18 декабря 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день в США поступил в продажу сингл группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” с песней “Я городской космонавт” (I’m The Urban Spaceman), спродюсированный Полом Маккартни под псевдонимом “Аполло К. Вермут” (прим. – в Великобритании сингл вышел 11 октября 1968 года)».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Компания “Эппл” подтвердила, что долгожданное возвращение “Битлз” на концертную сцену отложено до 18 января».
Джон: «К сожалению в печати появилась вся эта шумиха о нашем концертном выступлении, а у нас было лишь смутное представление об этом, но всё это как-то вышло из-под контроля».
прим. – В период с сентября 1968 по начало 1969 года музыкальные журналы публиковали различные новости о проекте “телешоу в прямом эфире”. Проект несколько раз трансформировался и в итоге станет фильмом “Вернись / Пусть будет так”:
14 сентября 1968 года – Пол Маккартни в интервью газете “Мелоди Мейкер” сказал, что они “проведут телешоу в прямом эфире позже в этом году”.
26 сентября 1968 года – “Эппл” забронировала на несколько дней в декабре Королевский Альберт-холл, предполагая возможное выступление “Битлз” вместе с другими артистами, подписавшими контракт с “Эппл”, такими как Мэри Хопкин и Джеки Ломакс.
12 октября 1968 года – газеты “Нью Мюзикл Экспресс” и “Мелоди Мейкер” сообщили, что выступления в Королевском Альберт-холле не будет, а лондонский “Раундхаус” может стать вероятным местом проведения специального телешоу “Битлз” в прямом эфире.
6 ноября 1968 года – “Эппл” объявила, что “Битлз” забронировали лондонский “Раундхаус” на три дня (прогон, генеральная репетиция и финальное шоу) с 14 по 21 декабря 1968 года.
Декабрь 1968 года – Выступление в прямом эфире будет перенесено на 18 января 1969 года, а репетиция и прогон, возможно, состоятся 16 и 17 января. “Раундхаус” больше не рассматривался, и место проведения концерта всё ещё не было определено. Ходили слухи, что шоу может пройти в Ливерпуле, что к нему может присоединиться американский певец Энди Уильямс.
2 января 1969 года – на киностудии “Туикенхэм” начнутся съёмки фильма “Вернись / Пусть будет так”.
Итон Расселл (фотограф): «Леннон мне позвонил и попросил поснимать его с Йоко (прим. – первый раз Итон Расселл снимал Джона во время интервью 17 и 18 сентября 1968 года). Я понятия не имел, о каких фото он просит, но сел в машину, и поехал к нему в Уэйбридж, что в 20 минутах езды от Лондона. Дверь в дом была открыта, я зашел внутрь. На тот момент Джон и Йоко были вместе около 8 месяцев. Они напялили на себя эти дурацкие черные шапки, и я не понимал, как буду их снимать. В кадре они выглядят единым цельным черным пятном».
Итон Расселл (фотограф): «Фотографируя Йоко и Джона у него дома в Уэйбридже, я иногда украдкой фотографировал одного Джона, а потом быстро возвращался к съемкам Джона и Йоко вместе. Этот момент был схвачен с необычного ракурса, низко, что не является действительно точной проекцией Джона, который был намного ближе к земле».
Итон Расселл (фотограф): «На этом снимке присутствует романтичная невинность, которую я нахожу вынужденной. Иногда я думаю о Джоне и Йоко как о госпоже Симсон и принце Уэльском (который оставил английский трон ради того, чтобы жениться на женщине “которую любил”). На снимке Джон исполняет для Йоко серенаду, которая, на одной из последующих фотографий, посвятит его в рыцари своим мечом».
Итон Расселл (фотограф): «Я нахожу этот фотоснимок несколько тревожным по ощущению из-за черной кошки, чувства погружённости и понурого пейзажа позади них, и также из-за того, как мы потеряли Джона».
Итон Расселл (фотограф): «На этой фотографии мне нравится, что они, по сути, представляют собой единую композицию черного цвета. Это приятный маленький момент, а не просто фотография. Иногда на фотоснимке объекты фотографии попадают в кадр без большого участия фотографа. Здесь один из таких случаев. Кажется, что укоренённый вид Джона и далекий пристальный взгляд Йоко соответствуют каждому из них».
Йоко: «Я рассказала Джону свою идею шоу, которое хотела сделать в Берлине, но от которого мне пришлось отказаться, потому что теперь мы с ним вместе. Джону идея понравилась, и он сказал: “Вот так?” и соорудил из пустых пластиковых коробочек “группу” и сказал мне, что мы назовём группу “Пластик Оно Бэнд”. Это было начало группы “Пластик Оно Бэнд”. То, что Джон соорудил из разных пластиковых предметов, которые просто валялись, давным-давно исчезло».
Итон Расселл (фотограф): «Это было исключительно необычайное событие, оно и по сей день потрясает меня. Я фотографировал около часа. У меня не было ассистентов. У них не было помощников. Как мы справились?».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Джон и Йоко появились на сцене в большом белом мешке во время “Рождественской вечеринки андерграунда” в Королевском Альберт-Холле. Они объяснили, что мешок является средством, обеспечивающим “полную коммуникацию”».
