11 июля 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон и Йоко присутствуют на свадьбе “Волшебника” Алексиса Мардаса».
Свадьба состоялась в Софийском соборе греческой православной церкви на Москоу-Роуд в лондонском районе Бэйсуотер в Лондоне. Избранницей Алексиса Мардаса стала двадцатидвухлетняя Евфросине Доксиад – дочь уважаемого греческого архитектора.
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Она была дочерью магната кораблестроения. Свадьба вылилась в роскошную православную греческую церемонию, на которой присутствовали Джон, Джордж и я».
На свадьбе также присутствовали Джордж, Патти и Донован.
Джон и Йоко с Питером Брауном.
Денис О’Делл (глава “Эппл Филмз”): «Одним летним утром, незадолго до того, как “Эппл” переехала на Сэвил-Роу, я просматривал стопку сценариев, когда в кабинет вошёл Пол.
– Денис, сегодня утром мы идём на свадьбу.
– О, – равнодушно произнёс я. – Кто-то, кого я знаю?
– Да, Волшебник Алекс.
– Очень хорошо.
– Вот только, – продолжил Пол, – нам нужно устроить для него празднование свадьбы.
– Когда?
– Сегодня. Сразу после службы. Около пятидесяти человек.
У меня упало сердце, когда я узнал, что “мы” в планах Пола на самом деле означало меня.
– Ты, наверное, шутишь, – сказал я. – В такой короткий срок ничего нельзя сделать.
Я объяснил ему, что нельзя организовать праздничный обед на пятьдесят человек за десять минут до того, как он начнётся. Это просто невыполнимая задача.
– Посмотри, что сможешь сделать, – сказал он и вышел.
Это было так для них типично. У них не было реального представления о планировании, необходимом для организации чего-либо подобного. Такое отношение не было результатом какого-нибудь высокомерия. Скорее, это было обыкновением для знаменитостей. Они просто были оторваны от реального мира и не привыкли что-либо организовывать сами. Они на самом деле полагали, что стоит произнести волшебное слово “Битлз”, и любая дверь распахнётся перед ними. Однако Пол, как выяснилось, оказался абсолютно прав.
Единственное место, где, как мне казалось, я мог рассчитывать на какой-либо положительный результат, был эксклюзивный клуб “Аретуза”, который я посещал много раз и который время от времени охотно посещали “Битлз”. Я позвонил им без особой надежды, спросил менеджера и передал свою просьбу, не упоминая ливерпульскую четверку. Полагаю, мне хотелось посмотреть, много ли я смогу добиться, не прибегая к упоминанию знаменитого названия группы, что было бы для меня проявлением унижения и раболепства, что я всегда ненавидел.
– Мне очень жаль, сэр, – абсолютно спокойным голосом ответил мне менеджер “Аретузы”, хотя он, очевидно, подумал, что я либо сумасшедший, либо последние десять лет жил в какой-нибудь глинобитной хижине. – Такое нужно бронировать за несколько месяцев вперед.
– Вы ничего не можете сделать? – промолвил я со всем отчаянием в голосе, на которое был способен.
– Абсолютно ничего, – последовал предсказуемый и довольно самодовольный ответ. – Мы целиком и полностью забронированы.
Бывают моменты, когда нужно отложить в сторону свои принципы справедливости и порядочности, и открыто использовать те немногие действенные привилегии, которые даёт вам знаменитость.
– Будут очень важные гости, – продолжил я, собираясь его добить.
– Да? – последовала его довольно равнодушная реакция. Он явно уже тысячу раз слышал подобное.
– Это для “Битлз”, – произнёс я, предчувствуя победу.
Наступила короткая пауза, во время которой слово сотворило своё волшебство, и менеджер из равнодушного служащего превратился в льстивого подхалима первой степени.
– Одну минуту, сэр, – выпалил он.
Короткое молчание сменилось каким-то отдаленным бормотанием на заднем плане.
– Мы были бы очень рады устроить вам праздничный обед сегодня днём.
– Очень хорошо, – сказал я, почти не скрывая свою неискренность.
Пол и остальные Битлы были в восторге от этой новости, и после греческой православной свадьбы Алекса, на которой Джон был шафером, все устроили великолепную вечеринку».
Патти с Донованом, на заднем плане Денис О’Делл и фотограф Дэвид Бейли.
Денис О’Делл (глава “Эппл Филмз”): «После празднования мы с Полом поехали обратно в офис “Эппл” и налили себе виски с колой.
– Подойди и послушай это, Денис, – сказал он, проводя меня в соседний кабинет. Установив в комнате магнитофон, он поставил мне демо-запись новой песни, которую только что записал. Это был длинный, мощный трек, прекрасно структурированный, с неотразимым припевом, возможно, прототипом того, что ди-джеи теперь называют “рок-балладой”. У неё была обалденная мелодия с оттенком меланхолии, которая каким-то образом одновременно поднимала настроение. Отчаянная, но уверенная, одинокая, но оптимистичная, песня имела эмоциональный резонанс, выходящий далеко за рамки всего, что я слышал раньше на поп-альбомах. В ней была магия, которую могли создать только Битлы. Я чувствовал тогда и чувствую до сих пор, что композиция “Эй, Джуд” (Hey Jude) была апофеозом, вершиной творчества Пола как Битла и одним из самых восхитительных музыкальных произведений прошлого века.
