Первая акция за мир Джона и Йоко

15 июня 1968 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джордж и Ринго вылетели из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где Ринго и Морин встретились с Эриком Клэптоном и Джеффом Беком и посетили выступление Джими Хендрикса в клубе на 46-й улице».

 

Джордж: «Помню, я приехал из Калифорнии и снялся в эпизоде фильма о жизни Рави Шанкара под названием “Рага”, где я играл на ситаре. Мы остановились в Нью-Йорке в гостинице, где жили Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. И это был последний раз, когда я играл на ситаре. Мы много тусовались вместе, и Эрик подарил мне фантастический “Лес Пол”, на котором он, собственно, и играл на записи [песни “Пока моя гитара нежно плачет”]».

 

Пэт Костэлло (сотрудница пиар-отдела музыкального бизнес-менеджера Майкла Джеффри): «Каждый раз, когда Джими Хендрикс возвращался с гастролей в Нью-Йорк, его первой мыслью было узнать, кто сейчас играет в городе. Был один случай, когда я вскользь упомянула Джеффа Бэка. Джими пришел в волнение: “Джефф Бэксон! Джефф Бэксон! (это было его забавное прозвище) Отлично! Я сейчас позвоню ему и договорюсь о джеме!”

 

Джефф Бэк (музыкант): «С Хендриксом у меня был самый лучший джем в жизни. Кто-то организовал большой концерт, в котором принимали участие разные музыканты, независимо от статуса. И это прекрасно сработало. Аудитория была потрясающая, люди просто сидели и слушали Джими в течение двух часов, он играл “Привлекательная девушка” (Foxy Lady), а потом он играл на басу и исполнил пару моих вещей.

В клубе “Син” мы играли шесть дней подряд [в июне 1968 года]. В Америке прорыв у группы произошёл после выступления в “Филлмор-Ист” вместе с “Грейтфул дед”. Однако после этого успеха и отличных рецензий нам пришлось спуститься на землю, и шесть вечеров мы играли в маленьком клубе. У всех появилась возможность увидеть то, что они только что видели, причём шесть раз подряд. Мы не очень хотели, чтобы нас так пристально изучали, опасаясь, что нам просто повезло, когда мы играли в “Филлморе” и выступление оказалось довольно удачным.

В первый вечер Джими в “Син” не появился, но он приходил в оставшиеся пять. Гул стоял невероятный, потому что клуб и так был забит до отказа, но когда приходил он, люди стояли друг у друга на головах. Иногда у него не было с собой гитары, и тогда он переворачивал одну из моих запасных гитар и играл на ней. Был момент, когда я играл на басу. У меня даже есть фотография. Слава богу, что кто-то хотя бы сделал снимок, потому что записи вряд ли сохранились».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон и Йоко провели своё первое совместное публичное мероприятие – акцию за мир, посадив жёлуди в соборе Святого Михаила в Ковентри».

 

 

 

Собор Святого Михаила в 1968 г.

 

Йоко Оно: «Это была прекрасная идея Джона посадить жёлуди».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Место на территории собора, где они изначально намеревались посадить жёлуди, пришлось перенести после того, как церковнослужитель Стивен Эдмунд Верни не разрешил незамужней паре что-либо закапывать в освященной земле».

 

Мэдлин Бокаро (автор книги “В твоих мыслях – бесконечная вселенная Йоко Оно”): «В июне 1968 года в рамках Национальной выставки скульптур, на своём первом совместном мероприятии “Жёлуди мира”, в соборе Святого Михаила в Ковентри Джон и Йоко посадили два жёлудя под круглой белой садовой скамейкой.

Семена были не только символом мира, но и символом объединения Востока и Запада. Джон и Йоко посадили свои жёлуди, один в направлении востока, а другой в направлении запада, что символизировало места их рождения: Ливерпуль и Токио.

Название скульптуры было выгравировано 14 июня на зеркальной доске: “Йоко от Джона, Джону от Йоко. Вот что бывает, когда встречаются два облака. Где-то в мае 1968”.

Концепция их акции заключалась в том, что люди могли сидеть на белой скамейке из кованого железа и представлять, как жёлуди вырастают в деревья. Они верили, что “семена мира” в их живой скульптуре будут приумножаться вечно.

Несмотря на невинность концепции возникла очередная полемика, как правило всегда сопровождавшая всё, что делали Джон и Йоко. Организаторы выставки решили, что их произведение не является скульптурой и поэтому не должно размещаться вместе с другими экспонатами. В свою очередь служащие собора возражали против того, чтобы жёлуди были посажены на территории собора, потому что Джон и Йоко были в разводе. Место на территории собора в Ковентри было изменено после того, когда церковнослужитель Верни отказался разрешить незамужней паре сажать жёлуди на освященной земле. Она была освящена не только потому, что это было религиозное место, но и потому, что это был национальный мемориал, поскольку немецкие бомбы разрушили собор во время Второй мировой войны.

