13 августа 1968 г.
Этот фотоснимок 13 августа 1968 года сделал один из поклонников «Битлз», восемнадцатилетний Эгил Жирде. Возможно, что в руках у Пола аккордеон, присутствующий в песне “Роки Ракун” (Rocky Raccoon), которая будет записана 15 августа.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись композиций “Сексуальная Сейди” (Sexy Sadie) и “Твой блюз” (Yer Blues)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00–5:30. Студия 2 “И-Эм-Ай” и вспомогательное строение студии, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.
После непродуктивных первых сессий 19 и 24 июля 1968 года в этот день группа наконец записала удовлетворительную аранжировку композиции “Сексуальная Сейди”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Запись “Сексуальной Сейди” была отложена примерно на три недели, а внимание было уделено другим песням, наиболее примечательной из которых была “Эй, Джуд”. 13 августа 1968 года “Сексуальную Сейди” начали записывать с нуля.
Барабаны Ринго и тамбурин Джорджа записывались на первую дорожку, фортепиано Пола с эффектом эха на вторую, а электрогитара Джона записывалась с микрофонами, расположенными на разных расстояниях от корпуса динамика на третью и четвёртую дорожки четырёхдорожечная ленты. Ведущий вокал Джона, хотя и не записывался на микрофон, временами улавливался другими микрофонами».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано восемь дублей. Необычно то, что они начали со 100-го дубля».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Восемь новых дублей были очень энергичными по исполнению и игрались в немного более быстром темпе. Фортепиано Пола заменило джазовое гитарное вступление Джорджа с предыдущих сессий».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Дубль 107 был признан лучшим».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «После этого ведущий вокал Джона был записан на четвёртую дорожку поверх одного из его гитарных треков».
Том Хартмен (лидер группы «Аэровонз»): «Через какое-то время после того, как у нас случились важные для нас встречи с Полом Маккартни в клубе “Спикизи”, а затем с Джорджем Харрисоном в студии “И-Эм-Ай”, мы вернулись в Штаты. Согласно нашей договоренности, “И-Эм-Ай” должны были сделать с нами запись, но они хотели, чтобы мы вернулись домой, и занялись сочинением песен.
Через пару месяцев, я полагаю, что это было в августе, они [“И-Эм-Ай”] попросили мою мать (которая, опять же, руководила этим бизнесом) и меня приехать в Англию, чтобы подписать контракт и обговорить некоторые детали.
В Лондоне мы с мамой отправились в офис “И-Эм-Ай”, где она провела деловые встречи, и, наконец, во время одной из них один из сотрудников “И-Эм-Ай” спросил: “Прежде чем вы уедете, не хотите посетить студию и посмотреть на сессию звукозаписи?”. Конечно, мы согласились, и он начал просматривать журнал, что было запланировано на этой неделе. Он упомянул несколько исполнителей, о которых я никогда раньше не слышал, и произнёс: “О, кстати, есть сессия записи группы ‘Холлис’”. Я был большим их поклонником и тут же согласился. Он выделил нам время посещения студии.
И вот этот день настал. Я взял такси, добрался до студии, поднялся по ступенькам и остановился перед охранником у стойки регистрации. “Да, Том. Эта сессия прямо через эту дверь”, – он указал на дверь слева от меня, которая вела в студию 3, самую маленькую из всех студий “И-Эм-Ай”, хотя в ней было записано много хитов, в том числе и “Битлз”. Поблагодарив его, я медленно открыл тяжелую дверь и заглянул внутрь. За микшерским пультом сидел и смотрел вверх какой-то мужчина.
– Привет, я Том Хартмен. Мне сказали в “И-Эм-Ай”, что…
– О, да, конечно, заходи. Ждём тебя.
Как оказалось, это был продюсер группы “Холлис” Рон Ричардс.
– Можешь сесть там на диван.
Через стекло аппаратной я мог видеть студию, где участники группы “Холлис” стояли возле микрофона.
– Давайте попробуем снова, – сказал им Рон.
Где-то заиграла музыка и я услышал их легко узнаваемые голоса, зазвучавшие в мониторах.
Потом они решили сделать перерыв.
– У нас перерыв. Не хочешь пойти с нами в паб?
Конечно, я согласился и пошёл с ними.
