3 февраля 1969 г.
Джон Блейни (автор книги “Джон Леннон: Послушайте эту книгу”): «3 февраля 1969 года зарегистрирована компания “Зэппл Рекордз”».
Стефан Гранадос (автор книги “То были дни: неофициальная история ‘Битлз’”): «С момента создания “Эппл” Маккартни и Леннон были очень заинтересованы в запуске бюджетного лейбла для выпуска того, что три десятилетия спустя станет известно, как “аудиокниги”. В октябре 1968 года для управления новым лейблом “Эппл” наняла Бэрри Майлза, который вместе с Джоном Данбаром и Питером Эшером владел книжным магазином “Индика”. Первоначальная идея “Зэппл Рекордз” заключалась в том, чтобы выпускать авангардную музыку и авторские записи современных поэтов по цене, сопоставимой со стоимостью книги в мягкой обложке».
Дерек Тейлор (выдержки из пресс-релиза): «Не сказать, что это далось легко, но теперь “Зэппл” стала филиалом “Эппл”. Это новый лейбл “Эппл Рекордз”, воплощающий всё новое и непохожее на то, что “Эппл” пыталась привнести в звукозаписывающий бизнес. Это начало осуществления надежд тех, кто работает в “Эппл” и находится на орбите влияния “Эппл”, то есть всего мира, кто верит, что инновации и перемены – это не только привлекательное приключение, но и радостная и неизбежная обязанность. Я надеюсь, что “Зэппл” – это лейбл, которому есть что сказать. “Зэппл” подарит вам самые разные звуки – не обязательно музыку в том виде, в каком вы её знаете, любите или боитесь. Будут электронные звуки, устная речь, интервью, мысли и мнения известных людей и тех, о ком вы никогда не слышали, но о которых должны узнать. Итак, “Зэппл”, по сути, означает разнообразие. Среди будущих артистов – работы Кена Кизи, Ричарда Бротигана, Ленни Брюса, Лорда Бакли, Чарльза Олсона, Чарльза Буковски. Лоуренс Ферлингетти. Майкл Макклюр, Кен Уивер и Аллен Гинзберг – это лишь некоторые из них».
Джордан Поттер (автор публикации “Зэппл Рекордз: обанкротившаяся авангардная дочерняя компания Эппл Рекордз”, 2023 год): «Хотя лейбл “Эппл” известен во всём мире и является синонимом своей группы-основателя, меньше людей знакомы с его дочерним лейблом “Зэппл Рекордз”. Хотя это звучит как шутка, придуманная безжалостным вдохновителем Эриком Айдлом, “Зэппл” был настоящим лейблом, созданным “Битлз” как убежище для менее известной авангардной музыки.
Анонсируя “Зэппл”, компания заявила о своих амбициях. “Мы хотим издавать всевозможные звуки. Некоторые из этих звуков будут устными, некоторые – электронными, некоторые – классическими. Мы также будем выпускать записи интервью. Некоторые из тех, кого мы запишем, будут хорошо известны, а некоторые – не очень. Это означает, что у вас будет много возможностей для разнообразия. Мы не хотим, чтобы “Зэппл” стал лейблом, выпускающим пластинки с одним треком. Мы будем публиковать практически всё, что угодно, при условии, что это будет актуально и качественно. Мы не собираемся выпускать мусор любой ценой”.
В анонсе “Зэппл” также подробно рассказывалось о первых трёх релизах: “Незаконченная музыка № 2: Жизнь со львами” Джона Леннона и Йоко Оно; экспериментальный альбом Джорджа Харрисона, созданный с использованием синтезатора “Муг” и электронного звучания; и “Слушая Ричарда Бротигана” поэта Ричарда Бротигана.
Пластинка Ричарда Бротигена включала литературные чтения, в том числе тридцать стихотворений, взятых из книги “Пилюля против катастрофы на Спрингхиллской шахте”, пять рассказов из книги “Месть лужайки: рассказы, 1962-1970”, и отрывки из трёх романов: “Генерал конфедерации из Биг-Сура”, “Ловля форели в Америке” и “В арбузном сахаре”.
“В наших будущих альбомах “Зэппл” будут представлены записи Лоуренса Ферлингетти, Майкла Макклюра, Чарльза Олсона, Аллена Гинзберга и американского комика Лорда Бакли”.
Возглавил проект “Зэппл” писатель и друг “Битлз” Бэрри Майлз, который связался со сторонниками американского бит-поколения, чтобы оценить интерес к созданию поэтических записей. Наиболее примечательно, что поэт-битник Аллен Гинзберг предложил записать несколько своих знаменитых мантр и продекламировать “Песни невинности” Уильяма Блейка.
В течение нескольких недель после основания “Зэппл” Майлз путешествовал по Америке, встречаясь с такими людьми, как Гинзберг и Чарльз Буковски, записывая на магнитофон материал для нового лейбла. Увы, вернувшись домой по ту сторону Атлантики, Алан Кляйн, безжалостный менеджер, отвечающий за деятельность “Эппл корпс”, ликвидировал дочернюю компанию, мотивируя это нестабильностью финансового положения “Битлз” и своими собственными финансовыми целями.
