюме на сцену и участвовать в настоящей комедийной постановке, пусть даже короткой».
Пол напомнил, что с записью комедийной рождественской пластинки для клуба поклонников [17 октября], проблем у них не возникло, на что Джон ответил: «Это совсем разные вещи. Тогда весь текст нам написал Тони Бэррору, и нам нужно было только зачитать его в микрофон. Я не против повалять дурака на сцене, но не хочу загубить шоу. Как отнесутся поклонники к тому, что «Битлз» записались в актеры?»
В одном личные пожелания «Битлз» были приняты без возражений. Пол сказал Брайену: «То, что мы будем делать рождественское шоу для лондонцев, это, конечно, хорошо, но как же наши поклонники на севере страны? Почему бы не сделать нечто подобное и в Ливерпуле?» «Битлз», разумеется, не могли разорваться и находиться в двух местах одновременно, и Брайен придумал своеобразный выход: провести предварительную обкатку шоу в Брэдфорде и Ливерпуле.
Брайен Эпстайн рассказывал мне, что Йолланду эта мысль совсем не понравилась. Он сразу отказался от идеи проведения предрождественского шоу в провинции на том основании, что в такое время года невозможно перевезти декорации за сотни миль, когда погодные условия могут привести к катастрофическим задержкам, при том, что на репетиции и так было отведено слишком мало времени.
Не посоветовавшись с «Битлз» Брайен ему ответил: «Забудь о декорациях, костюмах и репетициях. В Брэдфорде и Ливерпуле можно провести репетицию музыкальной части шоу. Мы проведем это как обычный концерт, но при этом проверим, вписываются остальные исполнители в общую картину или нет».
beatlesbible.com: «Билеты на Рождественское шоу поступили в продажу 21 октября 1963, а к 16 ноября все 100 000 билетов были проданы».
Алан Брэдли (журналист): «24 ноября 1963 поступили в продажу билеты на рождественское выступление в ливерпульском театре «Империя» 22 декабря 1963».
Тони Бэрроу: «Полу понравилось, что все участники шоу появятся перед зрителями в самом начале, и что потом «Битлз» будут время от времени ненадолго появляться на сцене. Он сказал остальным: «В конце концов, нам нужно подумать, как сделать из этого полноценное шоу помимо обычного концерта».
Брайен на правах менеджера прочитал им небольшую нотацию: «Между прочим, Пол прав. Это не просто очередной концерт, ребята. Это новая концепция проведения поп-шоу. Нужна театральная атмосфера, комедийное начало, чтобы зрители смеялись, а не только слушали песни. Поэтому мы пригласим таких артистов, как «Бэррон Найтс» и «Формоуст», но «Битлз» тоже должны в этом поучаствовать. Слушайте, что вам говорит Питер Йолланд!»
После этого Джон, Пол, Джордж и Ринго послушно согласились делать все, что им скажут, и Йолланд договорился, что диалоги для театральных сценок будущего шоу будут записаны на пленку. Убедить группу пожертвовать выходным, чтобы прийти на запись в студию, разумеется, не удалось, поэтому Йолланд привез записывающее оборудование в гримерку в один из городов, в которых выступали «Битлз».
Бэрри Майлз: «26 ноября в перерыве между двумя выступлениями продюсер Питер Йолланд записал высказанные группой диалоги, предназначенные для трансляций во время рождественских выступлений «Битлз». Это было сделано для того, чтобы у группы не было необходимости каждый вечер выкрикивать слова, пытаясь перекричать вопли своих поклонников».
