1 ноября 1963 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день в Великобритании поступил в продажу миниальбом «Битлз №1» (The Beatles (No. 1)), Parlophone GEP 8883 (только в формате моно). Сторона A: «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There), «Страдание» (Misery); Сторона «Б»: «Анна (Уходи к нему)» (Anna (Go to Him)), «Цепи» (Chains)».
Конверт мини-альбома был отпечатан в кампании «Гэррод и Лофтхауз» (Garrod & Lofthouse), имел ламинирование с лицевой стороны и на загибах с оборотной с надписью «Гэррод» по центру снизу.
Некоторое количество обложек было напечатано в компании «Бакленд Принтерс» (Buckland Printers) с диагонально подрезанными загибами на задней стороне и надписью «BuPr» в правом нижнем углу.
Первый тираж миниальбома имел черный лейбл с логотипом желтого цвета и печатью текста серебряного цвета.
Грэхэм Кэлкин (автор книги «Отданные песни Леннона и Маккартни»): «14 октября 1963 группа «Билли Дж. Крэмер и Дакоты» (Billy J. Kramer & The Dakotas) записала песню Леннона-Маккартни – «Ты будешь довольна» (I’ll Keep You Satisfied). Сингл поступил в продажу 1 ноября 1963».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Великобритании поступил в продажу сингл группы «Роллинг Стоунз» с песней Леннона-Маккартни «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man), Decca F 11764».
Кристофер Сэндфорд (автор книги «Мик Джаггер – просто крутой»): «Вышедший 1 ноября сингл группы «Роллинг Стоунз» с песней «Хочу быть твоим мужчиной» сразу же занял 12-е место в хит-параде, и даже добрался до Америки, но там не пользовался особым успехом».
Гвазета «Мелоди Мейкер» (о сингле «Роллинг Стоунз»): «Музыкальный фон дикий, но недостаточно оригинальный».
Газета «Бит Мансли»: «Роллинг Стоунз наносит очередной удар».
Джон: «Стоунз всегда были ниже нас по классу – как в смысле музыки, так и в смысле мощи исполнения».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Брайен продолжал заниматься их гастролями, поскольку обнаружил, что для полных аншлагов где бы то ни было совершенно достаточно одного имени группы. Турне «Битлз», которое началось в ноябре, представлял продюсер Артур Хауз с разрешения Брайена Эпстайна».
Город Челтнем, 1960-е годы.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в зале кинотеатра «Одеон», Челтнем (Odeon Cinema, Cheltenham)».
Кинотеатр «Одеон», Челтнем.
beatlesbible.com: «Это было единственное выступление «Битлз» в Челтнеме».
Поклонники ждут прибытия группы в театр «Одеон».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Первое выступление осеннего турне «Битлз» в качестве бузусловных хэдлайнеров, в споровождении групп: «Квартет Ритм-энд-Блюза» (The Rhythm & Blues Quartet), «Девушки Вернона» (The Vernons Girls), «Братья Брук» (The Brook Brothers), «Питер Джей и Нарушители» (Peter Jay & The Jaywalkers) и «Соколы» (The Kestrels). Ведущий концертов Фрэнк Берри (Frank Berry)».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Кроме «Битлз», в туре не было представителей мерсибита, если не считать Девушек Вернона».
Гастрольный буклет с автографами «Битлз».
С группой «Соколы» (The Kestrels).
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время этих гастролей группа исполняла стандартную концертную программу: «Я увидел ее, стоящую там» (I Saw Her Standing There), «От меня тебе» (From Me To You), «Всю мою любовь» (All My Loving), «Ты взяла меня в плен» (You Really Got A Hold On Me), «Перевернись, Бетховен» (Roll Over Beethoven), «Мальчики» (Boys), «Пока не появилась ты» (Till There Was You), «Она любит тебя» (She Loves You), «Деньги (Это все, что мне нужно)» (Money (That’s What I Want)) и «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout)».
