19 сентября 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Запись песни “Свинки” (Piggies)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:15-5:30. Студии 1 и 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Крис Томас; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Майк Шиди. Джордж Мартин находился в отпуске».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Изучая творчество “Битлз” начинаешь видеть определённую связь характера песен с периодом времени, когда они были написаны. Некоторые из них достаточно легко определить, например, период, когда Джон Леннон написал “Мне следовало бы узнать лучше” (I Should Have Known Better) по сравнению с композицией “Революция” (Revolution). Столь же легко можно определить, когда Пол Маккартни написал “И я люблю её” (And I Love Her) по сравнению с “Пенни-Лейн” (Penny Lane).
По мере того, как “Битлз” взрослели, а также приобретали разнообразный жизненный опыт, композиции отражали их текущее состояние духа, в котором они находились в то время. Иногда, однако, что-то выделялось своей необычностью. Например, в 1966 году в своём творчестве Джордж Харрисон прошёл через этап скептического отношения к миру, о чём свидетельствует его выпад на британское правительство в песне “Сборщик налогов” (Taxman), а также на властные структуры в целом в таких строках, как: “Есть люди, стоящие вокруг, которые вобьют тебя в землю” (There’s people standing round, who’ll screw you in the ground) из его песни “Люблю тебя до…” (Love You To).
Однако после знакомства с культурой и духовностью Индии, Джордж заметно смягчил скептический настрой своих текстов. Вскоре после этого его композиции были в большей степени сосредоточены на распространении его недавно обретенной философии (“Внутри тебя вне тебя” (Within You Without You)) и глубокой любви к Богу (“Долго, долго, долго” (Long, Long, Long)). Конечно, он затрагивал и более приземленные темы (например, в композициях “Проезд голубой сойки” (Blue Jay Way) и “Савойский трюфель” (Savoy Truffle), но резкий и порицающий тон его текстов исчез.
Почему же тогда песня “Свинки” с таким едким политическим подтекстом вышла из-под пера Джорджа Харрисона в 1968 году? Разве к этому времени скептицизм его мышления не был заменён более добродетельными и духовными взглядами? Мог ли Махариши вызвать у него такие язвительные чувства? Разве эта песня не подошла бы лучше к альбому 1966 года “Револьвер” вместо “Белого альбома”?».
Джордж (1968): «Эту песню я написал два с половиной или три года назад, но так и не закончил. Дома я положил текст песни в книгу и совсем об этом забыл до прошлого лета, когда его обнаружил».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Таким образом, можно признать, что песня “Свинки” была в основном написана в 1966 году, примерно в то же время, когда появилась столь же язвительная композиция “Сборщик налогов”».
Джордж: «Песня “Свинки” – это общественная критика. Я застрял на одной строчке в середине, пока моя мать не предложила слова: “Что им нужно, так это чертовски хорошая порка” (What they need’s a damn good whacking), что оказалось хорошим и простым способом сказать, что им требуется хорошее укрытие. Строчка должна была рифмоваться со словами ‘backing’, ‘lacking’».
Джошуа М. Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Эта своеобразная песня посвящена представителям истэблишмента: маленькие свинки, валяющиеся в грязи и большие хрюшки в белых сорочках, самодовольные каннибалы, пожирающие за обедом бекон. Абсурдный текст, хрюканье, мощные аккорды клавесина».
Have you seen the little piggies, Видели маленьких поросят,
Crawling in the dirt? Ползающих в грязи?
And for all the little piggies, Для всех маленьких свинок,
Life is getting worse. Жизнь становится хуже.
Always having dirt to play around in. Всегда есть грязь, в которой можно порезвиться.
Have you seen the bigger piggies, Видели больших свинюшек,
In their starched white shirts? В накрахмаленных белых рубашках?
You will find the bigger piggies, Вы найдете поросят побольше,
Stirring up the dirt. Баламутящих эту грязь.
Always have clean shirts to play around in. Всегда имейте чистые рубашки, в которых можно порезвиться.
In their sties with all their backing, В своих свинарниках при всём уходе,
They don’t care what goes on around. Им всё равно, что происходит вокруг.
