28 июля 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Почти весь день Битлы провели в Лондоне и его окрестностях, позируя перед фотографами. Эта долгая фотосессия получила название “Безумный день”».
Мэл Эванс: «Идея заключалась в том, чтобы сделать совершенно новый набор фотографий, действительно хороших».
Том Мюррей (фотограф): «Они записывали “Белый альбом” и им были ненавистны их рекламные фотографии».
Мэл Эванс: «На этот раз “Битлз” были полны решимости сделать что-то лучше, чем просто запечатлеть свои четыре головы на фоне какой-нибудь стены».
Стивен Голдблатт (фотограф): «Парни хотели, чтобы их фотографировал кто-то совершенно новый, кто не фотографировал их до этого».
прим. – В начале лета 1968 года Пол Маккартни позвонил военному фотокорреспонденту Дону Маккаллину и попросил его провести фотосессию. Группе требовались новые рекламные изображения, и они хотели временно покинуть студию звукозаписи.
28 июля 1968 года к “Битлз” и Маккаллину присоединились ещё пять человек с фотокамерами: Рональд Фицгиббон, Стивен Голдблатт, Том Мюррей, Тони Брэмуэлл и Мэл Эванс.
Также в фотосессии приняли участие Йоко Оно, подруга Маккартни Фрэнси Шварц и шестилетний сын Мэла – Гэри Эванс.
Мэл Эванс: «После обеда мы встретились в доме Пола и отправились в путь небольшой колонной машин. Джон поехал со мной на моей машине, а я взял с собой своего маленького сына Гэри. Остальные погрузились в белый “Мерседес” Ринго, а фургон со всеми костюмами и одеждой следовал в конце колонны, пока мы пересекали Лондон из Сент-Джонс-Вуда через Вест-Энд на Флит-стрит и дальше.
Первой остановкой было здание “Санди Таймс”».
Том Мюррей (фотограф): «Я был самым высокооплачиваемым штатным фотографом в Лондоне, работал со всемирно известными фотографами в “Санди Таймс” – одним из лучших журналов. Там же работал Дон Маккаллин. Я спросил Дона, можно ли мне отправиться с ним на фотосессию музыкальной группы. Я не знал, какую группу он собирался фотографировать, просто я лучше его разбирался в музыке и подумал, что смогу сделать несколько снимков. Он признался, что до этого не фотографировал рок-группы, и согласился. Я взял “Никон” и две плёнки “Эктахром”.
Когда мы прибыли в “Таймс”, то услышали, как кто-то на пианино играет “Леди Мадонну”. Мы вошли, а там “Битлз”, и я воскликнул: “Ни хрена себе!”. Да, я был их поклонником. Дон спросил: “Разве я тебе не говорил?”».
Первым местом фотосессии стал “Томсон-Хаус” – центр газетной империи, принадлежавшей лорду Томсону, где базировались такие издания, как “Таймс” и “Санди Таймс”. В пентхаусе здания располагалась фотостудия, построенная для фотографа лорда Сноудона, которую часто использовали сотрудники “Эппл” Джон Келли и Стивен Голдблатт. Фото 1964 г.
Дон Маккаллин (фотограф): «Наверху здания “Санди Таймс” на Грейс-Инн-роуд располагалась фотостудия, созданная Тони Сноудоном».
Том Мюррей (фотограф): «Лорд Сноудон, который был женат на сестре королевы, организовал на крыше здания “Санди Таймс” студию, которая напоминала полностью застекленную гигантскую оранжерею шестьдесят футов длиной и тридцать футов шириной (прим. – 18 на 9 метров)».
Дон Маккаллин (фотограф): «Никакого плана съёмки не было, за исключением того, что они хотели сфотографироваться для обложки журнала “Лайф”, которую я сфотографировал в цвете».
Мэл Эванс: «Мы вышли на крышу, чтобы сделать первую серию фотографий».
На первых кадрах этой фотосессии “Битлз” позируют на синем фоне с направленным на них вентилятором.
Мэл Эванс: «Мы использовали вентилятор, чтобы добиться красивого эффекта с волосами ребят».
Дон Маккаллин (фотограф): «Я использовал цветную фотоплёнку “Кодак Эктахром”, и жёлтая рубашка Ринго отлично вписалась в синеву его костюма. Я включил вентилятор, который начал развевать их волосы, и их узнаваемые лица стали похожи на фигуры на горе Рашмор (прим. – гора в которой высечен барельеф высотой 18,6 метра со скульптурными портретами четырёх президентов США). К моему удивлению это сработало, и мы получили красивую обложку».
