16 ноября 1963 г.
Дмитрий Мурашев (dmbeatles.com): «Альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) номер 1, 28-я неделя в параде популярности британского издания ”Рекорд Ритейлер”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Интервью, которое группа дала Стюарту Хатчисону 13 ноября 1963 для местной программы для подростков «Подвинься, папа» (Move Over, Dad) выходит в эфир».
В этот день газета «Рекорд Миррор» вышла с фотографией «Битлз» на первой полосе: «Битлз в полном цвете. Несомненно, что «Битлз» достигли невероятного успеха в 1963 году. Мы очень горды тем, что «Рекорд Миррор» среди музыкальных национальных изданий первой написала о них. Поэтому вполне логично, что мы выбрали эту лучшую группу, чтобы перейти на наш цветной формат.
Джон, Пол, Джордж и Ринго были осыпаны практически всеми почестями настолько, насколько это возможно в мире индустрии развлечений. В этом году они блистали в «Воскресном вечере в лондонском Палладиуме», побили рекорды кассовых сборов по всей стране, а также приняли участие в эстрадном представлении «Королевское варьете». Этот снимок был сделан блестящим фоторепортером «Рекорд Миррор» Дезо Хоффманом.
Ещё одна новость о фильме. Поскольку фильм с участием «Битлз», по всей вероятности, является наиболее притягательным в части обращения денег в ближайший год, сценарист Алан Оуэн очень тесно сотрудничает со своими звездами и их менеджером Брайеном Эпстайном.
Перед вылетом в Ирландию, чтобы там присоединиться к ребятам, ливерпульский писатель Оуэн сказал следующее: «Самое важное, это узнать «Битлз», понять, что именно ими движет, а также выяснить, из-за чего их встречают такие фантастические толпы».
Съемки этого 90-минутного фильма начнутся в феврале. Сюжет фильма будет основываться на бурной жизни самих «Битлз», но ещё не решено, будут ли это фактические события или же вымысел.
Одновременно с этим Джон Леннон и Пол Маккартни очень напряженно работают над возможными идеями песен для этого фильма. Они напишут всю музыку для фильма, и в итоге может получиться десяток новых композиций.
И самая последняя сенсация, связанная с «Битлз». Вследствие невероятного количества предварительных заказов на их новый долгоиграющий альбом «Вместе с Битлз» и сингл (который выйдет 29 ноября) «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Hold Your Hand), вся четверка почти наверняка появится вместе 7 декабря на телевидении «Би-Би-Си» в программе «Жюри музыкального автомата» (Juke Box Jury).
Тиренс Спенсер (фотограф): «В то утро, после нашего первого знакомства с «Битлз», ребята уезжали из Борнмута, чтобы отправиться на свое выступление. Они проснулись довольно поздно, позавтракали не выходя из номера, и через кухню отеля вышли на улицу к ожидавшей их машине».
Тиренс Спенсер: «Наша с Фрэнком первая встреча с “Битлз”. Ребята выходят из отеля “Брэнксомские башни” в Борнмуте. Персонал отеля и постояльцы провожают группу, отъезжающую на своё вечернее выступление в “Зимние Сады”».
Тиренс Спенсер: «Они пригласили меня к себе в машину, в то время, как Фрэнк последовал за нами на нашем автомобиле».
Тиренс Спенсер: «В дороге Пол постоянно слушал радио».
Тиренс Спенсер: «По дороге мы сделали остановку в небольшом придорожном кафе».
Тиренс Спенсер: «По сути, только в таких уединенных местах ребятам можно было спокойно поесть. Но и там все официантки и посетители кафе обступили ребят с просьбами дать автограф, что они с удовольствием сделали».
Тиренс Спенсер: «Все то время, когда я был рядом с «Битлз», они всегда были дружественны к окружающим, будь то друзья, их поклонники и все, кто сопровождал их в турне. Они не заболели звездной болезнью, оставаясь простыми людьми».
