Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”

23 января 1969 г. (четверг)

 

 

 

Объявление о продаже дома Ринго, размещённое в журнале “Кантри” 23 января 1969 г.

 

 

 

Объявление о продаже дома Джона, размещённое в журнале “Кантри”.

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Студия “Эппл”, Сэвил-Роу, Лондон. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Глин Джонс; помощник звукоинженера: Алан Парсонс».

 

 

 

Билли Престон.

 

 

 

Билли Престон, Джордж Мартин.

 

 

инструментальная композиция (2:54)

 

 

 

“Истеричная импровизация” в исполнении Йоко.

 

 

 

 

 

В студию прибыл Джордж Харрисон.

 

 

 

Мэл Эванс: «Билли, Джон, Йоко и Пол». Пол: «Это всё отснято?» Мэл Эванс: «Да». Пол: «Отличная часть фильма».

 

 

 

 

 

Глин Джонс и Джордж Мартин.

 

 

Octopus’s Garden (1:53)

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Ринго Старр исполнил фортепианную версию песни “Сад осьминогов” (Octopus’s Garden), которая позже была усовершенствована по сравнению с трёхаккордовой аранжировкой, которая была у него в то время».

 

Hey, Hey Georgie (импровизация) (8:12)

Two of Us (инструментальный проигрыш) (1:33)

I’ve Got a Feeling (инструментальный проигрыш) (0:08)

I’ve Got a Feeling (инструментальная импровизация) (3:11)

I’ve Got a Feeling (инструментальная импровизация) (1:32)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Вечером прошлого дня Джон и Пол посмотрели телепрограмму под названием “Глубокий юг”, посвященную межрасовым отношениям в Миссисипи, с фрагментами знаменитой речи Мартина Лютера Кинга-младшего “У меня была мечта” в Вашингтоне от 28 августа 1963 года. Во время дневной сессии Джон с Полом обсуждали это, что привело к тому, что Леннон в шутку время от времени включал отрывок из знаменитой речи доктора Кинга в дублях композиции “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling), а также они оба цитировали речь в перерывах между дублями.

Так как аранжировка композиции “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) к этому времени считалась завершённой, поэтому они лишь трижды сыграли эту песню.

Один из дублей этой песни с Билли Престоном на клавишных особенно понравился звукоинженеру Глину Джонсу несмотря на то, что исполнение было прервано непосредственно перед финальным куплетом, в результате чего был пропущен синхронизированный ведущий вокал Леннона/Маккартни. Тем не менее, этот дубль был очень впечатляющим, несмотря на то что Джон не совсем правильно исполнил свои нисходящие гитарные ноты в конце мелодической вставки, как предполагалось, над чем они также усердно работали в этот день. После того, как Пол в третьем куплете поёт “У меня такое чувство”, Джон отвечает “Да, у тебя есть”, обмен репликами продолжается словами “это держит меня в напряжении”, “чем?” На отметке 2:40 этого дубля Джон осознает, что заглушал остальных своей гитарой. “Я включил её так, чтобы сделать погромче”, – заявляет он после того, как песня прервалась. После того, как Пол соглашается с этим, Джон добавляет: “Хотя всё не так плохо”.

Восьмисекундный фрагмент одного из дублей был включён в ацетатный альбом Глина Джонса, который он дал участникам группы на рецензию».

 

Get Back (репетиция) (7:18)

Get Back (остановлен) (1:30)

Get Back (репетиция) (2:39)

Get Back (0:08)

Get Back (репетиция) (0:59)

If You Need Me (инструментальная импровизация) (1:04)

Get Back (репетиция) (2:57)

Get Back (репетиция) (6:20)

Get Back (4:41)

Get Back (0:10)

Get Back (2:15)

Get Back (репетиция) (2:37)

Get Back (репетиция) (3:24)

Get Back (репетиция) (6:41)

Get Back (неудачное начало) (1:02)

Get Back (0:03)

Get Back (0:10)

Get Back (остановлен) (6:08)

Get Back (репетиция) (9:52)

Get Back (0:09)

Get Back (репетиция) (14:55)

Get Back (1:13)

Get Back (репетиция) (2:36)

Get Back (остановлен) (1:41)

Get Back (репетиция) (5:11)

Get Back (инструментальная импровизация) (1:56)

Get Back (репетиция) (3:23)

Get Back (с неудачным началом) (1:23)

Get Back (8:52)

Get Back (4:11)

 

Джон Робертсон (автор книги “Полный путеводитель по музыке ‘Битлз’”): «В ком­позиции “Вернись” (Get Back) есть редкое гитарное соло Джона Леннона, который по этому случаю сарка­стично заметил: “Когда Пол был добрым, он давал мне сыграть соло, в этой песне я как раз его исполнил”».