В студии также был использован реквизит, в том числе четыре цветных полотнища, которые использовались в качестве накидок.
Маккартни с розеткой футбольного клуба “Ливерпуль”.
На некоторых фотографиях использовался фон из скомканной алюминиевой фольги.
Том Мюррей (фотограф): «Они были в прекрасном настроении, много шутили и веселились. Я подумал, что это как раз то, что нужно для успешной работы».
Второе место фотосессии было в лондонском театре “Меркьюри” в Ноттинг-Хилле. Первоначально это был церковный зал (1848 год). Автомобиль “Битлз” припарковался возле часовни Хорбери (ныне Кенсингтонский храм).
Мэл Эванс: «Затем мы повернули на запад и направились в Бэйсуотер. Нашей целью было небольшое местечко под названием “ Театр Меркьюри”, расположенное недалеко от штаб-квартиры журнала для поклонников “Битлз”».
Дон Маккаллин (фотограф): «Мы оказались где-то в Ист-Энде в каком-то странном общественном зале».
Мэл Эванс: «В баре театра мы попили чаю, а потом сделали несколько фотоснимков».
Они ждали в театре, пока не прибыл дрессировщик с попугаем. Фото Дона Маккаллина.
Дон Маккаллин (фотограф): «Кто-то принёс попугая. Свет был ужасным, и мне пришлось постараться, чтобы перезарядить плёнки в фотоаппаратах».
Мэл Эванс: «Зоолог принес с собой яркого попугая, который спокойно уселся на левом плече Ринго и был не против, чтобы его сфотографировали!»
Мэл Эванс: «В “Меркьюри” мы откопали кучу странных костюмов».
Затем Битлы начали музицировать, расположившись вокруг фортепиано. Маккартни играл, а на его левом плече сидел попугай.
Дон Маккаллин (фотограф): «Там было старое пианино, и они начали возле него валять дурака».
Фото Стивена Голдблатта.
Примерно в половине пятого Пол Маккартни и Джордж Харрисон перекусили в буфете, пока Леннон и Ринго Старр позировали фотографам. Леннон надел серебристую куртку, а Старр сел за стол.
Обнаружив большую вывеску с надписью “Международный театральный клуб”, они вынесли её из театра и сфотографировались с ней.
Мэл Эванс: «Из театра мы направились на восток, остановившись в пригородном жилом районе».
Том Мюррей (фотограф): «Мы отправились в Хайгейт. На самом деле, мы только начали ездить по городу, и Дон предложил Хайгейт, потому что там были красивые площади».
Они отправились в следующее место – Хайгейтское кладбище на севере Лондона, чтобы сфотографироваться у могилы Карла Маркса в восточной части кладбища, но не продвинулись дальше Суэйнс-лейн снаружи.
Том Мюррей (фотограф): «Джон хотел сфотографироваться рядом с могилой Карла Маркса, но, когда мы добрались до Хайгейтского кладбища, ворота были закрыты, поэтому они встали перед маленьким домиком неподалеку, и мы сфотографировали их там. Это был воскресный день, а по воскресеньям в те дни в Лондоне всё было закрыто, буквально закрыто».
Они позировали на скамейке возле дома 79 по Суэйнс-лейн.
Затем перед домом 59 по Суэйнс-лейн Пол Маккартни с розеткой футбольного клуба “Ливерпуль” пожимает руку Джону Леннону.
Том Мюррей (фотограф): «На Суэйнс-лейн мы остановились возле одного дома. Они захватили с собой несколько розеток в качестве реквизита, поэтому я предложил им надеть их таким образом, что это было похоже на то, что они агитируют в этом районе. Им понравилось предложение, они вышли из машины и стали позировать. Понятия не имею, почему они выбрали именно этот дом, и чей это был дом».
Том Мюррей (фотограф): «Если бы в то время были мобильные телефоны, то вокруг нас уже через тридцать секунд собралась бы толпа, но этого не происходило. Джордж что-то предлагал, потом что-то предлагал Пол, и мы просто катались по городу. Мы стали причиной двух небольших аварий, но никто этого не заметил».
Мэл Эванс: «Для нас было хорошо, что это было воскресенье, и на улицах было пусто. Попытаться пересечь Лондон в будний день означало бы потратить половину дня, выбираясь из пробок!»