В 2019 году на аукционе «Got to Have Rock and Roll» был выставлен список песен, подписанный Ринго и Джоном. Интересно то, что в этом списке присутствует песня «Не беспокой меня» (Don’t Bother Me) – первая песня Джорджа Харрисона. Предполагалось, что эта песня никогда не исполнялась группой во время выступлений. На аукцион сет-лист указан как список песен концерта в Челтнеме, Англия, 1963. Список написан почерком Пола Маккартни. На обороте стоят подписи Ринго и Джона».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Когда на первом концерте тура ревущей толпе был объявлен выход Девушек Вернона, участница группы Морин Кеннеди запаниковала: «Господи, я этого не вынесу. Они требуют Битлз! Конечно, ребята заслуживают такого отношения, но каково другим исполнителям?». Девушкам Вернона и другим участникам тура не оставалось ничего другого, как выступать под несмолкаемые крики публики, желавшей слушать только своих кумиров. Пол и стены во время их выступлений ходили ходуном, но дело обходилось без серьезных телесных повреждений, поскольку этот хаос носил вполне миролюбивый характер, и все же, несмотря ни на что, сказывалась британская сдержанность».
Кадры кинохроники.
Кей Уилсон: «Я простояла всю ночь в очереди, чтобы купить билеты себе и подруге Джеки Джаггер , чтобы увидеть «Битлз» в челтенемском Одеоне».
Джеки Джаггер: «Чтобы получить билеты, Кей провела в очереди всю ночь. Ее мама носила ей всю ночь горячий шоколад, чтобы она смогла выстоять».
Кей Уилсон: «И оно того стоило. Нам было 15 и 14 лет соответственно. Мы стали предметом зависти всех наших друзей, так как у нас были места в первом ряду».
Джеки Джаггер: «У нас были билеты А1 и А2. Мы сидели прямо перед Джорджем Харрисоном. В то время мы обе были от него без ума. К концу концерта мы обе совершенно охрипли, но на следующий день фотоснимок с нами оказался на странице «Эко». Это был удивительный вечер, который я никогда не забуду».
Джеки Джаггер и Кей Уилсон на странице газеты «Эко».
beatlesbible.com: «На следующий день газета «Дейли Миррор» выйдет с заголовком: «Битломания! Это происходит везде… даже в сонном Челтнеме!».
Газета «Дейли Миррор».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Заголовки газет, вышедших на следующий день после концерта, гласили: «Падение Чопорнс-вилла», — можно легко догадаться, что выражение было придумано заранее. В газете цитировались слова местного полицейского, который сказал, что это была самая сумасшедшая ночь со времен Мейфкинга!».
Пол с поклонницами Джо Риз, Ди Франклин и Мэрилин Кларк.
Автографы, подписанные группой 1 ноября 1963 в Челтнеме.
Джо Риз: «Мне было 17 лет, и я со своим другом Майком Стоати пошла на их концерт 1 ноября 1963. Мы вопили в течение всего первого концерта, а потом вернулись и прокричали весь второй концерт».
Майк Стоати: «Я был их поклонником с 16 лет».
Интервью.
Джо Риз: «Мне повезло встретиться с ними после того, как мне дали знать, что они остановились в отеле «Савой» в Монтпеллир (Savoy Hotel, Montpellier). Я и две мои подруги набрались наглости, пошли туда, и небрежно так спросили: «Можно увидеть Битлз, пожалуйста?». В результате мы пообщались с ними, и попили чаю. До сих пор поню, что дрожала, как осиновый лист. Мы так нервничали.
На самом деле, я тогда упустила свой шанс. Если бы тогда я разыграла свою карту, то была бы леди Маккартни! Но моим любимым битлом был Джордж».
Автограф Джона Леннона карандашом на обратной стороне страницы заказа официантки отеля «Савой», Монтпеллир, Челтенем.
