8 мая 1969 г.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Джон, Джордж и Ринго подписали контракт с Алленом Кляйном, фактически сделав его своим менеджером (прим. – Кляйн официально вступил в должность 3 февраля 1969 года, но на подготовку и подписание контракта ушло три месяца)».
Настоящим мы назначаем вас нашим эксклюзивным бизнес-менеджером на следующих условиях и положениях:
- Срок действия: Три года.
- a) может быть расторгнут в конце каждого года любой из сторон, направившей письменное уведомление за три месяца: и
- b) может быть расторгнут со стороны “Эппл”, если Аллен Кляйн по какой-либо причине больше не будет лично участвовать в текущих вопросах управления “Эй-Би-Кей Компани” (прим. – компания Аллена Кляйна).
- Условия.
а) 20% от показателя выручки, полученной из любого источника в период действия настоящего соглашения, и 20% от всех доходов, полученных в результате всех соглашений, подписанных в период действия настоящего соглашения, за исключением следующих случаев:
- i) сумма любых лицензионных платежей за записи “Битлз”, вытекающих из всех существующих соглашений о звукозаписи, комиссия выплачивается только с суммы любого увеличенного авторского вознаграждения.
- ii) “Эппл Рекордз” – комиссия в размере 10% от общей суммы выручки.
iii) Увеличение объёма сбыта – 25% с чистого дохода.
- iv) Публикации Джорджа Харрисона и Ричарда Старки или от их имени – только 10%.
- b) “Эппл Рекордз” оплатит все будущие разумные командировочные расходы и предоставит жилые помещения для всего персонала “Эй-Би-Кей Компани”, находящегося в Лондоне, во время поездок по нашей просьбе.
- c) “Эппл Рекордз” оплатит все разумные дорожные расходы и расходы на проживание, понесенные “Эй-Би-Кей Компани” на сегодняшний день.
- d) “Эппл” должна вычесть Дэвиду Платцу комиссионные за публикацию из комиссионных “Эй-Би-Кей Компани”.
С искренним уважением, “Эппл Корпс Лимитед” от имени “Битлз” и группы компаний “Битлз”.
прим. – Леннон вычеркнул пункт, в котором говорилось: “Вышеизложенное отражает наше общее понимание и является предметом формальных соглашений, которые готовятся нашими юристами”. Он добавил строчку, в которой говорилось: “Если вы согласны с этими условиями, пожалуйста, подпишите ниже, и наши юристы составят более официальное соглашение”, – подразумевая, что это был не окончательный вариант контракта.
Пол (1969): «Я не подписал контракт с Алленом Кляйном, потому что он мне не нравился, и я не думал, что он мне подойдёт, как бы сильно он ни нравился остальным. Правда в том, что у него было только три четверти “Битлз”, и, по сути, у него не было “Битлз”. Он, безусловно, был менеджером Джона, Джорджа и Ринго, но я сказал ему, что он не управляет мной.
Одна из причин, по которой я не хотел видеть Кляйна менеджером, заключалась в том, что он не смог ничего сделать в период с начала года (1969) по май. Кляйн сказал нам: “Мы получим её (‘НЕМС’) даром”. Это типичный пример преувеличенного отношения Кляйна к нам в то время, и именно из-за таких моментов, как этот, я постепенно всё больше и больше убеждался, что Кляйн – неподходящий человек для того, чтобы быть нашим менеджером.
У меня было два варианта. Один из них – просто присоединиться к остальным, быть с Кляйном и с группой в целом и делать то, что хотят остальные трое, идти в том направлении, которое, по сути, будет указывать Кляйн, или я мог делать то, что считал правильным».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В штаб-квартире “Эппл” на Сэвил-Роу Джон и Йоко дали интервью Дэвиду Уиггу для радио “Би-Би-Си”».
Дэвид Уигг: «Это интервью с Джоном и Йоко состоялось в Лондоне, в офисе “Эппл”. Они только что закончили свою постельную акцию за мир в амстердамском “Хилтоне” и им предстояла ещё одна такая же акция в Монреале. Джон рассказал, чего он хотел добиться от такой довольно необычной демонстрации».
Дэвид Уигг: Джон, чего вы с Йоко хотите добиться, потому что, кажется, что в эти дни вы сосредоточили много усилий на своём альбоме и своих совместных проектах.
Джон: Ну да. Мы надеемся достичь мира. Понимаешь, это то, на что направлены наши усилия. Это большая цель, и мы просто делаем всё возможное для её достижения.