 

Билли Престон: «В композиции “Вернись” они хотели, чтобы я сыграл соло. А потом они больше не говорили мне, что и как делать. Это было приятно, я понял, меня уважают, раз уж предоставили мне право играть самому».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Общаться с Джоном стало труднее, потому что он всегда был с Йоко. Он приезжал поздно или совсем не приезжал, и это создавало большие трудности. Во время записи этой пластинки в жизни Джона начался чрезвычайно непростой период. Он как-то сказал мне: “Мне больше не нужна вся эта дрянь, в которую ты превращаешь нашу работу как продюсер. Мы хотим, чтобы альбом получился честным”. Я переспросил: “Честным? Что ты имеешь ввиду?”. Он объяснил: “Я не хочу подвергать его какой бы то ни было редакции. Не хочу никакого микширования. Пусть он будет таким, какой есть. Мы просто запишем песни, вот и все”. Я ответил: “Ладно, если ты так хочешь, так мы и поступим”.

Мы начали записывать песню, а она не получалась, и мы записывали её ещё раз, и ещё… и так дошли до девятнадцатого дубля: “Джон, бас звучит не так удачно, как в семнадцатом дубле, но вокал отличный, так что попробуем ещё раз”. Дубль сорок три: “Неплохо, но…”. Так можно было продолжать до бесконечности, потому что предела совершенству нет, но такая работа утомляет».

 

Пол: «Мы тогда переживали крайне напряженный период. Джон был с Йоко. Он подсел на героин со всеми вытекающими последствиями – присту­пами паранойи, и напрочь оторвался от реаль­ности. Он вечно где-то витал».

 

Джон: «Я думаю, был какой-то подтекст насчёт Йоко. Знаете, эта фраза “Вернись туда, откуда родом”. Всякий раз, когда Пол пел в студии эти слова, то бросал взгляд на Йоко».

 

Билли Престон: «Было немного странно. Мне-то чего, она [Йоко] меня не доставала. Но было заметно, что парней это малость цепляло, ведь они не приводили своих жен в студию. Для них это было в новинку, что кто-то теперь всегда здесь, поэтому и атмосфера из-за неё была немного напряженной».

 

Ринго: «Когда мы работали над хорошим треком, это всегда доставляло нам удовольствие. И его роль [Билли Престона] тоже была частью этого. Когда работаешь над чем-то хорошим, то всё дерьмо улетучивается, и возвращаешься к тому, что у нас получается очень, очень хорошо».

 

Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Во время съёмок фильма я пару раз заходил в студию “Эппл” и видел, что они в хорошем настроении. С появлением Билли Престона атмосфера изменилась к лучшему. Это было забавно, совсем не так, как в киностудии “Туикенхэм”, где шли бесконечные разговоры о том, что делать дальше. К тому времени я стал чуть ли не параноиком, и поэтому полагал, что они думают только об одном: “Как же нам быть с Дереком и этим чертовым офисом?”. В это время я очень боялся, что окажусь никому не нужен, и обрадовался, когда они снова перебрались в “Эппл” и опять оказались в том же здании. Две или три недели в конце января были особенно приятными для меня».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Во время этой сессии Джордж спросил Джона, будут ли они продолжать работу над композицией “Через Вселенную” (Across The Universe). Леннон объяснил, что будет выпущена старая версия песни, поэтому группа больше так и не вернулась к этой песне».

 

Reach Out I’ll Be There – композиция Холланда-Дозье-Холланда

Words of Love (инструментальный проигрыш) (0:34)

Get Back (2:01)

обсуждение (0:10)

Get Back (прерван) (0:49)

Get Back (1:40)

инструментальная импровизация (9:00)

Get Back (инструментальный проигрыш) (0:19)

Twenty Flight Rock (инструментальная импровизация) (2:21) – композиция Эдди Кокрена

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Не очень успешным стало исполнение композиции Эдди Кокрана “Двадцатипролётный рок” (Twenty Flight Rock), одной из песен, которой Маккартни произвёл впечатление на Леннона, исполнив её в день их первой встречи, 6 июля 1957 года. К сожалению, 12 лет спустя Маккартни не смог вспомнить весь текст песни, тем не менее, “Битлз” справились с довольно энергичным исполнением».

 

 

 

 

 

 

 

Get Back (1:44)

Get Back (0:05)

Get Back (3:19)

Get Back (8:34)

композиция без названия (импровизация) (0:31)

Get Back (неудачное начало) (0:36)

Get Back (прерван, с неудачным началом) (0:40)

Get Back (2:12)

Get Back (инструментальный проигрыш) (0:23)

 

 

 

 

 

Джон: «Я бы хотел сегодня спеть песню, в которой мне не нужно много петь, потому что я уже устал».

