24 ноября 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Великобритании поступил в продажу сингл с песнями «Привет Прощай» (Hello Goodbye) и «Я – морж» (I Am The Walrus)».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Леннон настаивал на том, чтобы его композиция была стороной «А», но затем уступил настойчивым утверждениям Маккартни и Мартина, что «Привет Прощай» была более коммерческой».
Ричард Гольдштейн (музыкальный обозреватель «Нью-Йорк Таймс», декабрь 1967): «Композиция «Привет Прощай» (Hello Goodbye) звучит как сторона «Б». Она интересная, но вторичная».
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Легко запоминающийся трек, но то, что он долгое время оставался номером 1 в Великобритании больше говорит о снижении качества синглов, чем о качестве самой песни».
Роб Шеффилд (журнал «Роллинг Стоун»): «На данном этапе карьеры «Битлз» могли попасть на первое место с записью о том, как они высморкались, что было бы более запоминающимся, чем «Привет Прощай» (Hello Goodbye)».
Ник Джонс (музыкальный критик для «Мелоди Мейкер»): «На первый взгляд это очень обычная пластинка «Битлз» без каскадных ситаров и галлюциногенных звуков, которые мы так полюбили, но в ней сияет вся душа и чувства “Битлз”».
Дерек Джонсон (газета «Нью Мюзикл Экспресс»): «Простота композиции «Привет Прощай» (Hello Goodbye) импонирует. Это развёрнутый ответ тем, кто полагает, что “Битлз” заходят слишком далеко».
Журнал «Кэшбокс»: «Концовка композиции просто великолепна. Минимум слов, минимум мелодии и практически никакой темы, но «Битлз» демонстрируют свою новую сторону, которая упаковывает панхроматическую радугу звука в узкие рамки, с которыми Леннон и Маккартни решили работать».
Алистер Тейлор (бывший персональный помощник Брайена Эпстайна): «Однажды в ноябре ко мне зашёл Пол. Я сидел в своём кабинете, когда дверь распахнулась и он вошёл.
– Привет, – сказал я.
– И прощай, – ответил Пол, бросив на стол пластинку. – Это новый сингл.
Я взял его и посмотрел название. Он назывался “Привет Прощай”.
– Что это, Пол? — спросил я, указав на авторов “Леннон-Маккартни”. Здесь же должно быть “Тейлор-Маккартни!”».
beatlesbible.com: «Сингл мгновенно стал хитом, заняв третье место в чартах и поднявшись на первое место на следующей неделе. В течение трёх недель после поступления в продажу сингл будет продан тиражом более 500 000 экземпляров и станет рождественским синглом номер один в стране».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Джон с Полом посетили первую сессию записи группу “Грейпфрут”, подписавшей контракт с “Эппл”. Запись состоялась в студии звукозаписи “Ай-Би-Си” на Портленд-плейс».
Роберт Шонфилд (автор книги «Сердцевина яблока»): «В январе 1967 года Брайен Эпстайн объединил свою компанию по управлению развлечениями “НЕМС Энтерпрайсез” с компанией Роберта Стигвуда – австралийца с опытом работы в шоу-бизнесе. В качестве соуправляющего он передал в его руки повседневное руководство фирмой, а сам решил заниматься только Битлами».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «На семейном совете группы “Би Джиз” было решено возвращаться домой, в Англию. Перед отъездом [в январе] списались с менеджером “Битлз” Брайеном Эпстайном и послали ему свои демонстрационные записи. Эпстайн и его помощник Роберт Стигвуд эти ленты послушали и воспылали – особенно Роберт Стигвуд. Семья плыла из Австралии в Англию по морю, а пароходом плыть долго, месяца полтора. В Англии их дожидался Роберт Стигвуд, который тут же [24 февраля] предложил менеджерский контракт на пять лет. Новый менеджер добавил в состав пару музыкантов (Винса Мелони на гитаре и Колина Петерсена на барабанах) и отправил в студию записывать первый альбом “Би Джиз”, который выйдет в свет в середине 1967 года».
Тони Риверс (лидер группы «Тони Риверс энд Каставейс»): «1967 год для группы “Каставейс” стал периодом Роберта Стигвуда и Брайена Эпстайна. После нашего седьмого сингла был перерыв в девять месяцев или около того. В это время мы всё ещё записывались, и группа снова сменила состав. Мы с Рэем Брауном всё ещё держались, и мы пригласили трёх парней из “Шугарбитс” (местной вокальной группы в стиле “Каставейс”). Это были Мартин Шаер (вокал), Джон Перри (гитара/вокал), Джефф Светтенхэм (ударные/вокал). Вскоре я сумел уговорить Пита Светтенхэма (гитара/вокал) тоже присоединиться к своему брату в группе. У нас получился очень сильный состав как вокально, так и инструментально».
Джон Перри (гитарист группы «Грейпфрут»): «Наша группа “Тони Риверс энд Каставейс” подписала контракт с “НЕМС” летом 1967 года».
