Запись песен Cry Baby Cry и Helter Skelter

18 июля 1968 г.

 

Сью Бужновски (поклонница “Битлз”): «За пару дней до нашего отъезда из Англии состоялась премьера мультфильма “Жёлтая подводная лодка”. Конечно, мы не смогли попасть на премьеру, но на следующий вечер пошли в кино. Увидев, как они все прибыли в студию, мы решили попробовать попасть на фильм. Должно быть, нам достались последние несколько билетов, так как мы оказались в третьем или четвертом ряду».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песен “Плачь, детка, плачь” (Cry Baby Cry) и “Спиральная горка” (Helter Skelter)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «14:30-3:30. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Ричард Лаш».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Сессия началась с продолжения работы над композицией “Плачь, детка, плачь”. В этот день Джон записал с двойным наложением свой ведущий вокал в некоторых частях песни, Пол вокал второго плана, а Джордж добавил отдельные партии соло-гитары.

Ещё одним интересным наложением, записанным в этот день, было посвистывание Джона и Пола во время второго куплета. Этот звук иногда ошибочно идентифицировали как высокие ноты, играемые на электрооргане. Один из них (вероятно, Джон) держал высокую ноту “ми”, в то время как другой опускался полутонами до ноты “до”. Эти наложения снова заполнили все четыре дорожки ленты, и к 21:30 первая сессия была закончена».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В 22:30 группа приступила к работе над композицией Пола “Спиральная горка” (Helter Skelter)».

 

Джон: «Это полностью композиция Пола».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Группа “Битлз” в первую очередь известна не как исполнитель “хард-рока” 60-х, а как группа, задающая тренды для популярной музыки в целом. Она не входит в число таких исполнителей, как “Крим”, Джими Хендрикс, “Ху” или “Лед Зеппелин”, которые считаются основателями зарождения того, что сегодня является “классическим роком”. Тем не менее, “Битлз” не забыты и в этом жанре. Без сомнения, композицию “Спиральная горка” (Helter Skelter) можно смело назвать самой тяжёлой и жёсткой песней “Битлз” в их репертуаре. Эта композиция, возможно, не так мелодична, как другие их песни, но её тяжёлая энергия демонстрирует, что “Битлз”, как никто другой в то время, были способны выдать самое оглушительное и пронзительное музыкальное произведение».

 

Пол: «Эта песня иногда считается родоначальницей тяжёлого-метала. Не знаю, так ли это, но, безусловно, правда заключается в том, что музыка, предшествующая року, нежная и романтическая танцевальная музыка, была нами опрокинута. Этой песней мы её вышибли».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Новый путь с композицией “Вчера” (Yesterday) на одном конце спектра достиг вершины композицией “Спиральная горка” на другом конце спектра. И обе эти композиции написаны одним и тем же автором. Вот это разнообразие!»

 

Пол: «Как-то я прочитал рецензию на одну пластинку, в которой было сказано: “Эта группа, – речь шла о какой-то группе, название которой я не помню, – эта группа просто сошла с ума, повсюду эхо, и они вопят во весь голос”. Помню, я подумал: “А что, было бы здорово сделать что-то подобное. Жаль, что они уже это сделали. Должно быть это здорово – пластинка с настоящим надрывом глотки”. А потом я услышал их запись, и она оказалась довольно обычной и в какой-то мере очень усложнённой. Она совсем не была жёсткой, кричащей и без какого-либо эха. Поэтому я решил: “Ну, хорошо, тогда мы сами сделаем что-то подобное”. У меня была песня с названием “Спиральная горка”, просто шутейная песня. В общем мы записали её так, потому что мне нравится шумность».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Рецензия, которую имел в виду Пол, касалась выпущенного в октябре 1967 года сингла группы “Ху” под названием “Я вижу тебя на много миль” (I Can See For Miles), который действительно в то время раздвинул границы поп-музыки в части чистой энергии».

 

Пол (1985): «В “Мелоди Мейкер” я прочитал, что группа “Ху” записала трек, который был самым громким, самым пронзительным рок-н-роллом. Это была самая грязная композиция, которую они когда-либо выпускали. Это заставило меня подумать: “Славно. Нужно это сделать”. Мне нравится такая экзистенциальность. Поэтому мы решили записать самый громкий, самый грязный, самый тяжёлый рок-номер, какой только сможем».

