26 марта 1969 г.
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Студия “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Джарретт.
Через два месяца после окончания январских сессий, “И-Эм-Ай” загорелась желанием выпустить новый сингл “Битлз” (прим. – последний сингл с композициями “Эй, Джуд” (Hey Jude) и “Революция” (Revolution) выходил в августе 1968 года). Для выпуска сингла была выбрана композиция “Вернись” (Get Back), которая в этот день была сведена в моно-формате.
Четыре монофонических микса были записаны звукоинженером Джеффом Джарраттом, после чего были нарезаны ацетатные диски. Однако 7 апреля 1969 года по настоянию Пола Маккартни будет сделано новое сведение, поэтому результат этого дня останется неиспользованным».
Джон Леннон (1969): «Почему “Вернись” (Get Back) вышел так внезапно? Ну, мы говорили об этом с тех пор, как записали его, и всё время повторяли: “Это сингл”. В конце концов, нам так надоело об этом говорить, что мы просто сказали: “Ладно, хватит. Завтра же его выпускаем”».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «В этот день пара находится не в постели чуть дольше, чем планировалось, по гигиеническим соображениям».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Горничная меняет постельное бельё с выражением лица, как будто в этот момент она предпочла бы почистить туалеты в армейской казарме на передовой, но вместо этого ей приходится менять простыни на брачном ложе Джона Леннона и Йоко Оно в номере 902 отеля “Хилтон”. Женщина из Португалии, Мария Де Соледаде Алвеш, призналась, что в течение недели парочка почти не пользовалась душем. Когда в понедельник, 31 марта, знаменитые гости покинут отель, она снимет рисунки со стены и выбросит их в мусорное ведро».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «На фотографии Чарльза Лея, опубликованной в британской “Дейли Миррор”, рядом с горничной Джон Леннон в белом халате с кротким выражением лица. Йоко сидит на стуле рядом с ним, поджав ноги. Её поза колеблется между спокойствием и раздражением. Кажется, она думает: “Эй, когда я смогу вернуться в постель?” Заголовок над статьей гласит: “Джон и Йоко вынуждены покинуть постель из-за Марии – горничной отеля”».
Дон Шорт (журналист газеты “Дейли Миррор”, март 1969): «Джон Леннон и Йоко Оно, как и многие визионеры и революционеры до них, обнаружили, что иногда бывает трудно отгородиться от мира. Внезапно в своём дорогом, благоухающем цветами президентском номере они оказались лицом к лицу с ситуацией, что даже великие мыслители должны идти на компромисс с такими простыми смертными, как и горничные. Внезапно безмятежность, царившая в номере Леннонов, была нарушена важным событием: сменой постельного белья. Битлу Джону и его японской невесте пришлось встать с постели. Они планировали пролежать в ней, прижавшись друг к другу, семь дней “в знак протеста против войны и всего остального в мире”. Но это было до того, как на сцене появилась Мария Де Соледаде Алвеш – горничная-португалка из амстердамского отеля “Хилтон”. Она принесла стопку чистого белья и решительно взяла дело в свои руки».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Разумеется, работая над этой книгой, мы приложили все усилия, чтобы найти этот важный источник истории “Битлз”. Девушка по имени Мария Де Соледаде Алвеш вернулась в Португалию после работы в Амстердаме. Мы написали ей, приложив к письму обратный конверт с маркой. К сожалению, это не привело ни к какому результату».
Фото Нико Костера.
