11 февраля 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день “Битлз” намеревались снять рекламный фильм для своего следующего сингла “Леди Мадонна” (Lady Madonna), но вместо этого решили записать новую песню “Эй, бульдог” (Hey Bulldog). Съёмкой фильма руководил Тони Брэмуэлл – глава “Эппл Филмс”».
Мэл Эванс (дорожный менеджер «Битлз»): «Последняя сессия перед поездкой в Индию состоялась в воскресенье, 11 февраля. В этот день в студии было много операторов из “Эппл Филмз”, чтобы снять видеоклип, который “Битлз” хотели показать на телевидении здесь и в Америке перед выходом сингла “Леди Мадонна”. Но этот день не был посвящён съёмкам, потому что в студии была отрепетирована и записана совершенно новая песня. Это была одна из самых быстрых сессионных работ у “Битлз” за последние годы. Это была песня Джона под названием “Эй, бульдог”, записанная специально для саундтрека к цветному мультфильму “Жёлтая подводная лодка”, который мы увидим в кинотеатрах чуть позже в этом году».
Пол: «Джон с Джорджем собрались в Ришекеш с мыслью, что это может стать для них огромным духовным взлётом, и если Махариши поведает им что-то действительно удивительное, то они больше никогда не вернутся назад».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Познакомившись в 1967 году с Махариши Махеш Йоги, а также находясь под впечатлением от его учений о Трансцендентальной Медитации, “Битлз” решили провести большую часть 1968 года в Индии для практического изучения медитации в его ашраме в предгорьях Гималаев. При этом Джордж с Джоном, как об этом признался Пол, вполне серьёзно высказывали мысль, что могут не вернуться из Индии, что вполне могло стать концом “Битлз” в тот момент.
Перед их отъездом руководство «И-Эм-Ай» настояло на том, чтобы они записали сингл, который будет выпущен в их отсутствие.
Если бы Джон действительно не вернулся, песня “Эй, бульдог” (Hey Bulldog), возможно, стала бы последней композицией Джона Леннона, которую “Битлз” когда-либо записали, или, может быть, даже самой последней песней “Битлз”. Можно ли вообще представить себе мир, в котором музыкальная карьера Джона Леннона, не говоря уже о карьере “Битлз”, закончилась бы на этом месте? В такой альтернативной реальности песня “Эй, бульдог” была бы последней, что мы когда-либо услышали от Джона Леннона, автора песен, музыканта и Битла! Какой бы интересной и новаторской ни была эта песня, мы можем быть очень благодарны, что через пару месяцев Джон разочаровался в Махариши и вернулся-таки как в Англию, так и в музыкальный мир».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «16:00-2:00. Студия 3, «И-Эм-Ай», Эбби-роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Фил Макдональд.
Группа собралась в студии, чтобы сняться в рекламном фильме для сингла “Леди Мадонна”, но решила использовать время с пользой и записала новую песню».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Записав четыре новые песни для саундтрека к мультфильму “Жёлтая подводная лодка”, “Битлз” думали, что выполнили свои обязательства. Однако первая новая песня, которую они записали для мультфильма – «Малыш, ты богач» (Baby You’re A Rich Man), уже вышла на стороне “Б” успешного сингла «Всё, что тебе нужно – это любовь» (All You Need Is Love), обе стороны которого попали в топ-40 американского чарта синглов “Биллборд”. Они также начали записывать песню «Ты знаешь моё имя (найди номер)» (You Know My Name (Look Up The Number)) для включения в мультфильм, но она была сочтена неподходящей и от неё отказались. Поэтому нужна была ещё одна песня.
Когда группа поняла, что им нужно записать ещё одну песню, Джон приступил к работе. Зная, что они будут снимать рекламный клип в студии, решили, что убьют двух зайцев одним выстрелом».
