Концерт на крыше

30 января 1969 г.

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Мы планировали, что “Битлз” выступят перед аудиторией. По одному из сценариев мы должны были арендовать один из клубов в Германии, как будто для группы “Рики Энд Ред Стрикс”. Идея состояла в том, что эта группа как бы предполагает стать следующей после “Битлз” группой из Англии, такой свежей английской рок-группой с большой рекламной кампанией. Когда клуб заполнится и двери закроются, то на сцену выйдут “Битлз”. Это были бы “Битлз”, выступающие в маленьком клубе, и мы бы снимали их в режиме кинохроники. Но это осталось неосуществленным».

 

Этан Рассел (фотограф): «Я слышал, как режиссёр Майкл Линдсей-Хогг уговаривал их поехать в какое-нибудь интересное место – например к египетским пирамидам, и сыграть концерт там, но парни его не слушали».

 

Ринго: «У нас был план выступить где-нибудь с концертом. Мы раздумывали, куда бы отправиться – в “Палладиум” или “Сахару”. Но тогда нам пришлось бы брать с собой всё необходимое нам оборудование, поэтому мы решили: “Давайте поднимемся на крышу”».

 

Ринго: «Мы попросили Мэла и Нила установить оборудование на крыше».

 

Нил Аспинал (управляющий директор “Эппл Корпс Лимитед”): «Меня там не было. Я лежал в больнице, у меня только что вырезали гланды, поэтому я пропустил это шоу».

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «Один конкретный день в конце января вызвал настоящий ажиотаж. Чтобы добиться какого-то необычного звучания под открытым небом, мы перенесли сессию из подвальной студии на крышу дома 3 по Сэвил-Роу. Для установки оборудования был сделан настил из строительных досок».

 

Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «В начале пятого утра я с техническим инженером Китом Слотером приехал к офису “Эппл” на машине студии “И-Эм-Ай”, полной веревок, блоков и креплений, усилителей, динамиков, бухт с проводами и бог знает, чего ещё. Нас остановил полицейский. Мы были в каких-то больших и неряшливых пальто и шляпах, и выглядели как пара бандитов. Полицейский спросил, куда мы идем, и мы ответили: “Если мы скажем, то вы нам не всё равно поверите” – и он нас отпустил!

Поскольку студия находилась в подвальном помещении, мы оттуда таскали оборудование на крышу, подключили его к оборудованию внизу, прокладывая провода вниз по лестнице. Потом мне пришлось настраивать большой динамик, привезённый со студии “Эбби Роуд”».

 

 

 

 

Режиссёр Майкл Линдсей-Хогг руководит установкой десяти камер.

 

 

 

 

Пять камер будут установлены на крыше.

 

 

 

Одна камера на крыше здания напротив.

 

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы установили одну из камер на водонапорной башне дома напротив здания “Эппл”».

 

 

 

Три камеры будут снимать происходящее на улице.

 

 

 

Одна скрытая камера спрятана в приёмной.

 

 

 

Прибыл Джордж Мартин.

 

 

 

 

Звукооператор Глин Джонс.

 

 

 

 

 

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Попытка занести на крышу инструмент Билли Престона – “Фендер Роудз 73” с усилителем “Фендер Tвин” оказалась невозможной, потому что это оборудование просто не пролезало через лестничные пролёты и двери. Чтобы установить “Фендер Роудз” на крыше, пришлось поднимать его через люк в крыше, который пришлось полностью разобрать, а затем собрать обратно».

 

 

 

“Фендер Роудз”.

 

 

Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «К началу концерта всё было подготовлено, но без проверки звука».

 

Лесли Кавендиш (личный парикмахер “Битлз”): «Ещё накануне мне позвонили и сказали, что на следующий день “Битлз” будут давать концерт. Я всегда был наготове, чтобы если нужно, привести их волосы в порядок. Я был рад делать это. Утром я приехал в офис “Эппл”, начал делать свою работу и понял, что концерт должен был пройти на крыше! Я сделал всё возможное в сложившихся обстоятельствах. Они были несколько напряжены и решали стоит ли им вообще выступать. Позже мне рассказали, что за минуту до того, как они открыли дверь, чтобы выйти на крышу, они всё ещё решали, а стоит ли туда выходить.

Вскоре я тоже поднялся на крышу, сел на ступеньку и стал свидетелем исторического концерта. Не думаю, чтобы кто-нибудь знал, что это будет их последним выступлением».

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Всё произошло очень быстро. В тот день я работал в лондонском офисе, и меня окликнул Мэл Эванс: “Эй, Кен, через пятнадцать минут мы поднимемся на крышу. Давай с нами”. Я ни о чём не знал и спросил: “Что ты имеешь в виду?”

– Парни поднимутся на крышу, чтобы дать там концерт.

В последнюю минуту я бросился покупать толстое пальто, зашёл в первый попавшийся магазин, но всё, что я смог найти, был прорезиненный плащ. На крыше он задубел и потерял эластичность. К сожалению, в нём было холодно.

Хорошим в нём было то, что он был белого цвета, а все собравшиеся на крыше были в чёрном, поэтому я оказался единственным парнем в белом, так что меня легко выделить в фильме и на фотоснимках. Просто обратите внимание на белый плащ. Это я».

 

Пол: «Мы решили исполнить весь материал, который репетировали и записывали. Если у нас получится удачный вариант, то это и будет запись; если нет, мы воспользуемся более ранними дублями, которые записали внизу, в подвале».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «42-минутное выступление записывалось на два восьмидорожечных магнитофона, расположенных в студии “Эппл”, Джорджем Мартином, звукоинженером Глином Джонсом и оператором Аланом Парсонсом».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Когда они играли на крыше, я был внизу».

 

 

 

Джимми Кларк – швейцар.

 

 

Джимми Кларк: Вы к кому?

Девушки: К Тони Ричмонду. Он – кинооператор.

 

 

 

 

Маккартни и Старр были первыми из “Битлз”, кто поднялся на крышу в сопровождении Морин Старки и Билли Престона. В центре Пол Бонд – оператор, управляющий «хлопушкой».

