27 февраля 1969 г.
Джошуа М. Грин (автор книги “Здесь восходит солнце”): «На следующее утро Джордж позвонил преданным и назначил им на вечер встречу в студии “Эбби Роуд”.
– Вы будете записывать пластинку, – сказал он. Джордж любил экспромты.
– Если мы увидим в ночном небе яркую комету, это будет означать, что Джордж подаёт нам ещё один знак, приглашая на новые приключения, – шутили преданные.
В тот вечер возле студии “Эбби Роуд” как всегда толпились поклонники. Охранники проводили преданных в огромную комнату, заполненную аппаратурой. Из стеклянной будки с пультом им помахали Пол и его невеста Линда. В студии присутствовали и другие сотрудники “Эппл” – Крис О’Делл, работавшая в приёмной, один из их менеджеров, Мал Эванс, и другие. Пока Малати вместе с несколькими преданными развешивали по всей студии изображения Кришны и зажигали благовония из сандала, Ямуна нанесла на лоб всех присутствующих в студии тилаку – глину из священной реки Ганг, смешанную с водой.
Мукунда занял своё место за огромным фортепиано, и они вместе с Джорджем определили основную мелодию. Джордж попросил Ямуну спеть стихи на санскрите, но её голос звучал слабо на фоне общего хора преданных. Тогда он предложил ей петь в дуэте с Шьямасундарой. Сам он пробовал то один, то другой инструмент, переключаясь с гитары на фисгармонию, и, в конце концов, выбрал фисгармонию. Звукооператоры подключили микрофоны.
Один американский преданный пришёл с трубой, надеясь разнообразить музыку звуком духового инструмента. Но резкий звук трубы всё только портил, и Джордж вежливо попросил его отступить назад, потом ещё чуть-чуть назад, ещё и ещё, пока тот не оказался в туалете, в самом дальнем конце студии. “Достаточно!” – крикнул Джордж.
Раз, два… и на счет три они начали воспевать мантру: “Харе Кришна, Харе Кришна…”. Хор вторил Ямуне, которая уверенно пела звонким, чистым голосом, чуть-чуть в нос, как это принято у индусов. Пение набирало силу, достигло кульминации и – Бонг! – резко оборвалось. Малати спонтанно ударила в гонг, и это ознаменовало конец».
Сатсварупа Дас Госвами (автор книги “Прабхупада”): «В самом конце Малати неожиданно для себя ударила в медный гонг. Затем они записали обратную сторону пластинки – молитвы Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Его спутникам, а также молитвы, обращенные к шести Госвами. Позже Джордж наложением записал бас-гитару и другие голоса. Все – преданные и техники – остались очень довольны. “Успех обеспечен”, – пообещал Джордж».
Джордж Харрисон: Моя уловка заключалась в том, чтобы сделать запись мантры продолжительностью звучания три с половиной минуты с тем, чтобы они проиграли её по радио, – и это сработало. Я записал партию гитары и фисгармонии для этой пластинки на студии “Эбби Роуд” перед одной из репетиций “Битлз” и затем наложением записал партию бас-гитары. Я помню, как на студию приехали Пол Маккартни с Линдой, и они с удовольствием слушали мантру.
Мукунда Госвами: Пол и сейчас очень хорошо относится к нам.
Джордж Харрисон: Это замечательно. Она, похоже, и сейчас звучит очень неплохо, хотя прошло столько лет.
Мукунда Госвами: Каково твоё мнение о технической стороне записи и вокале?
Джордж Харрисон: У Ямуны – певицы, исполняющей главные партии, от природы замечательный голос. Мне очень понравилось её пение, оно было убедительным. Она пела так, как будто уже много раз пела это прежде. Не было похоже на то, что она впервые пела на эту мелодию. Знаешь, я пел мантру задолго до встречи с преданными и Прабхупадой, потому что, по крайней мере, за два года до этого я приобрёл его пластинку. Когда чем-то открываешь своё сердце, то становишься словно маяком, и это “что-то” идет к тебе, привлечённое твоим светом. Когда я впервые услышал воспевание святого имени, в моем подсознании словно распахнулась какая-то дверь. Может быть, это связано с моей предыдущей жизнью.
Мукунда Госвами: В 1969 году ты записал сингл “Харе Кришна Мантра”, который вскоре стал очень популярен во многих странах. Эта песня позже вошла в альбом преданных из храма Радхи-Кришны, который ты записал на студии “Эппл”, а фирма “Кэпитол Рекордз” выпустила его в Америке. Многие люди, работавшие в области звукозаписи, были удивлены тем, что ты пишешь песни для кришнаитов и поёшь с ними. Почему ты занялся этим?
Джордж Харрисон: Всё это – просто один из видов служения, не так ли? Духовного служения, которое в том и заключается: постараться сделать так, чтобы мантра стала известна всему миру. Кроме того, я хочу, чтобы положение преданных в Англии и других странах было более прочным.
Мукунда Госвами: Как ты соотносишь свою работу над записью пластинки преданных, поющих Харе Кришна, с работой над пластинками, записанными тобой совместно с такими рок-музыкантами, как Джеки Ломакс, Сплинтер и Билли Престон?
Джордж Харрисон: Это совершенно разные вещи, которые не имеют друг с другом ничего общего. В работе над пластинкой “Харе Кришна” было гораздо больше смысла, здесь было меньше возможностей заработать на этом деньги, но эта работа приносила большее удовлетворение. К тому же я сознавал, какие при этом открываются возможности и какие последствия будет иметь запись мантры, длящаяся три с половиной минуты. Эта работа была гораздо интересней той, когда из кожи лезешь вон, чтобы записать пластинку, которая стала бы популярной у любителей поп-музыки. Было такое чувство, что ты используешь всё профессиональное мастерство в духовном служении Кришне.