In their eyes there’s something lacking, В их глазах чего-то не хватает,
What they need’s a damn good whacking. Что им нужно, так это чертовски хорошая порка.
Everywhere there’s lots of piggies, Везде есть много свиней,
Living piggy lives. Живущих свинячей жизнью.
You can see them out for dinner, Вы можете увидеть их на ужине,
With their piggy wives, Со своими свинячьими жёнами,
Clutching forks and knives to eat the bacon. Сжимающими вилки и ножи, чтобы съесть бекон.
One more time. Ещё раз.
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «В 1968 году Джордж также добавил к песне ещё один куплет:
Повсюду много поросят, Everywhere there’s lots of piggies,
Забавляющихся свинячьими шалостями. Playing piggy pranks.
Ты можешь увидеть их на свиных ножках, You can see them on their trotters,
В свиньях-копилках, At the piggy banks,
Благодарящих поросят, Paying piggy thanks,
Тебя, Брат-Свинья. To thee Pig Brother.
В тексте “Свинок” сочинения Джорджа Оруэлла определенно сыграли большую роль, наиболее примечательным из которых является его классический “Скотный двор” 1945 года, который аналогичным образом привносит в сюжетную линию политические взгляды. В этом популярном романе свиньи постановляют, что “все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие” – юмористическая и одновременно ужасная мысль, которую Джордж развил в своей песне.
И, как видно из дописанного Джорджем текста, “Брат-свинья”, несомненно, было завуалированной отсылкой к теме “Большого брата” из замечательного произведения Джорджа Оруэлла “1984”, которое Харрисон упомянул во время своего выступления в 1971 году на телешоу Дика Каветта. Однако во время записи песни Джордж решил опустить этот куплет. Тем не менее он исполнял его на сцене во время турне по Японии в декабре 1991 года».
Джон: «Я предложил Джорджу пару строк о вилках, ножах и поедании бекона».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Джордж, похоже, по какой-то причине колебался по поводу упоминания “бекона”, потому что во время записи демонстрационной версии в середине 1968 года он довольно нескладно заменил эту фразу на “сжимая вилки и ножи, чтобы нарезать свиные отбивные” (clutching forks and knives to cut their pork chops)».
Иллюстрация Кейта Уэста песни “Свинки”, подписанная художником и Джорджем Харрисоном.
Дэвид Куантик: (автор книги “Революция: история записи ‘Белого альбома’”): «Поросята Харрисона, по-видимому, делятся на два типа: маленькие поросята, которые, скорее всего, олицетворяют большинство из нас, живущих в грязи и чья жизнь становится всё хуже, и большие свиньи, которые носят рубашки и приглашают своих жён на обед, и которые повсюду “Баламутят эту грязь”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Хотя термин “свинья” стал уничижительным термином, нацеленным на полицию того времени, Джордж поясняет, что песня “не имеет абсолютно ничего общего с американскими полицейскими”. На самом деле стрелы его критики были нацелены на высший класс и/или на большую политику, которая не обращает внимание на тяжёлое положение низшего класса (“неважно, что происходит вокруг”)».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Демонстрационная версия песни была записана 29 мая в доме Джорджа Харрисона. Структура композиции очень похожа на версию, вышедшую на альбоме, и состоит из двух дорожек, содержащих акустическую гитару и вокал. Инструментальная часть была полностью подготовлена, а где в конечном итоге появится партия клавесина, Джордж насвистывал мелодию. В последнем куплете Джордж вместо “бекона” поёт о “свиных отбивных”, по-видимому, потому что ещё не решил, какой текст выбрать. Демо заканчивается несколько скомкано, потому что Джордж ещё не придумал подходящего завершения песни.
В этот день бас-гитара Пола записывалась на первую дорожку, тамбурин и бас-барабан Ринго на вторую, акустическая гитара Джорджа на третью, ведущий вокал Джорджа на четвертую. Джон на этом этапе не принимал участие в записи.