Дэвид Уигг: Считаете ли вы, что ваша неделя в Амстердаме – акция в постели, достигла цели. Достигли ли вы своей цели.
Джон: Ну да, мы многого достигли. Прежде всего, мы вызвали у людей смех, и это хорошо. Знаешь, я имею в виду, что мы с Йоко подобны ветру. Его нельзя увидеть, но когда он дует, то деревья раскачиваются. Это то, что мы делаем. К тому же, кроме нас, это выход прекрасного фильма и, возможно, альбома. Многие писали нам из Соединенных Штатов, и со всего мира. Типичный пример, что один парень написал нам: “Сейчас, в связи с вашей акцией в Амстердаме, я не вступил в ‘Эр-Эй-Эф’ (прим. – военно-воздушные силы Великобритании) и отращиваю волосы”. Всё, что мы говорим, это вместо того, чтобы бить витрины, лучше отрастите волосы ради мира. Скажем, какой-нибудь заводской парень не будет подстригать свои волосы. Он сделает это ради мира, осознаёт он это, или же нет. Знаешь, он протестует без того, чтобы возникла моральная или… в общем, нет никакой причины, чтобы на него можно было разгневаться за его длинные волосы. Ну, знаешь, насчет того, что он раздражает и всё такое. Он может во время работы подвязывать свои волосы, и так далее. Так что мы говорим, отращивайте волосы ради мира. Делать что-то, что нельзя взять, нельзя разбить.
Дэвид Уигг: Но вы полагаете, что отращивание волос и лежание в постели является достаточно позитивной деятельностью. Не кажется ли вам, что было бы лучше, если бы люди вышли и сделали что-то более полезное.
Джон: Это положительный момент. (обращаясь к Йоко) Расскажи ему.
Йоко: Это очень, очень позитивно. Я имею в виду, что это стимулирует других людей говорить, что, как ты уже сказал, является результатом наших усилий. Знаешь, другими словами, хорошо, отлично, давайте делать что-то позитивное для мира. Поэтому мы начали то, что все увидели. Так что, в этом смысле это очень, очень…
Джон: Поэтому вы идёте и действуете. Если мы вдохновили сделать что-то позитивное, то полагаем, что сделали что-то полезное. Ты говоришь: “Ну, я могу сделать что-то лучше, чем это”. Так сделай. Вот в чём цель.
Йоко: Да, станьте выше нас.
Джон: Любой, у кого есть идея, станьте выше нас. Мы продолжим эту игру, соберемся и попытаемся перепрыгнуть вас. Но мы все хотим…
Йоко: Это как соревнование ради мира, вот что это такое: “Отлично. Так как они не делают это достаточно хорошо, мы можем сделать это лучше”. И сделают лучше.
Дэвид Уигг: Многие считают, что если всё свести к постели, если ради мира провести в постели неделю или несколько дней, как акцию ради мира, то страна окажется в тупике.
Джон: Ну, разве это не будет лучше, чем производить оружие и бомбы. Представьте себе, что американская армия останется в постели на неделю, и то же самое сделает вьетнамская армия. Или Никсон… и председатель Мао. Представьте, если весь мир останется в постели. На неделю установился бы мир, и они смогли бы почувствовать, что это такое. Напряженность была бы снята.
Дэвид Уигг: Если бы ситуация стала достаточно проблематичной, и стало бы очевидно, что будет война, и тебя бы попросили пойти на войну, Джон, ты пошёл бы воевать за свою страну?
Джон: Я бы не стал вести наступательный бой. Я бы защищался, наверное, в такой ситуации. Но я бы не стал атаковать. Я пацифист, понимаешь.
Дэвид Уигг: Сейчас, чего ты больше всего хочешь от жизни, Джон?
Джон: Мира. На самом деле, это всё, чего я хочу.
Дэвид Уигг: Если бы с тобой что-то случилось, то, как бы ты хотел, чтобы люди помнили о тебе?
Джон: Как о великом стороннике мира.
Дэвид Уигг: Это важнее, чем твоя музыка?
Джон: Конечно, да.
Дэвид Уигг: Если бы ты вернул время, хотел бы ты его прожить так, как сейчас? Хотел бы ты, чтобы оно было в точности, как сегодня. Другими словами, хотел бы ты остаться Джоном Ленноном, Битлом?
Джон: Я не сожалею о том, что было. Особенно после встречи с Йоко. Это всё оправдало. Это завершение всего.