 

 

 

 

 

В некоторых источниках указывается, что Ринго надел плащ своей жены, однако он мужского покроя.

 

 

 

 

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Я вышел на крышу сразу вслед за “Битлз” вместе с Йоко, Морин и Крис О’Делл».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Билли Престон на электрическом пианино “Фендер Роудз” дополнил музыкальный ландшафт группы».

 

 

 

Поднявшись на крышу Старр переставил свою ударную установку после того, как обнаружил, что Мэл Эванс “поставил меня не в то место”. На заднем плане Морин Старки, Кен Мэнсфилд (в белом плаще) и Крис О’Делл.

 

 

 

 

За ударной установкой Старра стояла картина Тома Ньюмана – вокалиста британской психоделической группы “Джулай”. Ньюман был начинающим художником и в то утро случайно зашел в “Эппл”. На снимках его можно узнать по тёмно-бордовому пиджаку, когда он стоит у дымохода позади “Битлз”. В конце концерта он забрал свою картину.

 

 

Том Ньюман: «Я рисовал картины, которые были в некотором роде научной фантастикой, с планетами в стиле “Звёздных войн”, со множеством лун. Довольно необычные. В то время я жил в странном мире фантазий, и у меня была идея попытаться зарабатывать на жизнь по-настоящему, и, конечно, я также был невероятным поклонником “Битлз” и всего, что они делали, и однажды утром решил взять пару картин с собой в Лондон и узнать, смогу ли я попасть в штаб-квартиру “Эппл” на Сэвил-роу. Я слонялся взад-вперед по тротуару с картинами под мышкой, пытаясь понять, хватит ли у меня смелости подняться по ступенькам и постучать в дверь. Когда возле здания припарковался фургон для разгрузки оборудования, то я просто прошел мимо. В этот момент из фургона вышел парень и сказал: “Том. Что ты здесь делаешь?”. Это был парень по имени Эдриан Вульф, который жил на нашей улице в Перивейле, где жил и я.

В общем, я спросил: “Эдриан, а ты что здесь делаешь?”.

– Мы будем снимать “Битлз”, они будут играть на крыше – ответил он.

– Твою же мать. Ты шутишь.

– Нет. Нет. Держи. – И он дал мне крошечный футляр с линзами или что там у него было, и сказал: “Вот, держи. Бери его и заходи, и я тебя проведу”.

Конечно, я обосрался, но последовал за ним, так что примерно на полчаса я стал техником Эдриана Вульфа, таскал всякую всячину в “Эппл” и поднимался по лестнице раза четыре или пять, пока не добрался до крыши. Лифта не было, так что нам пришлось подниматься по лестнице, но я не мог в это поверить, это было всё равно что попасть на Волшебную экскурсию. Там были все эти маленькие цыпочки и разные хмыри в модных костюмах, прямо с Карнаби-стрит, и среди них слоняющиеся Битлы. Итак, я помог Эдриану со всем этим оборудованием, и ударная установка Ринго была установлена там, так что я поставил эту картину за барабанной установкой Ринго. Мне хотелось посмотреть, получится ли у меня продать такую вещь космической эры, и я просто спрятался на крыше, потому что думал, что иначе Мэл Эванс и Нил Аспинал меня просто вышвырнут вон. Но, полагаю, я выглядел довольно стильно, потому что у меня была прическа в стиле “Битлз”, как и у всех остальных, так что я мог сойти за любого крутого парня, и все в “Эппл” выглядели одинаково, так что, возможно, просто поэтому ко мне никто не докопался».

 

 

 

 

Джордж: «Мы поднялись на крышу, чтобы воплотить в жизнь идею живого концерта, потому что это было намного проще, чем отправиться куда-либо ещё. К тому же никто никогда такого не делал, так что было бы интересно посмотреть, что произойдёт, когда мы начнём там играть. Это было приятное небольшое социальное исследование».

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы все поднялись по небольшой лестнице, и, в каком-то смысле, вошли в историю».

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Этан Рассел (фотограф): «Снимать концерт на крыше стало для меня настоящим приключением. Я сразу понял, что в кадр они у меня не влезут даже с 24-миллиметровым объективом, поэтому старался отходить от них как можно дальше и даже забрался на строительные леса на самом краю крыши. Ещё шаг – и можно было свалиться. Я был там всё это время с двумя фотоаппаратами, без помощников. Из зрителей присутствовало человек пятьдесят».

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы не могли отходить достаточно далеко от них, потому что можно было свалиться с крыши».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпизод 1, “Вернись” (Get Back) ­– репетиция (1:29).

 

 

 

 

Концерт на крыше начался около полудня. Время проведения совпало с обеденным перерывом в многочисленных близлежащих офисах, что послужило быстрому скоплению людей. Хотя их мало кто мог увидеть, на улице внизу собралась толпа, чтобы послушать выступление “Битлз”.

 

 

Хосико Румико (журнал “Музыкальная жизнь”): «В январе 1969 года я совершенно случайно попала на “Концерт на крыше”. Я была в Лондоне по работе, не связанной с “Битлз”, и от знакомых из компании “Эппл”, которую основали “Битлз”, услышала, что они играют на крыше, и я могу подойти посмотреть. Я подумала тогда, что это такое им взбрело в голову, но потом вышел альбом “Пусть будет так” и фильм, что меня удивило (прим. – до этого Хосико Румико встречалась с “Битлз” 15 июня 1965, 2 июля 1966 года, сопровождала их в августе 1966 во время турне по США, была в сентябре 1967 года в студии и в декабре 1968 года на рождественской вечеринке “Эппл”)».

 

 

 

 

Ринго: «Помню, что было холодно, ветрено и сыро, но всем людям, выглядывавшим из офисов, это действительно нравилось».

 

прим. – было 10 градусов тепла, ветер 1.3 метра в секунду, влажность 73%.

 

 

 

 

Пол: «На самом деле всё это было очень весело. Мы включили микрофоны и устроили шоу. Это было действительно весело, потому что всё происходило на открытом воздухе, что было для нас необычно. Мы давно не играли на открытом воздухе».