“Я буду просто петь, чтобы направлять вас”, – проинструктировал Джордж остальных, намереваясь позже перезаписать свой вокал в качестве наложения. На самом деле, на протяжении всего ритм-трека Джордж не часто исполнял “ведущий вокал”. Было записано десять дублей ритм-трека, прежде чем планы изменились».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сессия началась во второй студии, но после того, как продюсер Крис Томас обнаружил в первой студии клавесин и предложил им воспользоваться, группа перешла в другую студию».
Кевин Хоулетт (радио-продюсер “Би-Би-Си”, автор аннотации к 50-летию выхода “Белого альбома”): «Клавесин был подготовлен для записи классической музыки, запланированной на следующий день, 20 сентября. Во время этого сеанса британская виолончелистка Жаклин Дю Пре будет записываться с Лондонским симфоническим оркестром, а на клавесине будет играть австралийский виртуоз Валда Эвелинг».
Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «На сессии присутствовали все четверо “Битлз”, мы работали во второй студии. Я зашёл в первую студию и увидел клавесин. Я не знал, что его поставили там для записи классической музыки. Мы решили перенести эту штуку во вторую студию, но Кен Скотт возразил: “Нет, мы не можем этого сделать, это для другой сессии!”. Поэтому вместо этого мы перенесли нашу сессию в первую студию.
Джордж Харрисон признал, что моя идея с клавесином была хорошей, и предложил мне сыграть на нём. Я так и сделал, но пока мы с Джорджем бренчали на этом клавесине, он начал играть мне ещё одну новую песню, которая позже стала композицией “Что-то” (Something). Я сказал: “Это здорово! Почему бы нам не записать её вместо этой?”, и он ответил: “Тебе нравится, действительно думаешь, что она хороша?”. Когда я сказал “да”, он произнёс: “О, тогда, может быть, я отдам её Джеки Ломаксу, он сможет выпустить её как сингл!”».
Джордж: «Песня “Что-то” была написана на фортепиано во время записи “Белого альбома”. У меня был перерыв, пока Пол делал наложения, поэтому я ушёл в пустую студию и начал писать. В итоге получилось всё, что нужно, за исключением проигрыша в средней части, для которого потребовалось некоторое время».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано 10 дублей во второй студии и 11-й в первой. Во время последнего дубля Крис Томас играл на клавесине, Джордж Харрисон на акустической гитаре, Пол Маккартни на бас-гитаре и Ринго Старр на тамбурине. Джон Леннон присутствовал на сессии, но не играл».
Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «Песня “Свинки” аранжирована с заимствованием элементов классической музыки, где не нашлось места для ударной установки, хотя Ринго там есть – с тамбурином».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Клавесин теперь заменил ведущий вокал Джорджа на четвертой дорожке четырёхдорожечной ленты, и остальные участники группы, несомненно, были теперь достаточно знакомы с песней, чтобы не нуждаться в руководстве Джорджа».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Басовая партия Пола состояла из перещипывания струн, что имитировало звук хрюканья свиньи».
Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «В композиции “Свинки” (Piggies) я играл на клавишных (прим. – он играл на клавишных в пяти песнях: “Счастье – это тёплый ствол” (Happiness Is A Warm Gun), на меллотроне в “Продолжение истории о Бангало Билле” (The Continuing Story Of Bungalow Bill), на пианино в “Долго, долго, долго” (Long, Long, Long) и “Савойский трюфель” (Savoy Truffle), а также на клавесине в “Свинки” (Piggies)).
В перерывах между дублями группа исполнила ещё несколько песен. Одной из них была “Пусть будет так” (Let It Be) Пола».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки “Битлз”»): «Это не было премьерой песни Пола в студии. За две недели до этого, 5 сентября 1968 года, Пол исполнил импровизированную версию “Пусть будет так” между дублями записи песни Джорджа “Пока моя гитара нежно плачет” (While My Guitar Gently Weeps)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После записи ритм-трека были добавлены ведущий вокал и звуки свиней».