Нико Костер (фотограф): «В марте 1969 года я присоединился к Хенку Ван Дер Мейдену – известному репортеру “Де Телеграф”, чтобы сделать репортаж о Джоне и Йоко в отеле “Хилтон”. Мы с Хенком сразу же предвидели, что история будет написана именно здесь, отчасти из-за этой шумихи в средствах массовой информации. События происходили в шестидесятые годы, когда были “Власть цветов”, движение “Прово”, студенческие бунты и молодёжь, восставшая против установленного порядка. В модном тогда Амстердаме происходило больше событий, чем во всём остальном мире. Газета “Де Телеграф”, которую называли правой, также подробно освещала эти события. Это была новость, не имеющая никакого отношения ни к правым, ни к левым. Хенк был умелым парнем, он быстро договорился об эксклюзивных интервью с Хансом Боскампом, который организовывал это мероприятие от имени звукозаписывающей компании. Джон и Йоко были хорошо информированы и точно знали, насколько силён Хенк в шоу-бизнесе, и что читатели охотно читают его ежедневную страницу. Когда пара приехала в Амстердам, мы дождались их “Роллс-Ройс” в Утрехтсебруге, после чего сопроводили в отель “Хилтон”, где мы с Хенком смогли договориться о встрече с ними. В обмен на несколько положительных и громких статей в газете нам даже удалось один раз пообщаться с ними в эксклюзивном формате».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Хенк Ван Дер Мейден начал свою карьеру в 1954 году в качестве журналиста-стажера, а в 1958 году перешёл в “Де Телеграф” – крупнейшую газету Нидерландов. Там он долгое время работал в разделе “частные лица” в качестве журналиста развлекательной рубрики, из-за чего стал считаться первым журналистом-сплетником».
Хенк Ван Дер Мейден (журналист голландской газеты “Телеграф”): «Возможно, было не так очевидно, что такой левак, как Леннон, продаст свою душу такой правой газете, как “Де Телеграф”. Но он хотел охватить как можно больше аудитории, и в “рекламе во имя мира”, как он сам это называл, и для него не было различия между левыми и правыми. Это стало крупнейшим маркетинговым ходом Леннона. Он понимал силу коммуникации. В то время я был поклонником “Битлз”, но я не очень горжусь своей поспешной и не слишком хорошо написанной книгой “Йе, йе, йе”, хотя тогда я понял, что журналисту нужно всегда быть впереди тенденций.
Я искренне восхищался Ленноном. Я видел в нём талантливого музыканта с литературными задатками. Но то, как он изменялся, находясь рядом с Йоко Оно, казалось немного странным. Я считал его дальновидным и отнёсся к его акции очень серьёзно. У меня не было желания иронизировать по поводу этого события. Я не разделял недовольство голландской прессы, которое в то время было очевидно. Я чувствовал некоторое родство с Ленноном, потому что, как и он, как журналист, я тоже подвергался насмешкам.
Время его женитьбы было во многом продиктовано браком Пола Маккартни незадолго до этого. Это было так же, как с Туном Хермансом и Вимом Сонневельдом. Если кто-то из них попадал в газету, мне вскоре звонили и сообщали новости о другом, так что счёт снова был равным. Конечно, самый лучший момент был, когда я вытащила их из постели, чтобы они поели за столом. У меня было несколько рисунков Леннона, но я выбросил их, потому что они показались мне довольно уродливыми. Позже я невероятно пожалел об этом».
Нико Костер (фотограф): «Во время этого интервью они угостили нас обедом. Коллеги нам позавидовали. Хенк с важным видом уселся между ними за стол, уставленный макробиотическими продуктами, а я немного походил вокруг и пофотографировал. Джон и Йоко были гостеприимны и непринуждённо с нами болтали».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Хенк Ван Дер Мейден (журналист голландской газеты “Телеграф”) организовал частный обед с парой для своей личной колонки в “Телеграф”. Он с трудом проглатывает макробиотическую пищу, состоящую из коричневого риса, соевого супа и козьего молока. Фотограф Нико Костер также испытывает трудности с этим. Билл Старк – американский менеджер отеля “Хилтон”, каждый день доставляет ведро козьего молока со своей фермы в Вассенаре».
Ютта Нойман (заведующая телефонной станцией в отеле “Хилтон”): «Управляющий отелем “Хилтон”, американец Билл Старк, жил в Вассенаре на большой ферме, где держал коз. Каждый день он приносил Джону и Йоко ведро козьего молока, которое входило в их макробиотическую диету».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Они завтракают в течение получаса за одним столом с журналистом Хенком Ван Дер Мейденом и фотографом Нико Костером из “Телеграф”. Угощение для гостей не является гастрономической изюминкой, но Джон замечает, что Йоко в свои тридцать шесть лет выглядит намного моложе только из-за этого макробиотического коричневого риса, соевого супа и козьего молока».
Хенк Ван Дер Мейден (журналист голландской газеты “Телеграф”): «Это была самая странная еда, которую я ел».
