Запись песни Ob-La-Di, Ob-La-Da

9 июля 1968 г.

 

Джой Килбейн (поклонница из Огайо, США): «Поздние ночные сессии на студии Эбби-Роуд доставляли нам много веселья, потому что много раз, когда наши попки подмерзали, мы в течение долгих часов как могли пытались себя развлечь. Одна сессия закончилась далеко за полночь, когда общественный транспорт уже не ходил. Мы прибыли к дому Пола на Кавендиш, и он уже был дома к тому времени. Пока мы с надеждой дежурили у его ворот, одна из девушек обнаружила, что оставила свою фотокамеру в “И-Эм-Ай”.

Её подруги отправились с ней, чтобы найти фотоаппарат, я же осталась в полном одиночестве. Было около трёх или четырёх часов утра, улица была тихая, пустынная и жуткая! Я прижалась к стене, стараясь быть незаметной. Когда девушки вернулись, одна из них решила набраться смелости и позвонила в домофон.

Пол ответил, и девушка, которая нажала кнопку вызова, была так потрясена, услышав его голос, что смогла издать только странные звуки, вроде “у-у-у… уууу…”. Думаю, Пол находил это весьма забавным. Наконец он сказал: “Вы, девочки, вообще-то должны быть в кроватках”. Можете себе представить выражение наших лиц после этого! Когда мы покидали Кавендиш, мы определенно шли нетвёрдой походкой. Безусловно он профи, когда дело доходит до издевательств над поклонницами!»

 

 

 

Джейн Эшер в роли Лоретты, 9 июля 1968 года.

 

 

 

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В этот день “Битлз” должны были работать в третьей студии. Ринго Старр прибыл на сессию раньше остальных участников группы, поэтому зашёл во вторую студию, где в это время соул-певец Соломон Кинг записывал балладу “Сто лет или больше” (A Hundred Years Or More). Старр принял участие в записи, добавив хлопки в ладоши, которые можно услышать на пластинке. Их лучше всего слышно с отметки 1 минута 18 секунд».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В этот день “Битлз” прибыли в студию 3 на вечернюю сессию с четырёх до девяти часов вечера. Ринго, возможно, не был проинформирован о том, что их работа начнётся так рано».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «16:00-3:30. Студия 3 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.

Хотя во время предыдущей ночной сессии “Битлз” записали ремейк “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da), в этот день они начали с третьей версии».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «К сожалению для нас, уже на следующий день Пол снова придрался к мелочам, безапелляционно заявив, что он всё ещё неудовлетворён записью и хочет переделать песню ещё раз. И это несмотря на тот факт, что Ринго ещё не было в студии. Поэтому Пол сел за барабаны и вынудил явно раздражённых Леннона и Харрисона сыграть ещё пару раз (дубли 20 и 21)».

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Эти дубли начались с того, что Джон объявил, сидя за пианино: “Соберитесь, парни! Соберитесь!” Затем, отсчитав выступление на немецком языке, Джон (фортепиано), Пол (ударные) и Джордж (гитара) записали на первую дорожку новый ритм-трек.

Затем на дубль 21 на вторую дорожку Пол записал ещё одну акустическую гитару с эффектом искажения в сопровождении кого-то, отбивающего удары на малом барабане.

Потом на третью и четвёртые дорожки они добавили ведущий и вокал второго плана.

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Наконец Пол капитулировал и сдался».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В итоге появились две новые версии песни под номерами дубль 20 и дубль 21».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В какой-то момент Ринго должно быть понял, что остальные участники “Битлз” ждут его в третьей студии, в итоге их вечерняя сессия началась в десять часов вечера».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После часового перерыва Пол решил вернуться к 13-му дублю предыдущего дня, который стал основой для мастер-версии, выпущенной на “Белом альбоме”. Ведущий вокал и вокал второго плана были стёрты и перезаписаны, хотя и они будут заменены 15 июля 1968 года».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Было принято решение заменить вокал, записанный накануне на третью и четвёртую дорожки».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Пол, Джон и Джордж встали вокруг микрофона, чтобы записать многое из того, что слышно в готовой версии, например смех, шутки, хо-хо-хо и хи-хи-хи».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Вокальные эффекты включают следующее: после того, как Пол поёт “протянуть руку”, Джон отвечает “плечо”, а затем Джордж выкрикивает “ножку”. Во второй мелодической вставке, после того как Пол поёт “дом, славный домик”, Джон произносит “д-о-м-домик”. Затем, в последнем куплете, после того как Пол снова поёт “протянуть руку”, Джордж парирует “ногу”».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Интересно, что все плохие эмоции последних недель, казалось, исчезли, как только они встали вокруг микрофона, и я усилил в их наушниках эффект эхо. Это всё, что им понадобилось, чтобы оставить свои мелкие разногласия; в эти несколько мгновений они снова дурачились и вели себя глупо, как в то время, когда только начинали. Но как только они сняли наушники, то снова стали ненавидеть друг друга. Это было очень странно, как будто надев наушники и услышав это эхо, они погрузились в сказочное состояние».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого было сделано промежуточное сведение из дубля 13, ставшее дублем 22 с учётом более ранних дублей.

Затем были добавлены хлопки в ладоши и другие вокальные звуки, а также фортепиано в последнем куплете.