 

Пол (1995): «Я был в Шотландии и прочитал в “Мелоди Мейкер” слова Пита Таунсенда: “Мы только что записали самую грязную, самую громкую и отвратительную рок-н-ролльную пластинку, которую вы когда-либо слышали”. На самом деле я так и не узнал, какой именно трек записала группа “Ху”, но когда услышал, как он об этом говорит, меня это зацепило. Так что я сказал ребятам: “Думаю, нам стоит записать такую песню, что-то по-настоящему необузданное”. И я написал композицию “Спиральная горка”.

Я всегда пытался написать что-то новое, что-то не в своём стиле. Поэтому, когда я прочитал это, то был вдохновлён: “Ух ты! Ага!”. Одного маленького абзаца было достаточно, чтобы вдохновить меня сочинить эту песню, заставить начать действовать. Так что я сел и написал “Спиральную горку” с самым пронзительным вокалом, самыми громкими барабанами и так далее и тому подобное».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Примерно в это время в журнале “Мелоди Мейкер” появился обзор Криса Уэлча на песню группы “Ху”, в котором говорилось: «Забудьте о “Счастливом Джеке”, сидящем на пляже острова Мэн (прим. – имеется в виду композиция “Счастливый Джек” (Happy Jack) группы “Ху”; согласно автобиографии Пита Таунсенда, “Счастливый Джек” является любимой песней Пола Маккартни; композиция “Счастливый Джек” была выпущена как сингл в декабре 1966 года в Великобритании, заняв 3-е место в чартах; сингл занял первое место в Канаде; это был первый хит группы “Ху” в топ-40 в США, где он был выпущен в марте 1967 года и достиг 24-го места). Эта марафонская эпопея с площадной бранью тарелок и матерным языком гитар знаменует собой возвращение группы “Ху” в качестве главной крышесносной силы. Записанная в Америке, эта композиция представляет собой мистерию и угрозу Пита Таунсенда, выраженную решительным мистером Роджером Долтри (прим. – основатель и вокалист группы “Ху”)». Если это был тот самый обзор, который Пол прочитал в “Мелоди Мейкер”, то с течением времени в своих интервью он постоянно по-другому пересказывал содержание статьи, что вполне естественно для человека, который неоднократно пересказывает событие своей жизни.

Что касается времени написания песни, то по заявлению Пола он был в Шотландии, когда прочитал обзор в “Мелоди Мейкер”. Вероятно, что это произошло где-то весной 1968 года на его ферме в Хай-Парке, возможно, даже в июне 1968 года, поскольку Пол не представил демо-запись песни в доме Джорджа в мае 1968 года вместе с остальными песнями, которые он написал к этому времени. “Спиральной горки”, скорее всего, в то время ещё не существовало».

 

Пол: «Спиральная горка – это ярмарочный аттракцион конической формы с горкой снаружи. В детстве мы часто катались на них. Берёшь коврик – такой же, как коврик у двери – садишься на него и скатываешься вниз, а затем снова забираешься наверх. Я использовал это как некий символ. В одну минуту ты наверху, а в следующую летишь вниз. Ты ощущаешь эйфорию, а потом чувствуешь себя несчастным. Такова природа жизни.

Я использовал символ спиральной горки как неуправляемое движение с вершины к основанию – как взлёт и падение Римской империи – это падение, прекращение существования, сошествие».

 

 

 

 

 

 

When I get to the bottom I go back to the top of the slide,  Достигнув подножия, я возвращаюсь на вершину горки,

Where I stop and I turn and I go for a ride,  Где останавливаюсь, поворачиваюсь и снова качусь,

Till I get to the bottom and I’ll see you again.  Пока не скачусь вниз и не увижу тебя снова.

Do you don’t you want me to love you,  Разве ты не хочешь, чтобы я любил тебя?

I’m coming down fast but I’m miles above you,  Я спускаюсь быстро, но я на много миль  тебя,

Tell me tell me tell me come on tell me the answer,  Скажи мне, скажи мне, скажи мне, давай, дай ответ,

You may be a lover but you ain’t no dancer,  Ты можешь быть любовницей, но не танцовщицей,

Helter Skelter, Helter Skelter,  Спиральная горка, спиральная горка,

Helter Skelter, yeah!  Спиральная горка, да!