 

 

 

 

 

Oh! Darling (репетиция) (3:59)

Oh! Darling (3:33)

Oh! Darling (4:39)

Oh! Darling (3:39)

Oh! Darling (репетиция) (4:20)

 

 

 

 

 

 

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Композиция “О! Дорогая” (Oh! Darling) в гораздо более простой тональности, ля мажор, была исполнена с ведущем вокалом Пола на бас-гитаре, Джоном и Джорджем на электрогитарах, Ринго на барабанах и Билли Престоном на электрическом пианино».

 

 

 

Джон: «А вы знали? Это очень интересно. С усилителем “Твин реверс” я чувствую себя удовлетворённым».

 

 

 

Джон: «А теперь главные звёзды вечера, “Роллинг Стоунз”».

 

 

Angel Baby (инструментальный проигрыш) (1:20)

Two of Us (импровизация) (1:09)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Хотя в этот день в студии присутствовал клавишник Билли Престон, два дубля композиции “Мы вдвоём” (Two of Us) были исполнены без его участия».

 

Angel Baby (инструментальный проигрыш) (0:17)

Give Me Some Truth (инструментальный проигрыш) (0:12)

Get Back (инструментальный проигрыш) (0:08)

композиция без названия (0:11)

композиция без названия (0:31)

Let It Be (2:39)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Пол исполнил две фортепианные версии композиции “Пусть будет так” (Let It Be), чтобы Билли Престон услышал и познакомился с нею. Однако в этот день репетиций песни группой не проводилось».

 

инструментальная импровизация (1:17)

Mean Mr. Mustard (2:48)

инструментальная импровизация (0:27)

инструментальная импровизация (3:47)

Let’s Twist Again (импровизация) (3:21) – композиция Чабби Чекера

Oh! Darling (импровизация) (0:25)

The Long and Winding Road (импровизация) (2:45)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день Пол записал ещё два сольных исполнения песни “Долгий извилистый путь” (Long and Winding Road), хотя серьёзная попытка проработать её с остальными членами группы была еще впереди».

 

Дуг Салпи (автор книги “Полный аудиогид ‘Битлз’”): «Билли Престон дал мини-концерт, исполнив для них полдюжины песен».

 

Love Is the Thing to Me (1:47)

Everything’s Alright (1:42)

I Want to Thank You (3:04)

You’ve Been Acting Strange (1:17)

Use What You Got (1:57)

Together in Love (1:38)

инструментальная импровизация (3:19)

инструментальная импровизация (5:00)

инструментальная импровизация (8:18)

Happiness Runs (импровизация) (0:09)

It Blew Again (импровизация) (0:32)

Shazam! (2:15)

Dig a Pony (инструментальный проигрыш) (2:40)

Get Back (инструментальный проигрыш) (2:14)

You’ve Got Me Thinking (инструментальная импровизация) (0:21)

 

 

 

 

 

 

 

 

Get Back (остановлен) (4:47)

Get Back (остановлен) (3:25)

Get Back (остановлен, с неудачным началом) (4:42)

Get Back (остановлен) (2:38)

Get Back (остановлен) (0:35)

Get Back (репетиция) (4:29)

Get Back (4:36)

 

 

 

 

 

 

Джордж: «Вот, что нужно этой песне: запоминающийся мотив».

 

 

 

 

Get Back (репетиция) (2:20)

Get Back (1:59)

I’ll Get You (импровизация) (0:30)

Get Back (прерван) (1:08)

 

 

 

 

 

Джон: «Я не умею играть стоя».

 

 

 

Джон: «Раз, два, раз, два, три, четыре».

 

 

Get Back (2:44)

I’ve Got a Feeling (импровизация) (0:18)

Help! (импровизация) (0:41)

Please Please Me (импровизация) (0:32)

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Исполнение композиций “Пожалуйста, доставь мне удовольствие” (Please Please Me) и “На помощь!” (Help!) длилось менее минуты. В “Пожалуйста, доставь мне удовольствие” была использована новая, в основном атональная, мелодия, а “На помощь!” была исполнена в медленном свинговом ритме».

 

 

 

 

 

You’ve Got to Hide Your Love Away (инструментальный проигрыш) (0:36)

Let It Be (1:41)

The Long and Winding Road (0:52)

Get Back (0:15)

I’ve Got a Feeling (импровизация) (2:37)

Get Back (3:45)

Get Back (прерван) (1:19)

 

 

 

 

 

 

 

 

Get Back (2:14)

Get Back (4:04)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Именно во время сессии 23 января 1969 года с Билли Престоном окончательно сформировалась аранжировка композиции “Вернись” (Get Back) с галопирующим барабанным паттерном Ринго, рубящим гитарным паттерном Джорджа и гитарным соло Джона, а также вокалом второго плана».