Джон: «Пол сказал, что нам нужно записать в студии подходящую песню. Нужна была ещё одна песня, поэтому я отделался песней “Эй, бульдог” (Hey Bulldog). Она хорошо звучит, хотя в ней нет особого смысла. В это время у меня как раз завалялся набросок со словами «она может поговорить со мной» (she can talk to me), который я и предложил вставить в песню».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Несколько слов песни, которые у него были на тот момент, перед этим были записаны в его домашней студии в качестве демо-версии. Это демо состояло из вокала и музыкального сопровождения на фортепиано и органе, записанных на две дорожки, с упором в первую очередь на восходящую партию фортепиано, слышимую в припеве песни. Текст в этот момент был таким: “Она может поговорить со мной / если ей одиноко, она может поговорить со мной / вторник уютно сидит в моей комнате / но нет ничего нового / она не может ничего сказать / она может поговорить со мной”. Джон доработал бо́льшую часть песни, а затем принёс её в студию».
Пол: «Это была одна из песен Джона, и в студии я помог ему закончить её, но в основном это его настроение».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Какое-то время Пол помогал Джону с текстом, но большая часть песни, кажется, была написана и обработана до того, как они появились в студии».
Джон: «Остальное мы досочинили вместе с Нилом и всеми, кто был тогда в студии».
Стив Тёрнер (автор книги «Запись трудного дня»): «В студии Джон объяснил остальным, как он видит эту песню, и все они предложили слова. Одна строчка, написанная Джоном: «Своего рода одиночество отмерено в новостях» (Some kind of solitude is measured out in news) – была неправильно прочитана и получилась так: «Своего рода одиночество отмерено в тебе» (Some kind of solitude is measured out in you). Они решили сохранить в таком виде».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Джон в общих чертах рассказал им, как ему слышится эта песня, они взяли инструменты, начали играть, и таким образом получилось сопровождение, а съёмочная группа в это время их снимала».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «11 февраля в студии на Эбби-роуд они записывали композицию “Эй, бульдог” (Hey Bulldog), а я снимал весь процесс. Нам не нужен был какой-либо рекламный материал для этой песни, но Пол записал “Леди Мадонна” (Lady Madonna) – песню в память о своей матери, для которой действительно требовался рекламный фильм. Я использовал кадры записи песни “Бульдог”, на которых парни играют в студии».
Sheepdog. Овчарка.
Standing in the rain. Стоящая под дождём.
Bullfrog. Лягушка-бык.
Doing it again. Делает это снова.
Some kind of happiness is measured out in miles, Своего рода счастье измеряется милями,
What makes you think you’re something special when you smile? Что заставляет думать, что ты особенный, когда улыбаешься?
Child-like. По-детски.
No one understands. Никто не понимает.
Jack knife. Складной нож.
In your sweaty hands. В твоих потных руках.
Some kind of innocence is measured out in years, Своего рода невинность измеряется годами,
You don’t know what it’s like to listen to your fears. Вы не знаете, каково это – прислушиваться к своим страхам.
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
If you’re lonely, you can talk to me. Если тебе одиноко, ты можешь поговорить со мной.
Big man (yeah). Здоровяк (да).
Walking in the park. Гуляющий в парке.
Wigwam. Вигвам.
Frightened of the dark. Боится темноты.
Some kind of solitude is measured out in you, Своего рода одиночество измеряется тобой,
You think you know me, but you haven’t got a clue. Вы думаете, что знаете меня, но у вас нет ключа к разгадке.
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
You can talk to me, Ты можешь мне сказать,
If you’re lonely, you can talk to me. Если тебе одиноко, ты можешь поговорить со мной.
Wahoo woof! Woof! Яаху гав! Гав!
Hey bulldog! Hey bulldog! Эй, бульдог! Эй, бульдог!
Hey bulldog! Hey bulldog! Эй, бульдог! Эй, бульдог!
Hey man, what’s that boy? Эй, чувак, что это за мальчик?
Woof! Гав!
What do you say? Что ты сказал?
I said, “Woof!” Я сказал: “Гав!”
You know anymore? Ты знаешь что-то ещё?
Wooaah ha-ha-ha! Вуааа ха-ха-ха!
You’ve got it, that’s it, you had it! У тебя получилось, вот оно, ты победил!
That’s it, man, woo! Вот так, чувак, ву!
That’s it! You’ve got it! Вот и всё! У тебя получилось!
Don’t look at me man, I only have ten children. Не смотри на меня, чувак, у меня всего десять детей.
