30 июня 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В посёлке Солтер, расположенном недалеко от Брэдфорда, Пол руководит записью своей инструментальной композиции “Штуковина” (Thingumybob), а также мелодии песни “Жёлтая подводная лодка” (Yellow Submarine) в исполнении духового оркестра “Блэк Дайк Миллз Бэнд”. Композиция “Штуковина” (Thingumybob) была написана Полом в качестве музыкальной темы для одноименного комедийного сериала (прим. – транслировался с августа 1968 года)».
Журнал «Мелоди Мейкер» (7 июня 1968 г.): «В прошлое воскресенье в Шипли, Йоркшир, Битл Пол Маккартни объединил свои усилия с чемпионами смотра национальных духовых оркестров – “Блэк Дайк Миллз Бэнд”, чтобы записать саундтрек к новому комедийному сериалу “Штуковина” по сценарию Кеннета Коупа, который выйдет осенью. Пол написал музыку к сериалу, в котором примет участие Стэнли Холлоуэй».
Пол: «Меня попросили написать музыкальную тему для лондонского телесериала со Стэнли Холлоуэем под названием “Штуковина”. Мне всегда нравились духовые оркестры, поэтому я написал композицию для духового оркестра “Блэк Дайк Миллз Бэнд” и стал продюсером записи. Мы поехали на север, в Солтер близ Брэдфорда, где в большом зале с хорошей акустикой записали вторую сторону сингла (версию песни “Жёлтая подводная лодка”)».
Посёлок Солтер был родиной музыкантов оркестра.
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Вместе с Маккартни в Йоркшир прибыли сотрудники “Эппл” пресс-агент Дерек Тейлор, менеджер по работе с артистами Питер Эшер и глава “Эппл Филмс” Тони Брэмуэлл, а также репортёр “Нью Мюзикл Экспресс” Алан Смит».
Основой композиции “Штуковина” (Thingumybob), исполненной оркестром, была неизданная песня 1965 года под названием “Этсетера” (Etcetera), демонстрационная запись которой будет сделана Полом Маккартни 20 августа 1968 года.
Пол: «Мы экспериментировали, поэтому я спросил: “Могу я что-нибудь придумать?” Я начал с гитары и провел эксперимент с несколькими дорожками в аппаратной или, может быть, в маленькой комнате по соседству. Я только что сочинил эту короткую пьесу и добавил к ней мелодию – гармонию к тому и гармонию к этому, и скульптурно построил её с большим количеством вибрато на [гитарных] струнах, действительно безумно дергая за струны».
Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «После свадьбы 6 мая 1965 года Марианна Фейтфул и Джон Данбар стали жить в квартире по адресу Леннокс Гарденс, 29, Найтсбридж, и одним из её постоянных посетителей был Пол Маккартни. Пол сказал, что подарит ей песню, и на самом деле написал для неё композицию под названием “Этсетера”, но она решила, что песня недостаточно хороша для записи. В результате Марианна стала личным выбором Пола для записи песни “Вчера” (Yesterday), и во время вечеринки он сыграл ей ацетат своей версии».
Пол: «Я предложил её Марианне Фейтфулл и Мику Джаггеру. Они искали для неё песню, но это оказалось не то, что она хотела. Я думаю, она искала что-то вроде “Элеонор Ригби” (Eleanor Rigby), а я вместо этого предложил ей “Этсетера”. У меня много таких глупых лёгких песенок, они не доработаны, и иногда, когда меня что-то спрашивают, я предлагаю одну из них. На самом деле песня так себе, и я рад, что она отправилась в мусорное ведро».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Очень красивая песня, баллада, в которой несколько раз повторяются слова “и так далее”. Я слышал её всего два раза: когда [Маккартни] записывал песню, и когда мы воспроизвели ему запись. Ленту забрали, и с тех пор я о ней ничего не слышал».
Фото Тони Эванса.
На заднем плане в синем пиджаке глава «Эппл Филмс» Тони Брэмуэлл.
Пол: «Мне хотелось, чтобы песня на первой стороне звучала совсем иначе, поэтому мы записали её на улице. Она получилась замечательно, с безжизненными, звучащими, как трубы, корнетами».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Солтейре Пол дал интервью Тони Клиффу для местной телевизионной программы “Би-Би-Си”».
Журнал «Мелоди Мейкер» (7 июня 1968 г.): «На сессии, которую возглавлял менеджер по работе с артистами “Эппл” Питер Эшер, также был записан сингл, который оркестр Блэка Дайка записал после того, как звуковая дорожка была завершена. Дата выхода сингла предварительно назначена на следующий месяц».