 

Will you won’t you want me to make you,  Разве ты не хочешь, чтобы я нагнал тебя?

I’m coming down fast but don’t let me break you,  Я спускаюсь быстро, но не дай мне врезаться в тебя,

Tell me, tell me, tell me the answer,  Скажи мне, скажи мне, дай ответ,

You may be a lover but you ain’t no dancer.  Ты можешь быть любовницей, но не танцовщицей,

Look out!  Ну, держись!

Helter Skelter, Helter Skelter,  Спиральная горка, спиральная горка,

Helter Skelter, ooh,  Спиральная горка, о,

Look out ’cause here she comes.  Ну, держись, потому что вот и она.

 

When I get to the bottom I go back to the top of the slide,  Достигнув подножия, я возвращаюсь на вершину горки,

And I stop and I turn and I go for a ride,  Где останавливаюсь, поворачиваюсь и снова качусь,

And I get to the bottom and I’ll see you again,  Пока не скачусь вниз и не увижу тебя снова.

Well do you don’t you want me to make you,  Разве ты не хочешь, чтобы я нагнал тебя?

I’m coming down fast but don’t let me break you,  Я спускаюсь быстро, но не дай мне врезаться в тебя,

Tell me, tell me, tell me the answer,  Скажи мне, скажи мне, скажи мне, дай ответ,

You may be a lover but you ain’t no dancer.  Ты можешь быть любовницей, но не танцовщицей,

Look out!  Ну, держись!

Helter Skelter, Helter Skelter,  Спиральная горка, спиральная горка,

Helter Skelter,  Спиральная горка,

Look out, Helter Skelter!  Ну, держись, спиральная горка!

She’s coming down fast,  Она съезжает так быстро,

Yes she is yes she is.  Да она такая, да, она такая.

 

Пол: «Текст основан на песне Мнимой Черепахи из “Алисы в стране чудес”. Мы с Джоном обожали Льюиса Кэрролла и часто его цитировали:

– Не могли бы вы двигаться немного быстрее? – говорит треска улитке.

– За нами морская свинка и она наступает мне на хвост.

Смотри, как мчатся омары и черепахи!

Они ждут на гальке – Присоединишься ли ты к танцу?

Не так ли, не так ли, присоединишься ли ты к танцу?

Не так ли, не так ли, присоединишься ли ты к танцу?

У песни было довольно забавное название, но с тех пор оно приобрело всевозможные зловещие оттенки, потому что Мэнсон сделал её своим гимном, и с течением времени её исполняли довольно много панк-групп, потому что это вульгарный рок».

 

прим. – 9 августа 1969 года весь мир заговорил о композиции “Спиральная горка”, когда выяснилось, что название песни (с ошибкой: Healter Skelter) убийцы написали кровью на стенах особняка на Беверли-Хиллз; Чарльз Мэнсон заявил на суде о том, что именно эта песня вдохновила его на убийство пятерых обитателей этого дома, в числе которых была актриса Шарон Тейт.

 

Винсент Бульози (заместитель окружного прокурора Лос-Анджелеса): «Чарльз Мэнсон вошёл в историю как лидер и идейный вдохновитель своеобразной калифорнийской хиппи-коммуны, членами которой были преимущественно молодые девушки из не самых благополучных семей. Кажется, все постоянные члены группы, которых было около ста, были влюблены в Чарли Мэнсона, считали его реинкарнацией Иисуса Христа и фанатично верили любым его пророчествам, в том числе тому, что скоро грядёт апокалипсическая расовая война. Нужно только немного помочь ей развязаться. И у Чарли появился план. В августе 1969 года с разницей в один день полиция обнаружила семь тел людей с множественными ножевыми ранениями. На стенах домов жертв их же кровью были выведены загадочные надписи PIG, DEATH TO PIGS и HEALTER SKELTER».