Ah ho! Ha ha ha ha ha ha! Ах хо! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Quiet boy, quiet! Тихо мальчик, тихо!
Okay, quiet! Ладно, тихо!
Hey bulldog! Эй, бульдог!
Hey bulldog! Эй, бульдог!
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Слова менялись во время пения, потому что Пол, например, не мог разобрать почерк Джона. Скажем, в одной строчке было написано “измеряется” (measured out in), а Пол спел “измеряется тобой” (measured out in you), что, по всеобщему мнению, звучало лучше. Когда “Битлз” начали записывать песню, в ней не было даже намёка на бульдога. Там говорилось о лягушке-быке и Пол стал лаять, чтобы рассмешить Джона. Лай немедленно подхватили все остальные, и поэтому название песни изменилось. Джон сказал, что “бульдог” очень подходит. Как будто это песня о собаке, которая всё время лает, пристаёт, тянет куда-то, точь-в-точь как девица из песни».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Название песни, по-видимому, отсутствовало до дня её записи. Слово “лягушка-бык” есть в тексте, но “эй, бульдог” появляется только в конце записи после того, как Пол решил залаять, как собака, во время наложения вокала, когда они с Джоном поют в один микрофон. Очевидно, это подтолкнуло Джона к тому, чтобы он начал петь “эй, бульдог”, что подхватил Пол.
Что касается текста песни, то Джон, кажется, продолжает свою бессмысленную риторику, которая присутствует в песне «Я – морж» (I Am The Walrus). “Пусть эти придурки попробуют истолковать такое!” – сказал он о песне «Я – морж». Точно так же в композиции «Эй, бульдог» Джон поёт: «Вы думаете, что знаете меня, но у вас нет ключа к разгадке» (You think you know me, but you haven’t got a clue)».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Несмотря на то, что песня предназначалась для мультфильма “Жёлтая подводная лодка”, это была действительно эффектная композиция. Атмосфера в тот день была великолепной – все четверо “Битлз” были в приподнятом настроении, потому что знали, что через несколько дней отправятся в Индию. Несмотря на то, что в студии присутствовала съёмочная группа, это был воскресный день, поэтому обстановка была довольно расслабленная, помещения на Эбби-роуд почти безлюдные, и «Битлз» могли делать всё, что хотели».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Постановочный сюжет фильма, в котором Джон показывает Джорджу гитарный рифф».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Один из сюжетов представляет собой постановочную сцену с Полом на барабанах».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В аппаратной Джон сказал Джорджу Мартину: “Просто скажи нам, когда у нас получится хорошая запись”, – попросил он, после чего последовало десять дублей записи ритм-трека».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В первых дублях ритм-трека, как видно из отснятого видеоматериала, Пол играл на бас-гитаре, но, видимо, было решено, что вместо этого он будет играть на бубнах, а затем позже сыграет басовую партию в качестве наложения».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано десять дублей: Леннон играл на фортепиано, Маккартни на бубне, Харрисон на ритм-гитаре и Старр на барабанах».
Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Потом Джон взял ситар и стал петь песню с ланкаширским произношением, но в песню это не вошло».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «После того, как они записали ритм-трек, все проголодались, поэтому Мэл сходил в столовую (у него был ключ) и принёс печёную фасоль на тосте, которую особенно любит Джордж Харрисон. В начале видео они все обедают в приподнятом настроении».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем на вторую дорожку десятого дубля Маккартни записал партию бас-гитары, Харрисон основной рифф на гитаре с эффектом искажения, а Старр малый барабан».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пол записал партию бас-гитары на «Рикенбэкере», подключённом через фузз-бокс. Затем Джордж перезаписал потрясающее соло на соло-гитаре».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «На этом треке все сыграли превосходно. Басовая партия Пола была, вероятно, самой изобретательной из всех, что он делал со времён “Пеппера”, и она была действительно хорошо сыграна. Соло Харрисона тоже было блестящим – это один из немногих моментов, когда он справился с первого раза. Его усилитель был включён очень громко, и он использовал один из своих новых фузз-боксов, который заставлял его гитару просто кричать».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Потом Леннон и Маккартни использовали один микрофон для записи вокала, пользуясь рукописным текстом Леннона. Битлы часто импровизировали и дурачились после того, когда запись песни миновала точку затухания. В этот день они также начали лаять, кричать и горланить».
