5 ноября 1963 г.
Бэрри Майлз: «Согласно заявлению «И-Эм-Ай», на сингл «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) в течение одного дня было подано 500 000 предварительных заявок».
Филипп Норман: «Сказать, что в ноябре 1963 года Британия была заражена всеисключающей битломанией, было бы явным абсурдом. Мания была делом рук Флит-Стрит. Это благодаря ей она охватила страну. В течение первой же недели после королевского представления «Дейли Экспресс» опубликовала на первой полосе пять репортажей, описывавших битломанию во всех направлениях компасной стрелки. Основной соперник «Экспресс» – «Дейли Мэйл» вскоре перестала затруднять себя написанием слова «Битлз» в заголовках. Его с успехом заменял штампованный рисунок четырех голов с челками».
Хантер Дэвис: «Отчеты об их концертах, помещенные на первых полосах, отличались редким однообразием в подаче материала. «Дейли экспресс» поместила фотографию группы на первой странице, а «Дейли миррор» подытожила заголовки газет, назвав то, о чем вскоре услышал весь мир, одним словом – битломания! Даже такая газета, как «Дейли телеграф», считавшая ниже своего достоинства освещать сомнительные истории, связанные с поп-музыкой, отводила по столбцу каждому случаю нарушения общественного порядка. Причем в течение долгого времени такие репортажи не обходились без упоминания о «драке подростков 28 октября за билеты на концерт поп-группы Битлз…». То есть солидным читателям все еще считали нужным объяснять, кто такие «Битлз».
В парламенте дебатировался вопрос о том, необходимы ли стране тысячи новых полицейских, которые из-за «Битлз» будут сверхурочно выходить на службу, да еще подвергаясь опасности. Один из членов парламента как-то предложил полиции ретироваться, чтобы выяснить, чем все это кончится. К счастью, никто из членов парламента не принял предложения всерьез».
Интервью для телепрограммы текущих событий. Кадры кинохроники.
Бэрри Майлз: «В этот день съемочная группа Объединения теле-радиовещания (Associated-Rediffusion) снимает «Битлз» во время поездки в автомобиле в окрестностях Лондона для документального фильма «Битлз и Битломания», который будет включен в их программу текущих событий на этой неделе».
beatlesbible.com: «Утром «Битлз» дали интервью для телепрограммы текущих событий на этой неделе. Первыми были сняты Джордж Харрисон и Ринго Старр, затем Джон Леннон и Пол Маккартни. Трансляция этого девятиминутного интервью состоится 7 ноября 1963».
Поклонники возле кинотеатра «Адельфи» в Слау.
Бэрри Майлз: «Выступление в зале кинотеатра «Адельфи», Слау (Adelphi Cinema, Slough) в рамках осеннего турне. 30 полицейских были наготове, чтобы сдерживать возможный прорыв толпы».
Кинотеатр «Адельфи», Слау в 1991 г.
beatlesbible.com: «Это было второе выступление группы на этой концертной площадке. Впервые они выступили там 18 мая 1963 во время гастролей с Роем Орбиссоном. Больше в этом зале они не выступали».
Бэрри Майлз: «Перед концертом Ринго, Джордж и некоторые из участников группы «Нарушители» (Jaywalkers) устроили на сцене музыкальную импровизацию».
Репортер «Обсервер»: «В кинотеатре «Адельфи» летели каски, так как полиция сцепилась с вопящими поклонниками. Пока сотни поклонников бились с кордоном полиции в надежде бросить хотя бы один взгляд на своих кумиров, в полицейских полетел фейерверк в попытке оттеснить их назад.
Их концерт был столпотворением. С того момента, когда золотые мальчики появились на сцене, и до того, как упал занавес, в зале не стихал рев баньши (прим. – в гальском фольклере – приведение-плакальщица, чьи рыдания предвещают смерть).
Снаружи поклонники ждали группу в течение нескольких часов, стоя под проливным дождем, но после концерта ливерпульскую четверку быстро увезли в «Остин-Принцесс» в сопровождении полицеского эскорта. Полиция сцепив руки отжала толпу от отъезжающего эскорта, но одной фанатке удалось прорвать кордон и броситься к автомобилю. Ее удалось перехватить и оттащить прочь прыгувшему к ней полицескому, в то время как Мерси-рокеры умчались вниз по Бэт-Роуд».