Джефф Светтенхэм (ударник группы «Грейпфрут»): «Помню, как мы ходили на встречу в дом Брайена Эпстайна на Чапел-стрит и Брайен с Робертом Стигвудом проводили с нами собеседование. Там также были три “странно одетых” человека. Как оказалось, что это были ещё одни новые подопечные “НЕМС” – группа “Би Джиз”».
Тони Риверс (лидер группы «Тони Риверс энд Каставейс»): «Роберт Стигвуд, с которым мы тогда были связаны контрактом, организовал нам запись несколольких песен в этом составе, но у нас не было ни одного релиза».
Джон Перри (гитарист группы «Грейпфрут»): «Моя жизнь с группой “Тони Риверс энд Каставейс” проходила в бесконечных поездках по трассе M1, которая, возможно, была единственной автомагистралью в то время, и для пропитания, как и многие другие, в значительной степени полагались на придорожные пабы.
Через некоторое время во время гастролей мы услышали о смерти Брайена Эпстайна, а потом в одном лондонском клубе я встретил Терри Дорана.
В это время я начал ходить по клубам в Вест-Энде, в основном благодаря нашему новому участнику, второму вокалисту по имени Кенни Роу. Он любил тусоваться в клубах и был разумным игроком, другими словами, брал с собой определенную сумму, которую был готов проиграть, после чего останавливался.
Мы регулярно ходили в клуб “Кромвель” в Кенсингтоне, где были и азартные игры, и бары, и дискотека – всё в одном месте. У Кенни был очень модный в то время “Мини”, в котором он забирал меня. Помимо “Кромвеля” мы посещали “Спикизи” или “Ривилейшн”, встречались там с друзьями и знакомыми. Конечно, клиентура таких клубов представляла собой попурри из суперзвёзд 60-х, с которыми мы регулярно сталкивались (в буквальном смысле). Там было множество известных людей, таких как Дэвид Боуи, Джими Хендрикс, Род Стюарт, Лонг Джон Болдри и так далее.
Однажды вечером в “Спикизи”, сидя в баре, я разговорился с довольно эксцентричным ливерпульцем по имени Терри Доран. Он сказал, что является директором издательства “Эппл”, о котором я до этого ничего не слышал, и это название звучало как какая-то фруктовая лавка. Издательство только начинало свою деятельность, и он искал песни. Мы провели с ним весёлую ночь, потому что я был таким же сумасшедшим, как и он, и в конце он дал мне визитку и предложил позвонить. После этого я продолжил свою жизнь с “Каставейс” и, по правде говоря, забыл об этом случае.
Но через какое-то время я вспомнил о нём, нашёл карточку и договорился о встрече, просто чтобы посмотреть, смогу ли я опубликовать и издать несколько песен. Пройдя от Элм-парка до Бейкер-стрит, я нашёл здание “Эппл”, вошёл в его офис. Помещение офиса было ослепительно белым, совершенно белым, я имею в виду всё было белым: стол, ковер, абажуры и занавески, всё белое. Итак, мы сидели в его совершенно белом офисе, болтали, и в конце концов я проиграл ему несколько своих мелодий.
Я рассказал ему о том, что после того, как “Битлз” перешла в разряд “тяжёлых” групп, на музыкальном рынке образовалась ниша. Я был уверен, что новая молодая группа чисто выбритых, полных энтузиазма парней, исполняющих новую музыку, но с отчетливым битловским стилем, может подхватить то, от чего отказались “Битлз”. Я по-прежнему был поклонником четырёх косматиков и их музыки того времени, мне нравились их песни, их мелодии, их привлекательность и весёлость, и я был уверен, что и другим тоже. Оглядываясь назад, это была действительно отличная идея, которую доказала группа “Монкиз”, которые благодаря умному управлению и фантастическими песнями смогли впоследствии добиться огромного успеха, но мы были первыми.
Терри понравилась моя идея, но не мои песни, поэтому он дал мне послушать несколько песен, написанных одним из авторов, уже подписавшим с ним контракт. Это был Джордж Александр (урождённый Александр Янг, старший брат Джорджа Янга, основателя группы “Изи Битс”, а также брат Мэлкольма и Ангуса – основателей австралийской хард-рок группы “Эй-Си/Ди-Си”). Джордж был автором песен, подписавшим контракт с Терри Дораном, как говорят, по предложению Джона Леннона из-за песни под названием “Колыбельная ленивого дня” (Lullaby for a Lazy Day), у которой была очень битловская мелодия. Честно говоря, было ясно, что эти песни были отличные.
Терри спросил, есть ли у меня приятели-музыканты, которых это могло бы заинтересовать, поэтому, конечно, я ответил, что спрошу своих старых друзей Джеффа и Пита из группы “Тони Риверс энд Каставейс”, не заинтересуются ли они.
Поначалу они были осторожны, наверное, всё это звучало немного неправдоподобно, если честно, но согласились на встречу. Перед тем, как это случилось, у нас с Джорджем [Александром] состоялась встреча. Джордж, помимо того, что был автором песен, был бывшим саксофонистом в “Большой шестерке” Бобби Патрика, игравшей в Гамбурге, когда там были “Битлз”. Мне показалось, что он выглядит очень старым (с точки зрения юношества), но он сочинял песни и умел играть на бас-гитаре, и Терри хотел, чтобы он был с нами».