Ринго: «Однажды мы тормознули у придорожного кафе перекусить. А когда вернулись к машине, ключи были у Пола, а за руль сел Джордж. Они спорили часа полтора. “Ключи у меня”. “Зато я за рулем”. Нам оставалось сидеть и смотреть. Никто уступать не собирался. “Ключи-то у меня!”. “А за рулем-то я!”.
«Зимние сады» Борнмута.
Тиренс Спенсер (фотограф): «После обеда их водитель позвонил в полицейское управление, чтобы согласовать место и время, где «Битлз» получат сопровождение до места выступления. Полицейские потребовали прибыть не позднее половины четвертого, пока дети еще находились в школах. Однако, когда мы подъехали к театру, лимузин тут же облепили со всех сторон ожидающие нас девушки. Полицейским пришлось сопровождать наш автомобиль до тех пор, пока «Битлз» не сумели проскользнуть в театр через один из боковых входов. Битломания докатилась до Борнмута. Спокойный курортный город подвергся нашествию хулиганов. Местная полиция в недоумении!».
Клайв Гарланд (полицейский): «Мне было в то время 19 лет. Я был полицейским констеблем, и находился в самой гуще событий. В 1961 году я поступил в Борнмутскую городскую полицию в качестве курсанта и осенью 1963 года был отправлен в учебную школу в Фолкстоне, а в начале ноября 1963 года вернулся в Борнмут в качестве полицейского констебля.
16 ноября все полицейские отпуска были отменены, поскольку не только «Битлз» приехали в Борнмут, но также в городе проходил ежегодный парад Деда Мороза, у Борнмута была домашняя ничья в Кубке Англии, и в городе должен был состояться финиш чемпионата Великобритании по ралли, так как что…
Я только что вернулся после 13 недель учебы и не был назначен на дежурство, поэтому сержант в парадном зале на Мэйдейр-Роуд (полицейский участок) спросил меня, где я хочу быть на дежурстве, и я сказал ему, что хочу быть с «Битлз». До этого я был с ними в августе в кинотеатре «Гомон». Поэтому он направил меня в транспортную службу вместе с сержантом Ником Картером и инспектором Янгом. К этому времени «Битлз» уже прибыли в отель, где играли с набором машинок «Скейлтрикс», который им прислал универмаг «Билс». Они провели с нами некоторое время, со смехом и шутками. Конечно ливерпульский акцент был для нас, южан, новым языком!»
Тиренс Спенсер (фотограф): «Перед тем, как концерт должен был начаться, в обязанности полиции входило очистить от поклонников пространство возле служебного входа. Вопящие девочки-подростки из тех, кому не достались входные билеты, надеялись увидеть своих идолов, и полиция была вынуждена сдерживать эту толпу.
Как правило «Битлз» заблаговременно проникали в свою костюмерную ещё до того, как перед входом образовывалась толпа. В других случаях их проводили тайком через один из запасных или боковых выходов. Расходы на полицию были огромными. Власти на местах начинали задавать себе вопрос, стоит ли позволять выступать «Битлз» в их городе? На мероприятия по организации безопасности уходило средств больше, чем оплачивались политики или начислялись авторские гонорары».
Клайв Гарланд (полицейский): «Затем, примерно в 4 часа, подъехал фургон «Черная Мария», так как это был единственный автомобиль с затемненными окнами, который у нас был, чтобы отвезти их в «Зимние сады» (прим. – Black Maria – «чёрный ворон», полицейский автомобиль или вагон для перевозки арестованных). Мы кратко переговорили, как собираемся это сделать, так как нам сказали, что возле театра собрались тысячи фанатов. Они сели в фургон, после них в машину забрались мы, и нас было, наверное, человек 14 или 16. По плану мы должны были доставить их к парадному входу театра. Когда мы подъехали к входу, все выскочили из машины и взялись за руки, а они пробежали в театр прямо через парадный вход».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в «Зимних садах» Борнмута, в рамках осеннего турне».
