Запись песни Savoy Truffle

11 октября 1968 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день в Великобритании поступил в продажу сингл группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” с песней “Я городской космонавт” (I’m The Urban Spaceman), спродюсированный Полом Маккартни под псевдонимом “Аполло К. Вермут”».

 

 

 

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Когда осенью 1968 года наша группа пришла в студию, у меня была готова песенка, которую я назвал “Я городской космонавт”. Вдохновение для песни пришло из двух источников. Одним из них были “городские пространства” послевоенного восстановления Манчестера. Сегодня их называют “заброшенными территориями”. Я подумал: “Ну, если есть городское пространство, то почему нет городского космонавта?” (прим. – игра слов: spaces – пространства, космос). Другим источником вдохновения стала бессодержательная потребительская реклама 60-х годов: “глянцевые люди с улыбающимися лицами, которые едят ‘счастливую еду’ и всё такое”. Поэтому “Городской космонавт” представлял собой своего рода идеальный образ в рекламе. В реальной жизни таких людей не существует».

 

Фиона Маккуорри (автор статьи “Естественное изобилие: песня группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” – “Я городской космонавт”): «В начале 1968 года менеджер и продюсер Джерри Брон описал группу “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” как “культовую группу с заслуженно огромным количеством поклонников”. Их выступления представляли собой хаотичные программы сардонических мелодий, смешанных с малоизвестными песнями 20-х-30-х годов, которые исполнялись с использованием “ужасных масок, странных инструментов, взрывов и тряпичной куклы в натуральную величину по имени Альма”. Под руководством эксцентричного харизматичного фронтмена Вива Стэншалла группа “Бонзо” пользовалась популярностью от клубов Севера до площадок Лондона. Но дадаистская анархия, которая сделала “Бонзо” таким интересным коллективом, не привела к появлению пластинок, попавших в чарты. Продажи их альбомов были настолько плохими, что их британская звукозаписывающая компания “Либерти” выпустила всего две тысячи копий их пластинки “Горилла” (Gorilla)».

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Звукозаписывающая компания всё время спрашивала: “А как насчет сингла? Как насчет сингла?” Но нам было наплевать. Мы всё ещё оставались глупыми студентами-художниками».

 

Фиона Маккуорри (автор статьи “Естественное изобилие: песня группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” – “Я городской космонавт”): «Если группе “Бонзо” нужен был сингл, то “Городской космонавт” казался лучшим кандидатом. Но попыткам группы записать песню мешал Брон, чья идея эффективного производства пластинок заключалась в том, чтобы соблюдать строгий график. Если группа пыталась работать над чем-то более трёх часов, вердикт Брона был: “Хорошо, всё, нам пора переходить к следующему треку”. Однажды вечером, когда Вивьен Стэншалл был в городе со своим другом Полом Маккартни, он пожаловался ему на драконовские методы руководства Брона. Маккартни предложил свои услуги по продюсированию “Городского космонавта”. “Бонзо” приняли предложение Маккартни».

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Это был единственный способ избавиться от Джерри за пультом управления, получить продюсером кого-то вроде Пола Маккартни, который не был известен как продюсер звукозаписи, но был известен сам по себе»

 

Пол: «Впервые я познакомился с Вивом в Лондоне в одном из клубов. Мы выпивали и смеялись. Он был милым и весёлым человеком. Он играл в группе “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”, которую я пару раз видел вживую на сцене театра “Сэвилл”, когда Брайен Эпстайн устраивал там концерты. Они были очень эксцентричными – во многом современными, но очень старомодными.

Затем я позвонил Виву и спросил, может ли “Бонзо” поучаствовать с нами в “Волшебном Таинственном Путешествии”. Они сняли сцену со стриптизёршей в “Ревюбаре” Пола Рэймонда, и, думаю, неплохо провели время, играя, пока женщина раздевалась. Так что Вив стал очень хорошим другом, и я часто навещал его дома – помню, у него был аквариум с черепахами, возле которого мы сидели и восхищались ими.

Потом он попросил меня продюсировать их следующий сингл “Я городской космонавт”, что я и сделал в студии “Чеппелл”. Я пришёл туда, встретился с ребятами, и у Вива был отрезок яркой пластиковой трубы, которая издавала шум, когда он крутил её вокруг головы. Это стало его вкладом в запись песни. Мы немного поговорили, а затем я продюсировал пластинку. Он предложил назвать меня “Аполло К Вермут”, чем я и являюсь до сих пор».

 

Фиона Маккуорри (автор статьи “Естественное изобилие: песня группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” – “Я городской космонавт”): «Когда Маккартни прибыл в студию “Чеппелл”, где записывались “Бонзо”, он сразу же сел за пианино и сыграл “Эй, Джуд” (Hey Jude), которую только что закончил писать. Это порадовало группу не только потому, что они, вероятно, были первой публикой, когда-либо услышавшей эту песню, но и потому, что знали, что такая выходка сильно рассердит Брона, наблюдавшего за часами.

Затем Маккартни заставил группу несколько раз сыграть “Я городской космонавт”, обошел всех и показал каждому музыканту как исполнить ту или иную партию».