Брюс Спайзер (журналист): «Перед отъездом в Нью-Йорк, Эпстайн связался с Причардом, который сказал, что попытается договориться о выступлении «Битлз» на шоу Эда Салливана, и предложил договориться о соглашении. Когда Брайен ответил, что он хочет договориться о соглашении сам, Причард попросил Брайена позвонить ему, когда тот прибудет в Нью-Йорк, чтобы он смог устроить ему встречу с Салливаном».
Джерри Боулз (журналист): «Брайен Эпстайн очень обрадовался, когда ему передали об интересе Салливана к «Битлз», к тому же это, вероятно, самая важная причина, почему Салливан смог получить группу за сравнительно небольшой гонорар. «Битлз» было необходимо предстать перед Америкой».
Хантер Дэвис: «5 ноября 1963 года, Брайен отправился в Нью-Йорк вместе с Билли Дж. Крэмером».
Брайен Эпстайн: «В ноябре я взял в Нью-Йорк Билли Крэмера – еще одного очень успешного британского артиста, с которым я подписал контракт в Ливерпуле».
Брюс Спайзер (журналист): «Основная цель этого визита заключалась в том, чтобы популяризировать Крэмера, из которого Эпстайн надеялся сделать успешного эстрадного певца кабаре, способного возглавить шоу в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Другой целью его визита было выяснить, почему «Битлз» не «состоялись» в Америке и, что более важно, что можно было сделать, чтобы способствовать «распространению этого госпела от Битлз в США».
Брайен Эпстайн: «Я хотел выяснить, почему самое крупное из когда-либо известных явлений в поп-музыке Великобритании не произвело впечатления в Америке. Я вспомнил свои первые шаги в Лондоне и повторил там хождения по фирмам грамзаписи и телевизионным студиям. Я не предполагал, что они [«Битлз»] смогут стать достойным ответом Синатре, но я надеялся, что они оставят какой-то след в американском шоу-бизнесе, так как их очарование и музыкальное дарование были бесспорны, а в Америке всегда ценили таланты».
Брюс Спайзер (журналист): «Когда самолет Эпстайна вылетел в Нью-Йорк, Причард начал расхваливать «Битлз» Салливану, дав ему отчет о «Королевском варьете». Причард отметил, какой огромный отклик получили «Битлз» и рекомендовал Салливану пригласить «Битлз» на свое шоу. Салливан, вспомнив большую толпу в лондонском аэропорту, проявил интерес, но нужен был какой-то аспект, чтобы популяризировать группу, которая в то время была еще неизвестна в Америке. Причард сообщил Салливану, что «Битлз» были первой группой «длинноволосых парней», которую пригласили выступить перед королевой Англии. Это убедило Салливана рассмотреть возможность выступления группы в его шоу».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Кто такая Глория Стэйверс?» – спросил Брайен Эпстайн, взглянув на листок бумаги, который я протянул ему через свой стол, и на котором были её имя и нью-йоркский телефонный номер. Я ответил ему: «Мне бы хотелось, чтобы ты угостил её вином и обедом, когда будешь в Нью-Йорке. Это чрезвычайно влиятельная дама с большим влиянием в мире молодёжных музыкальных журналов». Эпстайн улетал в Нью-Йорк сразу после появления «Битлз» в «Королевском эстрадном выступлении», и это было подходящее время, чтобы он укрепил фундамент, который недавно я заложил с Глорией Стэйверс. К концу 1963 года, когда наш план по надвигающемуся вторжению «Битлз» в США был в своей начальной стадии, я надеялся сделать Глорию Стэйверс своим секретным оружием, убедив её возглавить эту битву с помощью большого прорыва в отношении освещения в печати».
Брайен Эпстайн: «Для меня операция «США» началась в ноябре 1963 г. «Битлз» всегда с большим удовольствием оставляли мне труд определить сроки, составить план или распорядок, т.к. они доверяли мне. Они знали, что если будет нужно принять какое-нибудь важное решение, я предварительно посоветуюсь с ними».
Сид Бернстайн: «Брайен Эпстайн не был типичным менеджером. Это был настоящий ангичанин: подтянутый, очень сдержанный, очень серъезный. Постоянно держал в голове все, чего от них хотели, и что он сам хотел для них сделать. Заботиться о них было для него в порядке вещей».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Обсуждение «Палладиума» и «Королевского эстрадного представления» вызвало шквал статей в прессе, которая тут же вырвалась за пределы границ Британии и перенеслась через Атлантику, став причиной первых заголовков о «Битлз» в американских новостях. Время не могло быть более подходящим для этого. Мы уже предварительно запланировали отправить «Битлз» в Нью-Йорк в первой половине 1964 года, и эти статьи в американских газетах подготовили почву для окончательного улаживания Брайеном Эпстайном переговоров на самом высоком уровне насчёт этой поездки. Теперь битлы были готовы подняться по лестнице славы от новой популярной группы в Британии до тогда ещё редкого ранга международных суперзвёзд поп-музыки».