С промоутером Артуром Хаузом.
Тиренс Спенсер: «Мне всегда нравилось наблюдать, как Битлы готовятся к выступлению. Они всегда заботились о том, как будут выглядеть, чтобы рубашки были чистыми, а волосы аккуратно расчесаны. Их вполне устраивало то обстоятельство, что я никогда не позволил бы себе опубликовать фотографии из тех, что так обожает желтая пресса. Им нравилось разглядывать себя на фотоснимках и нередко они просили сделать тот или иной кадр для них лично. Даже сегодня, я думаю, вряд ли найду среди всего множества фотонегативов хотя бы один, который бы в нелицеприятном свете выставил любого из них. А снимков «Битлз» у меня более пяти тысяч! Возможно это ещё и из-за того, что они были потрясающе фотогеничны. Это надо еще постараться, чтобы они не получились на фотографии.
Когда они вышли на профессиональную сцену, Брайен Эпстайн навел на них лоск. Перед выступлением они, как правило, приводили себя в порядок перед большим зеркалом – его наличие в раздевалке было непременным условием – они причесывались всегда сами.
Они использовали минимум косметики. Немного пудры, чтобы скрыть выступающий из-за ламп освещения пот. Хотя в то время носить длинные волосы считалось неприлично, ребята тщательно за ними ухаживали, следили за их чистотой и укладкой. Они придавали большое значение тому, как они будут выглядеть, но это никогда не доходило у них до самолюбования.
Последний взгляд в зеркало, быстро пройтись расческой по волосам, поправить воротничок и вот уже они готовы предстать перед своими поклонниками».
Тиренс Спенсер: «Они всегда заботились о том, как будут выглядеть, чтобы рубашки были чистыми, а волосы аккуратно причесаны».
Тиренс Спенсер: «Все Битлы непрерывно курили. Я думаю, это было одним из способов развеять скуку. Но я никогда не улавливал запаха марихуаны, чаще всего они пили чай или Пепси с алкоголем. В отличие от «Роллинг Стоунз», которые придерживались образа бунтарей, «Битлз» производили благопристойное впечатление как в своей публичной, так и в частной жизни».
Тони Кроули (журналист): «В тот вечер находясь за кулисами Джон был очень зол. Это было то время, когда руководители театров начали позволять приводить за кулисы детей инвалидов, чтобы «Битлз» возложили на них свои руки. Это было действительно странно, и Джон это ненавидел».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «С самых первых гастролей нас осаждали тучи калек. Они набивались в артистическую еще до нашего приезда в театр. Администрация впускала их, считая, что мы с удовольствием повидаемся с ними, раз уж мы такие простые милые ребята. Это был ужас. Их нельзя было сдвинуть с места. Что прикажете делать? Они сами не могли сделать ни шага. Так что мне и Мэлу приходилось выносить их на руках. По мере того как увеличивалось количество поклонников «Битлз», калек становилось тоже все больше и больше. Имидж «Битлз» был таким милым, славненьким, – неизвестно почему. Они считали, что мы хотим видеть их, и если они не появятся, то мы прямо-таки расстроимся. А были и такие, кто считал, что рядом с «Битлз» чудом исцелится».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джош Дарса с «Си-Би-Эс» взял интервью у Пола с Джоном».
Уолтер Кронкайт (телеведущий): «Александр Кендрик – один из наших ведущих корреспондентов в Лондоне – прислал нам репортаж о группе молодых музыкантов, называющихся «Битлз». Это удивило меня, потому что Кендрик был весьма серьёзным парнем, который интересовался международными событиями. Это было не в его стиле, готовить очерки. Он читал в лондонских газетах о «Битлз», которые начинали привлекать большое внимание, и, занимаясь в Манчестере другим репортажем, он провел вечер на одном из выступлений этих длинноволосых музыкантов. Публика в значительной степени состояла из визжащих и кричащих девушек, находящихся в каком-то новом состоянии поклонения. Он предложил, чтобы его съемочная группа сняла репортаж. Он не был поклонником такого рода музыки, поэтому он привлек еще одного репортера, Джоша Дарса, чтобы взять интервью у группы. Кендрик послал репортаж нам, и мы посмотрели его в Нью-Йорке».
Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «В тот вечер у группы взял интервью Джош Дарса, который сказал «Новому Музыкальному Экспрессу»: «Никогда не думал, что британская аудитория может или будет реагировать таким образом». На следующий день лондонское отделение «Си-Би-Эс» завершило репортаж и отправило его в Нью-Йорк».
Уолтер Кронкайт (телеведущий): «В какой-то мере этот репортаж меня заинтересовал, но я не стал сразу включать его в эфир, потому что вся неделя была загружена другими новостями. Пока у нас не было времени на такого рода материал, я положил его на полку».
Александр Кендрик: Йе-йе-йе, это «Битлз», это они, и это Битландия, известная как Великобритания, где эпидемия под названием Битломания охватила подростковое население, в основном женского пола. Некоторые из девушек умеют писать, и они состоят в клубе поклонников «Битлз».
Название «Битлз» звучит как что-то из жизни насекомых, но пишется Би-И-Эй-Ти – бит, а эта четверка парней из Ливерпуля со своим косматым стилем прически является самым последним музыкальным течением в Британии и, по сути, социологическим феноменом. Они привнесли то, что пресса охарактеризовала как «Звучание Мерси», по названию реки, на которой стоит Ливерпуль. И хотя музыковеды утверждают, что этот стиль ничем не отличается от любого другого рок-н-ролла, за исключением может быть того, что он несколько громче, он вознес «Битлз» на вершину горы.
Факт тот, что они встретились с членами королевской семьи, и царственные особы выразили им свою признательность и симпатию.
Везде, где появляются «Битлз», их преследуют орды вопящих и взбудораженных несовершеннолетних. Группе и их пресс-агентам приходится придумывать всевозможные способы, чтобы избегать восторженных поклонников. Однажды они выступили в Борнмуте, курортном городе на южном побережье, и Борнмут больше никогда не будет таким, каким он был.
Репортер Дош Дарса поговорил с «Битлз» в их костюмерной.
Дош Дарса: Как так вышло, что вы достигли такого успеха?
Пол: Уххх. Хм. На самом деле, знаете, как вы говорите, это стрижки. Мы не думали, что они такие диковинные, но все говорят (говорит претенциозным тоном) «Ха-ха, что за диковина!».
Дош Дарса: Опасаетесь ли вы того, что ваша публика, в конце концов, устанет от вас и она найдет себе новых любимчиков?
Джон: (вздыхая) Наверное так и будет, но, знаете…
Дош Дарса: (перебивая) Когда-нибудь думали об этом?
Джон: …всё зависит от того, сколько времени им потребуется, чтобы устать.
Александр Кендрик: Кроме того, чтобы быть просто самым новейшим объектом подросткового преклонения и современным проявлением навязчивого туземного пения и танца, у «Битлз», как утверждают социологи, есть более глубокое содержание. Некоторые из них говорят, что они – подлинный голос пролетариата. Другие утверждают, что они – настоящее сердце Англии в противостоянии американскому культу популярных исполнителей в лице Элвиса Пресли и длинной череды его британских подражателей. У самих же «Битлз», как кажется, нет никаких заблуждений. Они символизируют антигероя двадцатого века, исполняя не-музыку, нося не-прически, исполняя не-«мерси». И в то же время, йе-йе-йе, письма от поклонников продолжают приходить, как и деньги. Это Александр Кендрик из Битландии.