Тони Бэрроу: «На стадии подготовки к шоу из битлов Пол оказался самым небезразличным, когда нужно было выбирать сценические костюмы и согласовывать макет декораций. Формальных репетиций театральных сценок Рождественского шоу не проводилось до тех пор, пока мы не приехали в сам кинотеатр. Вместо этого бедолаге Йолланду пришлось довольствоваться тем, что время от времени он ловил ребят, когда те были ничем не заняты, и начинал им показывать, как они должны вести себя на сцене, и с какой мимикой произносить те или иные реплики. Ринго как-то сказал мне: «Бессмысленно ему просить меня что-то запомнить, пока я не увижу саму сцену. Все равно у меня в голове ничего не останется до тех пор, пока я не сделаю всего этого в Астории». Правда, остальные битлы напомнили ему, что, раз их диалоги записаны заранее, то и запоминать ничего по сути дела не нужно. Все равно это ведь не телестудия, где на крупном плане был бы виден невпопад открывающийся рот или не правильная мимика. Даже с первого ряда никто не рассмотрит их лиц, не говоря уже о дальних.
Брайена больше всего тревожил порядок появления артистов на сцене. Он говорил мне: «Если кто-нибудь вроде Силлы появится перед ревущими фанатами после «Битлз», для нее это станет шоком, она и двух слов связать не сможет. Каждому нужно дать шанс проявить себя».
Эдди Дизен (журналист): «К рождеству 1963 «Битлз» были уже самыми крупными звездами в музыке в истории британской индустрии развлечений. Рождественские шоу были организованы Брайеном Эпстайном, и включали в себя выступления еще нескольких его исполнителей: группу «Билли Дж. Крэмер и Дакоты», Томми Куикли и Силлу Блэк. Все билеты на выступления были полностью распроданы. Сто тысяч билетов разошлись как горячие пирожки. С финансовой точки зрения эти шоу были гарантированным хитом».
Лондонский театр «Астория» во время Рождественских шоу «Битлз».
Тони Бэрроу: «На театре гигантская фотография потрясающей четверки широко улыбается сверху вниз на табличку «Все билеты проданы». Фото Тиренса Спенсера.
Брайен Эпстайн представляет – Рождественское шоу «Битлз».
Бэрри Майлз: «Первое выступление в кинотеатре «Астория», Финсбери Парк (Astoria Cinema, Finsbury Park), Рождественское шоу».
Тони Бэрроу: «Чтобы пересечь тротуар и подобраться к входу в театр, нужно было пробраться сквозь небольшое оцепление из торговцев – новых уличных мелких дельцов эпохи «Битлз», которые, должно быть, сделали себе небольшое состояние, продавая кустарные фотографии и запоздалые буклеты, которые они пытаются продавать в тех городах, где запланированы выступления «Битлз». Мне было немного жаль некоторых из поклонников, раскошелившихся на улице ради публикаций, которые, как выяснялось, не имели ничего общего с концертом. Гораздо большей ценностью были памятные программки, которые, как обычно, можно было приобрести внутри театра у официальных представителей».
Крис Хант (журналист журнала «Моджо»): «Чтобы избежать хаоса, который всегда сопровождает их появление, Джон, Пол, Джордж и Ринго прибыли в театр за несколько часов до шоу. В костюмерной участники группы «Бэррон Найтс», также выступающие в этом шоу, выглянули в окно и опешили. Улицы вокруг театра были забиты настолько, насколько хватало глаз».
Питер Йолланд (режиссер шоу): «Я работаю в шоу-бизнесе с 1948 года, но впервые за все это время мне пришлось работать в театре, где полицейские сдерживали на входе толпу людей».
Тони Бэрроу: «[В костюмерной] Брайен Эпстайн спешно ходил туда-сюда с пачками телеграмм для артистов».