 

 

 

Группа начали с репетиции песни “Вернись” (Get Back), пока всё ещё заканчивалась подготовка плёночных кинокамер, после чего был сделан первый дубль.

 

 

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «На крыше здания были трубы. Там было немного теплее, поэтому я, Йоко, Морин и Крис О’Делл – единственная там американка, укрылись возле этого дымохода».

 

 

 

Йоко Оно, Морин Старки, Кен Мэнсфилд, Крис О’Делл.

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Пока группа не заиграла, сотрудники “Эппл” даже не думали подниматься на крышу. Так что в это время на крыше было, вероятно, вместе с группой и Билли Престоном всего около двадцати человек».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Композиция “Вернись” (Get Back) затрагивалась и/или исполнялась в общей сложности пять раз в течение этого 42-минутного выступления. Первой была репетиция, которая началась с того, что Джон сыграл своё соло, остальные присоединились к следующему припеву, причем Пол и Джон пели вместе. Эта версия была просто репетицией для звукоинженеров, после чего были внесены коррективы в настройку оборудования».

 

Пол: «У меня была маленькая бас–гитара “Хефнер” – очень лёгкая, на ней очень приятно играть».

 

Эпизод 2, “Вернись” (Get Back) – дубль первый (3:59).

 

 

 

После репетиции последовала полная версия песни “Вернись” (Get Back). Монтаж этих двух версий был включен в фильм “Пусть будет так”.

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

На заднем плане Питер Браун – персональный помощник “Битлз”, член правления “Эппл Корпс”.

 

 

 

 

 

Пол: «Мы выступали тогда точно так же, как и тысячи раз до этого. Каждый из нас знает, что от него требуется. С самой первой секунды мы поняли, что получим удовольствие. Мы слились воедино с первого же аккорда и вдарили огня и мощи. Мы всегда любили то, чем занимались. И когда играли вместе, то забывали обо всём на свете. Мы становились просто группой, выступающей на сцене. И каждый раз это было событием для нас».

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

В конце первого дубля зрители на крыше зааплодировали. В ответ Пол Маккартни сказал: “Похоже, Тед Декстер забил ещё один шар”.

 

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы арендовали вертолёт, который сделал несколько кадров, стараясь не подлетать слишком близко, чтобы его звук не попал на запись».

 

Эпизод 3, “Вернись” (Get Back) – дубль второй (3:25).

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

– Откуда этот шум?

– С крыши.

 

 

 

 

– Вы знаете, кто это?

– Да, «Битлз».

– Нравится вам?

– Да, неплохо.

– Как вам такая идея?

– Я не знаю, что они будут делать.

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Вторая версия композиции “Вернись” (Get Back) закончилась заявлением Пола: “Похоже, Тед Декстер забил ещё один шар!” Это было сделано в ответ на вежливые аплодисменты, последовавшие за окончанием этой песни, которые были гораздо более сдержанными по сравнению с теми, к которым они привыкли на стадионах и концертных залах во время своих турне. Поэтому это напомнило Маккартни о реакции на матчах по крикету, когда Тед Декстер, который был знаменитым английским игроком в крикет начала 1960-х годов, забивал шар. Затем Джон произнёс: “Большое спасибо… ещё одна просьба от Мартина и Лютера”, имея в виду их выступление на радио “Би-Би-Си” в 1963 году, когда они отвечали на запросы слушателей.

Затем продюсер/инженер Глин Джонс спрашивает: “Есть ещё звуковой канал от ‘Фендеров’?” Этот вопрос касается того, нужно ли им включать свои усилители или нет. “Да, мы пишем”, – затем он дает указание перегруппироваться для подготовки к их следующей песне, которая станет третьим исполнением песни “Вернись” (Get Back). Фильм “Пусть будет так” включает отредактированную версию второй и третьей версий песни, исполненной в этот день.

Третья версия композиции “Вернись” (Get Back) была исполнена, чтобы добиться идеального звучания. Однако Пол слегка посмеивается после того, как соло-гитара Джона сбивается с ритма во втором куплете. После паузы Пол говорит: “Ааааа, возвращайся домой, никогда больше не бродяжничай” (Aaaah, get back home, never more to roam), и, после финального тяжеловесного окончания и последовавших за этим аплодисментов, Джон заявляет: “О, брат…был запрос на Дейзи, Морриса и Томми”, – продолжая шутку радио “Би-Би-Си” из предыдущего выступления».

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

Джон Леннон объявил: “Что ж, спасибо вам, дамы и господа. К нам обратились с просьбой Дейзи, Моррис и Томми”.

 

 

Эпизод 4, “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) – дубль первый (3:28).

 

 

 

Третьей песней была композиция “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down), которая прозвучала в фильме “Пусть будет так”. Фото Этана Рассела.

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Были исполнены две версии композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down), более жёсткая первая версия была выбрана для включения в фильм “Пусть будет так”. Однако Джон забыл вступительные слова ко второму куплету, которые звучат как бормотание “гобблди-гук”».

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Эпизод 5, “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) – дубль первый (5:11).

 

 

 

После композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) группа сразу же перешла к песне “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling), которая была использована в фильме и на альбоме. В конце песни слышно, как Леннон говорит: “О, душа моя, как тяжело”.

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Композиция “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) была исполнена дважды, причём первая попытка была признана лучшей и достойной включения как в фильм “Пусть будет так”, так и в альбом.

Эта первая версия, хоть она и безупречна в целом, содержит одну заметную оплошность Джона, а именно, он спел: “все приложили дурака” (everybody put the fool down) вместо “каждый настаивал на своём” (everybody put their foot down), как это слышно, когда куплет повторяется позже. Это, однако, могло быть намеренным выпадом в адрес “Простака” (The Fool) – голландского дизайнерского коллектива, который был связан с “Битлз” несколькими проектами в их психоделический период 1967 года.