Ник Черчилль (журналист): «Этот репортаж должен был выйти в эфир утром 22 ноября, но в этот день будет убит Джон Кеннеди, и трансляция будет перенесена на 10 декабря».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Перед тем, как концерт должен был начаться, в обязанности полиции входило очистить от поклонников пространство возле служебного входа. Расходы на полицию были огромными. На мероприятия по организации безопасности уходило средств больше, чем оплачивались политики или начислялись авторские гонорары».
Клайв Гарланд (полицейский): «Наша работа заключалась в том, чтобы сидеть в первом ряду, пока музыканты и помощники группы, ответственные за установку аппаратуры во время концертов, участвовали в саундчеке».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Три конкурирующие между собой американские телевизионные сети – «Эн-Би-Си», «Си-Би-Эс» и «Эй-Би-Си», получили разрешение снять часть выступления и запечатлеть истеричную аудиторию».
Роджер Гаттридж (газета «Борнмут Ивнинг Эко»): «Выступление «Битлз» в Борнмуте 16 ноября 1963 года стало поворотным моментом в их завоевании Америки, когда съемочные группы трёх крупнейших американских телевизионных сетей сняли их концерт».
Тони Кроули (журналист): «Один из последних раз, когда я встретился с ними [с «Битлз»], был в «Зимних Садах», когда весь зал, казалось, был заполнен американскими съемочными группами (прим. – до этого Тони Кроули встречался с «Битлз» 20 мая 1963 во время их выступления в Саутгемптоне, и в августе, во время их выступлений в Брнмуте). Это был единственный раз, когда я присутствовал на концерте, и реально был оглушен».
Тиренс Спенсер (фотограф): «На сцене «Битлз» выглядели спокойными и расслабленными, такими же, как и в своей костюмерной. Их появление сопровождалось восторженными визгами, но казалось, они не обращали на это внимание. Они переговаривались друг с другом и бросали шутки в аудиторию. Как-то раз они признались, что любят леденцы. В результате на следующем же концерте их закидали конфетами, которые летали во всех направлениях. Джон заметил: «Это самое липкое вещество из всего известного человечеству. Иногда детишки думают, что мы на сцене разучиваем новые танцевальные па, а на самом деле мы пытаемся отлепить свои ноги от сцены». Также вся сцена замусоривалась всевозможными записками.
Было довольно сложно фотографировать их на сцене, потому что приходилось делать это из зрительного зала, находясь между публикой и полицейским оцеплением. Один из полицейских произнес: «Эти девочки как угри, которые проскальзывают у вас между ног, безумно бросаясь к «Битлз», полностью забывая о своем чувстве самосохранения». Во всем происходящем вокруг «Битлз» в эти дни было что-то иррациональное. Их феномен был самой экстраординарной вещью из тех, что могли случиться с четверкой молодых парней».
Тиренс Спенсер: «Время от времени двое из парней сближали свои головы над микрофоном и начинали брать высокие ноты в песне «Она любит тебя» (She Loves You) – это неизменно вызывало восторженные крики поклонниц в зрительном зале».
Тиренс Спенсер: «То, что Пол левша и держал гитару в другую сторону, позволяло ему достаточно легко петь с Джоном или Джорджем в один микрофон. Этот прием вызывал у публики потрясающий эффект. Казалось, что они поют песню друг другу, и поклонницам очень это нравилось. Хотя Джон и Джордж тоже пели в один микрофон, почему-то это не воспринималось также эффектно, когда рядом был Пол».
Тиренс Спенсер: «Было очевидно, что ритмичная музыка оказывала воздействие на девушек, которые начинали вести себя необузданно. Поэтому в Борнмуте только благодаря полицейскому оцеплению удавалось сохранять порядок».
