5 декабря 1967 г.
Мэл Эванс: «5 и 6 декабря были последними свободными днями в Риме, перед началом съёмок. Рудольфо взял нас, чтобы показать собор Святого Петра и взглянули на прекрасную панораму с вершины холма Яникула».
С водителем Рудольфо.
Cобор Святого Петра, 1967 г.
Мэл Эванс: «Потом мы вернулись в главный торговый центр, чтобы Морин купила игрушек и других рождественских подарков для детей. Везде, где мы останавливались, мгновенно собиралась толпа девушек, но Ринго и Морин не сильно этому возражали.
Во время нашего пребывания в Риме из нескольких итальянских блюд Ринго нашёл для себя новое по вкусу. Честно говоря, он попытался заказать проверенный обычный бифштекс с жареной картошкой, но официанты сделали всё, чтобы уговорить его попробовать фирменное блюдо. В «Альфредо» – одном из самых известных ресторанов Рима, он сдался и согласился попробовать шикарное блюдо, известное как феттучини (прим. – тонкая лапша с рубленым яйцом) – лапша, яйца, масло и восхитительный вкус! Шеф-повар настоял, чтобы Ринго воспользовался специальным набором из золотых столовых приборов. Золотые ложка и вилка, предназначенные для очень важных посетителей, были извлечены по такому случаю! К своему удивлению, Ринго получил огромное удовольствие от феттучини, и это было не из-за золота, имеющего значение. На следующий день в другом ресторане он заказал то же самое блюдо, и оно снова пришлось ему по вкусу!
Сам Альфредо подсел за наш столик. Грузный, дружелюбный, крупного телосложения с завитыми усами. «Можно сделать снимок?», – спросил он. Ринго согласился и один из официантов принёс фотоаппарат. В продолжение всего, Ринго и Мо решили, что они тоже не прочь получить на память фотографию. «С удовольствием!», – пообещал Альфредо. Через несколько дней фотоснимок прибыл в наш отель, с оплатой в 2 фунта стерлинга!!! Неудивительно, что Альфредо может себе позволить своим вип-клиентам есть золотыми столовыми приборами!».
С Альфредо Ди Ромо.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон с Джорджем от имени «Битлз» присутствуют на вечеринке в честь предстоящего открытия бутика “Эппл” на Бейкер-стрит».
Джон: «В конце концов, мы открыли магазин одежды. Не знаю, как так получилось. У Пола была неплохая идея – открыть белый домик и продавать там белый фарфор и вообще всё белое. Это была интересная идея, а закончилось всё магазином «Эппл» со всяким хламом, идиотскими одеждами и тому подобным».
Джордж: «Бутик появился как осуществление замечательной идеи. Мне до сих пор хотелось бы иметь магазин, где продавались бы классные вещи. Мы пытались продавать вещи, которые нам нравились. Кроме оригинальной одежды и вещей в хипповом стиле, мы собирались продавать пластинки с записью самой разной музыки (то, что сейчас называется «музыкой мира»), книги о том, чем увлекались сами, предметы духовного назначения, благовония и так далее».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «В списке моих дел было закончить подготовку к вечеринке в честь открытия бутика. Хотя я специально оговорил, чтобы количество приглашенных было разумным, приглашения, кажется, были у каждого лондонца – даже у тех, кто имел самое отдалённое отношение к миру развлечений и моды, не говоря уже обо всех друзьях и знакомых. В конце 1967 года приглашение на вечеринку «Битлз» считалось главным символом общественного статуса для всех, кроме самих Битлов.
В типично ленноновском духе под влиянием выкуренного косячка мы с Джоном попросили гостей прибыть ровно в восемь часов шестнадцать минут, чтобы восемь часов сорок шесть минут посмотреть демонстрацию мод. Уж если мы должны придерживаться какого-то расписания, решили мы, то почему бы нам не выбрать какое-нибудь необычное время?»
Марийке Когер (дизайнерская группа «Простак»): «С наступлением темноты мы отправились пешком от площади Монтегю до Бейкер-стрит в компании разодетых друзей и их детей, играющих на барабанах, колокольчиках и флейтах».
Фото Пьера Маневи.
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Ещё задолго до восьми часов сорока шести минут оба этажа универмага были так плотно заполнены людьми, что образовался поток выходящих на улицу глотнуть свежего воздуха».
Фото Пьера Маневи.
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «В назначенное время я и ещё около десяти тысяч приглашённых – по крайней мере, казалось, что именно столько, хотя, полагаю, что их было несколько сотен, заполнили первый и цокольный этажи».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «У Пола и Ринго были свои уважительные причины, чтобы не присутствовать на открытии. Довольно подозрительно было и отсутствие искусственного солнца, которым Волшебный Алекс обещал освещать Бейкер-Стрит во время нашей праздничной вечеринки».
Дерек Тейлор (пресс-агент «Битлз» в 1964 году): «Мы отправились на вечеринку по случаю открытия бутика. Решили послужить человечеству и сделать всё, что было в наших силах».
Саймон Постума (дизайнерская группа «Простак»): «Во время открытия собралась такая толпа, что даже “Простак” не смог попасть внутрь».
Силла Блэк, фото Пьера Маневи.