В конце дня я поблагодарил их, зашёл в аппаратную и поблагодарил Рона Ричардса, сказав, что студия классная и что всё было здо́рово. Я не хотел злоупотреблять их гостеприимством.
– Спасибо, Том, что зашёл. Да, нам нравится эта студия.
Я попрощался и вернулся к стойке регистрации. Собираясь воспользоваться телефоном на соседнем столе, чтобы вызвать такси в отель, я решил заговорить с охранником.
– Классная студия. И “Холлис” хороши́. Кто-нибудь ещё записывается здесь сегодня вечером?
Охранник поднял глаза, улыбнулся и спокойно произнес: “Ну, сегодня вечером здесь мальчики”.
– Мальчики?
– “Битлз”.
Битлы записывались там уже столько раз, что сотрудники, давно там работающие, называли их не иначе, как “мальчики”. Вот это да! Я изобразил незаинтересованность.
– Можно я зайду в столовую, прежде чем уеду? – спросил я.
– Конечно, проходи туда, – сказал он, очевидно не сложив дважды два.
Я спустился в длинный коридор и проходя увидел, что дверь, ведущая в аппаратную второй студии была приоткрыта. Оттуда доносилась музыка. Подойдя ближе, я услышал голос Джона Леннона, певший “Сексуальную Сейди”. Затем музыка стихла. Я услышал звук перематываемой ленты и затем песня зазвучала снова.
Пройдя дальше по коридору, я подошёл к знакомым ступенькам, по которым спускался во время экскурсии по студии, когда мы встретились с Джорджем Харрисоном. Спустившись по ступенькам вместо того, чтобы повернуть к столовой, я пошёл в другом направлении, а именно, ко входу в студию 2, двери которой были открыты. Я осторожно заглянул за дверь. Там, примерно в двадцати пяти футах (восемь метров) от меня, с бас-гитарой в руке стоял Пол, встав одной ногой на стул. Джон стоял рядом с ним. Я быстро отступил назад, чтобы меня не заметили, и отправился в столовую. Через некоторое время я вернулся наверх и со стойки регистрации вызвал такси».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано четыре промежуточных сведения (дубли 108–111). Ведущий вокал Джона Леннона был размещён на первую дорожку, гитары его и Джорджа Харрисона на вторую, фортепиано Пола Маккартни на третью и барабаны Ринго Старра на четвёртую. Однако эти редукционные миксы останутся неиспользованными, и 21 августа будут сделаны новые.
Затем группа приступила к записи композиции “Твой блюз”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «История показала, что “Битлз” в подавляющем большинстве случаев считались законодателями моды, а не её последователями. С каждым выпущенным альбомом и синглом группа постоянно себя переосмысливала. В середине-конце 60-х годов многие музыканты, кому посчастливилось иметь контракты на запись, и даже если они добивались значительного успеха, всё равно отслеживали, в каком музыкальном направлении шли “Битлз”, а затем записывали свои следующие релизы в этом же направлении.
Однако сами “Битлз” были столь же наблюдательны за музыкальными тенденциями, как и все остальные. Одним из ярких примеров было возрождение музыкального жанра под названием блюз. Британские группы, такие как “Роллинг Стоунз”, “Энимелз” и “Ярбёрдз”, включали в свой репертуар как собственные, так и классические блюзовые композиции. В 1968 году начался бум британского блюза, лидерами которого, среди прочих, стали “Крим”, “Флитвуд Мэк” и Джими Хендрикс.
Следует отметить, что “Битлз” были готовы попробовать практически любой музыкальный жанр, на который они обращали своё внимание, и делали это весьма убедительно и успешно. Помня об этом, Джон Леннон решил также попробовать блюз. Почему бы не попробовать? Результатом стал полусерьёзный и полуироничный “Твой блюз”».
Джордж (1968): «В “Белом альбоме” есть блюзовый трек. Он называется “Твой блюз”. Он довольно блюзовый, но я не знаю, как его воспримут сторонники классического блюза, но, знаете, он всё равно такой же, как и любой блюз».