После этого они направились на Олд-стрит – оживлённую улицу на севере города. Они прибыли туда вскоре после шести часов и направились к бетонному блоку посреди оживленной кольцевой развязки.
Том Мюррей (фотограф): «Около двух часов дня мы отправились к станции метро “Олд-Стрит”, где сфотографировали “Битлз” возле навесной крыши».
Дон Маккаллин (фотограф): «Мы доехали до кольцевой развязки на Олд-стрит, и я попросил их взобраться на блок».
Том Мюррей (фотограф): «Чтобы взобраться наверх, им пришлось приставить доску. Им пришлось буквально ползти по ней, и они не побоялись это сделать».
Используя доску, они забрались на бетонный блок.
Том Мюррей (фотограф): «На первых снимках они несколько статичны, но потом, к третьему снимку, они приняли боксерскую стойку, что выглядело очень хорошо».
Дон Маккаллин (фотограф): «Они, очевидно, решили, что могли бы что-нибудь сделать, и позировали для меня совершенно спонтанно. Такими людьми, как они, невозможно управлять. Они сами придумывали позы. Проезжающие мимо таксисты не верили своим глазам видя это бесплатное шоу».
Том Мюррей (фотограф): «Затем они разыграли сцену, будто Пол падает с края платформы, что он, черт возьми, почти и сделал. Он был очень близко к падению. Джордж припомнил, что Пол для смеха как-то раз надел ему на голову клетку (прим. – фотосессия с мясниками), поэтому решил ему отомстить. Ринго пожалел Пола и стал удерживать “разъярённого” Джорджа. Джон встал на сторону Джорджа и начал сталкивать Пола с платформы. Глядя на снимок можно подумать, что остальные троe удерживают Пола, но всё было точно наоборот. И всё из-за той клетки!».
На бетонном блоке было сделано более ста фотографий.
Затем они отправились в Старую церковь и сады Сент-Панкрас возле Риджентс-парка.
Сначала Дон Маккаллин сфотографировал группу, стоящую на небольшом травянистом холме слева от входных ступеней и ворот. Близлежащая клумба была в виде круга с надписью «1869–1968 NDFS».
Вторым местом была скамейка к северу от холма, к югу от центрального памятника – мемориальных солнечных часов Бёрдетт-Куттс.
На скамейке рядом с Джоном и Ринго сын Мэла Эванса – Гэри.
Чуть дальше к юго-востоку от памятника находится питьевой фонтанчик.
Том Мюррей (фотограф): «Пол заметил, что я стараюсь ухватить те моменты, когда их лица принимают какие-нибудь глупые выражения или необычные позы. Когда он увидел, что я снимаю его пьющего из фонтанчика, то брызнул в меня водой».
Следующее место находилось рядом с мавзолеем архитектора сэра Джона Соуна, который располагается в восточной части парка. Они сели на траву возле мавзолея, рядом с табличкой: “Пожалуйста, не ходите по газону”.
К северу от мавзолея сэра Джона находился коронерский суд Сент-Панкрас, где они сфотографировались с пожилым мужчиной, читающим газету на скамейке.
Харрисон и Старр сидели рядом с пожилым мужчиной, а Леннон и Маккартни встали позади, но мужчина, похоже, не обращал внимания ни на Битлов, ни на фотографов, запечатлевших этот момент.
Том Мюррей (фотограф): «Есть фотография “Битлз”, сидящих на скамейке в парке рядом с каким-то стариком. Я бы назвал его “забулдыгой”. Он просто сидел на скамейке и крепко спал. Джордж и Ринго сели рядом с ним, и Пол посмотрел вниз, как будто говоря: “Ох ты хрень какая”. Джон просто стоял на заднем плане. Интересно, похлопал ли потом кто-нибудь старика по плечу и спросил: “Знаете ли вы, что вас только что сфотографировали с ‘Битлз’?” Вопреки распространенному мнению, это не было постановочной фотографией. Он сидел там долгое время, и, если присмотреться, можно увидеть газеты, которые он читал. Он ни разу не поднял глаза. Он дремал, спал. Фото было чистой случайностью. У Битлов было прекрасное взаимопонимание. Казалось, они понимали друг друга без слов. Один сидел, другой стоял. Они автоматически выстроили хороший кадр».
Затем группа позировала на фоне больницы Сент-Панкрас среди высоких мальв.
