Сведение “Белого альбома”

16 октября 1968 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Джордж Харрисон вылетел в Лос-Анджелес, чтобы продолжить работу с Джеки Ломаксом над его будущим альбомом».

 

Джордж: «Затем я работал над альбомом Джеки Ломакса и провёл много времени в Штатах».

 

 

 

Джордж и Патти в лондонском аэропорту “Хитроу”. Крайний справа ­– Алистер Тейлор (генеральный директор “Эппл”).

 

 

 

 

 

С Ричардом Харрисом – ирландским актёром и певцом. Высшим достижением Харриса-певца стал сингл “Парк Маккартур” (MacArthur Park) – песней американского автора и композитора Джимми Уэбба (прим. – 1 октября Джимми Уэбб присутствовал на сессии записи “Битлз”); в 1968 году сингл попал в первую десятку хит-парадов Великобритании и США. Изначально песня предназначалась не для Харриса, но после нескольких отказов других музыкантов, Уэбб предложил её актёру, как раз в тот момент захотевшему записать свой полноценный музыкальный альбом. По своей длительности (7 минут 24 секунды) песня “Парк Маккартур” стала вызовом для привычного формата радиостанций. Говорят, что услышав “Парк Маккартур”, Битлы окончательно уверились в том, что “Эй, Джуд” (Hey Jude) стоит своих семи минут.

 

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «В понедельник, 14 октября, Ринго с семьёй уехал в отпуск на Сардинию. В среду мы с Джорджем отправились в Америку. А тем временем Пол с Джоном и Джорджем Мартином приступили к окончательному перемикшированию записей, решая, в каком порядке разместить композиции на двух пластинках».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день Пол, Джон и Джордж Мартин провели двадцатичетырёхчасовую сессию, начавшуюся в 17:00 и закончившуюся в 17:00 следующего дня, отбирая песни и определяя последовательность четырёх сторон двойного альбома. Для этой задачи были задействованы все помещения студии на Эбби-Роуд: первая, вторая и третья студии, а также комнаты для прослушивания 41 и 42».

 

Джон Смит (инженер записи “И-Эм-Ай”): «В первой комнате для прослушивания Джон с Полом уселись с листом бумаги и начали составлять порядок песен, положив лист на конверт альбома “Сержанта Пеппер”, который лежал у них на коленях. Затем я уносил плёнки во вторую комнату для прослушивания и собирал их вместе, пока они слушали ту часть, которую я уже отредактировал в первой комнате».

 

Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Последняя сессия, в которой я когда-либо участвовал с “Битлз” как с группой, представляла собой полный 24-часовой марафон по завершению “Белого альбома”. Вообще-то у “Битлз” никогда не было расписания. Они работали столько, сколько хотели, и проект был завершен, когда они решили, что он готов. Однако на этот раз всё было по-другому. Это был первый раз, когда они были под давлением сроков, потому что альбом должен был стать первым релизом на их новом лейбле “Эппл Рекордз”.

Мы всегда отставали от графика, и это усугублялось ещё тем, что это был двойной альбом, и что ближе к концу Джон пришёл с новой песней под названием “Джулия” (Julia). К счастью, её было довольно легко записать, потому что там был только он, акустическая гитара и немного двойного наложения, но вся запись продолжалась намного дольше того времени, когда нам следовало микшировать и нарезать пластинку.

Выпуск альбома нельзя было откладывать, потому что уже была организована большая рекламная кампания, и Джордж Харрисон должен был вылететь в Лос-Анджелес с мастер-плёнками в “Кэпитол”, чтобы подготовить их для американского рынка, поэтому всё нужно было завершить вовремя. Мы отстали настолько сильно, что, как только все сотрудники студии разошлись по домам, мы взяли под свой контроль всё здание “И-Эм-Ай”, включая все три студии и комнаты для прослушивания. Я был в одной студии и делал сведение с одним участником группы, затем заходил в другую аппаратную с кем-то ещё, чтобы сделать там ещё одно сведение. Джон Смит находился в комнате 41 вместе с Джоном и Крисом Томасом (ассистентом продюсера Джорджа Мартина) и слушал различные инструкции по записи пластинки. Это был хаос, но он стал началом закономерности, с которой я с течением времени неоднократно имел дело. Казалось, что каждый раз, когда я был вдали от дома, работая над каким-то проектом, последние двадцать четыре часа были одной и той же безумной спешкой, чтобы закончить всё вовремя, а затем безумным рывком мчатся в аэропорт, чтобы улететь домой. “Белый альбом” был моим первым случаем, когда пришлось работать в таком режиме».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «17:00-17:00. Студии 1, 2, 3, комнаты 41, 42 “И-Эм-Ай” Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.

Когда в 1967 году группа работала над альбомом “Сержант Пеппер”, то было принято решение, что между песнями не должно быть трёхсекундных пауз. Аналогичная политика была принята и для “Белого альбома”: там, где это было возможно, песни переходили одна в другую посредством перекрестного затухания или прямого монтажа. Также каждая из четырёх сторон должна начинаться с сильной песни; на каждой стороне будет одна песня Джорджа Харрисона; не будет размещено более двух песен подряд одного композитора».