Тони Бэрроу: «В своей костюмерной Битлы быстро пробежались по скетчам».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Битлз» были легки в общении с охраняющими их полицейскими. Однажды трое рослых полисмена подняли Ринго над собой, который, в свою очередь, осыпал их клочками рваной бумаги с криками: «Это идет снег!». Пока их поклонники томились в ожидании за дверью, их кумиры предавались веселью за пределами костюмерной».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Хотя на первый взгляд, кажется, что Пол проявляет наибольший интерес к фотосъемкам, на самом деле Джордж и Ринго были наиболее заинтересованы в этом. У меня было четыре или пять 35-ти миллиметровых фотокамер «Никон» и я часто менял их. Джордж и Ринго периодически брали одну из моих камер и начинали фотографировать друг друга и находящихся рядом друзей. Они провели немало часов за изучением фотокамер «Никон», и это при том, что сами они пользуются фотоаппаратами «Пентакс»!
Тиренс Спенсер (фотограф): «Все мои пленки, в основном это был «Кодак Три Икс», я отсылал в Нью-Йорк, где находилась проявочная лаборатория журнала «Лайф». Всякий раз оттуда пачками возвращались проявленные материалы. Я показывал отпечатки ребятам, которые всегда с большим интересом разглядывали их. На снимке Ринго разглядывает отпечатки, где «Битлз» участвуют в церемонии вручения им золотых и серебряных дисков».
Ринго просматривает отпечатки снимков от 18 ноября 1963, фото Тиренса Спенсера.
Ринго с Дуги Миллингсом. «Битлз» шили у Дуги свои костюмы.
Тиренс Спенсер (фотограф): «В то время у «Битлз» был портной Дуги Миллингс. Ринго, заслуживший репутацию клоуна группы, даже на примерке не может быть серьезным».
Ведущий шоу Рольф Харрис с чашечкой кофе перед выходом на сцену.
Тиренс Спенсер (фотограф): «Я ни разу не замечал, чтобы ребята проявляли какую-либо нервозность перед выходом. Они все были очень расслаблены. Похоже, что слава не оказывала на них какое-то давление».
Тони Бэрроу: «В первый день выступления, это было в канун Рождества, все ужасно нервничали, даже несмотря на то, что оба прогона (только музыкальной части шоу) в Брэдфорде и Ливерпуле прошли успешно. Продюсер Питер Йолланд в последние минуты перед шоу проверил светоаппаратуру и сменные декорации. Узнанные членами клуба поклонников, окруженные со всех сторон секретари Энни Коллингхэм и Беттина Роуз стояли в проходе между рядами. Редактор [журнала для поклонников «Битловская книга»] Джонни Дин сидел среди приглашенной прессы в первом ряду бельэтажа.
Эппи и Джо Коллинз, чтобы наблюдать за представлением, разместились в глубине зала. Силла сходила с ума, «Битлз» очень волновались, и даже опытный Рольф Харрис перед началом не находил себе места.
В зале было полным полно журналистов и репортеров. После успешного выступления в концерте «Воскресный вечер в Палладиуме» и недавно завершившегося британского турне битломания была новостью номер 1 в национальной прессе.
Поднявшийся противопожарный занавес возвестил начало Рождественского шоу «Битлз». Зрители увидели большое разноцветное полотно с нарисованными огромными рождественскими петардами и лохматыми головами битлов. После этого на экран начали проецировать ускоренные кадры немого кино: сначала гонки машин, потом пловец и наконец самолет братьев Райт. «По суше, по воде и по воздуху спешат к вам звезды легендарного Рождественского шоу Брайена Эпстайна». Затем занавес раздвигался и зрители видели картонный вертолет компании Британских авиалиний, что сопровождалось соответствующими звуковыми эффектами. Из вертолета один за другим начинали появляться все (кроме «Битлз») участники представления».
Бэрри Майлз: «Рольф Харрис представлял каждого появляющегося участника шоу».
Тони Бэрроу: «По лесенке им помогал спускаться ведущий представления Рольф Харрис, облаченный в форму пилота и фуражку».
Бэрри Майлз: «Ведущий шоу Рольф Харрис играл роль билетного контролера авиалиний».