Пол (1968): «Мне очень понравилось, хотя на самом деле это музыка времён моего отца. Но я всё равно хотел бы сыграть большую пьесу с таким же хорошим духовым оркестром, как этот».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «По пути домой Пол вместе с Дереком Тейлором и Питером Эшером остановились в Харролде – небольшой деревне в Бедфордшире, где Пол развлёк местных жителей игрой на пианино в деревенском пабе, исполнив, среди прочего, свою новую композицию “Эй, Джуд” (Hey Jude)».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Во второй половине дня мы отправились обратно в Лондон. Во время долгой безостановочной поездки по трассе М1 нам стало скучно и Пол предложил найти в автомобильном атласе дорог деревню с самым красивым названием и съехать с автострады, чтобы сменить обстановку».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Мы ехали через [графство] Бедфордшир, высматривая названия, пока не наткнулись на одну деревушку. Харролд. На первый взгляд название было жизнерадостным».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Через некоторое время мы наткнулись на Харролд в Бедфордшире и свернули с маршрута».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Это была деревня, которую мы должны были защищать во время мировых войн, за которую мы должны будем сражаться в третьей, когда нам скажут, но этого пока не случилось. Это была деревушка Минивер на реке Уз, и там были объявления, рассказывающие о празднике в следующую субботу и о военном мемориале, который заставил меня прослезиться».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Въехав в эту милую деревушку, мы заметили джентльмена, который подстригал живую изгородь. Когда мы проезжали мимо, он проводил наш “Роллс” подозрительным взглядом».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Пели чёрные дрозды, ласточки ныряли в соломенные крыши, хрипела маленькая старая косилка, в то время как мы проезжали по единственной улице, которая проходила мимо закрытой гостиницы и открытой церкви, кивнув рыжему мужчине с усами 1930-х годов и в шортах цвета хаки, подстригавшему живую изгородь. Он уставился на этих городских жителей со странными прическами и в чудной одежде».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «В этот прекрасный день мы проехали через всю деревню больше никого не встретив, развернулись и спросили у джентльмена, есть ли здесь какой-нибудь работающий кафетерий или паб, но он ответил отрицательно. Узнав Пола, он пригласил нас к себе домой выпить чаю и сказал, что паб скоро откроется.
Его звали Гордон Митчелл. Он сказал нам, что работает дантистом в Бедфорде и познакомил с женой и детьми, которых, казалось, совершенно не взволновал тот факт, что Битл заглянул к ним на воскресный чай!
Затем мы с Полом пошли в паб, и нас очень тепло встретил его хозяин. Мы почувствовали себя очень желанными гостями».
Гордон Митчелл (местный житель): «Мы с женой тоже решили пойти с ними в паб».
Джин Эванс (жена Фрэнка Эванса – хозяина паба “Оукли Армс”): «Наш паб должен был уже скоро закрыться, когда возле него остановился “Ролл Ройс”. Зашел водитель и я спросила: “Кого вы привезли?”. Он ответил, что это Пол Маккартни, и спросил, можно ли ему войти. Мой муж обычно придерживался неукоснительного правила закрывать паб вовремя, но из-за Пола мы не стали его закрывать, и я очень рада, что мы поступили таким образом. Этот вечер я буду помнить всю оставшуюся жизнь. Мы не могли поверить в такую удачу. Он был очень вежливый».
“Эй, Джуд”: первое публичное исполнение песни в пабе “Оукли Армс”. На снимке хозяин паба Фрэнк Эванс и его дочь Тэсс. Фото Гордона Хинчлиффа Митчелла.
Джин Эванс (жена Фрэнка Эванса – хозяина паба “Оукли Армс”): «Удивительно, что Пол пробыл весь вечер. Он просто сел за фортепиано, и играл весь вечер. Это был замечательный вечер, слух об этом быстро распространился, поэтому паб был переполнен».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Довольно скоро в пабе собралась, как нам показалось, вся деревня. Мы решили, что всё может выйти из-под контроля, поэтому вернулись в дом дантиста».
Гордон Митчелл (местный житель): «Через некоторое время у всех появилось желание что-нибудь перекусить. В те дни только несколько пабов подавали еду. Пэт предложила что-нибудь приготовить, и мы отправились обратно на Малберри-лодж, где ей удалось приготовить роскошный ужин. Пол проявил свою доброту, пообщавшись с отцом Пэт, в то время прикованного к постели, и довольно долго с ним разговаривал.
Пол также сыграл на розовом пианино, стоявшем в комнате, отметив, что никогда раньше не видел пианино розового цвета».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Мы открыли бутылку вина».
Гордон Митчелл (местный житель): «У нас был прекрасный вечер, мы разговаривали, слушали музыку, ели и пили вино. Наша младшая дочь Шуна принесла детскую гитару, которую Пол настроил, положив две монеты под струнодержатель, после чего сыграл на ней как на гитаре под левую руку. Он играл и пел весь вечер, а потом сказал нам, что у него есть новая песня – ещё не записанная – под названием “Эй, Джуд”, которую он спел несколько раз».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Маленькая дочь принесла гитару, и Пол спел собравшейся семье несколько своих новых песен, в том числе одну, которую он только что закончил, под названием “Эй, Джуд”».
Дерек Тейлор.