 

Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Это была моя последняя сессия с “Битлз”, которая буквально продолжалась около двадцати четырёх часов. Нам нужно было закончить “Белый альбом”, а поскольку это был первый релиз “Эппл”, его нужно было выпустить вовремя. Был установлен срок, и мы должны были в него уложиться. Это был настоящий хаос. Мы использовали каждую студию, каждую комнату, какую только могли; все занимались композициями, кроме Джона Смита, который в одной из комнат выполнял компоновку альбома.

Я, Крис Томас и, кажется, Джон – мы прослушивали порядок композиций и сопутствующие комментарии. Затем Джон говорил: “Нет, измени это вот так”. Я был в другой студии и что-то сводил с Полом. Везде шла работа. Это была последняя сессия, которую я провёл со всеми четырьмя участниками группы».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «На этом этапе они решили отказаться от песни Леннона “Что нового Мэри Джейн” (What’s The New Mary Jane). Композиция “Невиновен” (Not Guilty) Джорджа Харрисона также не прошла отбор, но решение по ней было принято раньше (после последней сессии 12 августа не было сделано никаких полноценных моно- или стереомиксов)».

 

Мэл Эванс (для журнала поклонников “Битлз”, ноябрь 1968): «Композицию “Что нового Мэри Джейн” вы не услышите на новом альбоме, но я подумал, что в любом случае вам будет интересно узнать о ней. Она очень странная. Песню сочинил Джон и он сам её поёт. Взрывы хриплого смеха тут и там и множество инструментальных звуков. Временами это становится довольно хаотичным, но это своего рода контролируемый хаос Леннона! О чём эта песня? Что ж, послушайте и решите сами, но жаль, что на вечеринке Мэри Джейн пережила боль!

Композиция “Невиновен” – это одна из двух августовских записей, которые вы не услышите на новом альбоме, потому что в последнюю минуту от них отказались в пользу более свежих номеров. Написано и спето Джорджем. Интересное замечание: он впервые использовал на этой сессии “Люси”. “Люси” – это фантастическая гитара “Гибсон” красного цвета, которую Эрик Клэптон подарил Джорджу в начале августа».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «День начался с кроссфейдов и редактирования моно-версии».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Одним из элементов, который Джон и Пол хотели видеть в новом альбоме, были плавные переходы между некоторыми песнями.

Финальный звук самолета в композиции “Вернуться в СССР” (Back In The USSR) должен был перейти в гитарное вступление “Дорогая Пруденс” (Dear Prudence), поэтому были подготовлены как моно, так и стерео-кроссфейд, причем стереоверсии потребовалось на несколько секунд больше времени для перехода между двумя песнями, чем в моно.

Так уж случилось, что первые два трека альбома “Вернуться в СССР” и “Дорогая Пруденс” исполнялись Джоном, Полом и Джорджем, когда Ринго покинул группу».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Затем последовало моносведение композиции “Почему бы нам не сделать это прямо на дороге?” (Why Don’t We Do It In The Road?), последней песни, требующей микширования. Затем тот же процесс был повторен для стереоверсии альбома».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Для каждого микса композиции “Почему бы нам не сделать это прямо на дороге?” (Why Don’t We Do It In The Road?) потребовалась только одна попытка. Единственное заметное различие между миксами заключается в том, что во вступительной части мономикса отсутствуют хлопки в ладоши.

В шутку они сгруппировали вместе песни, в названиях которых упоминаются животные: “Чёрный дрозд” (Blackbird), “Свинки” (Piggies) и “Роки Ракун (Енот)” (Rocky Raccoon).

В ходе процесса они также решили включить 28-секундную часть импровизированного фрагмента песни “Можешь взять меня обратно?” (Can You Take Me Back?), записанной 16 сентября. Фрагмент был добавлен в конце композиции “Плачь, детка, плачь” (Cry Baby Cry) как в моно, так и в стерео».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Когда они готовили “Белый альбом”, я слышал, что Джон с Полом сильно поругались из-за композиции “Революция 9” (Revolution 9). В конце концов, конечно, Джон настоял на своём».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «В какой-то момент в аппаратной второй студии инженер по балансировке Кен Скотт и оператор ленты Дэйв Харрис сделали копию композиции “Это слишком много” (It’s All Too Much), над которой последний раз работали 12 октября 1967 года. Однако эта песня не предназначалась для выхода на “Белом альбоме”; она должна была быть выпущена в январе 1969 года вместе с саундтреком к фильму “Жёлтая подводная лодка”. В октябре 1967 года были созданы два моно-микса этой композиции, однако они так и не были выпущены, поэтому была сделана новая копия четырёхдорожечной записи. Эта копия, по причинам, известным только Скотту и Харрису, имела номер дубля 196 – самое большое количество дублей среди всех песен Битлз. Затем песня была смикширована в моно и стерео, для каждого потребовалось всего по одной попытке».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Было принято решение, что восьмиминутная песня такого рода слишком длинна, поэтому припев и куплет необходимо отредактировать. Поэтому было сделаны новые моно и стереосведения. Мономикс длился 8:15, стерео-микс – 6:22».

 

 

 

Джордж Мартин во время двадцатичетырёхчасовой сессии, фото Линды Истман.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)