После окончания этой версии Джон поёт “У меня на душе” (Oh, my soul), а затем добавляет “так тяжело” (so hard). Во время паузы, когда команда инженеров в студии готовится к записи следующей песни, слышно, как Ринго вдыхает свой ингалятор, как он это сделал непосредственно перед началом песни “Выискивать мелочь” (Dig A Pony). Затем через динамики слышно, как команда инженеров просит: “Ринго, отрегулируй микрофон на малом барабане”, что он и делает».

 

Том Ньюман: «Как бы то ни было, это был потрясающий концерт. Я никогда раньше не видел их вживую, поэтому был поражен тем, насколько сильно они звучали для “Битлз”. Я имею в виду, что всё было не так, как у “Битлз”, всё было на высоте, без ошибок, всё было абсолютно идеально. Они просто играли на маленьком крошечном усилителе “Фендер”, знаете, на маленьком детском усилителе “Фендер” с акустической системой “Фендер”. Их просто подключили к полудюжине микрофонов, но это был лучший грёбаный рок. Такого рок-н-ролльного звука я по-настоящему никогда не слышал».

 

Алан Парсонс (инженер записи “И-Эм-Ай”): «Это был один из самых замечательных и волнующих дней в моей жизни. Наблюдать, как “Битлз” играют вместе и получают мгновенную обратную связь от окружающих их людей, пять камер на крыше, камеры через дорогу, на проезжей части – это было просто невероятно».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Во время записи альбома “Пусть будет так” они звучали несколько неуверенно, словно не могли понять, репетируют они или уже записывают. Даже в студии “Эппл” сохранялось такое настроение. Но как только они вышли на крышу, всё изменилось. Сразу стало понятно, что это выступление. Ребята звучали очень напористо».

 

 

 

Движение на Сэвил-роу и соседних улицах было заблокировано.

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Движение транспорта было остановлено, так как внизу на проезжей части собралась толпа, а все близлежащие окна и крыши быстро заполнились офисными работниками Вест-Энда, которые получили привилегию наблюдать за последним в истории концертом “Битлз”».

 

 

 

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «Пока это происходило, мы брали интервью у прохожих внизу на улице. Некоторые из этих комментариев просто обязаны быть включены в фильм».

 

 

 

После исполнения песни “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) Леннон, Харрисон и Старр взглянули на толпу внизу, прежде чем вернуться к своим инструментам. Фото Этана Рассела.

 

 

Пол: «Помню, как увидел Вики Уикхем из [программы] “На старт, внимание, марш!” на крыше напротив через улицу. Она сидела там с парой подруг, а потом секретарши из адвокатских контор по соседству вышли к ним на крышу».

 

Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «Люди свисали с балконов и из окон всех офисов вокруг».

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Это была деловая часть города. Бизнесмены были встревожены, а молодёжь была в восторге от происходящего».

 

Пол: «Это было очень странное место, потому что там не было зрителей, кроме Вики Уикхэм и ещё нескольких человек. Так что мы играли практически в пустоту – в небо, что было довольно приятно. Внизу, на улице, снимали камеры, и там было много прохожих, которые смотрели вверх: “Что это за шум?”».

 

Алан Клейсон (автор книги “Великая четверка”): «Толпа высыпала на улицу, задирая головы и перекрывая дорожное движение. Наиболее популярной в то время бы­ла шутка Ринго, которая, правда, не попала в фильм: “Впервые за несколько лет мы вы­ступаем. Разве наша вина, что на него пришло всего пятьсот человек?”».

 

Ринго: «Мы играли свои новые песни. Помню, было холодно, ветрено и сыро, но людям, смотревшим на нас из офисов, концерт по-настоящему понравился».

 

 

 

 

– Сэр, мы хотели бы услышать ваши комментарии. Что вы думаете?

– О чём именно?

– О «Битлз»!

– А что, что происходит?

– Они решили выступить бесплатно.

– А, ну это здо́рово! Приятно, что хоть что-то бесплатное есть в этой стране.

 

 

 

«Я просто не понимаю, в чём смысл! Они меня разбудили, и мне это не нравится»

 

 

Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Помню, как услышал музыку, звучащую сверху. Я был занят делами, мне было некогда идти выяснять, что происходит. Я понимал, что на крыше что-то происходит, но это меня не касалось. У меня были другие дела, я видел, как на улице собирались люди, слышал, что начался концерт, и думал, что слышать музыку на улице просто замечательно».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы “Би-Би-Си”): «Улица Савил-Роу узкая, дом четырёхэтажный, так что происходящего на крыше снизу было практически не видно. Но слышно, причем слышно хорошо. Надо сказать, что окружающие районы – Пикадилли, Мэйфер – это скопление дорогих магазинов, художественных галерей или штаб-квартир международных корпораций с сияющими бронзовыми табличками у входа. Естественно, они тут же пожаловались в полицию».

 

Нил Аспинал (управляющий директор “Эппл Корпс Лимитед”): «Я не знал, кем были наши соседи. Не думаю, что мы им сильно помешали, но им не понравились поклонники, собравшиеся на улице. И никому из них не пришёлся по душе концерт на крыше».

 

Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «На крышу я так и не поднялся, потому что мне пришлось взять на себя прессу, отвечать на звонки. Телефоны начали трезвонить сразу же, потому что весь Лондон был охвачен слухом, что “Битлз” дают концерт на крыше, и это было потрясающе. Это было первое крупное, значительное, позитивное событие за несколько месяцев. Да, кое-кому они помешали, это есть в фильме, но, в общем и целом, звонившие журналисты были в восторге от того, что ребята опять выступают. Это было здорово. Это и теперь здорово».

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Битлам это нравилось. Они чувствовали себя легко, они наслаждались этим, считали, что то, что они делают, весело, оригинально и вполне вписывается в их образ мышления».

 

Из буклета к альбому “Пусть будет так”:

Ветер продувал крышу и играл в волосах “Битлз”. Казалось, что на самом деле концерт происходит на палубе судна: Пол притоптывал ногами по деревянному настилу, мужчины и женщины в возрасте на соседней крыше ожидали прибытия корабля, юноши и девушки, расположившиеся на скатах крыш близлежащих зданий, махали руками. Битлы улыбались и пели друг другу и ветру: “Ты можешь объединить всех сидящих с тобой в одной лодке”. Внизу, на улице, кружащиеся на месте зеваки реагировали на концерт следующим образом:

– Чертовски глупое место для концерта. На самом деле!

