2 декабря 1963 г.
В этот день в Канаде фирма «Кэпитол» выпускает пластинку с названием «Битломания! Вместе с Битлз» (Beatlemania! With The Beatles).
Письмо Брайена Эпстайна Джеку Бэббу (координатору по поиску талантов для шоу Салливана):
«Дорогой Джек. Получил от Вас контракты, касающиеся выступлений на Шоу Эдда Салливана двух групп – «Битлз» и «Джерри и Лидеры». Перед тем, как их вернуть, выражая свое почтение, я хотел бы уточнить несколько моментов.
Я хотел бы понять, помните ли вы, что в случае записи выступления «Битлз» на видеопленку, в вашем офисе я получил согласие по телефону от г-на Салливана, что они займут самое звездное место в порядке расположения имен, когда эта видеозапись будет использована в шоу. При подписании этого контракта, я вправе включить это положение.
Что касается двух этих контрактов на выступления, я отметил следующее: «услуги исполнителей будут эксклюзивными для телевидения до конца 63-64 сезонов». Я не особенно обеспокоен тем, чтобы эти изменения были внесены в контракты, но я был бы признателен, если бы Вы подтвердили обратной почтой, что концом 63-64 сезона является 1 октября 1964 (как вы заявляли, когда я был в Вашем офисе). В остальном оба контракта являются отвечающим требованиям и (продолжение на следующей странице)».
Контракт на гастрольный тур в Австралии.
Джон Кэйн (журналист): «Самая большая удача Кена Бродзяка (Kenn Brodziak) как промоутера, конечно же, выпала ему 5 июля 1963-го, когда он договорился на выступление «Битлз» в Австралии. Брайен Эпстайн дал ему свое устное согласие на выступление «Битлз». Первоначальная оговоренная цена за 16-дневные гастроли составляла 1500 фунтов-стерлингов, но к тому времени, когда 2 декабря 1963 контракт был официально подписан, Брайен поднял цену до 2500».
Кен Бродзяк (промоутер): «Я заполучил «Битлз» благодаря удаче и чутью. В июне 1963 один агент в Лондоне дал мне список с пятью именами, со словами: «У меня есть несколько хороших групп, которые я рекомендую тебе пригласить в Австралию». «Хорошо», – сказал я, – «но я не хочу приглашать пять групп. Я возьму только одну, и если это сработает, то приглашу остальных». «Отлично», – ответил агент, – «кого бы ты хотел?». «Я беру Битлз», – сказал я. Вот и все. Я ничего не знал об этой группе, за исключением того, что их название звучало как что-то знакомое, возможно, потому что они выступали в Германии».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студиоцентр в Элстри, город Борхэмвуд (Elstree Studio Centre, Borehamwood). Запись для Объединенных телекоммуникаций (Associated-Rediffusion) в «Шоу Моркама и Уайза» (Morecambe And Wise Show)».
прим. – «Моркам и Уайз шоу» – еженедельная эстрадная телепередача, в которой главные роли исполняли Эрик Моркам (Джон Эрик Бартоломью, 1926–1984) и Эрнест (Эрни) Уайз (1925–1999) – популярные британские комики; их рождественские передачи регулярно смотрело рекордное число британских телезрителей.
Также в студии присутствовали Брайен Эпстайн, Брайан Соммервиль и фотограф Дезо Хоффман.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Это может показаться абсурдным, что я обдумывал передать кому-нибудь другому рутинную часть моей работы в качестве пресс-атташе «Битлз». Но именно это и произошло из-за возросшего давления битломании. У меня состоялось несколько по-настоящему неприятных разговоров, когда я настойчиво предлагал какому-нибудь журналисту написать о таких талантах как, скажем, Силла Блэк. Я предлагал идеи для статьи, основанной на интервью, о нашей единственной певице, но лишь натыкался на ответы типа: «Ладно, Тони, конечно, я сделаю для тебя что-нибудь в отношении Силлы, но, сначала, как насчёт интервью с Полом Маккартни, о котором я просил тебя несколько недель назад? Когда я смогу его взять?». Да, можно назвать это шантажом в мягкой форме, но именно так всё и работало в чудесном мире связей с общественностью.
Совершенно расстроенный тем, что мне приходилось отклонять множество просьб от разных средств массовой информации, я с энергией начал обсуждать с Брайеном Эпстайном возможность привлечения ещё одного человека в пресс-офис, который был бы ответственным только за повседневные вопросы по связям с общественностью Потрясающей четвёрки. Он мог бы стать тем «нехорошим» человеком, который почти всегда отвечает: «Нет!» В конце концов, спорил я с Брайеном, он извлечёт больше пользы из тех моих несомненных способностей, которые я развил в себе, как человек по связям с общественностью. Вместо того чтобы из раза в раз отказывать тем, кто хочет написать о Джоне, Поле, Джордже и Ринго, я лучше сосредоточусь на запуске и поддержке карьер других его многообещающих исполнителей.