Нико Костер (фотограф): «В какой-то момент Джон взял в руки гитару и спел для нас. Это был настоящий кайф, потому что я был истинным поклонником “Битлз” и присутствовал на их концерте в Нидерландах в 1964 году. Это был незабываемый выход на бис».
Нико Костер (фотограф): «Йоко Оно была “брезгливой дамочкой” и, на мой взгляд, она развалила “Битлз”, но во время наших встреч вела себя вполне нормально. Она позволила Джону спокойно говорить, потому что Хенка в основном интересовало его мнение».
Хенк Ван Дер Мейден (журналист голландской газеты “Телеграф”): «Зазвонил телефон. Джон встал с кровати и прошёлся по комнате, чтобы записать разговор. Во время разговора Йоко начала поглаживать его ноги».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Джону и Йоко едва ли было что добавить к тому, что они уже рассказали десяткам репортёров накануне. Даже диск-жокей из Канзаса, который позвонил во время интервью с Ван Дер Мейденом, не услышал ничего нового из их уст».
Ютта Нойман: «В то время я была заведующей телефонной станцией в отеле “Хилтон”, в котором я работала с момента его открытия в 1962 году. У нас всегда одновременно работали три телефонистки. Во время визита Джона и Йоко, казалось, весь мир стремился попасть в номер 902. Мы немного привыкли к этому, потому что в нашем отеле довольно часто останавливались разные знаменитости. В то время “Хилтон” был лучшим и самым дорогим отелем в городе. Телефонная станция была почти футуристической. Появление Джона и Йоко вызвало у нас такой хаос, какого мы никогда раньше не испытывали, однако они почти никогда не подходили к телефону. Особенно мне запомнилось, что Йоко звонила по нескольку раз в день своей дочери. Однажды я соединила Йоко с Японией, но с кем именно, не помню. Пресса со всего мира не отходила от телефона, и бесчисленные поклонники звонили с просьбами соединить их с ними. Весь персонал отеля был в смятении, шумиха была беспрецедентной».
Фото Нико Костера.
Фото Чарли Лея (“Дейли Миррор”).
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Одна из поклонниц “Битлз”, шестнадцатилетняя Констанс Врайдагс, как и многие её сверстницы, оклеила свою комнату фотографиями и постерами своих кумиров. Она стала совершенно одержима Джоном Ленноном после того, как он без обиняков заявил, что “Битлз” более популярны, чем Иисус. Теперь она хочет увидеть его в реальной жизни. В среду днём она направлялась в школу, когда увидела, что возле отеля людей не много.
Подойдя к отелю, она начала болтать с девочкой и мальчиком, которые смотрели на окна номера Джона и Йоко. Затем Констанс спросила, были ли они наверху. Они ответили “нет”, и Констанс решила попытаться встретиться со своим кумиром».
Констанс Врайдагс: «Я приехала в отель “Хилтон” около пяти часов вечера и подошла к парню и девушке, которые смотрели на окна номера Джона и Йоко. Я спросила их, знают ли они, как попасть внутрь. Я сказала, что у меня с собой членская карточка фан-клуба и что я намерена взять интервью у Джона и Йоко. Парень (Кис) спросил, может ли он пойти со мной».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Они вошли в отель, сказав швейцару, что хотят выпить в баре по чашке кофе. Преодолев первое препятствие, они вбежали в лифт и нажали кнопку девятого этажа. На мгновение им показалось, что у них ничего не получится, потому что дверь лифта закрылась недостаточно быстро, и швейцар увидел, как они туда вошли. Констанс быстро достала свою членскую карточку голландского фан-клуба “Битлз” и заявила: “Я из голландского клуба поклонников ‘Битлз’, и я хотела бы поздравить Джона и Йоко с их бракосочетанием, и я здесь, чтобы взять у них интервью”. Швейцар, однако, отнёсся к этому скептически и вывел её из лифта. Констанцию попросили подождать в вестибюле, пока швейцар позвонит Боскампу.
Ханс Боскамп – актёр и бывший профессиональный футболист “Аякса”, в начале 1969 года вошёл в руководство звукозаписывающей компании “Бовема”, которая представляла интересы “Эппл” и, следовательно, “Битлз” в Нидерландах. Боскамп был пауком в организационной паутине амстердамской постельной акции. Любой, кто хотел присоединиться к Джону и Йоко в эту насыщенную неделю, должен был сначала обратиться к Хансу Боскампу, который определял, достаточно ли важен гость».