– Их не переплюнуть. У них свой стиль. Восхитительная шарага!

– Недурственно, очень мило увидеть такое под вечер.

– Приятно в нашей стране получить что-то даром.

А женщина по имени Элеанор послушала одну песню и сказала: “Я их терпеть не могу. Не вижу в этом никакого смысла. Они меня потревожили!”.

 

Эпизод 6, “Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09” (One After 909) – репетиция (0:14).

 

 

 

Следующая песня, “Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09” (One After 909), также была использована в фильме и альбоме “Пусть будет так”.

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Было громко. Один из сотрудников “Эппл”, пришедший позднее, сказал, что когда он шёл по улице и свернул на Сэвил-Роу, то его оглушила стена звука. На улице было очень громко, наверное, настолько громко, насколько они могли».

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «Музыку было слышно даже на Риджент-стрит, и, по словам одного неофициального представителя полицейского участка Сэвил-Роу, коммутатор местной полиции был забит десятками звонков от озадаченных и/или сердитых соседей “Эппл”».

 

Джордж: «Мы установили камеру в вестибюле так, чтобы никто не смог её увидеть, и снимали входящих людей».

 

 

 

Констебли Рэй Дэгг и Рэй Шейлер из близлежащего центрального полицейского участка Вест-Энда, расположенного дальше по Сэвил-роу, подошли к зданию “Эппл”.

 

 

 

 

Дэйв Харрис (техник звукозаписи “И-Эм-Ай”): «Полиция начала стучать в дверь – Джордж Мартин побледнел! Мы на самом деле хотели перекрыть движение, мы хотели взорвать весь Вест-Энд».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Я безумно волновался и боялся, что, в конце концов, окажусь в полиции за нарушение порядка».

 

 

 

Швейцар “Эппл” Джимми Кларк старался тянуть время, намеренно долго с ними разговаривая, чтобы “Битлз” смогли продолжить выступление. “Они просто исполняют пару номеров, вот и всё”, – сказал им Кларк, также сообщив, что это было для альбома и фильма.

 

 

 

Констебль Рэй Дэгг: “Что там происходит?”

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

Эпизод 7, “Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09” (One After 909) (3:28).

 

 

 

“Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09”.

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После короткой репетиции песни “Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09” (One After 909) они сыграли одну полную версию, которая была включена альбом “Пусть будет так”.

Выступление было практически безупречным, Джон правильно запомнил текст и не начинал раньше времени после мелодичных вставок, как он обычно делал это на репетициях. Импровизированная соло-гитара Джорджа также звучала уместно, без каких-либо ляпов или фальшивых нот.

После окончания песни, зная, что они отыграли на отлично, Джон поёт: “О, малыш Дэнни, старая Саванна зовет” (Oh, Danny boy, the old Savannah calling), Пол вторым голосом присоединяется к нему. Правильный текст этой традиционной ирландской народной песни “Малыш Дэнни” (Danny Boy) звучит так: “О, малыш Дэнни, трубы, трубы зовут” (Oh, Danny boy, the pipes, the pipes are calling), но Джон, как известно, намеренно изменяет тексты песен».

 

 

 

 

В конце Леннон импровизированно исполнил хит Конвея Твитти 1959 года “Малыш Дэнни” (Danny Boy).

 

 

Эпизод 8, “Мальчик Дэнни” (Danny Boy) – отрывок из баллады, написанной в 1910 году Фредериком Везерли.

 

 

 

“Сэр, я не знаю, что мне делать!”

 

 

 

 

Мэл Эванс: Здравствуйте. Я их менеджер.

Констебль Рэй Дэгг: Я не хочу всё усложнять, значит, вам нужно сделать запись, но это необязательно делать на крыше. У нас уже тридцать жалоб из Вест-Энда. Мы просто пытаемся…

Мэл Эванс: Боюсь, это не решит проблему…

Констебль Рэй Дэгг: Надо прекратить, иначе нам придётся кого-то арестовать. Послушайте, я вам не угрожаю. Я просто предупреждаю вас.

 

Рэй Дэгг (2021): «Препятствие полиции при исполнении служебных обязанностей и препятствие движению по шоссе являются основанием для ареста, но они неприменимы в частных помещениях. Для меня риск был в том, что знали ли они об этом. Вероятно, потому что я был молод и глуп, я блефовал. Думаю, сейчас, в свои семьдесят два года, я могу сказать, что не стал бы никого арестовывать, но в девятнадцать я был довольно самоуверен и, думаю, мог бы так и поступить, а потом получил бы по заслугам за незаконный арест. Но это остановило бы всё, вот что главное. Меня бы похвалили за то, что я остановил это, но потом бы отчитали за неправильное использование полномочий на арест».

 

Мэл: Мы не хотели никому мешать.

Констебль Рэй Дэгг: Но вы мешаете.

Мэл: Мы так зарабатываем себе на жизнь и это дорого обошлось.

Констебль Рэй Дэгг: Вы не могли бы…

Мэл: У нас здесь акустическая система. Мы могли бы её отключить.

Констебль Рэй Дэгг: Главное, чтобы не было слышно.

Мэл: На улице?

Констебль Рэй Дэгг: Да, чтобы оттуда не было слышно.

Мэл: У нас акустическая система, чтобы они могли себя слышать.

Констебль Рэй Дэгг: Вы можете её выключить?

Мэл: Ну, ладно.

Констебль Рэй Дэгг: Отключите акустику.

Мэл: Ладно, думаю, что сами инструменты не так будет слышно.

Констебль Рэй Дэгг: Дело в том, что вас слышно даже на Комптон-Стрит. Отключите акустическую систему.

Мэл: Я попробую.

Констебль Рэй Дэгг: Большое спасибо.

(Мэл уходит)

Констебль Рэй Дэгг: (обращаясь к констеблю Рэю Шейлеру) Мы не можем привлечь городской резерв.