Том Мюррей (фотограф): «Первоначально мы направлялись в Хайгетское кладбище, но оно было закрыто, так что вместо него мы нашли этот маленький парк. Это было идеальное место для съёмок, мальва была в цвету, и парни просто зашли в клумбу и начали позировать».
Потом они подошли к скамейке к северу от памятника.
Фото Стивена Голдблатта.
2009 год.
Затем они сфотографировались в арочном дверном проеме церкви.
Стивен Гольдблатт (фотограф): «Был воскресный день, там гуляли люди, и тут появились “Битлз” в сопровождении фотографов и свитой из их окружения».
Пока они позировали, за оградой, отделявшей церковь от сада, собралась толпа людей. Дон Маккаллин попросил Битлов смешаться с толпой.
Главным смотрителем церкви был мистер Барнард. На фотографии его жена, их дочь Дженнифер и двое её сыновей. Миссис Барнард смогла получить автографы Джорджа, Пола и Ринго. Фото Стивена Голдблатта.
На снимке жена мистера Барнарда с внуками. В руках листок с автографами и красная ручка.
В кадре Дженнифер.
Иэн Уиттингтон: «В то время я был ещё только шестилетним мальчиком. Мой дедушка Джек работал там главным садовником, но в день съёмки навещал семью в Дербишире. Он всегда говорил, что если бы в тот день он был там, то не пустил бы “Битлз” внутрь, потому что, по его словам, они были “длинноволосыми лоботрясами”, которых он не одобрял.
“Битлз” появились неожиданно в окружении небольшой группы друзей, помощников и фотографов. Мы с братом и другими детьми гуляли в парке. В то время Кингс-Кросс и Сент-Панкрас были бедным районом.
На снимке я тот маленький мальчик слева, в голубом джемпере. Рядом со мной стоит мой младший брат Нил, а за нами – наша бабушка Юнис. Она держит бумагу и карандаш, так как мы получили три Битловских автографа. Йоко Оно, которая была там в тот день, постоянно отвлекала Джона Леннона, поэтому мы получили только автографы Пола, Джорджа и Ринго. Бабушка рассказывала, что я сидел у Пола на коленях».
Том Мюррей (фотограф): «Мы многое сделали в Хайгейте, прежде чем толпа стала слишком большой».
Покинув старую церковь и сады Сент-Панкрас, “Битлз” отправились в восточный Лондон на Уоппинг-Пир-Хед и Уоппинг-Хай-стрит. Первые фотографии были сделаны на углу Сэмпсон-стрит.
Мэл Эванс: «Потом мы отправились в лондонские доки».
Том Мюррей (фотограф): «Это было мое предложение, сделать остановку в Уоппинг-Пир-Хед. Я решил, что на фоне реки, подъемных кранов и прибрежных зданий будет прекрасным видом».
Затем они перешли к бетонной набережной (ныне парку) между двумя зданиями Уоппинг-Пир-Хед.
Том Мюррей (фотограф): «Около половины четвёртого мы добрались до красивой георгианской площади мощёной камнями, расположенную в Уоппинге. Изначально мы собирались направиться в доки Святой Екатерины. В Уоппинге мы спустились к берегу реки».
После этого они перелезли через забор, окружающий восточное здание Пир-Хед. Джон Леннон переоделся в черный жилет, а Пол Маккартни обнажил торс.
Дон Маккаллин (фотограф): «Мы спустились к реке в Лаймхаусе, недалеко от прекрасных домов грузинских морских капитанов. Леннон начал раздеваться, Пол Маккартни тоже. Полагаю, это означало, что они расслабились».
Маккартни накинул на себя тяжелые цепи для нескольких одиночных фотографий.
Том Мюррей (фотограф): «Пол увидел цепи, снял с себя рубашку, обувь, носки, и спустился к краю воды. Он оглянулся, чтобы убедиться, что я готов запечатлеть этот момент, и изобразил, что он скован цепью. У меня не было с собой вспышки, но такая неподготовленность заставила меня быстро принимать решения. Не было времени заменить плёнку в фотокамере. У меня были доли секунды, чтобы реагировать, но фотографии стали от этого только лучше. К тому же парням не нужно было меня ждать, чтобы я подготовился к съёмке. Я просто стал для них окружающим фоном».
Фото Стивена Голдблатта.
На одном из снимков Леннон притворился мертвым, в то время как Ринго Старр ощупывает его лоб, а Джордж Харрисон надевает его очки.