Репортаж с открытия бутика «Эппл»:
Репортёр: Хипповое событие в психоделическом социальном центре. Лондонская элита горделиво прикладывается к засохшим мощам Битлов Джорджа и Джона, или это называется «Эппл». По словам Джона и Джорджа их новая авантюра – это некий психоделический рай для любовников в хипповом прикиде со всеми атрибутами светской тусовки».
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Лидеры психоделического культа, Саймон и Марийке Постума – два голландских художника, кого вы можете вспомнить как тех, кто совсем недавно раскрасил фортепиано Джона Леннона, – покрыли каждый дюйм стен и потолков росписью облаков, солнц, травы, деревьев, радуги и небес, окрашенных во все возможные цвета. К сожалению, большая часть настенной росписи была скрыта позади массы знаменитостей».
Марийке Когер (дизайнерская группа «Простак»): «В магазине было полно известных и не очень людей, которые пили яблочный сок, гремела музыка, щелкали камеры репортёров».
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Не было никакой возможности увидеть всех тех, кто там был, но в углу цокольного этажа, где я стоял, пережевывая и запивая спаржевый ролл – да, вы угадали, яблочным соком, были также ди-джеи Алан Фримен, Крис Дённинг, Джонатан Кинг, Кенни Эверетт, звукорежиссёр «Битлз» Джордж Мартин, жена Джорджа – Патти, Силла Блэк, Джулия Фостер, и, как я понимаю, на другой стороне комнаты Твигги со своим менеджером Жюстеном Де Вильневом, и режиссер Дик Лестер».
Твигги, фото Пьера Маневи.
Марийке Когер (дизайнерская группа «Простак»): «Твигги надкусила большое яблоко Голден Делишес (прим. – сорт яблок жёлтого цвета), и Джон заявил, что всё сделано хорошо! Пресса пришла в смятение, кто-то решил, что это фантастика, в то время как другие были потрясены “Шоком новизны”, как выразился искусствовед Роберт Хьюз».
Твигги со своим менеджером Жюстеном Де Вильневом, за спиной Твигги актёр Виктор Спинетти.
Поскольку в бутике не было лицензии на алкоголь, единственным доступным напитком был яблочный сок. На снимке Питер Браун и Силла Блэк.
Карл Феррис (фотограф): «Вечеринка в честь открытия бутика «Эппл» была замечательной. Там были все знаменитости, а сам магазин был очень красивым. Всё это запомнилось мне как прекрасное, творческое время, когда у меня была свобода самовыражения и я этим наслаждался».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «По этому случаю Джордж Харрисон одел изумительный костюм в тонкую чёрно-желтую полоску».
Фото Терри О’Нила.
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Битлы решили, что “Эппл”, которую они видели, как “классное место, где классные люди смогут покупать классные вещи”, должна, кроме этого, торговать широким ассортиментом товаров от антикварных восточных безделушек до психоделической мебели ручной раскраски и надувных кресел. Последние должны были стать “товаром будущего”, хотя я считал их более чем бесполезными. Всякий раз, когда я случайно задевал одно из таких кресел сигаретой, это непременно кончалось тем, что я грохался на пол».
Дерек Тейлор (пресс-агент «Битлз» в 1964 году): «Джон выдавал фразы вроде: “У нас будет магазин, и если кто-нибудь захочет купить стол – мы продадим ему стол. А если они захотят стул, то и стул. Так всё и будет”».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Половина товаров в магазине, между тем, была буквально растоптана ногами».
Шон О’Махони (редактор журнала «Битловская книга»): «Во время вечеринки в магазине не было никакой одежды – правильное решение, иначе половина из нас не смогла бы войти внутрь».
Присутствовали различные знаменитости, и Леннон, Харрисон и Силла Блэк дали интервью радиорепортеру Брайану Каллингфорду для «Би-Би-Си».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Знаменитый комментатор «Би-Би-Си» Файф Робинсон в разгар празднества упал в обморок и его пришлось приводить в чувство дозой виски».
Саймон Постума играет на дудочке на вечеринке в честь открытия бутика «Эппл». Фото Пьера Маневи.
Дерек Тейлор (пресс-агент «Битлз» в 1964 году): «Приняв кислоту, я разговорился о компании с Джорджем».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «После вечеринки мы с Джорджем Харрисоном поехали к Нилу на Слоэйн-Стрит.
– Должен признать, что ты провел огромную работу, – сказал мне Джордж после праздной болтовни у Нила. – Здание выглядит фантастично, особенно снаружи. А ведь я поначалу не был в восторге, когда мне Джон сказал что хочет чтобы директором «Эппл» был ты.
– Почему? – удивился я, немало этим озадаченный.
– Видишь ли, – улыбнулся Джордж, – я всегда считал, что ты оказываешь на Джона дурное влияние.
– А теперь, значит, ты так не считаешь?
– Нет, конечно, – сказал он. – Это здорово, что ты с нами. Ты делаешь огромную работу и теперь я понял, что ты влияешь совсем не дурно.
– Вообще-то, хоть и стыдно признаться, – сказал я, – но мне нравится дурно влиять на Джона. Должен и я в чём-то быть неправым!
Но только после того, как Йоко стала важной частью жизни Джона, я понял смысл слов Джорджа. Все Битлы, не говоря об их окружении, смертельно боялись непостоянства Джона. После смерти Эпстайна они жили в ожидании того дня, когда он вдруг решит перевернуть «яблочную телегу» и испортит всем жизнь. Очевидно, Джордж полагал, что именно я могу подтолкнуть Джона на это».