Констебль Рэй Шейлер: Зашибись, да?

Констебль Рэй Дэгг: Да. (обращаясь к администратору Дебби Уэллум) Разве на студии нет звукоизоляции?

Дебби Уэллум: Они ведь на крыше.

Констебль Рэй Дэгг: На крыше?

Джимми Кларк: Да. Потому что у них была запись в студии, а это ради красивой картинки.

Дебби Уэллум: Это для фильма, о котором я говорила.

Джимми Кларк: Мы снимаем фильм.

Констебль Рэй Дэгг: Если снимаете фильм, уверен, что вы сможете наложить звук, не так ли?

Дебби Уэллум: Нам нужен прямой эфир. Всё должно быть вживую.

 

Эпизод 9, “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) – репетиция.

 

 

 

Шестой песней, которую они исполнили, была композиция “Выискивать мелочь” (Dig A Pony). Сначала была сыграна короткая репетиция, и Леннон попросил подготовить текст. Затем они исполнили песню должным образом. Кевин Харрингтон опустился на колени перед Ленноном, держа в руках планшет с текстом песни.

 

 

Кевин Харрингтон (дорожный менеджер “Битлз” с 1968 года): «Во время их выступления на крыше я держал в руках текст песни “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) перед Джоном. Полагаю, что если бы Джон не попросил меня подержать текст, то я бы остался за кадром и не был бы замечен миром. К этому времени я уже достаточно долго работал с ними, чтобы спокойно относиться ко всему, что они просили меня сделать, но не буду врать, мне было непривычно стоять на коленях перед Джоном, зная, что меня снимают».

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

Композиция “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) началась с фальстарта. В фильме можно увидеть, как Ринго Старр бросает сигарету и кричит: “Подождите!” Эта и последовавшая за ней полная версия были включены в альбом и фильм.

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Эпизод 10, “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) (4:33).

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Композиция “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) была исполнена только один раз. Они тихо отрепетировали определенные фрагменты песни заранее, пока инженеры и съёмочная группа готовились к записи и съёмкам, и эта репетиция сохранилась на восьмидорожечной ленте. Например, в это время Джордж пробует своё гитарное соло, в то время как слышно, как Джон просит кого-нибудь подержать текст перед ним на планшете.

Несколько секунд этой возни с гитарами и настроек нашли своё отражение в альбоме “Пусть будет так” непосредственно перед началом композиции “Вернись” (Get Back) и во время её начала. Когда они получили отмашку, Джордж начал отсчитывать песню, но был остановлен Ринго, крикнувшим “подождите”, после чего барабанщик быстро отложил сигарету. После того, как Леннон шмыгает носом из-за холодной погоды, а Пол имитирует крик Ринго “подождите”, Джордж отсчитывает песню во второй раз, и начинается запись песни в том виде, в каком мы её знаем».

 

Констебль Рэй Дэгг: (говорит по телефону) Здесь ужасно шумно, можете прислать офицера?

Джимми Кларк: (констеблю Рэю Дэггу) Они закрыли дверь во время записи, потому что люди пытаются взобраться на крышу. Так что, всё в порядке.

Мэл: Я отключил акустику, но есть ещё одна установка в студии, внизу. Я схожу туда.

 

 

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В заключение Джон заявляет: “Спасибо, братья… Руки слишком замёрзли, чтобы играть”».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы “Би-Би-Си”): «В конце песни слышно, как Джон жалуется, что у него замёрзли руки. Собственно, некоторые огрехи в исполнении, по-моему, говорят как раз о высоком профессионализме “Битлз”: попробуйте поиграть в середине зимы на крыше – пусть даже и в мягком климате, пусть даже и под Гольфстримом».

 

Констебль Рэй Дэгг: (заглядывая в окно) Там целая толпа.

Констебль Рэй Шейлер: Да.

Констебль Рэй Дэгг: Не верится, что здесь столько народа. Весь местный бизнес остановился.

Констебль Рэй Шейлер: Да уж. Никто не думал, что соберётся столько народу.

 

 

 

 

 

Эпизод 11, “Я хочу тебя (она такая неприступная)” (I Want You (She’s So Heavy)) – инструментальный отрывок.

 

 

 

 

Эпизод 12, “Боже, храни Королеву” (God Save The Queen) – импровизация.

 

 

 

Пока Алан Парсонс менял плёнку в аппаратной студии “Эппл”, группа исполнила импровизированную версию “Боже, храни Королеву” (God Save The Queen).

 

 

Эпизод 13, “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) – дубль второй (3:54).

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Вторая версия песни “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) также очень энергична. Сразу после того, как Джон начинает гитарное вступление, Пол начинает свою вокальную партию с выражением сомнения на лице относительно того, было ли это началом нового дубля или нет. Джордж начинает свои нисходящие ноты после мелодической вставки немного выше, в результате чего Пол ухмыляется на протяжении первой строки следующего третьего куплета. Первый вокальный куплет Джона здесь звучит совсем по-другому, первый фрагмент звучит так:

Everybody had a hard year,  У всех был лихой год,

Everybody had a head dream,  У всех были голубые мечты,

Everybody saw the sunshine,  Все увидели солнечный свет,

Everybody got an obscene.  Все получили бесстыдство.

После обычных повторений Джона “о да” Пол с любопытством спрашивает: “О, да?”. Затем Пол предшествуя эпохе рэперов, исполняет “йе, а, йе, а” во время заключительной части песни, в то время как Джон произносит фразу “Все должны быть побиты камнями” (Everybody must get stoned) из хита Боба Дилана “Женщины дождливого дня №12 и 35” (Rainy Day Women #12 & 35)».

 

прим. – игра слов: “stoned” – побитый камнями, также “обкуренный”, находящийся под действием алкоголя или наркотиков, поэтому фразу “Everybody must get stoned” можно перевести как “Все должны быть побиты камнями”, так и “Все должны быть под кайфом”.

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Констебль Рэй Дэгг: (обращаясь к Мэлу) Пустите нас наверх, пожалуйста.