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Благодаря этому у нас всё получилось. Мы играли на своих инструментах, но Маккартни позволил нам оставить в окончательной версии песни свой трек на гавайской гитаре. Пока Маккартни практиковался на этом инструменте, мимо проходила жена Брона Лилиан, которая спросила его: “Что это у тебя там, скрипка бедняка?”, на что Маккартни ей ответил: “Нет, это гавайская гитара богача”».

 

Фиона Маккуорри (автор статьи “Естественное изобилие: песня группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” – “Я городской космонавт”): «После восьмичасовой сессии с Маккартни, “Бонзо” остались довольны тем, как зазвучала песня, но её ещё нужно было свести, а на тот момент бюджет группы на запись был практически исчерпан. Поэтому звукоинженер Гас Даджен пробрался в студию “Декка”, где он раньше работал, и тайно смикшировал “Я городской космонавт” во время перерыва в записи группы “Муди Блюз”.

 

Ларри Смит (ударник группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Он был достаточно предусмотрителен, чтобы записать все положения регуляторов пульта и впоследствии вернуть их на место, чтобы “Муди Блюз” не разозлились, если не сказать больше».

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «Я хотел бы официально заявить, что без участия Пола пластинка не стала бы такой успешной».

 

Фиона Маккуорри (автор статьи “Естественное изобилие: песня группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд” – “Я городской космонавт”): «С согласия Маккартни “Бонзо” высмеяли стремление Брона к коммерческому успеху. Они потребовали, чтобы производство сингла было приписано некоему “Аполло К. Вермуту”.

Сингл “Я городской космонавт” был выпущен в Великобритании 11 октября 1968 года. Он провел 14 недель в британских чартах, достигнув 5-го места, и стал единственным синглом “Бонзо”, попавшим в топ-40».

 

Пол: «Оказалось, что это был единственный хит “Бонзо”».

 

Нил Иннес (автор песен и пианист группы “Бонзо Дог Ду Да Бэнд”): «После того, как была раскрыта истинная личность Аполло К. Вермута, продажи сингла возросли до 18 000 копий в день».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Запись песни “Савойский трюфель” (Savoy Truffle)».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «15:00-24:00. Студии 2 “И-Эм-Ай”. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.

Крис Томас написал аранжировку для духовых инструментов, которую сыграли шесть саксофонистов (три баритона и три тенора), все они были ветеранами британской джазовой сцены: Арт Эллефсон, Дэнни Мосс и Дерек Коллинз на тенор-саксофоне, а также Ронни Росс, Гарри Кляйн и Бернард Джордж на баритоне».

 

Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «Джордж Мартин предложил мне написать аранжировку композиции “Савойский трюфель” для саксофона. Должен сказать, что мне это показалось довольно тягостной работой».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Духовые инструменты были записаны на шестую и седьмую дорожки восьмидорожечной ленты».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Сессионщики сыграли очень хорошо – нет ничего лучше, чем хорошая духовая секция, позволяющая оторваться – и они звучали фантастически. И хотя мы получили действительно хорошее звучание, Джордж повернулся к Кену Скотту и произнёс: “Хорошо, а теперь я хочу его исказить”. Поэтому мне пришлось подключить два усилителя с высоким коэффициентом усиления, которые перегружали и намеренно вносили много искажений, полностью разрывая звук на части и делая его грязным.

Когда музыканты пришли в аппаратную, чтобы послушать запись, Джордж сказал им: “Прежде чем вы послушаете, я должен извиниться за то, что сделал с вашим прекрасным звуком. Пожалуйста, простите меня – но я так хочу!” Не думаю, что им понравилось услышать, как их великолепный звук был испорчен, но они поняли, что это было то, чего хотел Джордж, и что их работа – выполнить его желание».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «С 18:00 до полуночи Джорджем Мартином и звукоинженерами Кеном Скоттом и Джоном Смитом было сделано моно- и стереосведение композиций “Свинки” (Piggies), “Не избегай меня” (Don’t Pass Me By) и “Спокойной ночи” (Good Night).

Было сделано четыре дубля моно-микса и три стерео-микса композиции “Свинки” (Piggies). Единственным заметным различием между моно- и стереомиксами было разное размещение звуковых эффектов свиньи, которые были ранее скомпилированы Джоном и были добавлены на этом этапе, а также более громкая акустическая гитара в мономиксе.

Чтобы довести песню “Не избегай меня” (Don’t Pass Me By) до готового к выпуску состояния, потребовался только один моно-микс и один стерео-микс. Во время сведения были добавлены отредактированные фрагменты фортепиано, а также игра на скрипке до конца первого куплета и был отредактирован первый куплет ближе к концу песни. Для стереомикса был выбран другой заключительный фрагмент игры Джека Фэллона на скрипке, по-видимому, взятое непосредственно из одного из припевов песни. Моноверсия была намеренно ускорена, что особенно заметно из-за более высокого тембра вокала Ринго. В моноверсии также немного больше игры на скрипке.

Также было сделано два моносведения композиции “Спокойной ночи” (Good Night), причём второе было признано лучшим. Понадобилась всего одна попытка сделать стереомикс».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)