Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”

31 января 1969 г.

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Студия “Эппл”, Сэвил-Роу, Лондон. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Глин Джонс; помощник звукоинженера: Алан Парсонс».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день основное внимание было уделено песням, которые были признаны неподходящими для исполнения во время концерта на крыше: “Мы вдвоём” (Two of Us), “Долгая извилистая дорога” (The Long And Winding Road) и “Пусть будет так” (Let It Be)».

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Two Of Us

без названия

Hey Good Lookin’ – композиция Хэнка Уильямса

Take This Hammer (3:06) – композиция Лонни Донегана

Long Lost John (1:16) – композиция Лонни Донегана

Five Feet High And Rising (0:31) – композиция Джонни Кэша

Bear Cat Mama (0:52) – композиция Джимми Дэвиса

Black Dog Blues (1:30) – композиция Кернера, Рэя и Гловера

Right String (Wrong Yo-Yo) (0:50) – композиция Карла Перкинса

Run For Your Life (0:32)

Black Dog Blues (0:09).

Two Of Us (1:04)

 

 

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр), Пол Маккартни, Пол Бонд (оператор, управляющий «хлопушкой»), Ринго Старр, Джордж Харрисон.

 

 

 

 

Пол Маккартни, Глин Джонс, Джордж Харрисон.

 

 

Two Of Us (вошел в фильм) (1:29)

Two Of Us

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Исполнение песни “Мы вдвоём” (Two of Us) было включено в качестве вступительного трека в альбом “Пусть будет так”».

 

Step Inside Love

Friendship – композиция Коула Портера

Turkey In The Straw – народная песня

Tales Of Frankie Rabbit – композиция дуэта “Дрю Энд Ди”

Two Of Us (3:50)

Deed I Do (импровизация) (0:10) – композиция Фреда Роуза и Уолтера Хирша

Two Of Us (4:05)

I Got Stung – композиция Элвиса Пресли

Step Inside Love

Let It Be

Let It Be

The Long And Winding Road

Let It Be

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Поскольку работа над песней “Пусть будет так” (Let It Be) также снималась для фильма, четверо “Битлз” и Билли Престон разместились вокруг платформы. Джон настоял на том, чтобы сидеть на полу перед фортепиано рядом с Йоко.

Они исполнили множество дублей этой песни, которые были пронумерованы с 20 по 27, чтобы нумерация совпадала с дублями фильма. Поскольку было несколько остановок и фальстартов, некоторые из этих дублей включали неполные версии наряду с полными исполнениями. К этому дню Пол, наконец, дописал текст.

Репетиция песни перед началом записи включала версию, сыгранную с ритмом в стиле скиффл, и Леннон пел слова на другую мелодию. Было очевидно, что к этому моменту Джон начал уставать и/или скучать от всего процесса, время от времени высмеивая тексты песен, чтобы немного снять стресс. “И в час моей тьмы она стоит слева передо мной”, – поёт он в какой-то момент, продолжая: “Брызгая на меня какашками виски”.

Дубль 20 начался хорошо, но Глин Джонс остановил его на середине первого припева, потому что вокал Пола звучал отрывисто. Когда раздался сигнал остановиться, Джон начал насвистывать, а затем пробормотал: “Что, вашу мать, происходит?”. “Это не очень громко, Глин”, – пожаловался Пол. Джон вмешался: “Поппин в деле, чувак. Я никогда не закончу ‘Мэгги Мэй’, если так будет продолжаться и дальше!”

После очередного фальстарта они исполняют первый полноценный дубль, подпорченный только тем, что Джон запорол свою басовую партию во время нисходящих аккордов непосредственно перед гитарным соло. Сразу после своей ошибки Джон восклицает: “Твою же мать!”.

После окончания песни Джон спрашивает: “Пусть будет так, а?” После того, как Пол отвечает: “Да”, Джон добавляет: “Я знаю, что ты имеешь в виду”.

Дубль 21 начался хорошо, но стал замедляться в темпе, что побудило Пола прервать исполнение после гитарного соло. Затем он спел строчку “Когда все люди с разбитыми сердцами” интонацией беспробудного пьяницы, что побудило Джона крикнуть: “Отвали, чмо!”, подражая хулигану в ночном клубе. Затем Пол заявляет: “Просто не знаю, это стало так, вроде как… Не знаю”.

