20 сентября 1968 г.
Джордж Харрисон и Мэри Хопкин. Фото Тиренса Спенсера для журнала «Лайф».
Труди Ниман (поклонница): «19 сентября мы снова съездили в Ливерпуль, а 20 сентября в 18:30 приехали к студии “И-Эм-Ай”. Первым прибыл Джордж. Я сделала несколько хороших его фотографий. Следующими появились Ричи и Мо. Когда приехал Мэл, с ним были Пол, Джон и Йоко. Джон и Йоко сразу вошли, а Пол подписал несколько фотографий, поэтому я сделала несколько фотографий. Кевин сказал, что они снова будут работать допоздна, поэтому, поскольку мы устали и поспали всего около четырёх часов, мы ушли».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Завершение записи композиции “Свинки” (Piggies)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-23:00. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Крис Томас; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Майк Шиди. Джордж Мартин находился в отпуске.
В начале сессии четырёхдорожечную запись от 19 сентября скопировали на восьмидорожечную ленту, которая стала дублем 12.
Первым наложением в этой сессии был вокал Джорджа Харрисона. В последнем куплете к нему присоединялись Джон Леннон и Пол Маккартни. Во время музыкальной вставки вокал Харрисона подвергся ограничению звукового диапазона, чтобы казалось, будто он зажимает себе нос».
Кен Таунсенд (инженер “И-Эм-Ай” по техническому обслуживанию): «Джордж попросил что-то уникальное для вокала в переходе песни, это был гнусавый звук, как будто он зажимал нос. Мы пропускали сигнал микрофона через фильтр эхо-камеры “Эр-Эс 106” с жёстким ограничением, так что он отсекал всё, что выше и ниже уровня 3,5 килогерц, оставляя очень узкую полосу звука».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В аппаратной Джон Леннон также записал на плёнку хрюканье свиней, которое было взято из библиотеки звуковых эффектов, том 35 “Животные и пчёлы”. Вполне вероятно, что эффект был добавлен при микшировании песни в моно и стерео 11 октября 1968 года».
Стюарт Элтам (куратор библиотеки звуковых эффектов “И-Эм-Ай”): «Этот эффект был на старой пластинке “И-Эм-Ай” со скоростью вращения 78 об/мин, и “Битлз”, возможно, использовали комбинацию записи с этой пластинки и своего собственного голоса. Это всегда хорошо работает – новые голоса скрывают скрипучесть пластинки на 78 оборотов».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «На пятую дорожку был записан вокал второго плана Джорджа и Пола, исполнявшими гармонии в последнем куплете очень “мясистыми” голосами, в то время как Джон пел мелодию на две октавы ниже их. В конце Джордж издал какое-то свиное хрюканье, но в процессе микширования оно стало неразборчивым. Очевидно, они несколько раз записывали это вокальное наложение, чтобы всё получилось хорошо. В начале последнего дубля Джон заявляет: “Я потрясающий, потрясающий вегетарианец”, после чего Джордж говорит звукоинженерам: “Ещё раз, ещё один раз, не так далеко”, что, несомненно, означало, что они перемотали мастер-плёнку слишком далеко назад во время предыдущих дублей записи этого вокального наложения».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Также во время этой сессии была подготовлена четырёхдорожечная лента со звуковыми эффектами для использования в песне “Стеклянная луковица“ (Glass Onion): на первой дорожке звонил телефон; во второй дорожке была записана одна органная нота; на третьей футбольный комментатор “Би-Би-Си” Кеннет Уолстенхолм кричит: “Это гол!”; на четвёртой – звук разбитого окна. Эти эффекты будут добавлен в песню 26 сентября, но 10 октября их заменят струнными инструментами».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Помню, что я помог Полу Маккартни быстро записать демоверсию песни “Долгий извилистый путь” (Long and Winding Road), которую он исполнил в сопровождении фортепиано в первой студии [“И-Эм-Ай”], а затем передал ему катушку с плёнкой».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Возможно, это произошло 19 сентября 1968 года, после окончания работы над песней “Свинки” (Piggies) в первой и второй студиях “И-Эм-Ай”».
Джордж Ганби (автор книги “Привет-Прощай: история мистера Фиксита”): «Для Алистера Тейлора это был конец особенно трудной недели, в течение которой он работал по двадцать часов в день. Сказывалось то, что фактически он был личным помощником Пола и следил за делами в офисе. Он очень, очень устал и с нетерпением ждал возможности провести субботу и воскресенье дома со своей женой Лесли. Когда вечер пятницы уже подходил к концу, он отправился на поиски Пола, чтобы пожелать ему спокойной ночи. Джон, Джордж и Ринго понятия не имели, где находится Маккартни, и когда его не удалось найти ни в столовой, ни в каком-либо помещении, Алистер почти сдался.
Проходя мимо огромной первой студии, он заметил там слабый свет. Тихо войдя внутрь, он остановился в тени и слушал, как фигура, сгорбившаяся над фортепиано, подбирала мелодию и начинала добавлять слова. Голос безошибочно принадлежал Маккартни. Алистер внимательно слушал, как рождается мелодия, как появляются новые строчки песни. “Поразительно”, – подумал Алистер. Когда Пол перестал играть, завороженный Алистер подошёл к фортепиано. “Какая красивая, чудесная мелодия и потрясающие слова, – сказал он. – Лесли бы понравилось”. Пол улыбнулся. “На данном этапе это всего лишь идея, – сказал он.
Пол заглянул в аппаратную. “Есть свободная лента?” – спросил он звукоинженера, который утвердительно кивнул. “Подготовь, пожалуйста”, – сказал Маккартни. Алистер стоял возле фортепиано, пока Пол снова исполнял песню. Хотя она и не была закончена, её основные контуры и характер были ясными и отчетливыми. Алистер чувствовал, что ей суждено стать всемирно известной. Когда песня закончилась, он тихо зааплодировал. Пол оторвался от клавиш. “Рад, что тебе понравилось, – сказал он. – Теперь иди домой. Ты выглядишь усталым”.
Утро понедельника наступило для Алистера Тейлора слишком быстро. Он пришел в офис рано и уже уладил большинство дел к тому времени, когда в середине дня появился Пол. Он сел и спросил, как поживает Лесли. “Хорошо”, – ответил Алистер.
– Ты рассказал ей о песне?
– Нет. Я не мог рассказать о ней должным образом.
– Ну, теперь можешь – сказал Маккартни с широкой улыбкой. Из-под пальто он вытащил ацетатную пластинку и положил её на стол перед Алистером. “Это пятничная запись… Это для Лесли”.
– Ты мог этого не делать. Большое спасибо.
– Дай мне мусорное ведро и ножницы, – попросил Пол. Когда Алистер протянул их ему, Маккартни вытащил из кармана бобину с магнитной лентой. “Это запись пятницы”, – сказал он, взял ножницы и разрезал её на мелкие кусочки, которые упали в мусорное ведро.
– Теперь у тебя единственная в мире копия этой записи, – сказал он широко улыбаясь.
– Большое спасибо, – ответил Алистер.
– Это мой способ сказать спасибо, – сказал Пол, собираясь выйти из офиса.
– Только, как она называется?
– “Долгая и извилистая дорога”, – ответил Маккартни».