Джефф Светтенхэм (ударник группы «Грейпфрут»): «Мы хотели собрать свою группу. Мы отправились в офис “Эппл” на Бейкер-стрит. Помню, как нам пришлось подниматься по шаткой старой лестнице, но когда мы пришли, там никого не было. Некоторое время спустя по лестнице подпрыгивающей походкой поднялся человек с копной вьющихся волос. Это был Терри Доран».
Джон Перри (гитарист группы «Грейпфрут»): «Идея группы стала реальностью. Мы встретились в офисе “Эппл” на Бейкер-Стрит, в белом офисе, и после некоторого обсуждения и ответов на вопросы все подтвердили, что они согласны. Очевидно, нам нужно было как-то назвать группу, но на самом деле название появилось позже. Терри давно был связан с Брайеном Эпстайном и до этого руководил автомобильной компанией “Брайдор Карс”, и, как оказалось, он был в приятельских отношениях с Джоном Ленноном. Терри попросил Джона придумать название для группы, и Джон предложил “Грейпфрут” не в последнюю очередь потому, что его подруга Йоко Оно выпустила книгу с таким названием».
Пит Светтенхэм (ритм-гитарист группы «Грейпфрут»): «Мы сформировали новую группу, но у неё не было названия. Потом Джон Леннон позвонил Терри и сказал, что придумал название: “Грейпфрут” – он позаимствовал его из книги Йоко Оно».
Тони Риверс (лидер группы «Тони Риверс энд Каставейс»): «Через некоторое время Джон Перри, Джефф и Пит Светтенхэмы сформировали группу “Грейпфрут” под управлением Терри Дорана (друга Джона Леннона).
Потом Мартин Шаер эмигрировал в Ванкувер. Всё могло бы сложиться совсем по-другому, если бы Брайен Эпстайн, наш новый менеджер, не помешал нам выпустить свою версию “Человек из ниоткуда” (Nowhere Man), которая была запланирована к выпуску, до того, как её отозвали. Не то чтобы Брайену это не понравилось, просто он думал, что кавер на песню “Битлз” не пойдёт на пользу нашей карьере! Поскольку мы только что подписали контракт, то были не в том положении, чтобы спорить. Как можно спорить с человеком, который руководил “Битлз” – самой знаменитой группой всех времен?»
Пит Светтенхэм (ритм-гитарист группы «Грейпфрут»): «Вскоре нас пригласили на встречу с Полом Маккартни. Он занимался монтажом фильма “Волшебное таинственное путешествие” в студии на Олд-Комптон-стрит. Помню, как нас провели мимо девушек, которые сидели на лестнице и ждали, когда появится Пол.
24 ноября 1967 года мы провели свою первую сессию звукозаписи в студии “Ай-Би-Си” на Портленд-стрит».
Джон Перри (гитарист группы «Грейпфрут»): «Первые сессии в студии “Ай-Би-Си” в Портленде были одновременно фантастическими и ужасающими. Нашим продюсером был американец Терри Мелчер (сын Дорис Дэй), продюсер группы “Бёрдз” и других.
На нашей первой сессии Джон с Полом тусовались там с разными светилами, курящими травку, пока мы устраивались посреди студии, настраивали инструменты, знакомились с Джорджем Александром и его песнями, а также с тем, как лучше всего работать вместе».
Пит Светтенхэм (ритм-гитарист группы «Грейпфрут»): «Мы записывались уже около получаса, как вдруг на лестнице, ведущей в аппаратную, внезапно появились Джон Леннон и Пол Маккартни, которые были нашими кумирами на протяжении многих лет!»
Джефф Светтенхэм (ударник группы «Грейпфрут»): «В перерыве между дублями Пол спустился в студию и спросил, можно ли ему поиграть на моей ударной установке. Я сказал ему, чтобы он отвалил! А если серьёзно, то, конечно, я ему разрешил. Хотя Пол довольно неплохо и с большим чувством играл на барабанах, Ринго был намного лучше. Он был очень хорошим барабанщиком и тоже свинговал.
Мы пили виски с колой, и Пол попросил ему налить. Он сделал глоток и спросил, есть ли в напитке виски. Затем он долил виски и сказал: “Вот это то, что я называю виски с колой”. Они пробыли в студии несколько часов».
Джон Перри (гитарист группы «Грейпфрут»): «Мне кажется, что именно в тот день я впервые познакомился с большим Мэлом Эвансом (дорожным менеджером “Битлз”). Он оказался добродушным, вежливым парнем. Стоит сказать, что у Джорджа, Джеффа, Пита и у меня было разное музыкальное прошлое. В то время как Джордж был опытным музыкантом, привыкшим к подходу “в какой тональности играем?”, мы, хотя и были хорошими музыкантами, работали лучше всего, когда заранее согласовывали друг с другом, что мы будем делать».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В студии на Эбби-роуд Джон работает над компиляцией своих домашних кассет».