18 ноября 1968 г.
Билл Харри (автор книги “Самая полная энциклопедия ‘Битлз’”): «В ноябре Джон и Йоко начали работу над одним из своих наиболее амбициозных фильмов, 75-минутной лентой под названием “Изнасилование”. Главную роль сыграла 21-летняя венгерская актриса Ева Мэджлэта».
Йоко Оно: “По сценарию оператор с камерой преследует девушку на улице до тех пор, пока он в каком-нибудь переулке не загонит её в угол, и, если это возможно, пока она не останется без сил”.
Билл Харри (автор книги “Самая полная энциклопедия ‘Битлз’”): «Фильм “Изнасилование” снимался в то время, когда Йоко с Джоном находились в больнице Шарлотты».
Из интервью Скотта Макдональда с Йоко Оно:
Скотт Макдональд: Про фильм “Изнасилование” часто говорят, что это притча о том, как средства массовой информации вторгаются в нашу жизнь.
Йоко Оно: Дело было так. Когда я приступила к работе над фильмом, мы с Джоном уже были вместе, и репортёры постоянно нас осаждали. Но идея фильма появилась у меня ещё до того, как мы с Джоном познакомились.
Скотт Макдональд: Насколько спонтанен снимавшийся материал фильма? Теперь он мне не кажется неподготовленным.
Йоко Оно: Он абсолютно не подготовлен, не считая монтажа. Девушка не знала, что происходит. Её сестра была посвящена в наш план, поэтому, когда девушка звонит сестре, та смеется, и девушка не понимает, почему. Кинооператором был Ник Ноуленд. Я не присутствовала. Всё было не подготовлено, но я всё время давила на него, чтобы он принёс мне материал получше. Сначала он принёс мне плёнку, которую можно было получить, просто стоя на улице, направив камеру на группу проходящих мимо девушек. Девушки захихикали и разбежались, а он за ними не последовал. Я ему повторяла вновь и вновь, что он может получить более хороший материал, но у него были с этим сложности. Он буддист, противник войны, поэтому не хотел вторгаться в личную жизнь других. Помню, Джон потом говорил, что ни одна актриса так правдоподобно не сыграла бы.
Я сделала много разных работ, но одно странное обстоятельство мне не хотелось бы проверять на себе. Дело в том, что эти работы как будто предсказывают мою дальнейшую судьбу. Меня это пугает. Просто пугает. Поэтому я не хочу смотреть фильм “Изнасилование”. Я давно его не смотрела, но когда думаю о заложенной в нём идее, мне становится не по себе, потому что теперь я на её месте, той девушки из фильма.
Сценарий фильма: Фильм № 5 (Изнасилование или преследование).
Изнасилование при помощи камеры. 1 час 30 минут, цветной, с синхронизированным звуком.
Оператор с камерой преследует девушку на улице до тех пор, пока он в каком-нибудь переулке не загонит её в угол, и, если это возможно, пока она не останется без сил.
Камера, конечно, рискует вывести девушку из себя, ведь она выбрана среди прохожих случайным образом, но есть способ этого избежать. В зависимости от бюджета, преследовать следует девушек разного возраста. Можно также преследовать юношей или мужчин.
По мере развития сюжета и приближения к финалу, темп бегства и преследования должны всё больше и больше замедляться. Для этого используется скоростная камера. У меня есть кинооператор, который готов это успешно сделать.
Йоко Оно: «И всё же мне очень повезло. Неожиданно я получила письмо от австралийского телеканала. Меня пригласили снять для них фильм, при этом с полной свободой выбора темы. Предложение было великолепным. Вот так и был снят фильм “Изнасилование”. Идея фильма возникла у меня задолго до того, как преследование нас с Джоном прессой стало частью нашей жизни. Теперь меня дрожь пробирает от того, насколько пророческим оказался этот фильм. После “Изнасилования” мы с Джоном решили снимать фильмы вместе».
Джейн и её новый друг, шотландский режиссер Роберт Кидд, на коктейльной вечеринке в Лондоне незадолго до начала сезона спектакля “Оглянись во гневе” с её участием (прим. – “Оглянись во гневе” – пьеса в трёх действиях, написанная в 1956 году Джоном Осборном). Фото 18 ноября 1968 года.