Дубль 22 стал полноценным исполнением, но он также был испорчен замедлением темпа. Когда Пол понял, что это будет не последний дубль, то спел последний куплет как “Когда я испытываю душевную боль, брат Мэлкольм приходит ко мне”, а затем закончил дубль несерьёзным вокальным тоном. После того, как песня закончилась, Джон поёт: “Жила-была женщина, / которая любила лунного пса”. “Лунный пёс”, – это, конечно же, было отсылкой к раннему названию “Битлз”, а также было включено в текст песни Джона “Выискивать мелочь” (Dig A Pony)».

 

Кевин Хоулетт (радио-продюсер “Би-Би-Си”, автор аннотации к 50-летию выхода “Белого альбома”): «Стоит отметить, что в какой-то момент [во время работы в студии 5 сентября 1968 года] Пол Маккартни воспользовался перерывом, чтобы впервые попробовать сыграть в студии композицию “Пусть будет так” (Let It Be). На плёнке последней сессии записи “Пока моя гитара нежно плачет” есть запись исполнения ещё одной песни. Не зная, что это такое, помощник звукоинженера Джон Смит, написал “Импровизация” (Ad Lib). По сути, это была первая проба “Пусть будет так”. В этой версии Пол поёт “Брат Мэлкольм приходит ко мне”, а не “Мать Мэри”, как в окончательной версии песни».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Перед началом 23-го дубля Джон заявил: “Папа хочет пописать”, на что Пол сказал: “Папа хочет пописать, Глин!” После объявления 23-го дубля Пол говорит: “Продолжаем в том же духе, оставляем так”. Затем Джон заявляет: “Не произноси этого слова”, на что Пол отвечает: “Ужасно извиняюсь!” Затем Джон с притворной искренностью спрашивает: “Мы должны хихикать в соло?”, на что Пол отвечает: “Да”, после этого следует “хорошо” Джона. Этот дубль прошёл довольно успешно, хотя после его окончания Джон заявил с акцентом британской королевской семьи, “Я где-то потерял басовую ноту!”. После того, как Пол отвечает “О!” с похожим акцентом, Джон продолжает: “Я не думаю, что это имело значение, если это было так”.

Дубль 24 довольно хорошо начался с гитарного соло, где Джордж впечатляюще импровизирует, а Пол поёт: “Пусть так и будет, да, йоу”. Затем Пол случайно ведёт группу через два припева вместо одного, ошибку, которую он уже совершал ранее. Поскольку в конце песни два припева, Джон принял это за завершение и начал воспроизводить нисходящий басовый паттерн, слышимый в конце песни. Поскольку Пол это заметил, когда начал заключительный набор куплетов, то отреагировал вокалом “Когда я окажусь внутри, ого-го!”. Билли Престон отреагировал на этот промах проникновенной игрой на органе, зная, что этот дубль был испорчен. Тем не менее, Пол продолжил петь, пока Джон не остановил дубль восклицанием: “Хорошо, хорошо”. Пол продолжил: “Хорошо, она стоит прямо в…”, пока все не прекратили играть. “Я думал, что это конец песни”, – извиняющимся тоном заявил Джон по поводу своей ошибки на басу.

Дубль 25 дошёл до первого припева, где Пол начал петь высоким фальцетом поверх “ааа” Джона и Джорджа. Это побудило Пола воскликнуть: “Что за дерьмо здесь происходит?” Затем Джон с Полом вступили в какое-то псевдогерманское подшучивание, прежде чем Пол предпринял вторую попытку сыграть 25 дубль, отсчитывая его с псевдонемецким акцентом. Это следующее исполнение дошло до конца, но в середине было определено, что оно с ошибкой, в результате чего Пол снова включил “Брата Мэлкольма” в текст песни. После его завершения произошёл следующий разговор:

Джон: (саркастически) Думаю, это было довольно грандиозно. Я бы взял домой.

Глин Джонс: Нет, было прекрасно.

Джон: (имитируя голос компьютера из фильма “2001: Космическая одиссея”): Не обманывай нас, Глин. Объясни начистоту.

Глин Джонс: Всё было правильно.

Пол: А, что ты думаешь, Глин?

Глин Джонс: Не думаю, что это всё.

Пол: Давай.

Джон: Хорошо, давай отследим это. (Резко втягивает воздух) Ты хвастун, ты мошенник! (с интонацией “2001: Космическая одиссея”) Забери меня с этой Базы! Забери меня…

На протяжении всей своей карьеры “Битлз” привыкли к практике последующих редактирований и наложений, особенно во время записи альбома “Сержант Пеппер”. Однако в этот раз они были полны решимости сделать свой новый проект особенным. “Мы разучивали мелодии и записывали их без множества наложений; мы записывали концертный альбом”, – объяснял Джордж в “Антологии”. Таким образом, это исполнение “Пусть будет так” (Let It Be), как и всех других песен для этого проекта, должно было быть идеально исполнено от начала до конца.