 

Пол: «Ты приносишь песню, пробуешь её, а потом у кого-то появляется идея: “О, почему бы нам не сделать так?”, или: “Как насчет таких барабанов?”, как это было с такой песней, как “Вернись” (Get Back). Мы просто обменивались идеями. Была небольшая импровизация, а потом Ринго сел за барабаны: “бум, буппа, бум, буппа, бум…” У него получилось что-то почти военное. Ну, так и было: “Ух ты, здорово, по-другому!” Это имело огромное значение».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Хотя третий куплет о “пакистанцах” в этот день был опущен, Пол, Джордж и Джон сыграли важную роль в разработке структуры песни. Поскольку и Джон, и Билли Престон должны были исполнять индивидуальные соло, Пол решил вокально представить их по отдельности любым из двух главных героев текста песни. “Кем ты хочешь быть, Джоджо или Лореттой?” – спрашивает Пол Джона: “Возвращайся к милой Лоретте! Он ждёт тебя, и это старый трансвестит, вернувшийся на ранчо в Тусоне, в туфлях на высоком каблуке!” Джордж отмечает сходство песни с классическим хитом группы “Фоур Топс”: “Это как ‘Протяни руку’ (Reach Out). Помнишь, в ‘Протяни руку’ всё останавливается, а потом ‘Я буду рядом’. Это то, что нужно песне, ей нужен запоминающийся рифф”. Затем Пол решает включить после первого соло приглушённый припев, а затем ввести следующую сольную часть с нисходящим клавишным риффом Билли Престона во время паузы, которую предложил Джордж. После того, как Джон исполнил второе гитарное соло, они решают попробовать отрепетировать новую аранжировку песни стоя, что приводит к юмористическому попурри из композиций “На помощь!” (Help!) и “Пожалуйста, доставь мне удовольствие” (Please Please Me), которое вызывает у всех приступ смеха. Хотя окончательная “битловская сбивка” и заключительный пассаж ещё не были записаны, окончательная аранжировка, какой мы её знаем, была близка к завершению.

В этот день было проведено сорок три репетиции и по меньшей мере десять из них были предприняты в качестве официальных записей с участием Глина Джонса и Джорджа Мартина в аппаратной. “Как ты её называешь?” – спросил Джордж Мартин перед тем, как был записан первый официальный дубль, и Пол ответил: “Дерьмо”, на что Джон добавил: “Дерьмо в ответ!” “Дерьмо, дубль первый”, – объявил Джордж Мартин перед включением плёнки.

В этот день в качестве звукорежиссёра дебютировал юный Алан Парсонс. Его многолетняя карьера звукоинженера, продюсера и музыканта началась с того, что он стал свидетелем того, как “Битлз” на его глазах оформили песню “Вернись”. Интересно, что, прослушивая записи песни в этот день в аппаратной, Джордж Харрисон спросил остальных, каким был их последний сингл и как давно он вышел. Когда Пол ответил, что это “Эй, Джуд”, и это было примерно пять месяцев назад, Джордж предложил: “Было бы неплохо делать дубли, пока мы не получим результат, и просто выпустить его перед шоу. Просто выпустить как сингл на следующей неделе”. Джону это предложение пришлось по душе: “Давайте завтра допишем его для сингла, и запишем его “вторую часть” для обратной стороны!” Приняв это решение, но отвергнув идею Джона поместить “Вернись (часть вторая)” на сторону “Б”, у них появилась четкая цель на следующую сессию».

 

Дуг Салпи (автор книги “Полный аудиогид ‘Битлз’”): «В музыкальном плане весь день был посвящён репетициям композиции “Вернись” (Get Back). Группа тщательно проработала этот номер, в итоге записав несколько дублей на плёнку. Они были настолько довольны результатами, что выбрали эту композицию для своего следующего сингла».

 

 

 

Деннис О’Делл (глава “Эппл Филмз”).

 

 

 

 

 

С Робертом Фрезером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр), Ринго.

 

Дуг Салпи (автор книги “Полный аудиогид ‘Битлз’”): «23 января было необычным днём, так как группа взяла небольшой перерыв во второй половине дня, чтобы принять гостей и посмотреть фильм о прошлогодней выставке Джона “Ты здесь” в художественной галерее».

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Мы взяли доски, чтобы на крыше сделать настил для установки оборудования, и собирались заняться этим в четверг, но погода выдалась плохая, поэтому мы решили сделать это днём в пятницу».

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)