Кевин Хоулетт (радио-продюсер “Би-Би-Си”, автор аннотации к 50-летию выхода “Белого альбома”): «Когда сессия подходила к концу, группа решила завершить этот день очень глупой записью. Все четыре участника группы записали на четыре отдельные дорожки свой смех. Довольно зловеще звучащий хохот не использовался ни в одной записи “Битлз”. Только в 2006 году он был использован Джорджем Мартином и его сыном Джайлсом Мартином при подготовке трека “Побывайте на бенефисе мистера Кайта!” (Being For The Benefit Of Mr Kite!)».
Письмо К. Иста генеральному директору студии Эбби-Роуд Аллену Стэггу: «Настоящим письмом подтверждаю полномочия, данные сегодня господину Диллнатту по телефону (прим. – Фрэнсис Джордж Диллнатт – инженер по балансировке “И-Эм-Ай”), чтобы выполнить следующее:
Подготовить 4 односторонних лаковых диска названия “День рождения” (Birthday).
Подготовить 4 двусторонних лаковых диска альбома следующих наименований:
“Не избегай меня” (Don’t Pass Me By),
“Чёрный дрозд” (Blackbird),
“Спокойной ночи” (Good Night),
“Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da),
“Роки Ракун” (Rocky Raccoon),
“Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son),
“Сексуальная Сейди” (Sexy Sadie),
“Всем есть что скрывать, кроме меня и моей обезьянки” (Everybody’s Got Something To Hide Except Me And My Monkey),
“Твой блюз” (Yer Blues),
“Снова в СССР” (Back In The USSR),
“День рождения” (Birthday),
“Спиральная горка” (Helter Skelter).
Не могли бы вы также предоставить лично мне копию вышеупомянутого лакового альбома».
прим. – в середине 1960-х Алан (Аллен) Стэгг был менеджером телеканала “Ай-Би-Си”, начав карьеру звукоинженера записи классической музыки. 19 апреля 1964 года принимал участие в записи программы “Вокруг Битлз”. К 1968 году стал генеральным директором студии “И-Эм-Ай” на Эбби-Роуд.
Аллен Стэгг (генеральный директор студии “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд): «Мне позвонил Кен Таунсенд (инженер “И-Эм-Ай” по техническому обслуживанию) и пригласил меня на обед. Я спросил: “Зачем?”. Он ответил: “Скажу при встрече”. Они, очевидно, были наслышаны о том, что такое “Ай-Би-Си”, и он хотел, чтобы я сделал то же самое в студии Эбби-Роуд. Я согласился, хотя рассматривал это как временный вариант».
Дмитрий Шумаков (автор статьи “Как делают пластинки”): «Звук с мастер-ленты сначала записывают на лаковый диск (в Америке) или ацетат (в Европе). Это алюминиевый диск с покрытием спец лака. На диск нарезают механическим образом дорожку. Лаковый диск делают односторонним, и его можно прослушать, но, конечно, этого никто не делает, возможно за исключением коллекционеров, которые обладают ацетатами (ввиду сумасшедшей стоимости оных – таких коллекционеров немного) и, само-собой, звукоинженеров и самих музыкантов, которым необходимо оценить качество звучания.
Когда качество записи всех устроит, изготавливается окончательный вариант лакового диска – для каждой стороны – свой. Далее диск обрабатывают раствором хлорида олова, смывают водой и напыляют серебро. Далее электролитическим способом наращивают слой меди или никеля. После чего сам лаковый диск отделяется и выбрасывается, и остаётся медная или никелевая основа. Собственно, это и называется матрицей (или негативной матрицей). Современные тиражи не отличаются большим количеством копий, поэтому этим этапом и ограничиваются. Но если тиражи большие, то матрица обрабатывается определённым образом, и с её помощью делают позитивную матрицу-второй этап. Их тоже обрабатывают (полируют и тому подобное) и отправляют на различные заводы (иногда ограничиваются одним заводом), и даже в разные страны. В этих странах и происходят все дальнейшие манипуляции с позитивной матрицей. Поэтому звук, в зависимости от завода и, тем более, страны, может отличаться (и, собственно и отличается).
Далее с позитивных матриц копируют определённое количество так называемых стемперов (штампов), с которых и печатаются, собственно, виниловые пластинки».