Мэл: Да, хорошо. Пойдёмте.

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После завершения песни Джон с шутливой интонацией поёт первую часть строчки из песни Ирвинга Берлина, “Красивая девушка подобна мелодии” (A pretty girl is like a melody)».

 

Эпизод 14, “Хорошенькая девушка подобна мелодии” (A Pretty Girl Is Like A Melody) – популярная песня, написанная Ирвингом Берлином в 1919 году.

 

Эпизод 15, “Вернись” (Get Back) ­– неудачное начало (0:05).

 

Эпизод 16, “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) – дубль второй (3:29).

 

 

 

За песней “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) последовала вторая версия композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). Ей предшествовал фальстарт, потому что Харрисон начал играть “Вернись” (Get Back), не поняв, какая песня будет следующей.

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После того, как были исполнены несколько дублей четырёх других песен, Джон по ошибке отсчитал четвертый дубль песни “Вернись” (Get Back), к которому тут же присоединился Ринго. Однако запись была остановлена, поскольку вместо этого потребовалось второе исполнение композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). Этот короткий фрагмент можно считать четвёртым появлением песни “Вернись” в тот день».

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

Полиция поднялась на крышу как раз в тот момент, когда началась песня “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). Группа заметила их присутствие, когда съёмочная группа сместила фокус. Маккартни обернулся и, увидев констеблей, улыбнулся, пропев “Ууу!”.

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Интересно, что полиция появилась на крыше как раз в тот момент, когда началась вторая версия композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). На этот раз Джон запомнил бо́льшую часть текста, за исключением вступительной строчки первого куплета, которая звучала как “впервые беспокоюсь о том, что она действительно любит меня” (care for first time that she really loved me)».

 

 

 

 

Констебль Рэй Шейлер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также во время исполнения песни “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) в офис “Эппл” прибыл полицейский более высокого ранга, сержант Дэвид Кендрик.

 

 

Сержант Дэвид Кендрик: Наши офицеры ещё здесь?

Дебби Уэллум: Да, они наверху, на крыше.

Сержант Дэвид Кендрик: Да, хорошо. А можно мне подняться? Вы не возражаете?

Дебби Уэллум: Извините, прошу прощения.

Сержант Дэвид Кендрик: Вы разрешаете мне пройти?

Дебби Уэллум: Вы можете подняться, но только на крышу не выходите. Она и так перегружена. Идите налево в четвёртую дверь.

Сержант Дэвид Кендрик: Они пошли наверх, да?

Дебби Уэллум: Да.

Сержант Дэвид Кендрик: Спасибо.

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Во время мелодической вставки голос Джона был напряжен до такой степени, что он едва мог выкрикивать свою вокальную партию. Когда он спел “Мне было с ней хорошо” (She done me good) в последнем куплете, Пол воскликнул: “Да, именно так”. В конце песни Ринго нехарактерно закончил барабанной дробью, несомненно, решив, что это означает окончание выступления на крыше из-за присутствия полиции. Однако они сразу же приступили к финальной версии “Вернись” (Get Back) перед завершением своего шоу».

 

Эпизод 17, “Вернись” (Get Back) ­– дубль третий (3:41).

 

 

 

“Битлз” перешли от песни “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) к финальной композиции “Вернись” (Get Back). Выступление едва не закончилось на первом куплете после того, как Эванс по просьбе полицейских выключил гитарные усилители “Фендер Твин” Харрисона, а затем и Леннона. Маккартни и Старр продолжили выступление, и разъяренный Харрисон сделал замечание Эвансу, прежде чем снова включить свой усилитель. Затем Эванс включил и усилитель Леннона, позволив гитаристам продолжать выступление.

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «После того, как композиция “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) была завершена примерно на 40-й минуте, и констебли из Центрального полицейского участка Вест-Энда, расположенного прямо на Сэвил-Роу, поднялись на крышу “Эппл”, “Битлз” начали свою пятую и последнюю попытку исполнить песню “Вернись” (Get Back). Полицейские оказали давление на Мэла Эванса, чтобы он выключил усилители Джона и Джорджа в начале первого припева».

Джордж снова включил свой усилитель к началу первой сольной части песни, а Мэл Эванс к четвертому такту соло отвернулся от Джона под его резким взглядом. Все они, должно быть, понимали, что это исполнение не будет окончательной версией, но продолжали, несмотря ни на что, зная, что, вполне возможно, творят историю музыки, а власти пытаются остановить их импровизированное выступление».

 

Из дневника Мэла Эванса: «Пытаясь соблюсти порядок, я стал выключать питание, начав с усилителя Джорджа, как раз в тот момент, когда они собирались начать играть следующую композицию. Затем Джордж включил звук. Я снова включил усилитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

Сержант Дэвид Кендрик.

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Последней песней стала композиция “Вернись” (Get Back), исполнение которой было прервано полицией».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Ритм во время исполнения песни “Вернись” (Get Back) был почти потерян, но группа сумела довести песню до конца. В качестве кульминации концерта и фильма это едва ли могло быть лучше, чем блестящая реплика Маккартни: “Тебя слишком долго не было дома, Лоретта. Ты снова забавляешсья на крышах, и это нехорошо, потому что ты знаешь, что твоей маме это не нравится. О, она разозлится. Она собирается тебя арестовать! Вернись!”».

 

Джордж: «Полиция и все остальные пришли и сказали: “Вы не можете этого делать! Вы должны прекратить”».

 

Том Ньюман: «Пришли полицейские и пожаловались на шум, но на самом деле он был не очень громким, просто они боялись, что то, что они делают, в некотором роде революционно».

 

Пол: «В конце концов Мэл начал нам говорить, что полиция выражает своё недовольство. Мы ответили: “Мы не остановимся”.

– Полиция собирается вас арестовать! – сказал он.

Хорошее окончание фильма. Пусть они это сделают. Отлично! Вот и финал: “Битлы арестованы во время концерта на крыше”. Мы продолжали играть до самого конца, и, как я уже сказал, это было довольно весело».