Во время записи с Гинзбергом Майлз получил телеграмму с требованием отказаться от проекта. Выпуск новой записи был прекращён до того, как альбом “Слушая Ричарда Бротигена” попал в печать; таким образом, по сей день существуют только две пластинки “Зэппл”: “Незаконченная музыка № 2: Жизнь со львами” и “Электронный звук”. Альбом “Слушая Ричарда Бротигена” был выпущен в 1970 году на лейбле “Харвест Рекордз”».
Джордж: «Компания “Зэппл” забуксовала ещё до того, как начала реально функционировать, как и многие другие предприятия в “Эппл”».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Ринго приступил к участию съёмках фильма Джо Макграта “Чудотворец” на киностудии “Туикенхэм” с участием Питера Селлерса в главной роли. Съёмки проходили с понедельника по пятницу в течение 13 недель, и Ринго почти всё время находился в студии».
Ринго: «В феврале я начал сниматься в фильме “Чудотворец” с Питером Селлерсом. Я прочел книгу, написанную Терри Саузерном, и мы взялись за фильм вместе. Я предложил ему: “Давай снимем этот фильм”. И поскольку он был Питером Селлерсом, то чуть позже нам пришло сообщение от трёх разных лиц, что они согласны вложить деньги, и мы принялись за дело. Группа “Бедфингер” записала к фильму песню. Как они туда попали, я не знаю; это случилось без моего участия».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день “Битлз”, Аллен Кляйн и Джон Истман провели встречу. Аллен Кляйн был назначен бизнес-менеджером “Битлз”, которому было поручено изучить их финансы и найти способ помешать компании “НЕМС” лишить их четверти дохода».
Пол: «Итак, Джон остановил свой выбор на Кляйне, и Джордж с Ринго сказали: “Хорошо, мы присоединяемся к Джону”. Я понял, что от меня ожидали, что я соглашусь с этим, но я не думал, что это хорошая идея – вот так просто. На самом деле я спросил Мика Джаггера, когда он зашёл к нам ненадолго: “Что ты об этом думаешь?” Он ответил: “О, всё нормально, если тебе нравятся подобные обстоятельства”. На самом деле он не предостерегал нас от него, так что так оно и было – и вот тогда сложилась ситуация “трое против одного”.
В “Битлз”, если кто-то не соглашался с каким-либо предложением, на него всегда накладывалось вето. Это было очень демократично, так что ситуация “трое против одного” была очень труднопреодолимой, и в результате сложились такие “обстоятельства”».
Аллен Кляйн (заявление во время слушания иска Пола о расторжении контракта с “Битлз” в феврале 1971 года): «Утром 3 февраля 1969 года я отправился на Сэвилл-роу, 3 и встретился с четырьмя “Битлз”, Джоном Истманом и несколькими руководителями “Эппл”, которым сообщили, что моей компании (тогда ещё называвшейся “Камео-Парквей”) поручено заниматься делами “Битлз” и всех их компаний. На этой встрече Джон Истман согласился, что он, в конце концов, будет выступать в качестве юридического консультанта “Битлз” и всех их компаний.
“Эппл” опубликовала два объявления для прессы, одно из которых касалось моего назначения в компанию, а другое – назначение в качестве юриста Джона Истмана из юридической компании “Истман Энд Истман”. “Камео-Парквей” также опубликовала собственное заявление для прессы.
Вечером того же дня, 3 февраля 1969 года, я встретился с Клайвом Эпстайном и мистером Пинскером в отеле “Дорчестер”, чтобы обсудить с ними возможную покупку компанией “Эппл” доли в уставном капитале “НЕМС”. Клайв Эпстайн в то время был управляющим директором “НЕМС”, а фирма мистера Пинскера, “Брайс Хаммер Энд Компани”, оказывала бухгалтерские услуги как в “НЕМС”, так и для “Битлз”. Я спросил Клайва Эпстайна, не согласится ли он подождать и отсрочить принятие решения относительно его продажи “НЕМС” примерно на три недели, пока у меня не будет возможности оценить финансовое положение “Битлз” и их компаний. Клайв Эпстайн согласился отложить принятие решения по крайней мере на три недели».
Пол: «Наконец Кляйн был принят на работу большинством голосов – трое против одного. Он получил двадцать процентов. Ключевой момент наступил, когда мы перешли к обсуждению процентных ставок. Я подумал: “Мы теперь большие звёзды, а Брайен Эпстайн вначале просил двадцать процентов”. Я даже спорил с ним тогда. Я спросил: “Двадцать? Я думал, менеджеры берут только десять процентов?” Он ответил: “Нет, в наши дни это стоит двадцать”. Ну, я согласился: “Ладно, может, я не очень современный”. Но в те времена нас почти не знали, а Кляйн запросил столько же. Я сказал остальным: “Он сделает это за пять. Мы теперь большие мальчики”. Что ж, я думал, что мы добились некоторого успеха. Итак, с Кляйном будут Джон, Джордж и Ринго.
Я не подписал контракт с Алленом Кляйном, потому что он мне не нравился, как бы сильно он ни нравился остальным троим. Правда в том, что у него есть только три четверти “Битлз”, и, по сути, у него нет “Битлз”. Он, безусловно, менеджер Джона, Джорджа и Ринго, но я сказал ему, что он не управляет мной».