Когда в дубле 26 был сыгран первый такт, Пол продолжил играть вступительные ноты к “Двенадцатой уличной газетёнке”, побуждая Джона спеть: “О, у каждого есть немного о бо…”. После этого они сразу же перешли к следующему дублю, который прервался, когда Пол ошибся с текстом в финальных куплетах. Поскольку на этом этапе у них, похоже, пропал энтузиазм к песне, они решили перейти к композиции “Долгая извилистая дорога” (The Long And Winding Road), а затем вернуться к песне “Пусть будет так” (Let It Be) чуть позже в тот же день».

 

The Long And Winding Road

The Long And Winding Road (0:59)

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

The Long And Winding Road (вошел в фильм) (0:20)

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

The Long And Winding Road (0:52)

The Long And Winding Road (0:20)

The Long And Winding Road

The Long And Winding Road

The Long And Winding Road

The Long And Winding Road (0:14)

The Long And Winding Road (0:44)

The Long And Winding Road (0:06)

The Long And Winding Road

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Дубли этого дня композиции “Долгая извилистая дорога” (The Long And Winding Road) были обозначены с 13 по 19, чтобы номера совпадали со съёмочными дублями фильма. Следует отметить, что было много фальстартов и неполных версий, некоторые из которых были объединены вместе во время нумерации дублей, которые были указаны как 16A, 16B, 16C и так далее. В целом, включая частичные репетиции, потребовалось в общей сложности 19 дублей, чтобы добиться приемлемой записи песни в этот день. На этих дублях Джордж вернул свои гитарные партии в вокальные паузы, а Ринго получил указание больше не ударять по тарелкам в куплетах.

Перед началом первого дубля мы слышим, как Джон отрабатывает свою басовую партию на бас-гитаре “Фендер VI”, Джордж проигрывает несколько гамм на своём “Фендере Телекастер”, а Пол немного практикуется на рояле “Блутнер”.

После того, как был объявлен “дубль 13А”, Пол повёл группу через несколько тактов первого куплета, прежде чем кто-то из команды останавливает песню.

“Take 13B” – это грамотное полное исполнение песни, испорченное только ощутимым эффектом вращающегося динамика “Лесли” на гитаре Джорджа в соло и отсутствием энтузиазма у группы в целом. “Хорошо, сделаем это еще раз”, – объявляет Пол после этого, зная, что это можно было бы сыграть лучше.

После небольшой возни с инструментами, а также после того, как Пол ещё раз прошёлся по вступлению к песне, начался “дубль 14”. Это исполнение началось хорошо, несмотря на то что Полу пришлось иметь дело со съезжающим в сторону микрофоном. После этого он слегка постучал по клавишам рояля и спросил: “У вас есть отвертка для этого микрофона?”

После устранения проблемы с микрофоном группа приступила к дублю 15A, который остановился сразу после второго такта из-за того, что Ринго немного раньше начал играть в третьем такте. “Давайте повторим”, – терпеливо предлагает Пол. “Просто входи, не синкопируй. Просто входи ровно” – проинструктировал Пол Ринго.

Затем Маккартни немедленно отсчитывает “дубль 15B”, в котором он трижды с трудом справляется с первым вступительным тактом. Этот дубль стал полной версией, но с большим количеством неверных аккордов гитары Джорджа, которая, по-видимому, нуждалась в настройке. После завершения дубля Джордж обсуждает что-то с Полом вне микрофона, на что Пол ответил: “неправильно”. Продюсер Глин Джонс обращается к Ринго: “на самом последнем аккорде в конце ряда тарелки без басового барабана… басовый барабан делает её немного тяжеловесной”.

Дубль 16B был остановлен, когда Пол услышал мажорный 7-й аккорд после слов “к твоей двери” (to your door). “И что это теперь?” – спросил Маккартни, что побудило Джорджа и Билли Престона продемонстрировать аккорд на фортепиано Пола. “Звучит забавно”, – прокомментировал Маккартни, прежде чем начать “дубль 16С”.

Дубль 16C – это полная версия песни, которую Пол поёт очень вдохновенно, хотя гитара Джорджа по-прежнему звучит фальшиво. Пол исполняет соло в инструментальной части песни поверх клавишных Билли Престона, что, по-видимому, указывает на то, что Маккартни намеревался нарушить их политику “запись без наложений” и записать там какое-нибудь новое соло позже. После завершения этого дубля Пол слегка усмехается и спрашивает: “Сыграем её ещё раз, продолжим?”