Верни также отказал паре в распространении буклета, рассказывающего о смысле акции с желудями. На обложке буклета, оформленном Китом Макмилланом, Джон и Йоко должны были выглядеть так, как будто они появляются из двух белых цветочных горшков. В буклете их заявления:

“Вот что происходит, когда встречаются два облака”. Джон Леннон.

“Вот что происходит, когда встречаются два облака (это идея Джона, но она настолько хороша, что я её украла)”. Йоко Оно».

 

 

 

Фото Кита Макмиллана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Питер Браун (персональный помощник “Битлз”): «15 июня они посетили собор Ковентри, где проходила выставка современной британской скульптуры. Йоко даже умудрилась выцыганить приглашение участвовать в этой выставке. Джон и Йоко придумали “живую скульптуру” из двух посаженных желудей с медной табличкой “Джон” Йоко Оно, “Йоко” Джон Леннон. Когда они приехали на церемонию посадки желудей, их встретил настоятель Верни. “К сожалению, – сказал он, – мы решили не размещать вашу экспозицию на освященной земле”. Настоятель не думал, что желуди имеют какое-то отношение к скульптуре.

После этих слов Йоко превратилась в маленькое извержение вулкана. Побагровев от гнева, она обратилась к публике, настаивая на том, чтобы ведущие скульпторы Англии высказали своё мнение по поводу её идеи с желудями. Она даже прорвалась домой к Генри Муру, но, к счастью, в это время скульптора не было дома. В конечном счете компромисс был найден и жёлуди посадили на лужайке перед собором, где выставлялись молодые скульпторы».

 

 

 

Железная скамейка была доставлена из Уэйбриджа.

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Через некоторое время эти жёлуди будут украдены поклонниками Леннона, а замену, присланную Джоном и Йоко, пришлось поставить под круглосуточную охрану».

 

Питер Браун (персональный помощник “Битлз”): «Через неделю жёлуди были украдены. Джон и Йоко посадили их ещё раз и наняли охранника, чтобы он караулил жёлуди до конца выставки».

 

Мэдлин Бокаро (автор книги “В твоих мыслях – бесконечная вселенная Йоко Оно”): «Джон и Йоко посадили жёлуди. Вскоре жёлуди были украдены поклонниками “Битлз”. Джон и Йоко прислали на замену новые жёлуди, и место посадки было поставлено под круглосуточную охрану. Также Джон поручил своему шофёру Лесу Энтони забрать скамейку для её сохранности, и она осталась в доме Джона “Кенвуд”.

Событие не привлекло большого внимания средств массовой информации, поэтому в 1969 году Джон и Йоко (теперь женатые) повторят акцию “жёлуди мира”. Они разошлют жёлуди всем мировым лидерам, прося каждого посадить семя во имя мира».

 

Пит Чемберс (газета Ковентри Лайв, 2009): «28 июня Леннон написал священнику Верни письмо, выразив в нём своё возмущение. В частности, в его письме было следующее замечание: “Вы рассуждаете о молодёжи так, как будто вы о ней что-то знаете. Но вы, и это очевидно, её не знаете, иначе вас не беспокоило бы наше влияние на них. Иисусу понравилось бы наше произведение в том виде, в каком оно есть”.

В конце письма Джон написал: “Можем ли мы вместо этого заменить на что-то, что не будет украдено, и что просто говорит: ‘Сядь и подумай о церкви, которая вырастет в большую церковь? Тогда нам не нужно заботиться о духовенстве и каждый может насладиться этой идеей’”».

 

Род Дэвис (участник группы “Кворримен”): «Вдруг узнаю, что Джон стал пацифистом! Меня это просто ошарашило. Да не только меня, многих! Ведь ясное дело, это уже не тот Джон, которого мы знали. Нет, ну понятно, каждый может измениться, но это… Это был шок. Просто поразительно. Не думаю, чтобы кто-нибудь это предвидел. Если бы мне сказали: “Знаете, что будет с Джоном?”, то я ни за что бы не поверил. Властитель дум человечества – это ещё ладно, но уж никак не пацифист!».

 

Синтия: «”Джон иногда выглядел чокнутым, но мы всё равно любили его”, – сказал мне однажды Ринго».

 

Тони Шеридан (музыкант): «Мне кажется в какой-то момент Джон понял, что надо замутить что-то новое. Хватит быть просто рок-музыкантом, если уж собрался поразить весь мир. Он сам никогда не считал себя хорошим вокалистом, это так, к примеру. Он никогда не ставил себя даже на уровень Пола. Понятно, они вместе играли, писали песни, но Джон всегда знал, что Пол круче во многом. Дело в том, что у Джона просто огромное, неуёмное эго и, типа, пламенный мотор, который всю дорогу гонит его к новым высотам, чтобы конкретно поразить кого-либо, либо целый мир и всё такое. Так же и с пацифизмом. Может, это он его выдумал, я не знаю».

 

 

 

Джон и Йоко должны были выглядеть так, как будто они появляются из двух белых цветочных горшков.

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)