Тони Бэрроу: «Харрис доводил зрителей почти до истерики, когда давал команду вертолету улететь, а Джон, Пол, Джон и Ринго все еще не появлялись. Но потом он возвращал его обратно на сцену и объявлял: «Леди и джентльмены, мальчики и девочки, звезды нашего шоу…». Однако последующие его слова неизменно тонули в реве зрителей, когда из вертолета появлялись одетые в светлые брюки и длинные черные кожаные плащи «Битлз», которые, помахав зрителям, тут же убегали со сцены за кулисы».
Бэрри Майлз: «Естественно, что последними выходящими пассажирами были «Битлз».
Питер Йолланд (режиссер шоу): «К этому моменту сиденья кресел в зрительном зале уже промокли. Такое действие оказывали на поклонниц только «Битлз». И это происходило во время любого, даже самого ординарного концерта. Под креслами образовывались лужи: они не могли себя контролировать».
Тони Бэрроу: «Первыми выступали «Бэррон Найтс» и Дюк Ди Монд, за ними на сцену выходил Томми Куикли. Распевая «Зимнюю страну чудес» (прим. – Winter Wonderland – американская эстрадная рождественская песня, написанная в 1934 году), он бросал в зрителей ватными шариками, изображавшими снег. Затем следовала сценка настолько короткая, что зрители даже не успевали понять ее смысла: на сцене тесной группкой появлялись «Битлз» в белых одеждах, и голос объявлял: «Экстренное сообщение! Трое из четырех врачей… (тут трое из «Битлз» скрывались за кулисами) остается один». После чего Джон, внезапно осознавая, что остался один, тоже покидал сцену».
Бэрри Майлз: «В одном из скетчей прожектор высвечивал четырех мужчин в белых одеждах на затемненной сцене. Трое из них поспешно исчезали, в то время как комментатор, имитируя рекламу зубной пасты, говорил: «Трое из четырех врачей…». Оставшимся «врачем» был Джон Леннон, который заканчивал эту фразу: «Остался один врач!». Это был уровень сценария, и «Битлз» были этим очень разочарованы».
Йен Сатудей (очевидец): «Я был на Рождественском шоу «Битлз». Четверка «Битлз» вышла на сцену как врачи в белых халатах и со стетоскопами. Джон был в очках. Мне кажется, это было впервые, когда он надел их в общественном месте. Возникла надпись: «Трое из четырех врачей…», по-видимому, подразумевая рекламу лекарств или чего-то такого. Потом Пол, Ринго и Джордж покинули сцену, оставив Джона одного. Возникла следующая надпись, гласящая: «Остался один доктор». Совершенно не смешно! Я уверен, что Джон это не одобрял!».
Тони Бэрроу: «Смеха в зале не было, только крики, и, как выяснилось, быстрая визуальная шутка не срабатывала, но это было не важно – все равно каламбур был не самый удачный. Важно было только то, что толпа получала возможность второй раз за вечер увидеть битлов! После этого зрители более благосклонно воспринимали выступление следующего исполнителя, группы «Фоурмост». Более того, сценка «Белое Рождество» этой группы, в которой они пародировали Адама Фейта, Элвиса Пресли и даже Грейси Филдс, проходила на ура.
После «Белого Рождества» в зале гас свет, разворачивался киноэкран. «Битлорама Продакшнз представляет! Захватывающе красочный черно-белый битлоскопичесий фильм «Ну и ночь!» В главных ролях сэр Джон Джаспер и Эрминтруда Наша Героиня».
На сцене появлялся Леннон в роли злодея сэра Джона в черном цилиндре. Он потрясал угрожающего вида хлыстом и покручивал пышные черные усы.
Джордж играл Эрминтруду, убитую горем девушку в шали, косынке в горошек и широкой юбке. Ринго был Снегом. Он выбегал на сцену и рассыпал бумажные конфетти каждый раз, когда на экране появлялась надпись «А снег всё падал…».