Гордон Митчелл (местный житель): «Другой нашей дочери Шейн было настолько не интересно происходящее, что она ушла в свою комнату, чтобы почитать книжку!
Мы долго беседовали с Полом о его жизни поп-звезды и о том, каково это быть таким известным и богатым в столь ранние годы, и он рассказал о некоторых трудностях, которые это для него создавало.
Все они были самыми приятными людьми, которых только можно было пожелать встретить, и с ними было очень весело. Это был особенный вечер. Пэт, в частности, всегда испытывала большое уважение и привязанность к Полу и проявляла большой интерес к его карьере и жизни вплоть до своей смерти в 2002 году».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Затем нам сказали, что паб был очищен от всех, кроме местных жителей, и нас пригласили обратно, чтобы выпить в тишине после закрытия паба».
Фрэнк Эванс (хозяин паба “Оукли Армс”): «Их шофер рассказал, кем были эти путешественники, и паб был открыт до их возвращения».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «В пабе Пол почти сразу же сел за пианино и сыграл несколько известных популярных песен и классических произведений “Битлз”, а местные жители ему подпевали».
Джон Кич (местный житель): «Это был просто ещё один воскресный день. Вечер воскресенья, как обычно, наступил слишком рано. Когда дети благополучно легли спать, мы с Джен сели смотреть телевизор. Поняв, что у меня закончилось курево, я сказал Джен: “Я только заскочу в ‘Оукли Армс’ за пачкой сигарет”.
Когда я вошёл в паб было, должно быть, около восьми с половиной вечера. Подойдя к бару, я встретился с джентльменом, который оказался шофёром. Он сказал мне, что мне стоит пройти в зал. Войдя туда, я огляделся. Всё выглядело как обычно, та же обстановка, пианино у камина, и обычная толпа! Затем среди своих друзей я заметил очень знакомое лицо, и внезапно место стало очень необычным. Это был Пол Маккартни, который общался так, как будто прожил здесь всю свою жизнь. Это было похоже на сон, но его голос трудно не узнать.
Когда у меня появилась возможность с ним поговорить, я сказал ему, что мы родились в одной больнице, и я старше его всего на два месяца! После этого он предложил мне подойти к пианино и сесть рядом с ним, пока он сыграет несколько своих песен. В какой-то момент он пошутил, что я должен водить пальцами по клавишам, как если бы я играл.
Потом он объявил, что только что закончил новую песню и хочет впервые сыграть её для нас на публике».
Джин Эванс (жена Фрэнка Эванса – хозяина паба “Оукли Армс”): «А потом он впервые сыграл “Эй, Джуд”. Каждый раз, когда мы её слышим, мы с Тэсс испытываем волнение – это наша песня».
Джон Кич (местный житель): «Я просто должен был взять у него автограф для своей дочери Джудит, который он оставил на единственной бумаге, которая у меня была – банкноте в десять шиллингов.
Вернувшись домой, я рассказал Джен, что только что произошло. В половине девятого я выскочил за пачкой сигарет, а когда вернулся, уже была полночь. Представьте себе её реакцию, когда я сказал ей, что задержался из-за того, что встретился с Полом Маккартни!
К счастью, у меня было доказательство, подтверждающее алиби – подписанная банкнота с двумя автографами. Один “Джону от Питера Ашера”, а другой “С любовью Джудит. Пол Маккартни”».
Алан Смит (журналист издания «Нью Мюзикл Экспресс»): «Это была лучшая выпивка и гулянка в моей жизни, и я сердечно благодарю за это Пола, Дерека Тейлора и Компанию, жителей деревни Харролд (за то, что они такие искренние люди) и Гордону – ирландскому дантисту, и его жене Пэт (за то, что накормили нас в три часа ночи таким вкусным мясом и рисом)».
Джин Эванс (жена Фрэнка Эванса – хозяина паба “Оукли Армс”): «Пол был у нас примерно до часу ночи».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Около трёх часов ночи мы совершенно пьяные сели в машину и поехали в Лондон».
Автографы всей компании для семьи Митчелл.
Существует множество версий визита Пола Маккартни в то июньское воскресенье 1968 года. О нём по-разному сообщали местные газеты, музыкальные журналы и даже новозеландское телевидение. Между пабами “Мэгпи” и “Оукли Армс” существует соперничество по поводу того, где происходили конкретные события. Местные жители тоже несколько разделены.
Питер Эшер (менеджер по работе с артистами “Эппл”, брат Джейн Эшер): «С большим удовольствием вспоминаю тот вечер. До сих пор идёт спор о том, в какой паб мы пошли. Честно говоря, я не помню названия, но мог бы узнать, если бы его увидел».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Потом мы отправили им несколько пластинок и шампанское, чтобы они провели лотерею на церковном празднике».
Гордон Митчелл (местный житель): «Несколько дней спустя мы получили благодарственное письмо, подписанное всеми, а также получили в подарок две бутылки шампанского для нашей ярмарки, которые были разыграны в лотерее».