Ханс Боскамп (голландский актёр, заместитель директора звукозаписывающей компании “Бовема”): «Герт Оорд – главный босс “Бовемы”, дал мне карт-бланш. Джона и Йоко торжественно встретили, они получили то, что хотели. Это должно было стать значимым событием. Для нас это, безусловно, тоже было на пользу. У меня, конечно, была замечательная роль и я сидел в первом ряду. Я первым входил в номер в половине одиннадцатого утра и последним уходил в два часа ночи. Я спал в номере напротив 902-го. Там была только охрана.
Руководство отеля не сочло проблемой то, что номер пришлось полностью освободить от мебели, за исключением кровати. Джон и Йоко сняли со стен картины и оклеили стены плакатами, фотографиями и своими рисунками. Стулья для гостей также были запрещены, потому что они хотели устроить что-то вроде сидячей забастовки, в то время как сами оставались в постели. Для отеля это в первую очередь означало бесплатную рекламу.
Я не видел, чтобы на той неделе они употребляли наркотики, хотя, возможно, это происходило за пределами моего поля зрения. Они ели макробиотики. С этим у нас возникали проблемы, потому что в то время такие продукты было почти невозможно достать, поэтому старший портье Жерар Де Вит в свободное время ходил за продуктами в магазин макробиотических продуктов на Цайлстраат.
Джон был главным, но идея, стоящая за всей этой затеей с постельной акцией, принадлежала Йоко. Она была отстранённой. Она была не в моём вкусе. Йоко не вмешивалась в дела внешнего мира, только в дела Джона. Куда бы он ни пошёл, она всегда была рядом. Джон и Йоко слились воедино и не могли находиться друг без друга. Джон мог заполучить практически любую женщину, но выбрал её, хотя она не была ни красивой, ни сексуальной. Иногда терпение Джона иссякало, и тогда он срывался, в том числе и на Йоко. Однако у меня с ним не было никаких разногласий. Я ему нравился».
Констанс Врайдагс: «После долгих усилий нам удалось поговорить с парнем за стойкой регистрации. Я показала ему карточку и сказала, что хотела бы взять интервью у Джона Леннона. Мне пришлось позвонить им по телефону. Трубку сняла женщина, которая сказала, что у неё инструкция отвечать на все входящие звонки. Мужчина за стойкой взял трубку и перевёл звонок. К телефону подошел некий мистер Хилле из звукозаписывающей компании “Бовема” и сказал, чтобы я подождала пятнадцать минут, после чего можно будет подняться наверх».
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Примерно через двадцать минут два сотрудника “Бовема” сопроводили Констанс Врайдагс в номер 902 на девятом этаже».
Констанс Врайдагс: «Потом спустились два джентльмена, мистер Хилл и мистер Боскамп. Я снова показал им свою карточку. Я не могла поверить, что меня подняли на лифте и я что стою перед дверью номера. Мистер Боскамп открыл дверь, немного поболтал со мной, а потом сказал, что они дают мне пять минут!»
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Войдя в номер, Констанс поздравила пару с их недавним бракосочетанием, после чего Джон пригласил её присесть на край кровати. Она посидела немного и поболтала с ними, хотя плохой английский Констанс Врайдагс не очень им понятен.
Из общения с Джоном она поняла, что ему нравится анархизм Aмстердама. Среди прочего, она спросила Битла, употребляет ли он наркотики. Ответ был таков: “время от времени”. На её вопрос: “О чём вы думаете в данный момент?” Джон ответил: “Хочу покоя и немного еды”».
Констанс Врайдагс: «Мы вошли внутрь, где пара сидела на кровати в белых пижамах, прикрытых белыми кимоно. В комнате было много цветов и разнообразных фруктов. Я поздравила их со свадьбой, поблагодарила за приём и задала пару вопросов. Они поженились в Гибралтаре, где было тихо и спокойно, и отправились в Амстердам, потому что это был, по их мнению, провокационный город. Они всё ещё думали, что “Прово” активны!»
прим. – “Прово” – контркультурное молодёжное движение в Нидерландах в 1960-х годах. Название “прово” происходит от нидерландского слова “provoceren” (провоцировать). “Прово” объединяли молодых людей, недовольных обществом.