 

Билли Престон: «Они знали, что полицейские заявятся. Точно знали. У них перед дверью была установлена видеокамера. Они их ждали. Они знали, что это произойдёт».

 

прим. – это подтверждает запись в дневнике Мэла Эванса от 29 января: «29 января. Выступление на крыше “Эппл”. Четыре полицейских держат в напряжении в течение сорока минут, пока идёт выступление».

 

Ринго: «Я всегда расстраиваюсь из-за полиции. Кто-то из жителей района вызвал полицию, и когда они приехали, я играл и подумал: “О, здорово! Надеюсь, они силой стащат меня отсюда”. Я хотел, чтобы копы оттащили меня – “Уберите эти барабаны!” – потому что нас снимали, и это выглядело бы действительно здорово – бить по тарелкам и всё такое. Ну, они, конечно, этого не сделали; они просто бестолково вмешались: “Вам нужно сделать звук потише”. Но это могло быть потрясающе».

 

Пол: «В конце концов полицейский с номером 503 из совета Большого Вестминстера обошел нас сзади: “Вы должны остановиться!” Мы ответили: “Заставь его стащить нас отсюда. Это демонстрационный показ, чувак!”

Я думаю, они просто выдернули вилку из розетки, и на этом фильм закончился».

 

Джордж: «Мы записали четыре или пять песен и могли бы записать намного больше, если бы не отключили электричество. Но и этого было достаточно».

 

Из дневника Мэла Эванса: «Они отыграли последний номер и закончили».

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В конце песни Морин Старки разразилась громкими аплодисментами и одобрительными возгласами, в результате чего Пол вернулся к микрофону и поблагодарил ее: “Спасибо, Мо!”».

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Джон завершил выступление словами: “От имени группы и себя я хотел бы поблагодарить вас, и я надеюсь, что мы прошли это прослушивание”».

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «Никто тогда не знал, что группа больше не выступит, и это оказалось самым уникальным и поразительным из всего, что они делали».

 

Из дневника Мэла Эванса: «По пути на крышу меня арестовали, и один из полицейских занёс мои данные в свой журнал. Пол, как настоящий специалист по связям с общественностью, извинился перед полицией и снял меня с крючка».

 

 

 

Маккартни первым покинул крышу, за ним последовали Престон, Старр и Харрисон.

 

 

 

 

Леннон ненадолго задержался, чтобы обменяться впечатлением с Йоко Оно, которая всё это время наблюдала со стороны.

 

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Они играли в течение 42 минут».

 

Том Ньюман: «Это был невероятное событие, действительно потрясающее, и, как ни странно, я продал картину. Я получил 25 фунтов за картину от Нила Аспинала. В 1969-м году это были большие деньги, это было больше, чем я когда-либо получал за один раз».

 

 

 

 

 

Эпизод 18, аппаратная.

 

 

 

 

Покинув крышу, все собрались в аппаратной студии, чтобы прослушать запись. Изначально они хотели записать оставшиеся песни в тот же день, но из-за задержки с установкой оборудования было принято решение продолжить запись на следующий день.

 

 

 

 

 

Джордж: А что говорит закон? Почему нельзя это делать?

Глин Джонс: Из-за акустики. Это нарушает покой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В аппаратной они прослушали записанный материал. “Это могло бы стать отличным вариантом и для чего-то другого”, – предположил Джордж Мартин. “Да, для захвата Лондона”, – ответил Джордж Харрисон, после чего Джон заявил: “Завтра на вершине Хилтона!”.

Что касается идеи записать в студии песни, которые не исполнялись на крыше, то Джордж предложил: “Мы могли бы в фильме разыграть сцену, что нам из-за полиции пришлось спуститься в студию, и вот мы здесь [их поём!]”».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Всё получилось благодаря Глину. Я вообще не уверен, что без него мы бы потянули эту запись на крыше со всем этим оборудованием. Что бы всё получилось так классно».

 

Глин Джонс (звукоинженер): «Я был уверен, что они отработают на все сто. Всё, что от меня требовалось – поставить перед ними микрофоны. И вуаля!»

 

Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Когда они устроили концерт на крыше, перед ними открылись новые возможности. Это было грандиозно. Никто уже не надеялся, что когда-нибудь они будут выступать, хотя мы продолжали говорить: “Возможно, будет ещё один концерт”. Разговоры о концертах шли на протяжении всего 1968 года, и после того, как они дали концерт на крыше, надежда появилась вновь. “Возможно, они опять начнут выступать”, – говорили мы, потому что этот концерт прошёл удачно».

 

Пол: «Несмотря на успех, “Битлз” всегда были просто хорошей группой. Не больше, но и не меньше. Когда мы начали играть, то играли хорошо, так было с самого начала. И когда в группе был Ринго, и до него. Но с приходом Ринго мы стали играть ещё лучше. Нам не так уж часто приходилось бездельничать, но, конечно, как и у любой другой группы, у нас бывали перерывы. Но самым главным было то, что мы были замечательной концертной группой. Мы забывали про свои “ордена британской империи”, альбомы и всё прочее, мы просто были хорошей группой. Я надеялся, что после этого выступления мы поймём, что нам нечего делить. Мы можем просто продолжать играть, и всё разрешится само собой».

 

Джон: «Больше всего мне недоставало возможности просто быть со всеми и играть. “Битлз” становились всё меньше похожи на группу. Мы перестали ездить в турне, собирались вместе только во время записи альбомов, репетиции проводили прямо в студии. Мы играли вместе только во время записей. Иногда мы теряли форму – музыканты в чём-то похожи на спортсменов: надо играть постоянно, чтобы быть в тонусе. А мы месяцами не занимались музыкой, а потом вдруг приходили в студию и надеялись, что сразу начнём играть, как прежде. Нам требовалось несколько дней, чтобы освоиться и сыграться, так что в музыкальном отношении в последние годы “Битлз” перестали быть слаженной группой, как раньше. Хотя мы освоили множество приёмов, при помощи которых могли записывать хорошие альбомы, вместе мы играли реже, чем в первые годы, и нам этого не хватало».

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)