Перед тем, как закончить сессию, группа приступила к работе над ремейком композиции “Революция” (Revolution), которая должна была выйти на стороне “Б” их следующего сингла “Эй, Джуд” (Hey Jude). Пол Маккартни и Джордж Харрисон решили к большому неудовольствию Джона Леннона, что у композиции “Революция 1” (Revolution 1) было недостаточно коммерческое звучание».

 

Джон: «Когда Джордж, Пол и все они отдыхали, я записал “Революцию”, которая вышла на альбоме. Это было заявление о позиции “Битлз” по вьетнамской войне и в вопросе революции. В течение многих лет Эпстайн запрещал нам высказываться о Вьетнаме и вообще о войне. И не позволял журналистам задавать нам такие вопросы. Но во время одного турне я сказал: «Я буду отвечать на вопросы о войне. Мы не можем игнорировать это». Я очень хотел, чтобы «Битлз» высказались по этому вопросу.

Я хотел выпустить её как сингл, но они сказали, что она недостаточно хороша. И что же мы выпустим? “Привет Прощай” (Hello Goodbye) или ещё какую фигню? Нет, мы выпустим “Эй, Джуд”, которая действительно стоит этого. Извини, но мы можем выпустить обе.

Мы записали эту песню в двух вариантах. В то время у нас в “Битлз” возникли напряжённые отношения друг с другом. Джордж с Полом остались недовольны первым вариантом и сказали, что песня недостаточно быстра. Теперь, если вы углубитесь в детали того, что является хитом, а что нет, может быть это так. Но “Битлз” могли позволить себе медленную и более вразумительную версию “Революции” выпустить как сингл, будь это золотая или деревянная пластинка. Но из-за того, что они и так были выведены из равновесия из-за Йоко и того факта, что после того, как я пролежал пару лет без дела, снова стал таким же творческим и доминирующим, как в первые дни. Это опрокинуло тележку с яблоками. Я проснулся, а они к этому не были готовы».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Раньше Джордж Мартин выбирал песни, которые должны были стать сторонами “А” и “Б” следующего сингла “Битлз”, но к этому периоду их карьеры это стало решением группы. Джордж Мартин мог высказать своё мнение или внести предложение, но последнее слово было за ними. Судя по всему, Джон с Полом какое-то время спорили о том, какой будет следующая сторона “А”. Джон настаивал на “Революции 1”, но Пол сопротивлялся, возражая, что, по его мнению, она слишком медленная. В конце концов он привлёк Джорджа Мартина в качестве союзника. Лично я думаю, что Пол чувствовал, что песня недостаточно хороша, и он использовал её медленный темп как предлог, чтобы не выпускать как сингл, но Джон демонстративно принял вызов и поэтому настаивал на своём: они запишут её снова в более быстром темпе».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Было уже заполночь, когда Джон начал с ними репетиции с более быстрой версией песни, названной “Революция (новая версия)” (Revolution (Remake)). Группа несколько раз сыграла песню, и всё это было записано с чистым гитарным звуком без каких-либо искажений.

Обычная практика “И-Эм-Ай” в то время заключалась в том, чтобы перезаписывать записанный материал, если принималось решение, что он считается непригодным для использования, как это было в данном случае. Однако в 2018 году в конце перезаписанной бобины были обнаружены шесть минут этих репетиций, во время которых Джон играл на электрогитаре и исполнял ведущий вокал, Пол играл на бас-гитаре и исполнял дополнительную вокальную линию, Джордж играл на электрогитаре и Ринго на барабанах. Эти шесть минут раскрывают интересный переход между “Революцией 1” и более сложной “Революцией”, вышедшей в августе 1968 года как сторона “Б” с основной композицией “Эй, Джуд”. Этот краткий фрагмент показывает, что на этот раз на соло-гитаре играл Джон».

 

Джон: «В “Революции” я играю на гитаре, и я не стал играть лучше. Она звучит так, как я этого хотел. Жаль, что я не могу сделать это лучше, быстрыми движениями пальцев. Но я не мог сделать этого и год назад. Я был параноиком. Я не мог играть. Джордж должен был сыграть, или кто-нибудь, кто играет лучше. Моя игра, вероятно, немного улучшилась на этих сессиях, потому что я немного практиковался. В любом случае, я всегда играл на ритм-гитаре, но мне всегда хотелось бездельничать на заднем плане».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джон хотел, чтобы вторая, более быстрая версия “Революции” была ещё более жёсткой и резкой, чем первая. Это было типично для него в те дни. Таким было его настроение: он злился. С тех пор, как мы начали работу над “Белым альбомом”, Джон хотел играть всё громче и громче. Он постоянно выводил свой гитарный усилитель на полную мощность, но были акустические ограничения относительно того, насколько громко можно играть и при этом захватывать звук прежде, чем он превратится в мешанину, проникая на всё остальное и делая всё грязным. Он не понимал этого, сколько бы я ни пытался ему это объяснять, поэтому он всё больше и больше срывался и злился. Хуже всего было то, что “Волшебник” Алексис Мардас сказал ему, что в новой студии, которую он для них готовил, он сможет играть так громко, как захочет, без каких-либо ограничений».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Хотя было записано несколько дублей, это была скорее репетиция, чем полноценная запись. Были использованы соло- и ритм-гитары, бас-гитара и барабаны, а также вокал Леннона. Однако 10 июля эти записи будут стёрты и заменены новыми дублями».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)