“Прово” выдвинули ряд так называемых “белых планов”:
“План белых велосипедов” – запрет автомобилей в центре Амстердама с одновременным предоставлением городом права использовать бесплатно 20 тысяч белых велосипедов.
“План белых жертв” – требование о том, чтобы любой водитель, ставший виновником гибели кого-либо, был обязан сделать на месте трагедии изображение жертвы из белого цемента как предупреждение неосторожным водителям.
“План белых дымоходов” – требование о том, чтобы все платили за загрязнение воздуха, а трубы тех, кто больше всего его загрязняет, были покрашены в белый цвет.
“План белых домов” – требование о том, чтобы город легализовал сквоттинг как способ решения жилищной проблемы.
“План белых жён” – план создания сети центров сексуального здоровья и планирования семьи для женщин, введения сексуального просвещения в школах.
“План белых детей” – план, по которому семейные пары с детьми объединялись бы в группы по 5 человек, чтобы каждая пара присматривала за детьми всей группы каждый из дней недели.
“План белых цыплят” – предложение, чтобы амстердамские полицейские (которых прозвали “синими цыплятами”) разоружились, передвигались бы на белых велосипедах и бесплатно оказывали первую медицинскую помощь, а также раздавали бы бесплатно жареных цыплят и контрацептивы.
Белый план создания детских площадок был принят городским советом Амстердама, и представитель “Прово” был избран на одно из мест в городском совете. В мае 1967 года, через несколько дней после отставки мэра Амстердама, “Прово” приняли решение о самоликвидации и провели “похороны” своего движения.
Констанс Врайдагс: «Мы поговорили о “Прово” и белых велосипедах! В этот момент они поняли, что ошиблись, потому что во время дневной пресс-конференции услышали, что “Прово” больше нет.
Джон рассказал мне, что следующий альбом “Битлз” выйдет этим летом, и, что есть планы выпустить ещё один фильм о “Битлз”. Поскольку у меня был с собой последний выпуск ежемесячного журнала “Битлз”, который он ещё не видел, он посмотрел его и поставил на нём автограф.
Через пятнадцать минут мне нужно было уходить. Мы быстро пожали друг другу руки, и я вышла из комнаты. Отлично. Никогда ещё я так не хвалила свою членскую карточку!»
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «После того, как она просидела на кровати рядом с Джоном минут двадцать, её попросили уйти, но она ещё не закончила, поэтому она спросила Джона, может ли она записать несколько вопросов в холле отеля для статьи, которую она хочет подготовить для голландского фан-клуба “Битлз”, они с Йоко ответят на них, а затем отправят их ей. Они согласились.
Спустившись вниз, она достала из школьной сумки блокнот и быстро записала несколько вопросов, которые Боскамп передал Джону. Два дня спустя ответы будут у неё с прикрепленной запиской “Дорогой Констанс”».
Экземпляр журнала (номер 68, март 1969 года) с автографами Джона Леннона и Йоко Оно синей шариковой ручкой в центре.
Чёрно-белая фотография Джона и Йоко, сделанная во время телевизионного интервью, на обороте которой синей шариковой ручкой Джон Леннон и Йоко Оно поставили свои автографы. Джон нарисовал лица себя и Йоко рядом со своей подписью. Констанс Врайдагс написала под подписями дату – 26 марта 1969 года.
Чёрно-белая фотография Джона и Йоко для прессы, сделанная в отеле “Хилтон”. Констанс Врайдагс написала дату 26 марта 69 года и текст на обратной стороне фотографии.
Членская карточка голландского фан-клуба “Битлз” Констанс Врайдагс, которую она использовала, чтобы попасть в номер 902.
Хар Ван Фулпен (президент голландского клуба поклонников “Битлз”): «Конечно, я должен был быть там. Конечно, было ясно, что фан-клуб, или, скорее, я сам, должен был посетить их номер. С 1963 года я был президентом голландского фан-клуба “Битлз”, и теперь Джон Леннон внезапно оказался в пределах досягаемости. В 1964 году я уже прикасался к его кожаной куртке в аэропорту “Схипхол”. Теперь мне определенно нужно с ним поговорить. Но это произошло не само по себе. У меня были контакты со звукозаписывающей компанией, но в то время наш фан-клуб не воспринимался всерьёз. Чтобы не остаться незамеченным, я отправил две телеграммы в отель “Хилтон”. Одну – чтобы поздравить пару, а другую – чтобы поприветствовать их в Амстердаме от имени поклонников.