Дон Маккаллин (фотограф): «Я сделал эту странную фотографию, на которой Леннон позирует мёртвым. Возможно, он притворялся спящим и выглядел так, будто был пьян, но я убежден, что он инсценировал собственную смерть. Опять же, это был 1968 год, разгар войны во Вьетнаме, с которой я только что вернулся. Я использовал фотокамеру “Никон Ф”, которая была со мной на полях сражения. Я думаю, что всё, что делал Леннон, было выражением протеста. Каждое его заявление, казалось, было наполнено гневом. В нём было много противоречий. Он был талантливым человеком, который мог говорить о мире и любви, но в глубине души он был резким и агрессивным».
Том Мюррей (фотограф): «Самый жуткий кадр из всех был, когда Джон внезапно лёг на землю, а остальные трое глядели на него сверху вниз, как будто он потерял сознание или умер. Они выглядели очень обеспокоенными. Я сделал две цветные фотографии. Один с открытыми глазами Джона, другой с закрытыми. Джордж надел очки Джона. Он просто быстро подобрал их. Это очень странный сюжет. Не знаю, почему он так сделал. Всё произошло за секунды. Одну минуту он стоял, а в следующую уже лежал. Ринго положил руку ему на голову, и всё. Всего два кадра».
Затем “Битлз” позируют на краю набережной у восточного здания Пир-Хед.
Фото Стивена Голдблатта.
Том Мюррей (фотограф): «У них были свои представления о том, что делает фотографию хорошей, и я просто следовал за ними и фотографировал. Джон лег на землю, решив, что из этого получится хороший кадр, и он оказался прав. Они меняли одежду. Джон надел военную куртку Дона [Маккаллина], потому что она просто ему понравилась».
Фото Тома Мюррея.
Том Мюррей (фотограф): «Мне нравится этот снимок. Мне хотелось сфотографировать Джорджа на переднем плане, и я пытался ухватить этот момент. Хороший контраст с фоном, прекрасное освещение, что было удачей, поскольку у меня не было вспышки. Великолепный снимок отражающий дух товарищества в группе».
Том Мюррей (фотограф): «Я знал, что это будет потрясающий снимок. Отлично запечатлел Джорджа. Он на самом деле был самым “тихим” из них. Он не болтал попусту и выглядел задумчивым. Мы спустились к Темзе, и легкое отражение воды было прекрасным. Это то, что мы называем “Яркий облачный день Кодак”. Лучи солнца пробиваются сквозь облака. У фотографий небольшой голубой оттенок».
Том Мюррей (фотограф): «Когда мы покидали Уоппинг, то услышали этот странный шум. К нам бежали сотни и сотни людей. Они увидели машины и закричали. Так было везде. Поэтому мы не могли нигде задерживаться надолго».
Затем они поехали к Полу Маккартни на Кавендиш-авеню, 7.
Стивен Голдблатт (фотограф): «Йоко всё время была рядом с ними. У них с Джоном был роман. Все, казалось, относились к ней совершенно непринужденно, не было никакого проявления враждебности, и она никоим образом не руководила Джоном. Она была очень дружелюбна ко мне».
Том Мюррей (фотограф): «Когда мы остановились возле дома Пола, там было семь или восемь девушек, ожидающих возле ворот. И когда они их увидели, у них началась истерика, они начали вопить и визжать».
Мэл Эванс: «Наконец, мы вернулись в Сент-Джонс-Вуд. У Пола мы выпили чаю и сделали последнюю серию фотографий».
Том Мюррей (фотограф): «Пол был прекрасным хозяином. Он был очень вежлив, приготовил нам чай и предложил бисквиты».
Дон Маккаллин (фотограф): «Мы приехали к Полу Маккартни в Сент-Джонс-Вуд и, выпив чаю, вышли в сад, где стоял купол, как в фильмах о Джеймсе Бонде или Докторе Кто».
Мэл Эванс: «У Пола было идеальное место для фотографирования. Мы спустились в его сад, где за деревьями у Пола стоит это фантастическое сооружение со стеклянным куполом. Знаю, что для него есть специальное слово, но уверен, вы понимаете, что я имею в виду. Внизу это довольно высокое квадратное здание со стеклянными стенами. Четыре колонны доходят до стеклянной крыши и имеют круглый гидравлический подъёмник. Вы просто встаете на платформу и поднимаетесь в Купол».
Купол был разработан тридцатилетним дизайнером, уроженцем Южной Африки, Дигби Бриджесом. Строительство купола обошлось Маккартни почти в 10 000 фунтов стерлингов.