Тиренс Спенсер: «Тот первый вечер в «Зимних Садах» стал, в некотором смысле, культурным шоком для меня, того, кто еще недавно писал военные очерки из Африки. В зале было около 3000 зрителей, и, по крайней мере, 1500 из них были девочками-подростками. Они отчаянно визжали, доводя себя чуть ли не до оргазма, создавая при этом все вместе звук, подобный самолету на взлете. Мне казалось, еще немного, и крыша театра слетит напрочь. Где бы не появлялись «Битлз», их всегда сопровождал хаос. На улице девушке боролись между собой за возможность хотя бы взглянуть на них. В зале они визжали и впадали в истерику».
Стэн Соуден (газета «Дейли Эко», 18 ноября 1963): «В то время как все понимали, что в субботу в «Зимних садах» Борнмута, когда там будут выступать «Битлз», разразятся фантастические сцены, но никто не мог предвидеть, насколько фантастическими будут эти сцены. Дважды зал извергался таким сильным крещендо, что никто не слышал даже своего крика. Одно время казалось, что весь зал стоял на ногах, крича и крича. «Битлз» на протяжении всего своего выступления, казалось, были равнодушны к происходящему. Если бы они перестали играть, я сомневаюсь, что кто-нибудь это заметил.
В концерте принимал участие отличный исполнительский состав, особенно «Питер Джей энд Джейуолкерс», «Шэдоуз», «Сёрчерз», «Фредди энд Дримерс», «Вернонс Гёрлз» привнесли в шоу приятное прикосновение гламура. «Брук Брозерс» оказали отличный прием. «Кестрелз» выступили хорошо в самый трудный момент концерта – как раз перед выходом звезд программы. Когда ведущий концерта Фрэнк Бэрри начал объявлять выход «Битлз», его слова утонули в шуме и следующие 20 минут практически невозможно описать словами.
Размахивая фотографиями и плакатами, стоя на сиденьях и крича во всю силу, фанаты дали телеоператорам хороший материал для записи. Местами в кадр попадали нетипичные зрители, сидевшие с безучастным видом и, казалось, они были безразличны к окружающему их шуму. В аудитории тут и там девушки безудержно рыдали. Все эти сцены в тот вечер были бесподобными и вряд ли повторятся до тех пор, пока «Битлз» не придут туда снова».
Клайв Гарланд (полицейский): «Во время концертов – первый состоялся в 18:30, второй в 20:30, нам было сказано отойти в сторону, а если толпа устремится к сцене, встать шеренгой между фанатами и сценой. Ну, конечно же, как только появились «Битлз», девочки вскочили, и мы выстроились в ряд перед сценой. Поклонники сходили с ума. На нас обрушился ливень леденцов «джелли-бэби». Это был дурдом – чертовски весёлый с одной стороны, и совершенно ужасающий с другой.
Некоторые из девушек теряли сознание, скорая помощь Святого Иоанна усердно работала весь вечер. Девушки напирали на нас весь вечер. Мне было тогда 19 лет и я, определенно, выбрал себе правильную профессию! Мы никогда не видели ничего подобного. Даже в футболе – а у нас тогда было двадцать тысяч на стадионе «Дин-Курт», в те дни у нас на дежурстве было всего восемь человек».
Тиренс Спенсер: «Ребята всегда заканчивали свое выступление поклонами. Даже Ринго за своими барабанами».
Тиренс Спенсер (фотограф): «О «Битлз» было написано уже очень много, как о группе, так и о отдельных чертах каждого из них: Джон – бунтарь и острослов, Пол – ангелочек с практичной деловой хваткой, Джордж – серьезный молодой человек, Ринго – дурачащийся клоун. Газеты того времени были полны всякими психосоциологическими комментариями относительно популярности «Битлз», но, мне кажется, ближе всего по сути было высказывание одной из них: «Раскованная бесшабашность группы, излучающей энтузиазм. Они непосредственны, индивидуальны и неординарны».
Как только концерт закончился, ребята быстро выбираются из помещения через боковой вход к ожидающему возле входа полицейскому фургону, который довезет ребят до их автомобиля «Остин Принсесс». На нем они доедут до своего отеля, где и переночуют».