Брайен пообещал обсудить эту ситуацию с битлами. В результате он сказал мне, что они согласились, чтобы с ними начал путешествовать новый пресс-атташе «Битлз», но они хотят, чтобы я остался осуществлять общий контроль над делами группы, связанными с прессой и рекламой. Эпстайн сказал: «Мы много думаем об Америке, которая является самым важным планом ребят на 1964 год. Даже если у нас и появится новый человек на время наших гастролей, я хочу, чтобы ты координировал весь запуск американской кампании, планировал пресс-конференции, работал с людьми из «Кэпитол Рекордз» и поддерживал связь с организаторами местных концертов. Ты сможешь осуществлять всё это за рабочим столом в Лондоне?». Я заверил его, что смогу.
Через пару дней после той встречи, Эпстайн объявил, что нашёл идеального человека для работы с ребятами – старого приятеля по имени Брайан Соммервилль (Brian Sommerville). Бывший капитан-лейтенант королевского военно-морского флота, он был немного старше Эпстайна и имел военный авторитет. На самом деле он так никогда и не вошел в штат служащих пресс-офиса, а был нанят, как сторонний консультант, работая за гонорар по предоплате. Я не был уверен, что его темперамент подходит для того, чтобы быть пресс-атташе «Битлз», и чувствовал, что Брайен Эпстайн нанял его из-за их старой дружбы, не оценивая его профессиональные качества. У Соммервилла не было проблем с тем, чтобы справиться с растущим списком журналистов. Он просто вычёркивал большую часть имён, не обращая внимания на приоритеты. С самого начала, как мне казалось, его отношения с группой, особенно с Джорджем, были неровными и натянутыми. Он часто говорил с ними приказным, родительским тоном и пытался привнести больше дисциплины в то, как они обращались с прессой. Из того, что я видел и слышал, Соммервилл был неоправданно грубым в обращении с прессой и быстро потерял её расположение. Несомненно, он разрушил множество хороших связей, на выстраивание которых у меня ушло немало времени и усилий. Все мои 20 лет по связям с общественностью я старался поддерживать хорошие отношения с каждым журналистом, даже когда не мог ответить на их неотложные и специфические нужды. Казалось, такие отношения не имели значения для Брайана Соммервилла. Такой же жёсткой линии поведения он придерживался и с Битлами, что их раздражало и они становились все менее ему послушными. Они дали ему прозвище «лысый», насмехались над ним и дразнили всеми мыслимыми способами».
Брайан Соммервилл (пресс-агент группы): «У меня были хорошие отношения с Джоном. Он называл меня «старым лысым что-нибудь». С Полом мы тоже уживались, хотя я всегда считал его двуличным. Ринго был просто Ринго. С Джорджем у меня произошла одна серьезная стычка. Он всегда относился ко мне со скрытой неприязнью».
На репетиции в первой половине дня.
Эрик Моркам (в центре) позирует с группой. Фото Рона Кейза (Ron Case).
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Перед небольшой аудиторией группа исполнила песни «Этот парень» (This Boy), «Всю мою любовь» (All My Loving) и «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand)».
Кадры кинохроники.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вместе с Эриком и Эрни «Битлз» исполнили комедийные миниатюры».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В конце шоу Эрик, Эрни и «Битлз», все одетые в одинаковые блейзеры в полоску, вместе исполнили популярную песню «Залив лунного света» (Moonlight Bay)».
прим. – песня «Залив лунного света» была впервые исполнена Элис Фэй (Alice Faye) в 1940 году в фильме «Аллея Жестяных Сковородок». Её исполнение Дорис Дэй (Doris Day) в фильме «В заливе лунного света» (1951) сделала её классикой.
beatlesbible.com: «Трнасляция этой записи состоялась только 18 апреля 1964 года».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «На записи можно расслышать, как телепродюсер тихо произносит своему коллеге: «Шоу выйдет в эфир только через несколько месяцев. Будем надеяться, что к тому времени они все еще будут популярны».
beatlesbible.com: «Повтор трансляции состоится 24 июля 1965 года в программе «Лучшее из Шоу Моркама и Уайза».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в танцевальном зале отеля «Гросвенор Хаус», Парк-Лейн, Лондон (The Ballroom, Grosvenor House Hotel, Park Lane) на концерте в помощь инвалидам».
beatlesbible.com: «Это был концерт в помощь страдающим церебральным параличом».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление группы было частью шоу в стиле «Кабаре», которое проходило в зале среди публики».
Выступление в зале отеля «Гросвенор Хаус», фото Леса Ли (Les Lee).
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «На снимке Джордж играет на своей новой гитаре «Кантри Джент». Ударная установка Ринго потеряла несколько букв логотипа «Людвиг», сократившись до «Лю».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Зрители были одеты в вечерние платья и костюмы, однако это не помешало им броситься к «Битлз» после окончания выступления».
beatlesbible.com: «По слухам, «Битлз» не понравилось, когда эта респектабельная (как ожидалось) толпа ринулась на сцену в конце шоу. В будущем, они стали избегать подобных выступлений».