23 августа 1968 г.
Флит-Стрит, фото Тима Грэхэма, 23 августа 1968 г.
Ринго: «Во время записи “Белого альбома” мы снова стали группой, и это то, что мне всегда нравилось. Мне нравится быть в группе. Конечно, должно быть возникли моменты беспокойства, потому что тем летом я на некоторое время покинул группу.
Я понимал, что мы все находимся в разладе. Это касалось не только меня, потому что всё шло вниз. В конце концов я ушёл, потому что больше не мог этого выносить. Никакого волшебства не было и наши отношения были ужасными. В моей жизни наступил скверный период. Может быть это была паранойя, но мне просто было нехорошо и в группе я чувствовал себя посторонним. Но потом понял, что мы все чувствуем себя посторонними, и чтобы довести это до критической точки оказалось достаточно просто подвергнуть меня критике.
Я ушёл, потому что почувствовал два обстоятельства: я чувствовал, что играю не очень хорошо, и я также чувствовал, что трое других были вполне себе счастливы, а я был как бы в стороне. Я зашёл к Джону, который жил с Йоко в моей квартире на Монтегю-сквер с тех пор, как уехал из “Кенвуда”. Я сказал: “Я ухожу из группы, потому что я плохо играю и чувствую себя для всех опостылевшим и не у дел, а вы трое очень близки между собой”. И Джон ответил: “А я думал, что это вы трое!”
Потом я пошёл к Полу и постучал в его дверь. Я сказал то же самое: “Я ухожу из группы. Я чувствую, что вы трое, ребята, очень близки между собой, а я остаюсь не у дел”. И Пол ответил: “Я думал, что это вы трое!”
После этого я даже не стал заходить к Джорджу. Я сказал: “Я еду в отпуск”, взял детей, и мы поехали на Сардинию».
Френси Шварц (подруга Пола): «Когда Ринго пришел к Полу домой, я была там. Ринго был подавлен. Он сказал: “Я не хочу больше быть ударником, потому что мне это больше не доставляет удовольствия”».
Джордж: «Не помню точно, почему Ринго уехал. Однажды кто-то сказал: “Ринго уехал отдыхать”. А потом мы узнали, что он думал, что мы трое очень близки между собой, а он не вписывается в нашу компанию. Такое иногда случалось. У каждого бывали подобные моменты, всех охватывало раздражение. Я тоже думал: “Ну и какого черта я здесь делаю? Они все такие классные, а мне здесь не место”».
Ринго, возможно, в день перед отъездом на Сардинию.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Окончание записи композиции “Вернуться в СССР” (Back In The USSR)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студии 2 и 3 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.
На следующий день после того, как Ринго Старр покинул “Битлз”, остальные участники группы продолжили работу над песней “Вернуться в СССР”.
В этот день к пятому дублю ранее записанного ритм-трека были записаны наложения. Пол Маккартни добавил фортепиано, а Джордж Харрисон сыграл ещё одну партию на барабанах, удалив партию шестиструнной бас-гитары Джона Леннона. Также был добавлен ещё один трек для электрогитары».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Джордж исполнил партию малого барабана и тамбурина. Перед началом записи одного из дублей он восклицает: “Последние два дубля я сыграл великолепно”, что указывает на то, что они предприняли несколько попыток записать это наложение. После последнего дубля Джордж спрашивает: “Ну, как получилось?”, на что Джордж Мартин отвечает: “Джордж, думаю, ты сыграл без бас-барабана”».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано промежуточное сведение (дубль шесть), в котором все инструменты были объединены на одну дорожку.
После этого Маккартни записал на одну дорожку свой вокал при одновременной поддержке Леннона и Харрисона, записанных на другую дорожку, содержащую вокал второго плана всех трёх “Битлз”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Когда скорость ленты была увеличена до более быстрого темпа и более высокого тона, Пол исполнил свой ведущий вокал, временами используя эффект двойного наложения».
Пол: «Помню, как пытался петь голосом Джерри Ли Льюиса, чтобы настроиться на определенное настроение».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Во время записи вокала они также хлопали в ладоши».