Джон: «Независимо от того, чем я должен был заниматься, я написал несколько своих лучших песен, пока был там [в Ришикеше]. Этот опыт стоил того, хотя бы ради вышедших песен. Песня “Твой блюз” была написана в Индии, там, наверху, пытаясь достичь Бога и чувствуя желание покончить с собой. Самое смешное в лагере [Махариши] было то, что, хотя он был очень красивым и я медитировал там около восьми часов в день, в то же время я писал самые горемычные песни на земле. В “Твоём блюзе”, когда я написал: “Мне так одиноко, что я хочу умереть”, то я не шутил. Именно это я и чувствовал».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Существует мнение, что в этот период своей жизни Джон чувствовал, что находится на перепутье. “Битлз” прекратили гастроли, его брак с Синтией трещал по швам, а сам он был одержим художницей-авангардисткой Йоко Оно. Синтия была с Джоном в Индии, но большую часть времени находилась в отдалении от него из-за их медитативных практик. Ещё больше его отдаляли от Синтии письма Йоко, которые Джон получал во время их пребывания в Индии. Эти чувства привели к созданию композиции “Твой блюз”, название которой он назвал каламбуром (прим. – “blue” имеет значение, как “синева”, так и “хандра”, “меланхолия”), а также несомненно вдохновлённой возникшей популярностью британского блюза и весьма спорной темой: “Могут ли белые люди петь блюз?”. “Могут ли синие люди петь белых (или они лицемеры?)” (Can Blue Men Sing The Whites (or are they hypocrites?))» – пародийная песня группы “Бонзо Дог Бэнд”, выпущенная в ноябре 1968 года, высмеивала последнюю тенденцию появления блюза в чартах.
Что касается фразы “Твой блюз” (Yer Blues), то “Yer” (твой) в 60-х годах на ливерпульском сленге означало “ваш” и обычно использовалось в качестве замены артикля “the”. Об этом свидетельствует популярный британский комедийный сериал “Пока смерть не разлучит нас”, в котором актёр Альф Гарнетт использует такую фразу, как “У тебя есть высший класс и рабочий класс” (You got yer upper class and yer working class)».
Джон: «Пол говорил: “Не называй это “Твой блюз”, просто скажи прямо”, но я был неуверен в себе и выбрал название “Твой блюз”. У меня было чувство неловкости по поводу внезапного исполнения блюза. Как и все остальные, в художественной школе [в конце 50-х] мы слушали Слипи Джона Эстеса и всё такое (прим. – американский блюзовый певец, гитарист и автор песен), но спеть самому было нечто другое. Я стеснялся этого делать».
Yes I’m lonely wanna die, Да, я одинок и хочу умереть,
Yes I’m lonely wanna die, Да, я одинок и хочу умереть,
If I ain’t dead already, ooh, И если я ещё не умер, ох,
Girl, you know the reason why. Детка, ты знаешь почему.
In the morning wanna die, Утром – хочу умереть,
In the evening wanna die, Вечером – хочу умереть,
If I ain’t dead already, ooh, И если я ещё не умер, ох,
Girl you know the reason why. Детка, ты знаешь почему.
My mother was of the sky, Моя мать была небесной,
My father was of the Earth, Мой отец был земным,
But I am of the Universe, Но сам я – от вселенной,
And you know what it’s worth. И ты знаешь, чего это стоит.
I’m lonely wanna die, Я одинок и хочу умереть,
If I ain’t dead already, ooh, И если я ещё не умер,
Girl, you know the reason why. Детка, ты знаешь почему.
The eagle picks my eye, Орел выклёвывает мои глаз,
The worm he licks my bone, Червь, он зализывает мои кости,
I feel so suicidal, Чувствую себя готовым к самоубийству,
Just like Dylan’s Mr. Jones. Прямо как дилановский Мистер Джонс.
Lonely wanna die, Одинокий хочет умереть,
If I ain’t dead already, ooh, И если я ещё не умер,
Girl, you know the reason why. Детка, ты знаешь почему.
Black cloud crosses my mind, Черная туча затмила мой разум,
Blue mist round my soul, Синий туман окутал душу, (прим. – “Blue mist” на жаргоне обозначает ЛСД)
Feel so suicidal, Чувствую себя готовым к самоубийству,
Even hate my rock and roll. И даже ненавижу свой рок-н-ролл.
Wanna die, yeah, wanna die, Хочу умереть, да, хочу умереть,
If I ain’t dead already, ooh, И если я ещё не умер,
Girl, you know the reason why. Детка, ты знаешь почему.