Клайв Гарланд (полицейский): «Я так и не увидел, как они покинули «Зимние сады». «Битлз» покидали сцену и уезжали прежде, чем кто-либо догадывался об этом. Я думаю, что мы ушли из театра примерно в 23:30, направившись к Мэйдейр-Роуд после 12-часовой смены. Это был жуткий день, но очень веселый, и с тех пор я поклонник «Битлз».
Тиренс Спенсер: «Как только концерт закончился, ребята быстро выбираются из помещения через боковой вход».
Тиренс Спенсер: «Их отъезд был еще более драматичен, так как ребята не успели беспрепятственно добежать до машины. Как только двери в лимузине были заперты изнутри, автомобиль сорвался с места и унесся прочь. Применительно к ним, всё это становилось обычным явлением».
Тиренс Спенсер (фотограф): «Битлам всё больше приходилось удовлетворять все возрастающий спрос на их автографы. Когда они были слишком заняты, их дорожный менеджер или кто-нибудь из их окружения подделывал их подписи на фотографиях и отдавал поклонникам. Спустя годы, когда автографы «Битлз» неимоверно выросли в цене и стали выставляться на продажу на аукционах, подобных «Сотсби», экспертам пришлось затратить изрядную долю труда, чтобы отличить оригиналы от подделок».
Автографы группы на обложке вестника «Миддлсбро Ивнинг», подписанные ими 16 ноября 1963. Это был специальный двадцатистраничный выпуск, посвященный предстоящему выступлению «Битлз» в Стоктон-он-Тис на следующей неделе 23 ноября. Эти автографы были получены во время благотворительного ужина, состоявшегося после окончания концерта.
Кристина Нелмез: «Когда «Битлз» приехали к нам в Борнмут, мы с подругами испекли им торт. Эта фотография была опубликована в местной газете. Я в середине, слева Таня, справа Мэрион».
Тиренс Спенсер (фотограф): «На протяжении несколько месяцев мы сопровождали их по всей стране и до самого Парижа. Мы снимали их на сцене и за кулисами, сделали огромное множество замечательных фотоснимков».
Роджер Гаттридж (газета «Борнмут Ивнинг Эко»): «Приезд «Битлз» в Борнмут остался в памяти борнмутского светского жителя Хавьера Ревуэльта Пинейро, хотя он и понятия не имел, кто они были такие! После двух безумных шоу того вечера, «Битлз» были тайком вывезены в «Черной Марии» в полицейский участок на Мэйдейр-Роуд. Но, прежде чем они вернулись в свой отель, они решили перекусить и зашли в ночной ресторан на Эксетер-Роуд, который они часто посещали во время своего летнего сезона в августе.
Швейцар сначала не пустил их в ресторан, так как в тот вечер он был закрыт для частной вечеринки, устроенной мистером Пинейро, который праздновал с друзьями и родственниками свадьбу, на которой друзья не смогли присутствовать 26 октября.
Будучи скорее фанатом джаза, чем поп-музыки, Хавьер не знал, кто они [«Битлз»] были такие, но впустил их по рекомендации своего шафера».
Хавьер Ревуэльт Пинейро: «Ко мне подошел Ринго и сказал: «Мы заходили сюда раньше после концертов. Можем мы присоединиться к вашей вечеринке?» Я предложил им приготовить для них еду и спросил, что им нравится. Ринго сказал, что им нравятся яйца, бекон, колбаса и чипсы, и я сам приготовил им еду. Эти парни были просто отпадные, и один из них спросил, как они могут отплатить нам. Я сказал, что ничего не нужно, поэтому они предложили взять свои инструменты и поиграть для моих гостей.
Они играли около часа. В ресторан пришли двадцать или тридцать девушек, и вечеринка продолжалась до 2 часов ночи. Джон Леннон дал мне свой личный номер телефона и номер клуба «Пещера» и сказал, что они мне заплатят».