Брайен Эпстайн: «Поездка для Билли Крэмера обошлась мне в 2000 фунтов (прим. – достаточно весомая сумма, по тем временам), т.к. я заказал очень хороший отель и мы жили нарочито роскошно, чтобы произвести на американцев впечатление. Пусть знают, что мы – люди, которые кое-что да значат. В действительности, конечно же, ничего такого особенного для американцев мы не представляли. Мы были всего лишь двумя обычными туристами. Меня никто не знал, и в моей записной книжке было всего три имени, всего три человека, с которыми я должен был встретиться». (прим. – Брайен договорился о встрече с представителем Эда Салливана, Причардом, Салливаном и Сидом Бернстайном)».
Брайан С. Янг: «1963 год близился к концу, а Брайен Эпстайн и его ребята готовили вторжение в Америку. 5 ноября Эпстайн прилетел в Соединённые Штаты, чтобы организовать предстоящее выступление группы на шоу Эда Салливана. Мир, сам того не зная, уже находился на грани завоевания британцами, и Америка была к этому абсолютно неподготовлена».
Филипп Норман: «Дик Джеймс порекомендовал Брайена Уолтеру Хоферу – поверенному в делах компании Джеймса в Нью-Йорке. Хофер был к тому же англофилом. Он пригласил Брайена в свой офис на 57-й Вест-Стрит».
Уолтер Хофер: «С самого начала он [Брайен] засыпал меня вопросами: Как работает американское телевидение? Как работают радиостанции? Пока он находился в городе, я устроил в его честь вечеринку с коктейлями, которая была полным конфузом. Никто никогда не слышал о Брайене Эпстайне. Никто не пришел, кроме нескольких человек из «Либерти Рекордз», потому что они заключили контракт с Билли Джи Крэмером».
Нью-Йорк 1963 г.
Реклама в «Мерси Бит» выступления группы «Роллинг Стоунз» в ливерпульском клубе «Пещера». Автограф Боба Вулера.
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «Мы выступили в клубе «Пещера». Отыграли 45-минутный концерт перед воодушевленными зрителями. В клуб набилось несколько сотен человек, 25 девушек упали в обморок. Ничего подобного я никогда не видел».
Клуб «Пещера».
Мик Джаггер: «Там было жарко! Мы почти истекли потом».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «В то время некоторые люди возвели в поп-музыке стену, образно говоря, разделив север с югом. Но мы не почувствовали никаких барьеров со стороны поклонников Мерсисайда. Прогуливаясь по этому городу, мы останавливались и по-дружески болтали с ливерпульцами. Вечером наше выступление в «Пещере» было просто фантастическим».
Автографы группы «Роллинг Стоунз», подписанные ими для Нила Гамильтона 5 ноября 1963 во время выступления в ливерпульском клубе «Пещера».
Нил Гамильтон: «Я родился в Ливерпуле в 1947 году. Моим основным способом развлечения было вечернее посещение клуба «Пещера» несколько раз в неделю. Однажды одним воскресным вечером я был в «Пещере», и к моему удивлению я увидел, как по лестнице в клуб спускаются ни кто иные, как «Роллинг Стоунз», которые в то время были одной из моих самых любимых групп. Я только начал играть на гитаре, и был по-настоящему увлечен блюзом. Мне удалось с ними пообщаться, в частности, с Брайаном Джонсом, и я находился рядом с ними, когда их осаждали орды юных поклонниц, и я раздавал автографы вместе с Брайаном. Так как у меня были длинные волосы, они приняли меня за одного из Стоунзов. Через некоторое время одна из подкованных поклонниц Мэри Эллен воскликнула: «Он не Роллинг Стоун», и моя минута славы сразу же закончилась. Потом у меня состоялся разговор с Миком Джаггером, и я сказал ему: «Давай пригласим пару пташек на танец», и мы станцевали с ним «Пещерный стомп».
Крис Хатчинс (журналист «Нового музыкального экспресса»): «Пещерный стомп» – это такой модный танец с притопами в начале 60-х, часто исполняемый в клубе «Пещера» (cavern stomp)».
Нил Гамильтон: «Позже я попросил их подписать мою клубную карточку».
Мик Джаггер в окружении поклонниц в клубе «Пещера».
Брайан Джонс подписывает автографы.