Фрэнк Блэк (группа “Пиксиз”): «Текст песни прекрасен и вполне современен. Я имею в виду, он указывает на Дилана, а строчка: “И если я ещё не умер, детка, ты знаешь почему” – это что-то. Она сексуальна, и одновременно связана со смертью. Ну просто невозможно написать лучше».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В песне Джон соединил своё глубокое эмоциональное смятение с образами, напоминающими классических блюзовых исполнителей, таких как Роберт Джонсон (с его “Цербер гонится за мной по пятам”), а также персонажа “Мистер Джонс” из песни Боба Дилана “Баллада худого человека” (Ballad Of A Thin Man). Ссылка на “Мистера Джонса” уместна, учитывая, что в песне Дилана, чем больше вопросов он задает, тем меньше для него имеет смысл мир. Поэтому Джон поет: “Чувствую себя готовым к самоубийству, прямо как дилановский Мистер Джонс”. Влияние Йоко также можно уловить в строчке: “Моя мать была небесной, отец был земным, но сам я – от вселенной”, что очень напоминает её поэзию».
Джон: «Я никогда не любил писать песни от третьего лица. Большинство моих песен, хороших, написаны от первого лица».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Песня “Твой блюз” была представлена 28 мая 1968 года среди других композиций, когда “Битлз” собрались в доме Джорджа “Кинфаунс” в Суррее, чтобы записать демонстрационные версии песен, которые они рассматривали для включения в свой будущий альбом. В Индии Джон написал множество песен, и “Твой блюз” была одной из первых, записанных в тот день в доме Джорджа.
На этой записи Джон исполняет две разные партии акустической гитары и вокал записан с эффектом двойного наложения, Джордж играет пассажи на акустической гитаре, а Пол и Ринго играют на бонго и тамбурине.
На тот момент текст был практически весь, за некоторыми исключениями. Третий куплет был спет как “Моя мать является частью земли, отец частью неба, но я часть вселенной, и вот почему” (My mother was of the earth, my father was of the sky, but I am of the universe and that’s the reason why). Эти строки были написаны в его рукописном тексте, который был обозначена как песня №13. Также в демонстрационной версии слова “Червь грызёт мои кости”, а не “зализывает”.
В рукописном тексте строка “Чувствую себя таким напряженным сейчас, прямо как дилановский Мистер Джонс” (Feeling so uptight now, just like Dylan’s Mr. Jones) отличается от демонстрационной версии: “так неуверенно сейчас” (so insecure, now)”, а в студии она стала звучать так: “Чувствую себя готовым к самоубийству”.
В финале демонстрационной версии Джон много раз повторяет строчку “Да, я одинок”, не меняя тактовый размер, что мы привыкли слышать в финальной версии».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Стремясь добиться нового звучания, они решили играть в небольшой пристройке, в которой хранились четырёхдорожечные магнитофоны».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Это помещение называлось “Комната 2А”, оно примыкало к аппаратной второй студии и имело размеры всего 8 на 15,5 футов (2,5 на 5 метров). Помещение использовалось для хранения четырёхдорожечных магнитофонов “Телефункен” до того, как они были установлены в студии, а затем как кладовка, которая к этому времени была пустой».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «[Днём ранее] Джорджу пришла идея записать свой вокал в аппаратной под оглушительные звуки динамиков, чтобы почувствовать себя как на сцене. Помню, как в какой-то момент в аппаратную зашёл Джон, я повернулся к нему и сказал: “Черт побери, парни, если вы и дальше будете так продолжать, вам нужно будет всё записывать в соседней комнатке!”. Это было крохотное помещение; там когда-то хранились четырёхдорожечные магнитофоны и не было стен со звукопоглощающим материалом. “Отличная идея! – воскликнул Леннон. – В следующий раз так и сделаем!”. Следующим разом оказалась запись композиции “Твой блюз”.
Нам пришлось разместить всех четверых в этой крошечной комнатке, и они буквально не могли там пошевелиться. Им пришлось найти такое положение, чтобы не двигаться, иначе своими гитарами они могли зацепить кого-нибудь по лицу или по другому инструменту. После этого мы стали записывать этот трек. В общем, от них исходили разные предложения, и они всегда были готовы попробовать что-то новое».