Уильям Томас, газета «Ковентри Ивнинг Телеграф» (1 ноября 1963): «Узкий боковой вход в здание на Монмут-Стрит в Сохо ведет вверх по скрипучей лестнице в самое сердце империи поп-песен. На первом этаже бросаются в глаза афиши с именами, исполненными в зеленых, желтых, красных и черных тонах – Битлз, Джерри и Лидеры, Билли Дж. Крэмер и Дакоты, Томми Куикли и Силла Блэк.
В комнате с ковровым покрытием и мягким освещением, вокруг письменного стола со встроенным коктейльным шкафчиком стоят пять обычных стульев. У окна стоят розовые пластмассовые цветы. На столе разбросаны музыкальные газеты. В углу играет проигрыватель. Из этой комнаты 28-летний блестящий молодой человек Брайен Эпстайн революционизирует британскую индустрию поп-музыки. Авторитетный, дружелюбный, учащийся в бывшем, его беспокойные руки «говорят» за себя, когда он обсуждает гитаристов, ударников и солистов, которые сделали его одним из преуспевающих людей в шоу-бизнесе, и это всего за один год.
Деньги – это то, чего он избегает, но все, к чему он прикасается, превращается в золото. Представители шоу-бизнеса ожидают, что в этом году он заработает не менее 250 000 фунтов стерлингов. Сам Эпстайн никогда не обсуждал подобных цифр. Скромность легко ему дается, но за этой застенчивостью скрывается та энергия, которая как шторм захватила британский мир поп-музыки. Со своим ливерпульским битом Эпстайн занял место, на котором обосновались Билл Хейли и остальные рок-н-ролльщики. Он уловил вкусы нового поколения покупателей пластинок. Это молодые 13-летние девушки, обеспокоенные своей первой любовью и угревой сыпью, которые толкутся у служебного входа в театры, где выступают его артисты. Эти девушки готовы оставить Клиффа Ричарда и Адама Фэйтса своим более старшим сестрам.
В этом году его группы уже продали более трех миллионов пластинок и заняли верхние строчки в хит-парадах Швеции, Австралии, Германии, Голландии, Японии, Бельгии и Франции.
Битловский миньон «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout) был продан в количестве 150 000 копий за первые две недели и стал первым миньоном, попавшим в первую десятку Британии. Только предварительные продажи их нынешнего хита «Она любит тебя» (She Loves You) составили почти 250 000 экземпляров. Более того, их альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) стал самым быстропродаваемым альбомом в истории британской поп-музыки.
Подобный успех пришел к группам «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers) и «Билли Дж. Крэмер и Дакоты» (Billy J. Kramer & The Dakotas). Также Эпстайн почти вывел на грань успеха Силлу Блэк и Томми Куикли. Два участника группы «Битлз» – Джон Леннон и Пол Маккартни, также выступают в качестве авторов песен, и имеют в своем активе пять хитов: «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), «От меня тебе» (From Me To You), «Ко мне неблагосклонна» (Bad To Me), «Она любит тебя» (She Loves You) и «Ты хочешь узнать секрет?» (Do You Want To Know A Secret?).
Все их песни – а их уже более ста, выпущены издательством «Северные песни», в котором членами правления являются Леннон, Маккартни, ветеран издательского дела Дик Джеймс и, конечно же, Эпстайн.
Бесспорно, что Эпстайн монополизировал все стороны этого бизнеса. Он находит группы, приводит их в порядок и управляет ими, становится их агентом, вместе с отделом прессы занимается их продвижением, организует освещение в прессе своих артистов и заседает в совете компании, публикующей их песни. Но все это делается по-дружески. Эпстайн очень вежлив, возможно, благодаря своему сценическому опыту.
Прежде чем стать директором сети магазинов мебели и телевидения своей семьи на Северо-Западе, он был учеником Королевской академии драматического искусства вместе с Тимом Сили, Шоном Филлипсом, Джоанной Данхем, Томом Кортеней и Сюзанной Йорк. Именно в одном из таких магазинов он и начал свою музыкальную карьеру, открыв отдел пластинок.