Они сразу перешли к следующей полной версии песни, прежде чем съёмочная группа смогла озвучить другой дубль, поэтому этот можно обозначить как “дубль 16D”. Гитара Джорджа теперь, казалось, была настроена, но Пол, к сожалению, сыграл неправильный аккорд в конце третьего куплета, что побудило его сказать “да” и после этого снизить интенсивность своего вокального исполнения, потому что он знал, что этот дубль не будет удачным. “Была пара промахов, не так ли?” – спросил он после того, как они закончили».

 

 

 

 

 

Lady Madonna (музыкальная импровизация) (0:13)

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Среди других песен была исполнена версия “Леди Мадонна” (Lady Madonna) со следующим текстом: “Лорд и леди Докер, на вашей личной яхте / Все люди удивляются, почему у вас так много всего”».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Во время этих сессий группа три раза исполняла композицию “Леди Мадонна” (Lady Madonna). Первый раз был на киностудии “Туикенхэм” 7 января 1969 года, а два других – в студии “Эппл” 24 и 31 января. Последний из этих трёх треков представлял собой простую импровизированную версию, которая будет смикширована инженером Глином Джонсом 11 марта 1969 года, так как рассматривалась для выходя на альбоме.

После продолжительного перерыва и исполнения импровизированной версии композиции “Леди Мадонна”, они снова вернулись к песне “Долгий извилистый путь” (Long and Winding Road), чтобы попытаться добиться удовлетворительного результата. Дубль 17A дошёл до сольной части, пока Джордж не сыграл несколько фальшивых нот, что побудило Пола сказать: “Хорошо, начинаем сначала. Хорошо, на этот раз тише”. Маккартни предпринял четыре попытки начать песню заново, но остальные были к этому не готовы.

Дубль 18 стал почти идеальным полным исполнением, за исключением небольшого неправильного аккорда Джорджа в одном месте.

Немного порепетировав песню между дублями, они сыграли “дубль 19” – последний дубль этого дня. В первой половине песни Пол исполнил более мягкий вокал, но немного усилил интенсивность на протяжении всей песни. После того, как песня закончилась, Джордж Мартин спросил: “Это всё, не так ли?”, на что Ринго ответил: “По-моему звучит нормально”, после чего Джон сказал: “Звучит просто прекрасно!”.

Поскольку это финальное выступление было включено в фильм “Пусть будет так”».

 

The Long And Winding Road 

The Long And Winding Road

The Long And Winding Road (0:04)

The Long And Winding Road (0:23)

The Long And Winding Road (0:13)

The Long And Winding Road (3:53)

I Want You (She’s so Heavy)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день они ещё раз исполнили композицию “Я хочу тебя (она такая неприступная)” (I Want You (She’s So Heavy)). Джон с Джорджем играли на гитарах, Пол и Билли Престон на клавишных, Ринго на барабанах. Пол иногда присоединялся к вокалу».

 

Let It Be (0:07)

Let It Be (1:36)

Let It Be (0:09)

Let It Be (0:21)

Build Me Up, Buttercup – композиция группы “Фаундэйшн”

Let It Be

Let It Be (вошел в фильм) (0:30)

All Along The Watchtower (музыкальный проигрыш) (0:14)

Let It Be

Let It Be (вошел в фильм) (0:47)

 

 

 

 

Party – композиция Элвиса Пресли

Who’s Making Love – композиция Джонни Тейлора

Twelfth Street Rag – композиция Эдея Л. Боумена

Let It Be

музыкальная импровизация

Let It Be

Let It Be (0:33)

Let It Be (0:30)

Let It Be (1:09)

Let It Be (вошел в фильм) (0:44)

Let It Be (0:12)

Let It Be

Let It Be (0:22)

Let It Be (0:07)

Oh! Darling

Oh! Darling

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В перерывах между дублями песни “Пусть будет так” (Let It Be) Пол затронул композицию “О! Дорогая” (Oh! Darling), чтобы посмотреть, можно ли её доработать, чтобы включить в альбом и фильм. Пол играл на фортепиано и исполнял ведущий вокал, Джон играл на бас-гитаре “Фендер VI” и немного подпевал, Джордж играл на гитаре “Фендер Телекастер”, Ринго на барабанах и Билли Престон на органе “Хэммонд”».