Тем не менее, поклоннице Констанс Врайдагс удалось встретиться с ними более простым способом. Пока я был занят разговорами с Карелом Хилле, а затем и с Хансом Боскампом из компании “Бовема”, она вошла в отель, вооружившись своей карточкой члена фан-клуба, и получила доступ в самое желанное на тот момент место в Амстердаме: в номер 902 отеля “Хилтон”. Охрана, по-видимому, ещё не была полностью проинструктирована, и эта членская карточка тоже выглядела вполне профессионально, с моей подписью, как президента фан-клуба.
Ещё нескольким людям удалось попасть внутрь без приглашения. Говерт Де Роос прошёл в качестве 15-летнего начинающего фотографа с самодельной картой представителя прессы. Я использовал этот трюк ещё с 1963 года, когда сам изготовил карточку прессы, позволяющую бесплатно посещать концерты. Ещё лучше это работало, если вы небрежно перекидывали через плечо большую сумку для фотокамеры и входили через служебный вход. Это всегда срабатывало. Но в данном случае я полагал, что, как президент фан-клуба, я просто получу приглашение. Но всё чуть не пошло наперекосяк. Никаких фан-клубов, потому что там разрешалось говорить только о мире, а не о “Битлз”. Потребовалось некоторое усилие, чтобы объяснить, что я могу говорить о мире от имени фан-клуба (прим. – Хар Ван Фулпен посетит номер Джона и Йоко 29 марта вместе с Констанс Врайдагс)».
Фото Кора Джаринга.
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Большинство интервью похожи друг на друга. Пожалуй, единственное, что удивляет в среду – это довольно откровенный комментарий Джона Тому Олинку из “Хаагше Курант”, когда речь зашла о его коллегах по “Битлз” Поле, Джордже и Ринго: “Мы – ‘Битлз’ – четыре отдельных человека, которые, если и хотят сделать что-то своё, то не хотят выражать это через ‘Битлз’. Например, я чувствую себя немного виноватым из-за ‘Революции 9’ на нашем последнем двойном альбоме. Это была моя композиция и мне не следовало записывать её на пластинку ‘Битлз’. Поверьте, мне по-прежнему нравится играть рок”».
Репортёр Том Олинк. Фото Пола Зонневельда.
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «В этот день еженедельник “Панорама” публикует статью о Джоне и Йоко. Наиболее примечательные фрагменты из статьи:
Джон: Йоко как-то сказала мне: “Если ты всего лишь кашлянешь один раз, то это повлияет на всё пространство вокруг тебя. Когда ты говоришь, слова не падают на землю перед тобой, а распространяются в пространстве. Всё, что мы говорим или делаем, оказывает влияние на окружающих людей и на весь мир”.
Йоко: Я за аборты, но теперь, когда я замужем, теперь, когда я влюблена, я бы не позволила отнять у меня ребёнка, если бы была беременна. То же самое касается свободной любви. С точки зрения морали, я могу, но у нас с Джоном нет желания участвовать в оргиях”.
Джон: Это мы ещё посмотрим. Если есть игровые площадки для детей, то должны быть и игровые площадки для взрослых.
Йоко: Нерождённый ребенок связан с матерью пуповиной. Родившись он теряет эту связь со своей матерью. Тогда он чувствует себя очень неуверенно, и поэтому возникает насилие».
Отпечатки ладоней Джона и Йоко, 26 марта 1969 г.
Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Вечером телевизор позволяет им расслабиться после долгого дня, полного интервью. У Джона и Йоко был выбор между телеканалами “Нидерландия 1” и “Нидерландия 2”. Они смотрят фильм 1933 года “Ужин в восемь” режиссёра Джорджа Кьюкора о драматических откровениях группы гостей на званом ужине в доме дружной пары. Хотя такого рода голливудские настроения тридцатилетней давности, возможно, больше подходят к песне Пола Маккартни “Зайка” (Honey Pie) из “Белого альбома”, Джон и Йоко с удовольствием его смотрят».