Дэвид Уигг: Что больше всего привлекло тебя в Йоко.
Джон: Ну, она – это я в одежде противоположного пола.
(смех)
Йоко: Я тоже была очень изумлена. Я имею в виду, что я очень удивилась, встретив такого человека, как Джон. Он, в некотором роде, моя копия, и в то же время в нём есть что-то ещё. И это замечательно. До него я просто занималась любимым делом и моей главной проблемой было одиночество, борьба в одиночку. А теперь мы вместе, и мы делаем это вместе, так легче. И я, на самом деле, очень этому благодарна. Это самая большая удача в моей жизни, если можно так сказать.
Дэвид Уигг: Джон, ты кажешься сейчас гораздо расслабленнее. Что произошло? В тебе что-то высвободилось? Потому что до этого ты всегда был немного пугающим.
Джон: Да. Ну, да. Я освободился благодаря Йоко. Она высвободила меня настоящего. Я нервничаю и напрягаюсь и всё такое, но я более расслаблен, чем я был до этого, с самого детства.
Дэвид Уигг: То есть, ты хочешь сказать, что сейчас у тебя самый счастливый период твоей жизни. Ты несколько лет находился в поисках счастья. По твоему ощущению, ты его обрёл?
Джон: Да.
Дэвид Вигг: И по твоему ощущению, то, что вы делали раньше, ездили в Индию и всё такое, оказало какую-то помощь?
Джон: Да. Вот что я имею в виду. Я не сожалею ни о чём. Медитация – я по-прежнему в неё верю, и иногда её использую. Я не сожалею ни о чём из этого. Я не сожалею, что принимал наркотики, потому что они помогли мне. Я не сторонник того, чтобы все их принимали, но для меня это было полезно, и Индия пошла мне на пользу. Я познакомился с Йоко до того, как отправился в Индию, и у меня было много времени, чтобы подумать. Я три месяца обдумывал своё положение, просто медитируя и размышляя. И когда я вернулся домой и влюбился в Йоко, это было завершением. И это прекрасно.
Дэвид Уигг: Твоё отношение к наркотикам после [судебного] обвинения?
Джон: Я не принимаю наркотики. Сейчас они не сильно меня привлекают, но если бы кто-то предложил мне их на вечеринке, то это зависело бы от того, как я себя чувствую. То же самое, как сейчас обстоят дела с виски. Я не пью, но в зависимости от ситуации, могу закурить марихуану. Но я никогда не буду принимать их снова. Потому что я не хочу проходить через это. Потому что я на самом деле не хочу этого. Наркотик был наркотиком, я принимал его раньше, но бросил ещё в Индии. Я принимал его время от времени. Иногда я выпиваю, немного.
Йоко: Сейчас мы получаем радость от простого небытия. Просто парим в высоте.
Джон: Низко.
Йоко: Да, и низко. Мы просто вместе. И мы всё время на высоте. Так что, в действительности, нет смысла ни о чём беспокоиться.
Джон: Нет.
Дэвид Уигг: Джордж сказал, что он полагает, что англичане против “Битлз”. Согласен ли ты с этим, Джон? Ощущаешь ли ты сейчас враждебное к вам отношение, которое вы не испытывали прежде в своей карьере?
Джон: О, мы испытывали это раньше. К нам всегда так относились. К “Битлз” относились как к подросткам Великобритании. Нападать на нас – это нормально для своих. Но вы попробуйте… Посмотрите, что происходит, когда на нас нападают за границей. Британцы нас защищают. Это так же, как в семье. Для них это нормально, давать нам пощёчины. Но если такое сделает сосед, остерегись. Это всегда было так. Джордж был очень подавлен, и это угнетает, когда вся семья набрасывается на тебя. Сделал ли он что-то не так. Я не верю в телесные наказания для ребёнка. Нас ругают, потому что Британия, по меньшей мере, высоко нас оценивает. Но мы ничего не можем с этим поделать. Хотя, по крайней мере, мы можем жить здесь в мире.
Дэвид Уигг: Ты говоришь, что не веришь в телесные наказания ребенка.
Джон: Я не верю, что телесные наказания его исправят. Не верю в телесное наказание как в решение вопроса. Я могу понять людей, считающих, что это единственный способ, поэтому, понимаю этих людей. Не думаю, что они правы, потому что это не спасает убийц от виселицы, или позволяет жестоким людям не быть жестокими. Это всё, что они понимают, но… Насилие порождает насилие. Нельзя убить всех жестоких людей или всех убийц. Тогда мы должны были бы уничтожить и правительство.