 

Джон: «Вся эта фигня Мэнсона была построена вокруг песни “Свинки” (Piggies) Джорджа и этой песни Пола об английской ярмарке. Но они ни к чему не имеют отношения, и менее всего ко мне. Пол однажды заметил: “Очевидно, что вы не можете знать, кто будет слушать ваш материал и как интерпретировать. Если кто-то прослушал “Спиральную горку” и сказал: “Ага, это сигнал”, то вы не можете это контролировать”».

 

Пол: «Чарльз Мэнсон решил, что “Спиральная горка” имеет какое-то отношение к четырём всадникам из Апокалипсиса. Я до сих пор не понимаю, что он хотел этим сказать. Кажется, это из Библии, из “Откровений”, но я это не читал, поэтому не знал. А он истолковал всё так, что мы эти четыре всадника с песней “Спиральная горка”, и мы пришли, чтобы всех убить».

 

Джон: «Раньше мы смеялись над тем, что кто-то подходит к этой песне с интеллектуальной точки зрения, молодое поколение хочет видеть в ней скрытую символику. Мы также принимали всерьёз некоторые прочтения, но я не понимаю, как “Спиральная горка” может относиться к убийствам. Я никогда и не слушал её толком, для меня она была просто шумом».

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Впервые композиция “Спиральная горка” появилась 11 июня 1968 года в студии 2 “И-Эм-Ай” где-то между 18:30 и 19:00 во время записи баллады Пола “Чёрный дрозд” (Blackbird)».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В тот вечер [11 июня 1968 года] ни Ринго, ни Джордж не присутствовали в студии, и Джону хотелось начать компиляцию звуковых эффектов для композиции, ставшей “Революцией 9”, поэтому, как только он узнал, что другая студия свободна, то решил отправиться туда с [продюсером] Крисом Томасом и Филом [Макдональдом] в сопровождении, как обычно, Йоко.

Мы с Джорджем Мартином остались с Полом, что стало для меня благословенным облегчением после всего стресса предыдущих сессий. Всегда было намного проще иметь дело только с одним Битлом.

В какой-то момент появился оператор, который снимал небольшой сюжет об “Эппл”, и это немного прервало процесс, но Пол продолжил, а его новая подруга сидела, скрестив ноги, у его ног. Недавно Пол разошёлся с Джейн Эшер, и это могло быть ещё одной причиной, почему он был в таком подавленном настроении во время сессий “Белого альбома”. Я полагаю, что, возможно, Пол взял с собой эту девушку в ответ на то, что Джон стал приходить с Йоко».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В фильме Пол играет на акустической гитаре фрагменты песни “Чёрный дрозд”, а также свою недавно написанную песню “Спиральная горка”. Поскольку на кадрах фильма присутствуют Джон и Йоко, это импровизированное акустическое исполнение “Спиральной горки” произошло до того, как в 19:00 они ушли в студию 3».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ко времени записи композиция представляла собой блюзовую импровизацию, хотя большая часть текста и аккордов уже присутствовала».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «По сути, в этот день были репетиции песни».

 

Ринго: «В основном это была музыкальная импровизация, которая и началась как импровизация. У нас ничего не было, поэтому мы просто начали играть. Каждый музыкант знает, что такое импровизация. Когда у тебя ничего нет, ты просто начинаешь играть что угодно. И ты просто делаешь это вместе с другими. А потом Пол начал выкрикивать “Спиральная горка”. Мы просто хорошо проводили время и сходили с ума».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Две электрогитары, бас и ударные записывались на одну дорожку, а вокал Маккартни на другую. Вполне возможно, что на бас-гитаре играл Леннон».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Группа записала три продолжительных дубля в зловеще звучащей тональности ми минор, а не ми мажор, как в выпущенной версии. Пол исполнял ведущий вокал и играл на электрогитаре, Джордж экспериментировал с прототипом безладовой гитары “Бартелл”, которую он приобрел в Калифорнии во время своего визита туда в августе прошлого года, Джон играл на шестиструнной бас-гитаре “Фендер VI”, а Ринго играл на барабанах.

Продолжительность первого дубля составила 10 минут 40 секунд, второго – двенадцать минут тридцать девять секунд, а третьего – двадцать семь минут одиннадцать секунд (самый продолжительный дубль “Битлз”).