 

 

 

 

 

 

без названия

Let It Be

Let It Be (4:12)

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «В конце концов, группа записала дубль композиции “Пусть будет так” (Let It Be), который с наложениями, сделанными позже, будет использован как на сингле, так и на альбоме. Это был предпоследний дубль за день; его монтаж и финальный дубль были использованы в фильме “Пусть будет так”».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После того, как композиция “Долгая извилистая дорога” (The Long And Winding Road) была завершена, они вернулись с удвоенным энтузиазмом к песне “Пусть будет так” (Let It Be). Во время суматохи перед началом дубля 27 Джон воскликнул со смешным британским акцентом: “Э-э, нет, я потерял свою маленькую бумажку”, несомненно, имея в виду шпаргалку, которую он использовал для этой песни. “Не говори так”, – сказал он самому себе, когда кто-то из съёмочной группы объявил: “Дубль 27, синхронизация со вторым хлопком”. Пол повторил: “Синхронизация со вторым хлопком, пожалуйста”, после чего приступил к исполнению дубля, который станет основной мастер-записью для сингла и трека альбома. Если не считать нескольких ошибочных гитарных нот в соло Джорджа на гитаре “Фендер Телекастер” и того, что Пол не спел “не будет никакой печали” (there will be no sorrow) в конце песни, как он намеревался, то это был идеальный дубль.

Пол, который всегда старался превзойти самого себя, когда что-то можно было сделать ещё лучше, тут же объявил: “Ещё раз, честно, ещё только один раз”. Твёрдо решив на этот раз не забыть спеть “без печали” во время финальных припевов, он немедленно приступил к следующему исполнению. “Давайте споём ещё раз, просто чтобы перепеть себя”, – заявил Пол, на что Джон ответил: “У нас уже было столько недоделок!”. После этого Джордж Харрисон сказал: “О, просто дайте заняться этим…”, чтобы он мог быстро настроить гитарную струну. После того, как Джордж сказал: “В порядке”, Пол повторил: “Второй хлопок”, после чего хлопнул в ладоши, заставив Джорджа рассмеяться.

Эта версия, обычно обозначаемая как дубль 27, также была близка к идеалу. Пол не забыл дважды спеть “не будет никакой печали” в заключительные моменты песни. Гитарное соло Джорджа в этом дубле получилось лучше, однако и Пол, и Джордж предпочли предыдущую версию, несмотря на тот факт, что, как объяснил Пол, “я спел не совсем те слова, которые написал”. В итоге дубль 27 был выбран для выпуска песни, и никто так и не узнал, что строчка “не будет никакой печали” должна была прозвучать в тексте песни. Однако версия дубль 27 была использована в качестве основного исполнения в фильме “Пусть будет так”. Эти кадры были отредактированы с некоторыми фрагментами более раннего дубля, что немного изменило структуру песни. Поскольку это было заключительное выступление проекта, Джон выразительно воскликнул: “О, да!” – когда затихли последние звуки инструментов. Его намерение исполнить в этот день песню “Мэгги Мэй” было либо забыто, либо сочтено менее важным, чем его желание пойти домой».

 

Let It Be (с неудачным началом) (4:09)

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «После окончания этих сессий “И-Эм-Ай” получила назад свои магнитофоны, и рабочие приступили к демонтажу студии “Волшебника” Алекса».

 

Джон: «Работа над аль­бомом “Пусть будет так” была адом. Это была самая жалкая сессия, какую только можно представить».

 

Этан Рассел (фотограф): «Сразу после концерта я показал снимки сотрудникам “Эппл”, всё происходило в кабинете Питера Брауна. Тогда же всем в голову и пришла идея сделать книгу-альбом на 160 страниц и включить в неё отрывки диалогов из фильма. К сожалению, подкачало качество: книга буквально разваливалась в руках. А в Штатах её выпускать не стали, “Кэпитол” отказалась раскошелиться».

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «31 января Билли Престон подписал контракт с “Эппл”. Джордж будет продюсировать его первый сингл».

 

Берни Краузе (музыкант, занимался реализацией синтезаторов “Муг”): «По почте из “Эппл” пришёл билет бизнес-класса, который я тут же обменял на два билета эконом-класса, чтобы моя жена Дениз могла поехать со мной. Несмотря на то, что мы были бездетны, она никогда не работала, хотя сводить концы с концами часто было для меня невероятным бременем, которое я нёс в одиночку, что добавляло напряжение в наш и без того неустойчивый брак. Не волнуясь о том, как будут решаться практические вопросы нашей жизни, когда дело доходило до путешествий, особенно когда это было недалеко от Парижа, где она выросла, она всегда была готова воспользоваться благоприятным случаем. В пятницу перед отъездом я связался с секретарем Харрисона, чтобы подтвердить поездку. В офисе “Эппл” проверили все наши договоренности и сказали, что меня ждут».

 

 

 

Пол отправил эту открытку Ринго 31 января 1969 года: «Ты самый лучший ударник в мире».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)