Дэвид Уигг: Вы принимаете всерьёз всё то, что делаете?
Джон: Серьёзно с некоторым сомнением. Я не принимаю всё слишком серьёзно, потому что полагаю, что это проблема “Искусства” в кавычках, “Музыки” в кавычках, “Движения за мир” в кавычках, и “Мира” в кавычках. Так что я принимаю всё с долей сомнения. Но я принимаю жизнь серьёзно. Это серьёзный труд, быть счастливым.
Дэвид Уигг: Но, что меня немного смущает, это то, что многие люди насмехаются над вами, не так ли? Они смеются.
Джон: То, что они делают… Если кто-то занимает позицию…
Дэвид Уигг: Не принимают вас серьёзно.
Джон: Но это хорошо. Это часть нашей политики, не принимать всё серьёзно, потому что наша оппозиция, кем бы она ни была во всех своих проявлениях, не знает, как быть с юмором. А мы юмористы. Мы, Джон и Йоко, как Лорел и Харди (прим. – Стэн Лорел и Оливер Харди – американские киноактёры, комики, одна из наиболее популярных комедийных пар в истории кино). Поэтому у нас больше шансов, потому что такие серьёзные люди, как Мартин Лютер Кинг, Кеннеди и Ганди были убиты.
Дэвид Уигг: Да, это очень интересный момент. Таким образом, вы не против быть придворными шутами, Джон?
Джон: О, нет. Мы готовы быть всемирными клоунами.
Дэвид Уигг: Джон, во Франции в одном из радиоинтервью ты сказал, что был Богом. Это серьёзно?
Джон: Да, я…
Дэвид Уигг: Ты на самом деле ощущаешь себя Богом?
Джон: Мы все – Боги. Я имею в виду то, что сказал Христос: “Царство небесное внутри вас”. Вот что это значит. Об этом говорят в Индии. И дзен-буддисты говорят то же самое. Это основополагающая идея в религии. Мы все – Боги. Я не какой-то Бог или конкретный Бог, но я Бог. Мы все – это Бог, мы все потенциально божественны и потенциально грешны. Мы всё, что внутри нас. И царство небесное рядом и внутри нас. И если вы достаточно усердно всмотритесь в себя, то вы его увидите.
Дэвид Уигг: Ты веришь в жизнь после смерти?
Джон: Верю. Без всякого сомнения, я в это верю.
Дэвид Уигг: Было ли у тебя какое-то исключительное переживание, которое заставило тебя поверить в это с таким убеждением?
Джон: В медитации, употребляя наркотики, придерживаясь диет, я осознал душу и осознал эту силу. Кто-то по телевизору спросил у колдуньи: “Вы чёрная колдунья или белая?”. Она ответила: “В колдовстве нет такого понятия”. Существует сила, к которой прикасаются люди, и они используют её так, с какой стороны к ней подходят. Так что, Бог – это сила, которую мы все способны использовать. Мы все являемся лампочками, которые могут прикоснуться к электричеству. Можно использовать электричество, чтобы убить людей, а можно осветить комнату. И в этом Бог. Ни одно, ни другое, но всё вместе. Мы используем его в наших лучших способностях, и нехорошо обвинять Бога за войну, потому что можно использовать водородную бомбу для дешёвой электроэнергии во всем мире, а можно использовать для войны. Водородная энергетика, какой бы она ни была, атомная энергетика. И это… и в этом Бог.
Дэвид Уигг: Что для вас жизнь, Джон. Будет ли она иметь для тебя значение, если она завтра закончится, или ты хочешь дожить до старости?
Джон: Я хотел бы дожить до глубокой старости, но только с Йоко. Я не боюсь смерти. Не знаю, как это ощущается в этот момент. Но я готов к смерти, потому что я в неё не верю. Полагаю, что это как выйти из одной машины и пересесть в другую.
Дэвид Уигг: Ты ходишь в церковь?
Джон: Нет, для меня нет необходимости посещать церковь, потому что она… Я уважаю церковь из-за той святости, которую на протяжении многих лет она получила от верующих людей. Полагаю, что много плохого случилось от имени церкви и во имя Христова, поэтому избегаю церковь. И, как сказал однажды Донован, я каждый день иду к своей церкви, к своему храму. Полагаю, что те, кто нуждается в церкви, должны туда идти, а те, кто понимает, что церковь находится в нашем сознании, должны посещать свой храм, потому что источник там.