«Мои помощники говорили мне, что на местную группу «Битлз» большой спрос», – говорит он мне. – «Но я о них никогда не слышал, как и никто из моих поставщиков. Неизвестные для меня в то время, они играли в клубе всего в ста ярдах от моего офиса».
Эпстайн нашел их, подписал с ними контракт на управление и создал из них звезд. Его первой уловкой было то, что он привлек таких исполнителей, как Литтл Ричард, Джо Браун и Брюс Ченнел, собирающих полные залы, чтобы зрители смогли увидеть и «Битлз». Но звукозаписывающие компании ими не заинтересовались. И «Декка», и «И-Эм-Ай» вежливо указали Эпстайну на дверь, объясняя, что им не нравится, как звучат «Битлз».
Понимая, что единственно верным способом достичь в шоу-бизнесе успеха, это записать хит, Эпстайн направил туда свои усилия. И Джордж Мартин, исполнительный директор «И-Эм-Ай», уступил. «Битлз» подписали контракт. Их первая пластинка имела умеренный успех. Вторая пластинка – «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), выстрелила, достигнув в начале этого года вершины хит-парада.
Эпстайн никогда не оглядывается назад. Он взялся за группу «Джерри и Лидеры» (Gerry & The Pacemakers), и их первая пластинка тоже достигла вершины хит-парада. Более того, в одночасье стали звездами «Билли Дж. Крэмер и Дакоты» (Billy J. Kramer & The Dakotas). Все эти группы отличает земное, резкое звучание и плотное ритмическое сопровождение, которое стало известным как «Ливерпульский бит».
Далее, в отличие от многих начинающих певцов, его артисты достаточно умны, умеют отстаивать свои убеждения во время интервью, и управляются с аудиторией, когда на сцене что-то идет не так, сдерживая своих поклонников.
С их авторскими отчислениями, гонорарами за концерты, рекламой, телевидением и радио, его группы теперь зарабатывают почти 20 000 фунтов стерлингов в неделю, и 25 процентов из этого причитается Эпстайну.
Этот внезапный успех и удача изменили его образ жизни. Из продавца комфортабельной мебели и телевизоров он стал ключевой фигурой в британской поп-музыке. Спокойную жизнь в родительском доме в Чилдуолле, этот некурящий и непьющий холостяк сменил на перелеты в самолете и переезды ночным поездом между Ливерпулем и недавно открывшимся офисом в Лондоне, и номером в отеле Гросвенор Хаус на Парк-Лейн.
Его ежедневную корреспонденцию обрабатывают три машинистки, а с массой писем от поклонников управляется команда секретарей. «Но это нас не захлестнуло», – говорит он, и это похоже на правду.
Все артисты Эпстайна за короткое время закрепили свой успех. Планируются Рождественские сезоны, гастроли, съемки в фильмах, а также множество записей. В бизнесе, где известные имена в одночасье уходят в небытие, Эпстайн, как кажется, собирается остаться надолго».
(условная дата)
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В октябре у нас было запланировано оставить наши крошечные офисы на Монмаут-Стрит. Эти помещения на двух этажах было запланировано отдать под новый национальный головной офис официального фан-клуба «Битлз». Брайен переводил свою ливерпульскую менеджерскую деятельность в Лондон. С ним перебирались несколько самых отважных служащих его штата. Мы же должны были переехать в более просторное помещение на Эрджилл-Стрит, рядом с лондонским театром «Палладиум».