По закону жанра Эрминтруда, которую ожидала страшная смерть (сэр Джон привязывал ее к рельсам, по которым должен был пройти поезд), должна быть спасена, и этот героический поступок совершал Пол Бесстрашный Сигнальщик, в белом холщовом кепи, полосатой рубашке, подтяжках и брюках, заправленных в сапоги».
Джон Слейтер: «Моя сестра взяла меня на шоу как подарок мне на Рождество. Помню скетч, в котором они участвовали, где Джон был злодеем, Пол – героем, Ринго в роли девицы в беде, а Джордж как полицейский, но по фотоснимкам кажется это Джордж был девицей в беде. Помню, что Джон привязал Ринго к рельсам и прожектор светил на занавес, чтобы создать иллюзию приближающегося поезда. Пол одолел Джона и освободил Ринго, а Джордж пришел, и арестовал Джона».
Эдди Дизен (журналист): «Битлз» стойко, со всем самообладанием, на которое были способны, выполняли свои предусмотренные программой скетчи, но они были подпорчены непрерывными воплями поклонниц, находящимися в состоянии восторга. Ни один из диалогов парней нельзя было расслышать. Сам же скетч был настолько наигранный, что со стороны мужской части аудитории то и дело раздавались критические замечания в адрес «Битлз». На кадрах кинохроники есть эпизод, когда на одном из шоу во время скетча «Битлз» перебили замечанием, и Джон Леннон кричит «заткнись!» в сторону критикана».
Тони Бэрроу: «Битлз» никогда не репетировали долго. Это, на самом деле, не имело большого значения в отношении исполняемых песен, но тот факт, что они так плохо выполняли свои скетчи, добавлял к шоу нечто новое – организованный хаос. Но это был очень смешной хаос».
Пол: «Давайте посмотрим правде в глаза. Они бы смеялись даже в том случае, если бы мы просто сидели и читали телефонный справочник Ливерпуля».
Тони Бэрроу: «После «Битлз» на сцене появлялись «Билли Джей Крэмер и Дакоты». Удавалось ли им увлечь зрителей? Это большой вопрос».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Еда доставлялась им прямо в костюмерную. Иногда это были всего лишь чипсы или кукурузные хлопья, которые они успевали съесть перед выступлением».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Благодаря Брайену Эпстайну, на своих выступлениях они были всегда безупречно одеты. В гримерной у них, как правило, стояло большое зеркало, и они всегда следили за тем, как выглядят».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Джордж делает большой глоток молока перед тем, как выйти на сцену».
Джон Ф. Кроули: «Гитара «Гретч 6119 Теннессин» (Gretsch 6119 Tennessean) впервые появилась у Джорджа Харрисона в Рождественских шоу 1963 года. Когда он получил эту гитару, то наконец-то нашел идеальное протяжное кантри-рок звучание, которое искал. Внешне гитара очень напоминает его предыдущую модель».
Крис Хант (журналист журнала «Моджо»): «В качестве конферансье выступал Рольф Харрис, заполняя 15-минутный интервал перед выходом на сцену «Битлз», пока их оборудование настраивалось за занавесом».
Рольф Харрис: «В конце своего 15-минутного выступления я говорил: «Вчера вечером, когда пели эти парни, никто не расслышал ни слова, и это такое расточительство, потому что они фантастические. Послушайте замечательную музыку Битлз». Но раздавались крики, и они продолжались на протяжении всего их выступления. Они могли просто безмолвно имитировать пение, все равно нельзя было расслышать ни одной ноты».
Тони Бэрроу: «И вот наступил момент, которого с нетерпением ждали более трех тысяч поклонников «Битлз». Барабанная дробь, рев возбужденной аудитории. Узкий луч прожектора выхватывает Ринго с его блестящим набором барабанов на высоком постаменте. Под продолжающуюся дробь барабанов луч прожектора освещает Джона, Джорджа и Пола, стоящих на ступенях высокой лестницы сбоку от Ринго».