Последняя страница газеты “Интернейшинел Таймс” от 13 декабря 1968 года. Мероприятие было организовано “Лабораторией искусств”, которая попыталась бросить вызов аудитории, побудить её стать активными участниками, а не пассивными потребителями.
Дэвид Майровиц (газета “Интернейшинел Таймс” 1 января 1969 г.): «Итак, Альберт-холл забронирован, прибыли тысячи людей, и ни один из них не имел ни малейшего представления о том, что ожидать. Ходили слухи о выступлении Леонарда Коэна, “Битлз”, “Стоунз”. Такие тщеславные надежды».
Пока на мероприятии выступали другие поэты и музыканты, Джон и Йоко сидели сбоку от сцены. Когда пришло их время, они залезли в мешок и оставались там, пока музыкант играл на флейте.
Нил Орам (флейтист): «Я понятия не имел, что они задумали, а потом они вытащили свой мешок и залезли в него. Пока Джон и Йоко сидели в мешке, я играл на сцене. Аудитория в зале свистела и выкрикивала, чтобы я читал стихи, играл на флейте и снова читал стихи.
Прошло полчаса, а они продолжали сидеть в этом грёбаном мешке. Потом они выбрались, их освистывали, и всё такое, и Джон Леннон был очень зол. Не знаю, почему они решили выступить с таким скучным номером на таком фантастическом мероприятии».
Джон: «Всё было замечательно, но очень нервно. Я имею в виду, что я до чёртиков боялся залезть в мешок, из которого мы ничего не видели. Это было хуже, чем петь и выходить на сцену».
Газета “Диск Энд Мюзик Эко” (4 января 1969 г): «Среди зрителей были “Ангелы Ада”. “Мы пошли в Альберт-холл, где он залез в мешок с этой восточной цыпой”, – рассказал нам не назвавший своего имени “Ангел Ада”. – Что это такое, чувак? Что означает, что он в этом мешке?”».
Газета “Дейли Миррор” (19 декабря 1968 г.): «Вчера вечером блондинка Элизабет Марш безмятежно сидела среди зрителей Королевского Альберт-холла, но когда во время “хиппи-хеппенинга” под названием “Алхимическая свадьба” заиграла индийская музыка, она сняла с себя чёрное длинное платье. После этого 24-летняя Элизабет из Техаса сидела совершенно обнаженная в третьем ряду, пока один из служащих Альберт-холла умолял её одеться. Затем некоторые из шести сотен зрителей образовали вокруг Элизабет живой щит и тоже начали раздеваться».
Информационное агентство “Юнайтед Пресс Интернэшнл” (21 декабря 1968 г.): «”Это была самая забавная вещь, которую я когда-либо видел”, – сказал Джек Генри Мур из Сульфура, штат Оклахома, содиректор группы художественного театра, спонсировавшей это событие. Мур сообщил, что по меньшей мере пятьдесят мужчин и по крайней мере одна женщина сняли всю одежду выше пояса, чтобы выразить свою солидарность с мисс Марш.
Содиректор Джим Хейнс из Хейнсвилля, штат Луизиана, сказал, что “случай” с мисс Марш был одним из самых ярких моментов его “хеппининга” по 2,80 доллара за билет, организованного для сбора средств для его театра “Лаборатория Искусств”.
“Я не знаю, почему я это сделала, но в тот момент мне нужно было это сделать”, – сказала Марш».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Во время их краткого появления из мешка к краю сцены подбежал протестующий, держа в руках плакат с протестом против участия британского правительства в гражданской войне в Нигерии. “Тебе не всё равно, Джон Леннон, тебе не всё равно?” – выкрикнул протестующий фигурам в мешке».
Дэвид Майровиц (газета “Интернейшинел Таймс” 1 января 1969 г.): «Наконец, Джон Леннон и Йоко Оно вышли в черных мантиях и скрылись под белой простыней. Ничего не происходило. Простота взяла верх. Ещё одна Пустота. Очередное пополнение. Каждый четвертый зритель сказал свое слово: массовая истерия из-за шуток Джона Леннона. Потом паршивый поэт прочитал паршивые стихи. Посреди всего этого наступил главный момент вечера. Кто-то, закутанный в белую простыню, бросился со сцены в оркестровую яму. Наконец-то нас не обманули. Это казалось чистым актом безумия. Это было дикое истерзанное мясо, швыряющееся среди смутных детей любви, пронзающих друг друга на простыне. Возможно. Только Возможно.
Джон и Йоко появились примерно через полчаса, полностью одетые, и снова событием были мы. Зажегся свет, но затем в бездну хлынул призрак ярости и гнева. На его шее висел огромный рукописный плакат, гласивший, что “Конец света близок” для семи миллионов людей в Биафре. Он приблизился, символ Смерти Вечера, умоляя Джона Леннона прекратить стремиться зарабатывать деньги и выступить от имени Биафрана. На первый взгляд это было частью шоу. Но нет, такой воинственный депрессивный сюжет был маловероятен. Скорее, это раздутая совесть Англии, прятавшаяся где-то под викторианскими балками Альберт-холла, появилась как Бог из Машины, чтобы остановить легкомыслие английских детей. Джона Леннона к тому времени на сцене уже не было, но он всё равно не ответил бы. И кто мог? Оставалось лишь пожелать, чтобы рок-группа под названием “Сан” немедленно вернулась и “выполнила” его просьбу».