Дигби Бриджес (дизайнер): «В Лондоне я работал с группой “Битлз” в ресторанном бизнесе. Я спроектировал и имел долю в ночном клубе с Джорджем Харрисоном и спроектировал стеклянный геодезический купол для Пола Маккартни».
Пол: «Как-то раз мы с Робертом Фрэзером – владельцем галереи – сидели у меня дома и слушали музыку. Я рассказал ему о желании поставить в саду какую-нибудь необычную беседку. Мне нравилась идея необычной беседки, и он познакомил меня с одним английским архитектором, который и придумал этот купол. Это была моя платформа для медитаций».
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Летом 1967года в гостиной у Пола была большая деревянная модель места для медитации, напоминающая молельню, которую он строил в конце своего сада. Это был стеклянный геодезический купол, похожий на прозрачное жилище эскимосов. Планировалась круглая платформа, которая должна была подниматься в купол, чтобы находиться полностью под стеклянным куполом. Это было идеальное место, чтобы лежать и смотреть на звёзды или сидеть и медитировать. [15 июля 1967 года] Пол предложил Аллену Гинзбергу пройтись по саду, чтобы показать, где он будет построен. “Сделай это из дерева, – посоветовал ему Аллен. – Возможно, однажды ты захочешь его разобрать”».
Пол: «К тому времени было уже слишком поздно что-либо менять, потому что бетон и кирпичи должны были привезти уже на следующий день. Сейчас я вспоминаю это, потому что думаю, что это была весьма мудрая мысль. Тогда мне и в голову не приходило, что я, возможно, захочу его убрать. Самое смешное, что теперь в нём стоит круглая кровать Граучо Маркса, и мои дети подозревают, что у меня были другие намерения.
– Это был купол для медитации, уверяю вас, – говорю я им.
– Да, папа. Конечно! – соглашаются они. – Только зачем там такая большая круглая кровать?
– Ну, она там, потому что как-то пришёл Элис Купер, чтобы посмотреть, когда это был купол для медитации.
Это было во время экскурсии по дому. И он сказал: “У меня в Лос-Анджелесе есть подходящая для этого места кровать”.
– О чём ты? – спросил я.
– Граучо Маркс дал мне свою круглую кровать, и это место как раз для неё, – ответил он.
Конечно, она хорошо вписалась, но изменила атмосферу. Медитировать на большой голливудской кровати непросто, больше хочется потрахаться!»
Мэгги Макгиверн (няня сына Джона Данбара и Марианны Фейтфул): «Я любила Пола Маккартни и знала, что он любит меня тоже. Я провела много ночей в его доме в Сент-Джонс-Вуд. Это был красивый дом с садом, наполненным каменными персонажами из “Алисы в стране Чудес”. Мы провели там много романтических часов. В конце сада стояло круглое стеклянное сооружение, где мы медитировали. Никогда не забуду то мгновение, когда он познакомил меня с этим местом. Мы зашли внутрь, и он сказал мне встать на пол. Вдруг, пол начал медленно подниматься. Я стояла и смотрела на звёзды. Необыкновенное впечатление. В то время он и остальные “Битлз” общались с Махариши».
Когда солнце склонилось к закату, Маккартни и Ринго сфотографировались внутри купола с собакой Мартой, а потом к ним присоединились остальные Битлы и сын Мэла Эванса Гэри.
Том Мюррей (фотограф): «В этот момент под куполом были только Пол, Ринго, собака и я. Все остальные были снаружи. Когда Ринго и собака посмотрели в одну сторону, а Пол в другую, я сделал этот снимок».
Стивен Голдблатт (фотограф): «Всё это было похоже на геодезический купол с полом на гидравлическом подъёмнике, который просто поднимался и закрывал верхнюю часть купола, а затем можно было курить травку, и все вместе могли покурить, что мы и сделали».
Дон Маккаллин (фотограф): «Все, включая огромную собаку, разместились в этом странном пространстве, похожем на научную фантастику».
Мэл Эванс: «На этот раз с ними была большущая собака Пола. Никто не возражал, потому что Марта отличная собака и к тому же очень фотогеничная!»
Том Мюррей (фотограф): «Это один из моих любимых снимков. Потрясающий профиль Пола. Мы находились под куполом, он заблокировал всех остальных на ступеньках, чтобы нам никто не помешал. Фотографию нужно немного подрезать, потому что она повреждена с одной стороны».