«Битлз» возвращались в конце второй части шоу с обычным 25-минутным концертным выступлением. Они исполняли следующие песни: «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), «Всю мою любовь» (All My Loving), «Этот парень» (This Boy), «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), «Она любит тебя» (She Loves You), «Пока не появилась ты» (Till There Was You), «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand), «Деньги (Это все, что мне нужно)» (Money (That’s What I Want)) и «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout)».
Тони Бэрроу: «В канун Рождества в аудитории не было видно ни одного свободного места».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Семьдесят пять процентов любой аудитории в то время составляли девочки-подростки. Были, конечно, и ребята, которые тоже выражали свой восторг, но по сравнению с девочками они были просто тихонями».
Джон Слейтер: «Еще я помню, как кричал на всех девушек, чтобы они перестали вопить, а мы смогли бы услышать музыку. Потерпел фиаско».
Тони Бэрроу: «Под сплошной визг поклонников Джордж во весь голос начал с песни «Перевернись, Бетховен».
Верити Мортимер: «Я пошла на шоу с подругой Сьюзен. Мне было 14 лет, ей 13. Мы пошли на первый концерт, так как были слишком молоды, но удивительно, что ходили одни. Я не слишком много помню о концерте, так как все, что мы с Сьюзен делали, это кричали в унисон «Джордж», когда возникало небольшое затишье в какафонии звуков. Еще помню, что Рольф Харрис выступал непосредственно перед «Битлз», но он мог не утруждаться, так как его никто не слышал из-за шума».
Тони Бэрроу: «Затем Пол быстро начал самую заразительную песню с альбома «Вместе с Битлз» – «Всю мою любовь».
Очевидец (beatlesbible.com): «Мне посчастливилось попасть в «Асторию» на Рождественское шоу. Мой папа купил билеты мне и моему другу, но настоял на том, что он тоже пойдет с нами. Из поддерживающих исполнителей помню только Силлу Блэк. На выступлении «Битлз» кроме первых аккордов, из-за воплей мы больше ничего не услышали. Когда мы все вернулись домой, мой бедный папа сказал маме: «Никогда больше!». Но мы с другом всецело насладились этим».
Тони Бэрроу: «Джон, Пол и Джоржд сблизились к одному микрофону, чтобы исполнить наполовину грустную и наполовину тревожную мелодию песни «Этот парень».
Тони Бэрроу: «Теперь Пол обратил внимание на Ринго, представляя песню «Хочу быть твоим мужчиной». Толпа пришла в неистовство с восторженной благодарностью».
Тони Бэрроу: «С объявлением вперед вышел Джон. Большая часть его сообщения была заглушена чрезвычайно возбужденными криками поклонников, но с первыми гитарными аккордами стало ясно, что парни приступили к хиту, разошедшемуся в миллион экземпляров – песне «Она любит тебя».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Ринго подпевает в песне «Она любит тебя».
Тони Бэрроу: «Теперь снова настала очередь Пола, и темп был снижен для его чувственного исполнения песни «Пока не появилась ты».
Тони Бэрроу: «И снова Джон присоединяется к Полу, чтобы исполнить последний хит, разошедшийся в миллион экземпляров – песне «Я хочу держать тебя за руку».
Тони Бэрроу: «Затем Пол призвал аудиторию войти в раж, и начать притоптывать ногами и/или хлопать в ладоши (как будто кому-то нужна была эта подсказка!), после чего Джон энергично исполнил «Деньги (Это все, что мне нужно)» и сразу же «Танцуй твист и вопи».
Рон Чипперфилд: «Я был в бригаде кадетов госпиталя Сент-Джон, работал во время концерта в Сочельник (24 декабря). Большую часть вечера я выносил из концертного зала малодых девушек, находившихся в состоянии истерики. Многие из них срывали с себя нижнее белье и бросали на сцену. Какое впечатление для шестнадцатилетнего подростка. Помню, что там были [ди-джеи] Алан Фримен и Дэвид Джейкобс. Следующий раз я работал на второй день Рождества в Королевском Альберт-Холле на балете. Какой контраст».