Обладавшая золотым голосом, Лори Маккаффри, начальница телефонного коммутатора в ливерпульском офисе, стала одной из служащих Брайена, которые переехали в Лондон. К несчастью, секретарше клуба поклонников, Фреде Келли пришлось по семейным обстоятельствам остаться дома. Я ожидал переезда с нетерпением, потому что становилось просто невозможно работать в таком тесном офисном помещении, занимаясь не только с великолепной четвёркой, но также и Силлой Блэк и группами «Джерри и Лидеры», «Билли Джи Крамер и Дакоты», «Большая тройка» и «Формоуст». В те дни, когда мы проводили пресс-конференций, это место было похоже на приёмную занятого врача с журналистами, стоящими в очереди с артистами, ожидавшими, что и для них откроется уникальная возможность. Даже без той толкучки, которая была вызвана приходящими артистами, мой офис был свидетелем настоящего безумия, когда Брайен Эпстайн работал на другом конце моего стола и делил со мной мою единственную телефонную линию всякий раз, когда он был в городе.
Я не уверен, кого из нас меньше позабавила новость, что переезд придётся отложить до весны 1964 года, и что нам суждено провести зиму на Монмаут-Стрит в окружении растущей горы почты, ожидавшей внимания со стороны персонала фан-клуба, который к тому времени занял место этажом выше моего офиса. Среди всего этого хаоса я бешено работал над началом карьеры в звукозаписи Присциллы Марии Вероники Уайт, также известной, как Силлы Блэк. Эта молодая рыжеволосая певица из известного ливерпульского района Скотланд-Роуд только что выпустила свой первый сингл, включавший в себя «Любовь любимых» Леннона и Маккартни».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Несмотря на то, что Уолтер Шенсон опасался навязывать режиссеру Ричарду Лестеру излишне реалистичный сценарий, он все же уступил требованию Брайена, который хотел, чтобы он поручил эту работу Алану Оуэну, парню из Ливерпуля, который писал сценарии для телевидения».
Уолтер Шенсон (продюсер фильма «Вечер трудного дня»): «Потом мы пригласили хорошего сценариста Алана Оуэна, ливерпульца, предполагая, что он сможет наилучшим образом передать специфическое чувство юмора, присущее «Битлз».
Заполучить сценариста Алана Оуэна было удачей. Мы побеседовали с дюжиной других сценаристов, и у всех у них идеи были просто ужасны, к примеру: Битлз разъезжают в трейлере, полным привлекательных молодых девушек».
Пол: «В большинстве [виденных нами фильмов] сюжет был бессвязным, в них рассказывалось о ди-джее, которому приходилось повсюду таскаться за группой. Эти истории выглядели просто ужасно».
Джон: «Мы не хотели снимать плохой фильм и потому настояли, чтобы сценарий написал настоящий писатель. Брайен обеспечил съемочную команду во главе с Лестером, нашел сценариста Алана Оуэна».
Пол: «Алан Оуэн написал [телевизионную постановку] «Трамвай до Лайм-Стрит не ходит» с Билли Уайтлоу, которую мы смотрели по телику».
Джон: «Лайм-Стрит – известная улица в Ливерпуле, где собирались проститутки. Мы подыскивали сценариста, нам привели этого парня, а он мог писать диалоги так, будто эти слова произносили самые настоящие ливерпульцы. Мы знали его работы и потому согласились».
Уолтер Шенсон (продюсер фильма «Вечер трудного дня»): «Алан Оуэн никогда раньше не писал комедий, но он был отличным писателем, и Брайен Эпстайн и «Битлз» считали, что он будет хорошим выбором. Поначалу мы не могли его заполучить. Он был занят работой над мюзиклом Лайонела Барта «Оливер» (прим. – британский мюзикл Лайонела Барта по книге Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» был поставлен в 1960. В 1963 году мюзикл был поставлен на Бродвее). Потом шоу было отложено. Я позвонил ему, его агент позвонил мне, и Брайен Эпстайн созвал пресс-конференцию, чтобы объявить о предстоящих съемках фильма.
Я сказал Алану Оуэну и Дику Лестеру, что хочу снять подчеркнуто театральный, утрированный день из жизни «Битлз». Он [Алан] предусмотрительно спросил: «Это как?». «На следующей неделе они будут выступать в Дублине», – говорю я, – «Поезжай туда, езди с ними, а потом, когда вернешься, расскажешь нам». Так он и сделал».