18 ноября 1963 г.
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «В этот день внимание всех газет привлекла просьба священника английской церкви, который попросил «Битлз» записать рождественскую песню».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «18 ноября первый священник воззвал к их имени, прося записать для него на ленту «Явитесь все, кто верует, йе, йе, йе» для его рождественской проповеди (прим. – католический рождественский гимн, известный со второй половины XVIII века)».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «По свидетельству прессы, Брайен попросил поклонников не бросать на сцену вещи во время концерта».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «К этому времени продажа пластинок фирмы “И-Эм-Ай” резко возросла. Когда выплыла на свет информация о том, как “Декка”, а следом за ней и все другие компании одна за другой отказывали “Битлз”, в качестве сравнения вспомнили, как кинокомпания “XX Сенчури” отклонила сценарий фильма “Унесенные ветром”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Лондон, административный корпус «И-Эм-Ай», первый этаж. Глава «И-Эм-Ай» сэр Джозеф Локвуд вручил «Битлз» серебряные диски за альбомы «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) и еще не вышедший «Вместе с Битлз» (With The Beatles).
Также Джордж Мартин вручил группе серебряный миниальбом «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), а редактор журнала «Диск» Джеральд Маркс за сингл «Она любит тебя» (She Loves You)».
Тиренс Спенсер (фотограф журнала «Лайф»): «Возможно, что один из самых запомнившихся мне случаев близкого контакта с «Битлз» произошел в тот день, когда я взял с собой свою дочь Кейру. В тот ноябрьский день я снимал церемонию вручения им серебряных и золотых дисков. «Битлз» уже были заочно знакомы с моей дочерью, и они очень тепло её встретили. Потом, когда мы выходили с ней из здания, она сказала: «Папа, они совершенно нормальные, простые ребята». И я считаю, что так оно и было».
Церемония награждения.
Джордж Харрисон принимает из рук сэра Джозефа Локвуда серебряный диск.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После церемонии награждения в конференц-зале на шестом этаже здания состоялся коктейль-прием руководителей компании с гостями».
«Битлз», Брайен Эпстайн, Джордж Мартин, управляющий директор Лен Вуд (стоит позади Ринго), глава «И-Эм-Ай», сэр Джозеф Локвуд, в конференц-зале на Манчестер-Сквер.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день Брайен Эпстайн согласился встретиться с южноафриканским промоутером, пожелавшим организовать гастроли «Битлз» в своей стране, но Эпстайн отказался от предложения, когда узнал, что группе предстоит выступать перед сегрегированной аудитории».
Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «18 ноября в 18.35 в программе вечерних новостей «Эн-Би-Си» – «Хантли-Бринкли Репорт» вышел короткий четырехминутный репортаж о «Битлз». Нью-йоркский корреспондент Эдвин Ньюмен, ранее возглавлявший лондонское бюро, продемонстрировал в эфире телекадры, запечатлевшие «Битлз» и толпы народа во время выступления группы в «Зимних Садах» Борнмута 16 ноября. К сожалению, ни трансляция, ни сам эпизод не были сохранены. Все, что сохранилось – это стенограмма Чета Ханли с вступительным словом и заключительной частью репортажа Ньюмена».
Контракт, подписанный 18 ноября 1963 Брайеном Эпстайном и Робертом Х. Пречтом (продюсером Эда Салливана) на участие группы в шоу Эда Салливана. Текст контракта был отправлен из Нью-Йорка в Англию для согласования, где были сделаны поправки в части порядка расположения имен исполнителей на афише. После того, как поправки были сделаны, этот контракт пришлось аннулировать. Этим объясняется надпись «не имеющий силы» (Void) в правом верхнем углу».
Брайен Эпстайн: «Были некоторые трудности с контрактом, и потребовалось целых четыре дня, чтобы разрешить их. Моя точка зрения была такова, что «Битлз» должны получить первое место в афишах на каждом из шоу. Салливан, который казалось, ощущал важность, или приближающуюся значимость появления «Битлз», не очень решительно возражал против этого. Он видел растущую популярность «Битлз», но не поверил мне, когда я сказал, что они будут самым крупным явлением поп-музыки в мире. Его продюсер [Роберт Х. Пречт] – теперь наш общий друг – рассказал мне потом, что он сказал Салливану, что «глупо» давать мне первый номер в афише, так как, ни одна группа не добивалась в Штатах успеха уже очень давно, и уж тем более британская группа. Тем не менее, мы заполучили-таки наше первое место на афише, и я вернулся в Англию с контрактами».
Пол: «Отказ от песни «Как ты это делаешь?» (How Do You Do It?) был первым проявлением наших притязаний. Вторым поворотным моментом в нашей жизни стал наш ультиматум Брайену Эпстайну: «Мы не поедем в Америку, пока не станем там первыми». Мы выжидали – и поступили, думаю, абсолютно правильно. Да, это было дерзко. Все дело в том, что Клифф Ричард, побывавший в Америке, оказался там на афише третьим, после Фрэнки Авалона. Мы подумали: «Ну и ну! Клифф гораздо лучше Авалона! Как он пошел на это?» И Адам Фейс, и все звёзды, на которых мы смотрели снизу-вверх, – все они прошли через это ужасное унижение на афишах. Поэтому мы и решили: мы не поедем, пока не станем первыми в хит-параде и, соответственно, на афишах».
Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «Согласно предварительному соглашению, «Битлз» должны были появиться в прямом эфире на шоу Салливана 9 февраля 1964 в Нью-Йорке, и затем на следующей неделе на специальном шоу в отеле «Дювилль» в Майями-Бич».
Брайен Эпстайн: «После долгих дискуссий мы договорились о выступлении «Битлз» в трех шоу Эда Салливана, и «Джерри энд Пейсмейкерс» в двух шоу. Между нами установились прекрасные рабочие и личные взаимоотношения».
Тони Бэрроу (пресс-агент «Битлз»): «Эпстайн, задействовавший все свои рычаги во время своего визита в Нью-Йорк, являлся ходячим конспектом традиционного английского шарма. С помощью своего пылкого описания недавних успехов группы в Британии, поддержанного нашей постоянно толстеющей кипой вырезок из прессы, Эпстайн добился не одного, а серии из трёх подряд появлений ребят у Салливана в качестве гостей шоу в феврале – два вживую, а третье в записи».
Алан Ливингстон (президент «Кэпитол Рекордз»): «Что интересно, Эд Салливан подписал с ними контракт прежде, чем они совершили прорыв. Он сделал это, основываясь на их успехе в Англии».
Филипп Норман (автор книги «Кричите! Правдивая история Битлз»): «Было заключено соглашение о том, что «Битлз» выступят в двух шоу Салливана, 9 и 16 февраля, а также запишут некоторое количество песен для последующих трансляций. Плата за каждое выступление в шоу составляла 3500 долларов плюс 3000 за запись».
Боб Пречт (продюсер Эда Салливана): «Даже для самых малоизвестных певцов это был самый наименьший тариф».
Джерри Боулз (журналист): «Пречт прямо содрогнулся, узнав, что ангажемент состоял из трёх концертов на сумму 10 тысяч долларов, но промолчал. Через несколько минут [после встречи], вернувшись к себе в офис, в своё оправдание он немедленно позвонил Салливану. «Боже, мой, Эд, – запричитал он, – десять тысяч долларов за какую-то неизвестную рок-н-ролльную группу. Да ещё за три концерта?». Забавно, когда Пречт теперь вспоминает об этом. «Битлз» и в самом деле стали знаменитыми и помогли получить программе «Шоу Эда Салливана» два самых высоких рейтинга в её истории».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «В итоге получалось, что даже при том условии, что Салливан оплатит авиабилеты, сумма в 6500 долларов не покроет расходы. Фактически Брайен подписал контракт на участие группы в шоу, но он должен был сам организовывать эту поездку, заплатив за неё около 50 000 долларов».
Тони Бэрроу (пресс-агент «Битлз»): «Это не означает, что люди Салливана были излишне наивными. Цена, которую заплатил Эпстайн, была наличными деньгами; в сущности, он вернул назад гонорар за появление в шоу, согласившись на незначительную сумму в менее чем 700 долларов каждому Битлу за каждое шоу.
Когда я и другие уже дома, в «НЕМС Энтерпрайсиз», подвергли сомнению разумность оценивания «Битлз» такими низкими цифрами, Эпстайн доказал, что он добровольно заплатил продюсерам Салливана за такую бесценную возможность показать себя с наилучшей стороны по телевидению с таким завидным рейтингом среди зрителей. Он сказал мне: «Моими условиями были не деньги, а появление в шоу. Для нового ансамбля неслыханно получить три выступления подряд без ряда записанных хитов».
В своём первом интервью для американского журнала «Нью-Йоркер» Эпстайн повторил почти слово в слово хорошо отрепетированное расхваливание, которое он сообщил и людям Салливана: «Битлз» побили все мыслимые концертные рекорды в Британии. Они являются самыми боготворимыми, самыми почитаемыми ребятами в стране. У них потрясающий стиль и огромный подъём, которые говорят сами за себя в необычной манере. Их звучание – нечто вроде рок-н-ролла, но отличается от него. Они настоящие, в них есть жизнь, юмор и необычная, красивая внешность».
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Довольный Брайен вернулся в Англию в середине ноября 1963 года».
Брайен Эпстайн: «Я приехал в Англию счастливый и радостный, рассказал «Битлз», как все будет. Они были довольны, так как узнали, что одно из шоу будет в отеле «Дьювилл» в Майами, Флорида, что означало, что они смогут провести несколько приятных часов на солнце».
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Возможно, что вечером этого дня Джон с Полом посетили лондонский театр «Адельфи», чтобы посмотреть музыкальную комедию «Шесть одного» (Six Of One), с участием актрисы Доры Брайан».
Программка музыкальной комедии «Шесть одного».
Пол: «Дора Брайан потрясающая актриса. Мы получили массу удовольствия от этого шоу».
прим. – 23 ноября 1963 года в продажу поступит сингл Доры Брайан с песней «Всё, что я хочу на Рождество – это Битл» (All I Want For Christmas is a Beatle).