Когда песня подошла к концу, голос Пола вернул меня на землю.
– Как думаешь, она может быть синглом? – спросил он.
Хотя песня и не была закончена, она была довольно длинной, и его беспокоило то, что “И-Эм-Ай” отклонит её на этом основании.
– Это замечательная песня, Пол. Уверен, что они сделают исключение.
И это, верьте или нет, был просто ещё одним днём в офисе!»
Пол: «Денис О’Делл был незаменимым другом во время некоторых безумств, которые произошли в годы существования “Эппл”, человеком с таким же большим сердцем, как и его улыбка. Я с большим удовольствием вспоминаю наше с ним общение».
Сью Бужновски (поклонница “Битлз”): «Я очень хотела встретиться с Джорджем лицом к лицу. Кто-то воскликнул: “А вот и Джордж”, когда кремовый “Мерседес” (номерной знак OLA 600E) вырулил из-за угла и остановился на стоянке перед студией. Я вбежала в ворота с фотоаппаратом наготове. Из машины вышел Джордж, в белой рубашке с рюшами и в самых ярких зелёных штанах из всех, что я когда-либо видела.
Я попыталась обойти машину, но охранник (кажется, его звали Джеймс, до этого мы с ним уже познакомились) очень вежливо “проводил” меня обратно на тротуар. Я была в бешенстве. Джордж уже поднимался по ступенькам. Я начала кричать: “Джордж, повернись!” Не повезло (возможно, это выглядело довольно странно, так как я была единственной в толпе, кто кричал, прыгал вверх-вниз и колотил по забору). В конце концов из-за полного разочарования я закричала: “Урод!” (удивительно, не правда ли?) Ну, он остановился, обернулся, засмеялся и помахал мне рукой. Я сделала снимок, но к этому времени у меня так сильно тряслись руки, что получилось не очень».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен “Революция” (Revolution) и “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «16:00-3:45. Студия 3 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощники звукоинженера: Ричард Лаш и Фил Макдональд.
С 16:00 до 19:00 были записаны наложения для композиции “Революция”. Сессионный музыкант Ники Хопкинс добавил электрическое пианино, которое было записано на четвёртую дорожку, сыграв соло и в окончании композиции».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На электрическом пианино, как ни странно, играл не кто-либо из “Битлз”, а студийный музыкант Ники Хопкинс, который был востребованным сессионным музыкантом и недавно сыграл заметную роль в хите “Роллинг Стоунз” 1967 года “Она – радуга” (She’s A Rainbow). Он также хорошо поладил с Джорджем, Полом и Ринго во время записи 25 июня песни Джорджа “Море скисшего молока” (Sour Milk Sea) в исполнении Джеки Ломакса, подписавшего контракт с “Эппл”».
Ники Хопкинс: «У меня была полная свобода действий, чтобы придумать свою партию. На самом деле не было никаких инструкций, за исключением того, где они хотели слышать фортепиано, поэтому я просто играл некоторые блюзовые вещи, и мы записали это за один дубль. Я бы предпочел сыграть ещё раз, но их всё устроило. Помню, меня удивило количество искажений. Это была грубая сторона Джона, и звучало это чудесно. Я быстро приноровился к такому звучанию. Замечательная запись!».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Вторая сессия началась в 19:00 и продолжилась до 3:45 ночи. Смена сессий, вероятно, была связана с заменой звукоинженера Ричарда Лаша на Фила Макдональда».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Вторая сессия началась с записи трёх саксофонов для композиции “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да”. Имена музыкантов не были задокументированы».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Были задействованы три саксофониста, двое из которых, как полагают, это Рекс Моррис и Ронни Скотт».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого группа вернулась к “Революции”. Было сделано третье промежуточное сведение (дубль 16), во время которого третья и четвёртая дорожки были объединены на третью дорожку новой ленты.
Затем Пол Маккартни записал партию бас-гитары, но на следующий день она будет перезаписана.
Уже рискуя навлечь на себя гнев звукоинженеров и инженера записи, группа снова вернулась к композиции “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да”. Было сделано ещё одно промежуточное сведение (дубль 23), после чего Маккартни записал с двойным наложением партию бас-гитары, поскольку предыдущая была похоронена во всех предыдущих миксах».
Пол: «Что касается партии бас-гитары в “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да”, то на самом деле это была акустическая гитара, записанная с двойным наложением. Это была классная идея: сыграть на октаву выше бас-гитары, играя это один в один на акустике».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В конце сессии было сделано два моносведения “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да”, которые будут улучшены 12 июля 1968 года, но 15 июля Маккартни перезапишет свой ведущий вокал, что сделает их ненужными».