Необычно то, что все инструменты были записаны на первую дорожку четырёхдорожечной ленты, что может указывать на то, что целью этой сессии были только репетиции. Вокал Пола, однако, был записан отдельно на четвёртую дорожку с добавлением эффекта эха».

 

Кевин Хоулетт (автор книги “Дорожка за дорожкой”): «Этот эффект эхо создаётся вторым магнитофоном, записывающим с использованием регулятора баланса громкости. После того, когда звук был записан записывающей головкой, лента проходит воспроизводящую головку, при этом воспроизведение звука происходит с задержкой. Величина задержки зависит от расстояния между головками и скорости ленты.

Во время этой сессии магнитофон работал со скоростью 15 дюймов в секунду, а магнитофон ленточной реверберации работал со скоростью 30 дюймов в секунду. Это создало довольно короткую задержку вокала Пола. Ленточная задержка, использовавшаяся на студии “Сан Рекордз” в 1950-х годах и слышимая на ранних записях Элвиса Пресли, обычно была длиннее, потому что исходила от ленты со скоростью 7,5 дюймов в секунду».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Они записали длинные версии “Спиральной горки” с эффектом эха, который обычно добавлялся на этапе сведения, иначе его нельзя было бы изменить, но на этот раз они хотели, чтобы оно было живым. Одна из версий превратилась в музыкальную импровизацию, которая в какой-то момент приобрела несколько причудливое звучание композиции “Голубая луна” (Blue Moon), а затем вернулась обратно (прим. – американская песня, написанная в 1934 году композитором Ричардом Роджерсом на слова Лоренца Харта; со второй половины 1930-х годов стала джазовым стандартом)».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Возможно, Гибсон имеет в виду одну из самых ранних песен Пола под названием “Просто развлечение” (Just Fun), в которой есть слова: “Я не вижу голубой луны, её никогда не было в истории”».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Проблема заключалась в том, что хотя мы записывали со скоростью 15 дюймов в секунду – а это означало, что на ленту у нас ушло примерно полчаса времени, – магнитофон, который использовался для эффекта эха, работал со скоростью 30 дюймов в секунду. Мы сидели в аппаратной – Кен Скотт, второй инженер и я – и понимали, что лента эффекта эхо вот-вот закончится. Другими словами, Битлы импровизировали уже пятнадцать минут, совершенно не обращая внимания на всё остальное, и мы не знали, что делать, потому что у них у всех были наушники с обратной подачей звука в студию, чтобы они могли слышать эхо. Мы понимали, что если мы остановим эффект, то они это заметят. В конце концов мы решили, что лучше всё же остановить эхо-магнитофон и перемотать плёнку назад. Поэтому в какой-то момент эхо внезапно прекратилось, и вы могли услышать “блллрррипппп”, когда лента прокручивалась назад. Это подтолкнуло Пола к остроумной вокальной импровизации, основанной на дребезжащем звуке».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Как мы увидим, Пол вспомнит это, когда они вернутся к записи песни полтора месяца спустя.

Первые пять минут второго дубля были включены в сборник “Антология 2”, что даёт представление о том, как песня звучала на том этапе: более медленная версия, но, тем не менее, с хорошей долей энергии. Пол иногда поёт “Сломя голову” (Hell for leather) вместо “Спиральная горка” (Helter Skelter), но эта идея не будет использована в финальной версии.

Полностью второй дубль включён в издание, посвящённое пятидесятилетию выхода “Белого альбома”, и включает в себя различные импровизированные строки, такие как: Достигнув подножия (When I get to the bottom), Я возвращаюсь на вершину аттракциона (I go back to the top of the ride). И я знаю, что когда я достигну, то никогда не забалдею (And I know, as I get, and I never get high), Но я пронесусь к подножию и снова тебя увижу, да, да, да (But I’ll zip to the bottom and I’ll see you again, yeah, yeah, yeah) / Достигнув подножия, я возвращаюсь на вершину горки (When I get to the bottom I go back to the top of the hill), Где останавливаюсь, поворачиваюсь и даю тебе успокоительное (Where I stop and I turn and I give you a pill), И, возможно, что мы снова встретимся внизу, да, да, да (And I may, that I meet at the bottom agin, yeah, yeah, yeah)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Продолжение записи композиции “Спиральная горка” состоится только 9 сентября 1968 года».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)