Тиренс Спенсер (фотограф): «На снимке запечатлена сцена, полностью усыпанная леденцами от поклонниц».
Рольф Харрис: «Эхо последнего аккорда еще не стихало, когда они покидали сцену. В противном случае, им оттуда было бы не выбраться».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Еще один способ развеять скуку – это общение в кругу друзей, которые частенько приходили к ним в костюмерную. Актриса Сандра Кэрон (в меховой шапке) была их близким другом, так же, как и ее сестра, певица Алма Коган (Alma Cogan). Еще одним из посетителей была актриса Финелла Филдинг (Fenella Fielding)».
Мэл Эванс: «Поначалу мне очень нравилось встречать людей, которых раньше я видел только по телевизору. Это был парад звезд, от которого я оторопел. Однако я быстро понял, что многие с умыслом любезничают со мной, стараются познакомиться поближе, чтобы потом я познакомил их с «Битлз». Таких я скоро стал различать за версту».
Тони Бэрроу: «[После окончания второго концерта] Потом, пока зрители требовали продолжения, взмыленные битлы с полотенцами на мокрых от пота шеях бросались к тайному выходу, где их уже ждала машина с включенным мотором. Главный фокус заключался в том, чтобы вытащить их из театра до того, как стихнет национальный гимн. Публика послушно замирала, скандируя «мы хотим Битлз», они же к этому времени отъезжали в своей машине
К тому времени, когда выходящие из зала зрители понимали, что лимузин у парадного входа стоит для отвода глаз, Джон, Пол, Джордж и Ринго были уже далеко от Финсбери-Парка, направляясь в свой любимый вест-эндский клуб, причесываясь и облизывая губы в предвкушении первой порции скотча и кока-колы в начале очередного вечера трудного дня».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «В этот день группа «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers) играла главную роль в рождественской пантомиме «Малыши в лесной чаще» (Babes In The Wood) в театре «Гомон», Хэнли».
Бэрри Майлз: «Рождественские шоу продолжались в течение 16 дней до 11 января 1964, по два концерта за вечер».
beatlesbible.com: «Всего было 30 концертов, по два выступления в день, за исключением 24 и 31 декабря, когда состоялось по одному выступлению. 25 и 29 декабря и 5 января у «Битлз» были дни отдыха».
Бэрри Майлз: «Всего концерты посетят почти 100 000 человек».
beatlesbible.com: «После первого успешного рождественского шоу, все участники из Ливерпуля, за исключением Рольфа Харриса и группы «Бэррон Найтс», вылетели домой на частном самолете «Викинг», зафрахтованном Эпстайном за 400 фунтов-стерлингов».
24 декабря газета «Ивнинг Стандарт» вышла со статьей Морин Клив: «1963-й был их годом. Сейчас осмотр сердца нации откроет слово Битл, выгравированное на нем. Но это не имеет ничего общего с тем количеством пластинок, которые они продали (а это почти шесть миллионов). Просто они завоевали расположение публики. Я никогда не видела, чтобы кто-нибудь её так пленил. Теперь первыми словами британского ребенка стали общепринятые «Йе-йе». Я своими глазами видела одну графиню, прокладывающую себе дорогу со всей решимостью ее социального статуса и говорящую: «Я должна добраться до Ринго»…
Карикатура, опубликованная в газете «Дейли Мейл» 24 декабря 1963: «Все, что я хочу на Рождество – это Битл, если это невозможно, то пару сапожек на каблуке, потрясающий кожаный пиджак, черные колготки и 500 000 для «Оксфэм» (прим. – намек на сбор средств, организованном Джеффри Эрчером. В рекламе этого мероприятия приняли участие «Битлз», см. фото 7 декабря 1963).