Пол: «На заднем плане звучит откровенная пародия на подпевки в стиле “Бич Бойз”».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Припев Пол пел, подражая группе “Бич Бойз”. Брат Пола Майк спросил, почему бы не пригласить самих “Бич Бойз”, чтобы они спели припев, но Пол сказал – нет. Несмотря на явные и многочисленные огрехи в его песнях, Пол в отличие от Джона не принимал никаких предложений со стороны, но и не хвастался, – просто пел. Ему хотелось поделиться удовольствием, которое он испытывал, начиная сочинять новые песни, прежде чем он их закончит или забудет навсегда».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На четвёртую дорожку была записана бас-гитара Маккартни, шестиструнная бас-гитара Харрисона и малый барабан Леннона».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Они записывали композицию “Вернуться в СССР” и я помню, что дорожка с барабанами состояла из разных фрагментов и кусочков. Наверное, это были три разные барабанные партии. Внезапно у них не стало барабанщика. Изначально на ударных играл Пол. Это было недостаточно хорошо, поэтому стали играть и Джордж, и Джон, и мы это всё свели воедино».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано единственное моносведение, во время которого был добавлен звук реактивного самолета».
Стюарт Элтам (куратор библиотеки звуковых эффектов “И-Эм-Ай”): «Кому-то удалось записать для меня эту кассету в лондонском аэропорту. На одной записи самолёт набирает обороты и взлетает, а на другой приземляется. Это самолет “Виконт”, хранящийся в библиотеке под названием “Том 17: Самолёт с реактивным и поршневым двигателем”».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Во время сведения композиции “Вернуться в СССР” Пол решил, что во вступлении и конце песни ему нужен звук реактивного самолета. Мы скопировали звук с ленты из библиотеки звуковых эффектов “И-Эм-Ай” и зациклили, чтобы его можно было постоянно воспроизводить, и в любой момент можно было бы включить в процессе сведения. Если внимательно послушать песню, то звук самолёта в конце песни совершенно отличается от того, как он звучал в начале, потому что к концу песни петля ленты стала настолько затёрта, что высоких частот на ней не осталось. Кроме того, она немного растянулась, из-за чего звук ещё и немного завибрировал. Не думаю, что мы смогли бы сделать ещё одно сведение».
Джон Смит (инженер записи “И-Эм-Ай”): «В функции инженера записи входила работа с магнитофонами, звуковыми эффектами и тому подобном. Эффект реактивного самолета мы записали на магнитофонную ленту, склеенную в петлю. Во время воспроизведения я натягивал петлю карандашом, который держал в руке, поэтому натяжение нужно было поддерживать на протяжении всей песни».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Стереосведение будет сделано 13 октября 1968 года».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Также в этот день были сделаны четыре комплекта копий пяти записанных песен для “Белого альбома”, которые забрал Мэл Эванс, без сомнения, чтобы отдать их каждому участнику группы: “Вернуться в СССР” (Back In The USSR), “Роки Ракун” (Rocky Raccoon), “Пирог с диким мёдом” (Wild Honey Pie), “Дитя природы” (Child Of Nature) и “Сексуальная Сейди” (Sexy Sadie)».
Марго Стивенс (поклонница): «Мы торчали возле студии в любую погоду. В конце концов мы загрубели, как старые башмаки. Бывало, что мы ночевали прямо на тротуаре. Люди, которые жили на Эбби-Роуд, видели нас, когда возвращались по вечерам с работы, а утром, когда они отправлялись на работу, мы по-прежнему были там. Я настолько стала неприхотлива, что могла спать в любую погоду. Однажды, проснувшись утром, я увидела, что на мне лежит снег».
Кэрол Бедфорд (поклонница): «Обычно Битлы заканчивали записываться около четырёх часов утра. Так что, после их приезда в студию мы могли спать, по крайней мере, четыре часа. Однажды они вышли в половине третьего. Мы с Марго проснулись и попытались встать, но никак не могли расстегнуть молнию на спальном мешке. Мы визжали и прыгали в мешке по тротуару, пытаясь расстегнуть молнию, а Битлы стояли рядом и смеялись».