Пол: «В конце мы с Джоном немного тарабаним между собой, а в самом конце устраиваем лёгкое сумасшествие. Мы старались в каждой песне придумать что-то новое, потому что полагали, что зачем делать что-то похожим на сделанное в прошлый раз? Ведь мы это уже сделали. Мы как бы взбирались по лестнице, и нам незачем было спускаться на предыдущую ступеньку или даже оставаться на той же, когда можно было подняться на следующую».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джон с Полом стояли у микрофона и несколько минут лаяли, выли и дурачились. В этот момент они снова стали теми неразлучными друзьями детства, которыми когда-то были, чувствуя себя раскованно и совершенно комфортно в присутствии друг друга».
Фото Ринго Старра.
Ринго: «Это фотоснимок Джона и Пола в студии с текстом песни. Если вы увеличите изображение, то сможете прочитать текст песни, которую мы записывали».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Затем Джон записал вокал во время припевов. Все четыре дорожки четырёхдорожечной ленты были заполнены и никаких промежуточных сведений не потребовалось».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После того, как запись была завершена, было сделано два моносведения».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Так как композиция “Эй, бульдог” (Hey Bulldog) предназначалась для мультфильма “Жёлтая подводная лодка”, они хотели полностью записать её за один день, как сделали это с предыдущими песнями, предназначенными для мультфильма, а именно “Малыш, ты богач” (Baby You’re A Rich Man) и “А теперь все вместе” (All Together Now), также подготовив в конце сессии мономиксы. Конечно, зная, что через несколько дней они уедут в Индию, они понимали, что к концу дня песня должна быть закончена».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Второй микс будет передан в студию “Кинг Фичерс”, которая для этой песни подготовит анимационный эпизод для мультфильма “Жёлтая подводная лодка”.
Во время сведения магнитофон работал немного быстрее – 51 цикл в секунду вместо обычных 50, что немного повысило высоту и темп песни. Также использовался метод автоматической двойной записи».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Это была действительно забавная песня. В те дни мы все были увлечены звуковой текстурой, и во время микширования ближе к концу песни включили устройство автоматической двойной записи. Получилось очень хорошо. На самом деле она получилась настолько хорошо, что в тот день Леннон провёл целую кампанию за то, чтобы она стала стороной “А” сингла вместо “Леди Мадонна”. Вполне естественно, что Пол не был в восторге от этой идеи, но обсуждение было остановлено Джорджем Мартином, который категорически заявил, что уже слишком поздно вносить изменения, потому что обложка пластинки уже напечатана. Это могло быть правдой, а могло и не быть, но я подозреваю, что Джордж, как и Пол, считал композицию “Леди Мадонна” более коммерческой».
Джон: «Это был первый день, когда Йоко Оно присутствовала на записи “Битлз” (прим. – ранее Йоко Оно присутствовала в студии на сессиях записи 6 и 25 сентября 1967 г.)».
Йоко Оно: «Я пошла посмотреть, как записываются “Битлз”, после чего сказала Джону: “Почему вы всё время используете один и тот же ритм, почему бы вам не попробовать что-нибудь посложнее?”»
Марк Льюисон (автор книги «Полная хроника Битлз»): «Из отснятого материала были смонтированы три отдельных клипа, в которых использованы различные эффекты, такие как фильтры, двойная экспозиция и дополнительный материал, снятый на сессии записи Силлы Блэк песни Пола Маккартни “Сделай шаг в любовь” (Step Inside Love) в ноябре 1967 года.
Самый известный клип “Леди Мадонна” начинается с кадра Ринго Старра за барабанами и заканчивается кадрами, на которых Маккартни с сессии “Сделай шаг в любовь” берет своё пальто и гитару и покидает студию. Менее известный вариант начинается со Старра в пальто и галстуке и Джорджа Харрисона с тарелкой бобов.
Третий клип был подготовлен в 1990-х годах для “Антологии”. Он объединил элементы из обоих клипов, а также кадры с сессии “Эй, Джуд” (Hey Jude) 30 июля 1968 года».