Ринго: «“Твой блюз” невозможно превзойти. Нас было четверо. Я вот что хочу сказать. В буквальном смысле мы вчетвером были как в ящике. Это была комнатка примерно восемь на восемь без перегородок. И вся группа была там. На самом деле всё это было похоже на гранж-рок шестидесятых – гранж-блюз».
Джон: «Те, кто слышал нас в Ливерпуле и Гамбурге, а также на первых концертах, прежде чем начались массовые крики, помнят, что именно так мы и играли – тяжёлый рок. Но когда мы записывали его на своих ранних пластинках, в нём всегда не хватало баса, а гитарное соло никогда не получалось как хотелось, потому что мы тогда ещё ничего не знали о процессе записи. На [“Белом альбоме”] мы зазвучали как раньше. Мы избавились от некоторой застенчивости, поэтому делали то же самое, что и раньше, но с лучшим знанием технологии записи. Многие треки – это прямые вариации наших выступлений».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано четырнадцать дублей. Леннон и Харрисон играли на соло-гитарах, Маккартни на бас-гитаре “Рикенбэкер” и Старр на барабанах. Леннон также исполнял ведущий вокал».
прим. – Марк Льюисон и Дэйв Рыбачевски указывают разные марки бас-гитары.
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Барабаны Ринго записывались на первую дорожку, недавно приобретенный “Фендер Джазз Бас” Пола (это одна из немногих песен, в которых он его использовал) на вторую дорожку и электрогитары Джона и Джорджа на третью и четвёртую дорожки четырёхдорожечной ленты. Хотя микрофонов для записи вокала не было установлено, на этих дублях можно услышать, как Джон, а иногда и Пол, исполняют ведущий вокал, который уловили другие микрофоны, установленные в этой маленькой комнате».
Том Хартмен (лидер группы «Аэровонз»): «Вызвав такси, я остался ждать возле стойки регистрации. Насколько помню, охранник куда-то ненадолго отлучился, поэтому я решил напоследок предпринять ещё одно путешествие во вторую студию. Подходя к студии я услышал, как кто-то импровизирует, играя несложный блюз. Пока я шёл по коридору, он звучал всё громче и громче. Когда я подошёл к приоткрытой двери аппаратной второй студии, оглушительная блюзовая импровизация заполнила всё вокруг. Посмотрев вправо, я увидел через стеклянное окно, что все Битлы находятся в крошечной комнатке, исполняя песню, ставшую “Твоим блюзом”.
Я оцепенел. Окно было от меня не дальше нескольких футов. Комнатка была размером с маленькую детскую спальню, и Битлы находились всего лишь по другую сторону стекла. Я был, наверное, не дальше шести футов от них. К счастью, они не смотрели в мою сторону. Глаза у Ринго, когда он играл, были закрыты. Пол стоял слева от него, и смотрел на Джона, стоящего справа. Джордж стоял точно посередине, и смотрел вниз на свою гитару.
Что делать? Стоять, пока не обратят на меня внимание? Я не мог решиться, уйти или остаться. В таких случаях, бывает, выигрывает тот, кто колеблется. Я остался. Они играли ещё около минуты. Из аппаратной кто-то что-то сказал, и Джон ответил: “Теперь хорошо, мы получили этот голос”, и все засмеялись.
После этого я тут-же удалился, оставшись незамеченным. Бесплатный концерт “Битлз”, боже правый! Вернувшись в холл, я увидел входящего таксиста, который спросил, заказывал ли кто-нибудь машину».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После восьмого дубля Маккартни сделал перерыв, пока остальные исполнили музыкальную импровизацию.
Шестой и четырнадцатый дубли были признаны лучшими, поэтому для каждого из них было сделано промежуточное сведение. Шестой дубль был сведён дважды (дубли 15 и 16), а дубль 14 после сведения стал дублем 17. Во время этих сведений два гитарных трека были объединены в один.
Дубли 16 и 17 впоследствии будут смонтированы вместе (склейка на третьей минуте шестнадцатой секунде). Первая часть финальной версии взята из 17-го дубля, а гитарное соло переплетается с началом 16-го дубля, дополненное ведущим вокалом Леннона.
Запись композиции “Твой блюз” продолжится на следующий день».